УДК 332.133.6
ББК 65.046.12
Т 83
И.Ю. Туманова,
кандидат экономических наук, старший преподаватель НАН ЧОУ ВО
Академия ИМСИТ, г. Краснодар. Тел.: +7 (962) 874-28-47, e-mail: tumano-
va-76@bk.ru
АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ КЛАСТЕРООБРАЗОВАНИЯ В СУБЪЕКТАХ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА И НАПРАВЛЕНИЙ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
( Рецензирована )
Аннотация. В статье представлены некоторые результаты кластерной политики в регионах, входящих в состав Южного федерального округа, при этом показано, что Ростовская область является безусловным лидером среди этих регионов с точки зрения разработки и практической реализации кластерных инициатив. Указаны основные проблемы, сдерживающие реализацию кластерных инициатив в рамках региональных социально-экономических систем. Показано, что одним из перспективных направлений реализации кластерного подхода является формирование межрегиональных мегакластеров, образуемых комплементарной комбинацией базовых кластеров для нескольких регионов, отраслей.
Ключевые слова: кластер, ядро кластера, кластерная политика, кластерный подход, межрегиональный мегакластер.
I.Yu. Tumanova,
Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer NAN PEE HE The Academy
IMSIT, Krasnodar. Ph.: +7 (962) 874-28-47, e-mail: tumanova-76@bk.ru
CLUSTER FORMATION ANALYSIS IN SUBJECTS OF THE SOUTHERN FEDERAL TERRITORY AND IMPROVEMENT DIRECTIONS
Abstract. The scientific article presents some results of cluster policy in the regions in the Southern Federal Territory. It shows that the Rostov Region is the undisputed leader among these regions in terms of developing and practical implementation of cluster initiatives. The paper reveals the main problems that hamper the implementation of cluster initiatives within the framework of regional social and economic systems. The author draws a conclusion that one of the promising directions for implementing the cluster approach lies in the formation of interregional mega-clusters formed by a complementary combination of base clusters for several regions, industries.
Keywords: cluster, cluster core, cluster policy, cluster approach, interregional mega cluster.
Современные тенденции развития социально-экономических систем регионального уровня фор-
мируют необходимость практического использования принципиально новых форм организации
регионального хозяйства. Ни стабильность экономического развития региональной экономики, ни повышение эффективности ее функционирования уже не могут обеспечиваться при использовании стандартных методов и инструментов, обеспечивающих взаимодействие субъектов хозяйствования на мезоуровне. Именно данное обстоятельство инициирует формирование и развитие новых механизмов экономической интеграции, способных обеспечить достижение мультипликативных и синергетических эффектов. На сегодняшний день среди наиболее эффективных форм организации производительных сил выделяются экономические кластеры в рамках отдельных регионов или территорий.
Практика формирования и развития кластеров показывает, что наибольшего эффекта удается достичь при реализации кластерной политики, воздействующей на главные факторы, определяющие успешность формирования и развития кластеров на региональном уровне [1]. В этой связи практически во всех регионах, входящих в состав Южного федерального округа Российской Федерации, в настоящее время реализуется комплекс инициатив, направленных на формирование сети региональных кластеров.
Так, в Концепции кластерного развития Ростовской области на 2015-2020 годы были определены ключевые цели, принципы и сущность региональной кластерной политики, важнейшие направления и механизмы поддержки процессов формирования и развития кластеров, которые объединяют в единое целое производственный, инновационный, научный и образовательный потенциал, имеющийся у экономических, сервисных, научных и образовательных структур региона.
В рамках данной программы к 2020 году в Ростовской области предполагается формирование
25 кластерных зон, участие в функционировании которых должны принять не менее 150 предприятий, что позволит создать 12 тысяч новых рабочих мест. Для реализации кластерных проектов из внебюджетных источников планируется привлечь более 25 млрд рублей, а ожидаемый экономический эффект должен превысить 370 млрд рублей [2].
