ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЯМИ
УДК 006:316:33
АНАЛИЗ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОГО КОНТИНУУМА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЯХ
Михаил Абрамович