Необходимо отметить, что некоторые проекты, разработанные в рамках реализации указанной Концепции, уже получили свое практическое воплощение. Так, в 2015 году был подписан документ о создании инновационно-технологического кластера «Южное созвездие», который будет осуществлять свою деятельность в авиастроительной и космической отраслях, а также в приборостроении. В качестве управляющей компании кластера была определена «Региональная корпорация развития», а точками размещения научных и производственных мощностей -города Ростов-на-Дону, Таганрог и Новочеркасск.
На территории области уже функционирует ряд промышленных кластеров, функционирующих в сферах машиностроения, вертолето-строения, швейного производства. В частности, в рамках кластера машиностроительных технологий на базе производственных мощностей МТЕ КОВОСВИТ MAC организована сборка инновационной станкостроительной продукции. Одной из текущих задач развития кластера является повышение локализации производства, уровень которой в 2018 году должен превысить 90% [3].
В 2014 году был подписан меморандум о создании вертолете-строительного кластера на территории Ростовской области, головным предприятием которого стало ОАО «Роствертол». При этом планируется перенос производственных мощностей данного предприятия из Ростова-на-Дону в Батайск.
В свою очередь, головным предприятием швейного кластера является компания «ВТК групп», а территориальной базой его функционирования избран г. Шахты. Уже созданные там мощности позволяют локализовать производство высокотехнологичных тканей из синтетических волокон. Также в рамках данного кластера планируется организовать производство утеплителей, фурнитуры и красителей.
Концепцией формирования Ростовского кластера инновационного сельхозмашиностроения предусматривается организация производства тракторов с высоким уровнем локализации, самоходных кормоу-борочных и зерноуборочных комбайнов нового поколения, а также комплектующих к ним, новых моделей борон и сеялок и инновационных модификаций почвообрабатывающей техники.
Реализуется также инициатива по созданию в регионе сельскохозяйственных кластеров, в рамках которой в 2015 году было подписано соглашение о создании кластера «Донские молочные продукты». В данном проекте принимают участие межрегиональные ГК «Молвест» и «Степь», а также более тридцати местных компаний.
Кроме того, в регионе ведутся работы по формированию инновационного территориального кластера гражданского морского приборостроения «Морские системы» и кластера информационно-коммуникационных технологий.
Организационно-методическую, информационно-аналитическую и консультационную поддержку работы кластеров и реализации совместных кластерных проектов обеспечивает Центр кластерного развития Ростовской области - структурное подразделение некоммерческого партнерства «Единый региональный центр инновационного развития Ростовской области».
При этом необходимо также отметить инициативы по формированию
кластеров на базе региональных вузов. В частности, в рамках организации XI Международного «Бизнес-форума на Дону» был сформирован ряд инициатив по созданию высокотехнологических кластеров на территории области, которые выглядят следующим образом: биомедицинский кластер (центр кластерного развития - ЮФУ, РГМУ); нанотехно-логический кластер (ЮФУ); экостро-ительный кластер (ДГТУ); кластер космических и оптико-электронных технологий (КП «КВАНТ»); кластер медийных и информационных технологий (ДГТУ, медиагруппа «Южный Регион»); кластер энергосберегающих технологий (ЮРГТУ, ДГТУ); кластер социально-гуманитарных технологий (ИУБиП); кластер индустриальных технологий и приборостроения (ДГТУ, ЮФУ).
На основании всего вышеизложенного можно констатировать, что Ростовская область является безусловным лидером среди регионов Южного федерального округа с точки зрения разработки и практической реализации кластерных инициатив.
В Волгоградской области ведутся работы по формированию инновационного территориального кластера по производству современных строительных материалов и высокочистых химических продуктов на базе Светлоярского и Наримановского месторождений хлористого магния, а также регионального химико-фармацевтического кластера.
Целью формирования первого из вышеназванных кластеров, который был создан в 2013 году и объединил десять участников, является производство строительных магнезиальных материалов, а также реализация разработанных на их основе комплексных конструктивных и отделочных решений, выпуск инновационных высокочистых химических продуктов с учетом оптимальной региональной кооперации поставщиков сырья и научно-исследовательских организаций.
В январе 2013 года было принято Постановление Губернатора Волгоградской области № 57 «Об утверждении Концепции создания химико-фармацевтического кластера на территории Волгоградской области».
Производственное ядро кластера образуют инновационное фармацевтическое предприятие ГУП «Волго-фарм», а также взаимодополняющие предприятия - ЗАО «Европа Биофарм», ОАО «Волжский оргсин-тез», ОАО «Каустик», ОАО «Хим-пром». Кроме этого, в городе Волжском планируется строительство филиала Московского эндокринного завода, который обеспечит выпуск порядка десяти наименований субстанций и двадцати готовых лекарственных форм, в основном антикоагулянтов (средств, препятствующих тромбообразованию).
Научным и образовательным обеспечением функционирования кластера занимаются Волгоградская научная фармакологическая школа, Волгоградский государственный медицинский университет, а также привлеченная к сотрудничеству в рамках кластера Пятигорская государственная фармакологическая академия [4].
Приоритетным направлением для формирования территориально-отраслевых кластеров на территории Калмыкии было определено мясное скотоводства, а основной производимой продукцией - высококачественная экологически чистая говядина (т.н. «мраморное мясо»). В рамках реализации указанного проекта была сформирована рабочая группа по созданию территориально-отраслевого кластера по развитию мясного скотоводства.
В 2016 году Роспатентом был зарегистрирован товарный знак «Калмыцкое мясо», продвижение которого определено в качестве одного из важнейших направлений политики республики. Другая известная инициатива местных властей ориентирована на
формирование т.н. «мясного пояса России». При этом в Калмыкии уже открыт один мясокомбинат, идет подготовка к сдаче в эксплуатацию второго. Сметная стоимость проекта составляет 5 млрд руб., из которых 3 млрд приходится на кредиты российских банков, а остальные средства предполагают вложить крупные производители и экспортеры мясной продукции. Производственные мощности кластера позволят ежегодно производить порядка 20 тыс. тонн мяса и мясопродуктов [5].
Также на уровне Правительства республики согласован проект автотуристического кластера «Путешествие в страну Бумба», создание которого предусматривает, в частности, строительство оздоровительного центра в Элисте, паломнического комплекса и нового этноцентра в Малодербетовском районе.
Впервые проблема формирования кластеров в крупнейшем субъекте Южного федерального округа, которым является Краснодарский край, была обозначена в Концепции региональной политики развития малого предпринимательства в 2005-2006 гг., где в качестве перспективных направлений для их создания указывались агропромышленная, туристическая, транспортная и образовательная сферы [6]. При этом никаких сколь-нибудь существенных шагов в направлении их создания совершено не было.
Позднее основой для развития территориально-производственных кластеров в Краснодарском крае была избрана концепция создания сети промышленных парков. В частности, предполагалось, что они будут образованы в гг. Краснодаре и Армавире. Рассматривались также многочисленные проекты создания зернового и винодельческого кластеров в рамках регионального АПК. Однако основным направлением реализации кластерных инициатив на территории Краснодарского края стала туристская сфера.
В рамках реализации постановления Правительства РФ № 833 от 14 октября 2010 года «О создании туристического кластера в СевероКавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея» были созданы и объединены в туристический кластер туристско-рекреационные особые экономические зоны, в том числе на территории Апшеронского района Краснодарского края.
Федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» предусмотрено создание на территории Краснодарского края туристско-рекреационного кластера «Абрау-Утриш» (гг. Новороссийск и Анапа). В этой связи осуществляется реализация мероприятий по созданию объектов туристской и обеспечивающей инфраструктуры в рамках создаваемого кластера. Завершение реализации инвестиционных проектов запланировано на 2018 год [7].
Прорабатывается вопрос о включении в перечень мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» мероприятия по созданию автотуристского кластера «Можжевеловая роща» в Геленджике. Кроме того, несомненным потенциалом для формирования туристско-рекреационного кластера в контексте использования как природно-климатического потенциала, так и большой совокупности объектов олимпийского наследия обладает территория Большого Сочи.
Также в настоящее время рассматривается идея создания т.н. «Сочинской инновационной долины», поддержанная на уровне Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и администрации Краснодарского края. Реализация данного проекта ориентирована на формирование условий для интеграции возможностей отечественных
ученых и специалистов в области 1Т-технологий и бизнес-сообщества в целях реализации совместного поиска новаторских идей и запуска инновационных проектов [8].
Наличие значительных агро-продовольственных, туристско-рекреационных и минеральных ресурсов в периферийных муниципальных образованиях Республики Адыгея является наиболее значимой ее особенностью, определяющей перспективы регионального развития. В зонах пространственной локализации указанных ресурсов возникает реальная возможность реализации инструментов кластерной политики.
В рамках данного подхода действующая стратегия регионального развития предполагает целесообразность формирования ряда территориальных кластеров, направленность развития которых была произведена на основе оценки природного и ресурсного потенциала республики.
Реализацию кластерного подхода предполагается осуществлять путем формирования нескольких зон территориального развития туристско-рекреационной, агропромышленной и строительной направленности. Так, в рамках туристско-рекреационного направления предлагается строительство специализированного парка в горной части Адыгеи. Проект создания данной зоны, который планируется завершить к 2019 году, имеет общую стоимость 7,6 млрд рублей.
Формирование агропромышленной зоны подразумевает создание в Шовгеновском районе парка, специализирующегося на выращивании крупного рогатого скота молочного и мясного направления. Агропромышленный парк планируется создать также в Кошехабльском районе, где будут построены тепличный комплекс по выращиванию овощной продукции площадью 30 га, хладокомбинат, а также ферма по выращиванию крупного рогатого
скота молочного и мясного направления на 2400 голов в комплексе с молокозаводом и заводом по переработке мяса.
Третье направление - строительное - будет развиваться в столице Адыгеи Майкопе и поселке Каменномостском. В Каменномост-ском будет построено пять заводов, в Майкопе - три завода. Данные заводы будут заниматься производством металлопластиковых и полиэтиленовых труб, изготовлением железобетонных изделий, переработкой мусора и т.д. [9].
Для привлечения инвестиций в экономику резидентам зон территориального развития предоставляется господдержка в разнообразных формах.
В Астраханской области реализуется проект по созданию туристско-рекреационного кластера «Астраханский», финансирование которого осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма (2013-2020 годы)». В частности, в 2015 году на реализацию проекта по созданию данного кластера было выделено более 250 млн руб., в том числе 70 млн руб. - из федерального бюджета, 21 млн руб. - из регионального бюджета, 160 млн руб. - из внебюджетных источников [10]. При этом имеющийся у области потенциал открывает возможность значительно увеличить развитие сфер рекреационного, спортивного, яхтенного, экологического, познавательного, событийного, лечебно-оздоровительного и других видов туризма, позволяющих диверсифицировать туристскую отрасль региона, ориентированную, прежде всего, на развитие рыболовно-охотничьего направления. С целью оказания помощи в поиске направлений реализации данного потенциала в 2011 году был создан Центр кластерного развития Астраханской области, являющийся инфраструктурным ядром развития туристского кластера.
Наконец, в самом молодом субъекте Южного федерального округа - Республике Крым - предполагается создать шесть туристических кластеров, которые разместятся на территории городов Саки, Евпатория и Бахчисарай, пос. Коктебель, с. Оленевка, а также у озера Чо-крак [11].
Что касается развития кластерных инициатив в других сферах территориального развития, то отметим, что Правительство Республики Крым и Черноморская агропромышленная компания подписали инвестиционное соглашение о создании на северо-востоке полуострова птицеводческого комплекса производительностью 50 тыс. тонн мяса птицы в год, который станет частью многопрофильного Черноморского мясного кластера. Создание свиноводческого комплекса на 50 тыс. животных (4,5 тыс. т мяса в год) станет вторым этапом реализации данного проекта. Позднее планируется возведение ферм на 2 тыс. голов КРС, а также мясоперерабатывающего комплекса мощностью 45 тыс. т продукции в год [12].
Также Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» и Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий объявили о создании 1Т-кластера в Крыму, который должен быть сформирован по образцу Кремниевой долины.
Подводя итоги проведенного исследования, следует указать на то, что абсолютное большинство проектов по формированию кластеров в большинстве регионов Южного федерального округа либо не реализованы до конца, либо находятся на стадии проектирования.
Среди основных проблем, сдерживающих реализацию кластерных инициатив в рамках региональных социально-экономических систем, можно выделить следующие:
- недостаточное кадровое обеспечение данного процесса;
- низкая восприимчивость экономических субъектов к инновациям;
- проблемы в развитии инженерной и транспортной инфраструктуры;
- неразвитость информационных коммуникаций между потенциальными участниками кластерных объединений.
В данном контексте ключевой целью реализации кластерной политики на региональном уровне должны стать инициация и стимулирование реализации кластерных инициатив, в том числе и на межрегиональном уровне, а также обеспечение условий для дальнейшего развития сформировавшихся кластеров.
Одним из перспективных направлений реализации подобного подхода является формирование межрегиональных мегакластеров, образуемых комплементарной комбинацией кластеров, базовых для нескольких регионов отраслей, позволяющих обеспечить реализацию сложных мегапроцессов межрегионального уровня, конечным результатом которых является выпуск общего конкурентоспособного продукта. При этом инфраструктурные единицы, обслуживающие мегакластер и взаимодействующие в рамках получения специфичного конечного продукта, формируют один или несколько инфраструктурных кластеров.
Формирование мегакластера в рамках экономического пространства ЮФО должно быть обеспечено необходимой инфраструктурой, что в рамках округа наиболее реализуемо в таких отраслях, как сельское хозяйство, пищевая промышленность, лесопромышленный комплекс, производство строительных материалов, туризм. Весьма перспективным представляется также создание межрегиональных кластеров, ориентированных на производство инновационной продукции с целью повышения удельного
веса, обеспечиваемого в структуре ВРП выпуском конкурентоспособных товаров и услуг, для которых характерна высокая доля добавленной стоимости.
При этом реализация мегакла-стерного подхода предполагает формирование сетей кластеров с установлением прочных межкластерных связей. Например, можно отметить успешный опыт функционирования немецкого мегакластера, получившего наименование «Силиконовой долины XXI века», который формируют Мюнхен (кластер биотехнологий), Гамбург (кластер телекоммуникаций и мультимедийных технологий) и Дрезден (кластер по производству микросхем и полупроводников).
В частности, Л.В. Иваненко представляет подобную сеть следующим образом (рис. 1).
Реализация кластерной политики в регионах ЮФО, по нашему мнению, может осуществляться либо на базе стратегии посредничества, предполагающей избрание органами регионального управления вектора, направленного на стимулирование условий для развития кооперации и налаживание взаимодействия между потенциальными резидентами мегакластеров, либо стратегии стимулирования спроса, предполагающая обеспечение трансфера технологий и размещение государственных заказов в рамках данных межрегиональных структур.
Активизация процессов создания и развития кластеров и мегакластеров предполагает усиление роли в этих процессах территориальных органов власти и управления, которые заинтересованы в повышении эффективности регионального развития и межрегионального взаимодействия. В ряде случаев указанные процессы подразумевают реализацию крупномасштабных проектов, иногда их реализация требует значительно меньших усилий. При этом вследствие высокой
Рис. 1. Модель формирования межрегионального мегакластера [13]
роли инфраструктуры в обеспечении реализации кластерных проектов методы селективной поддержки уступают лидирующие позиции
мероприятиям, направленным, главным образом, на обеспечение формирования кластерной и мега-кластерной инфраструктуры.
Примечания:
1. Задорожнева Ю.В. Условия и факторы реализации региональной социально-экономической политики (теоретический аспект) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Экономика. Управление. Право. 2011. № 1. С. 29.
2. Ростовская область множит кластеры. URL: yugtimes.com/events/ country/5339.
3. Мищенко К.Н. Перспективы создания и развития станкостроительного кластера в Ростовской области // Образование и наука в современных условиях. 2015. № 4. С. 316.
4. Мишура H.A. Кластерная форма организации как способ развития им-портозамещения в фармацевтическом секторе экономики региона // Экономика, социология и право. 2016. № 12. С. 49.
5. Агропромышленный кластер в Калмыкии. URL: https://professionali.ru/ Soobschestva/selskoe_xozyajstvo/agropromyshlennyj-klaster-v-kalmykii.
6. Бочкова Е.В., Кузнецова Е.Л. Проблемы формирования кластерных структур региональной инновационной системы // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 8. С. 165.
7. Авдеева Т.Т., Курузова М.Р. Формирование механизма управления туристским кластером в Краснодарском крае // Теория и практика общественного развития. 2015. № 4. С. 46.
8. Берген О.В. «Сочинская инновационная долина»: море идей на берегу моря // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2016. № 3. С. 23.
9. Адыгея сможет создать зону территориального развития. URL: http:// adygvoice.ru/newsview.php?uid=10877.
10. Артамонова Ю.С., Салихов Р.У., Файзиев P.M. Направления развития туристического кластера Астраханской области // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. С. 18.
11. В Крыму будут развивать шесть туристических кластерных территорий. URL: http://crimea.ria.ru/economy/20150418/326570.html.
12. В Крыму появится мясной кластер. URL: http://www.agroinvestor.ru/ regions/news/27044-v-krymu-poyavitsya-myasnoy-klaster.
13. Иваненко JI.B. Управление регионом на основе концепции межкластерной организации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Оренбург, 2008. С. 25.
References:
1. Zadorozhneva Yu.V. Conditions and factors for the implementation of regional socio-economic policy (theoretical aspect) // Izvestiya Saratov University. Ser. Economics. Control. Right. 2011, No. 1. P. 29.
2. The Rostov Region multiplies clusters. URL: yugtimes.com/events/ country/5339.
3. Mishchenko, K.N. Prospects for the creation and development of a machinetool cluster in the Rostov region // Education and science in the modern conditions. 2015. No. 4. P. 316.
4. Mishura N.A. Cluster form of organization as a way of development of import substitution in the pharmaceutical sector of the region's economy // Economics, sociology and law. 2016. No. 12. P. 49.
5. Agroindustrial cluster in Kalmykia. URL: https://professionali.ru/Soob-schestva/selskoe_xozyajstvo/agropromyshlennyj-klaster-v-kalmykii.
6. Bochkova E.V., Kuznetsova E.L. Problems of formation of cluster structures of regional innovation system // The Bulletin of the Irkutsk State Technical University. 2012. No. 8. P. 165.
7. Avdeeva T.T., Kuruzova M.R. Formation of the tourist cluster management mechanism in the Krasnodar Territory // Theory and practice of social development. 2015. No. 4. P. 46.
8. Bergen O.V. "Sochi Innovation Valley": a sea of ideas on the seashore // Economic and socio-humanitarian studies. 2016. No. 3. P. 23.
9. Adyghea will be able to create a zone of territorial development URL: http:// adygvoice.ru/newsview.php?uid=10877.
10. Artamonova Yu.S., Salikhov R.U., Faiziev R.M. Directions of development of tourist cluster of the Astrakhan region // Modern scientific researches and innovations. 2015. No. 2. P. 18.
11. Six tourist cluster territories will be developed in Crimea. URL: http:// crimea.ria.ru/economy/20150418/326570.html.
12. There will be a meat cluster in Crimea/ URL: http://www.agroinvestor.ru/ regions/news/ 27044-v-krymu-poyavitsya-myasnoy-klaster.
13. Ivanenko L.V. Management of the region on the basis of the concept of a megacluster organization: the author's abstract of the dis. ... cand. econ. sciences. Orenburg, 2008. P. 25.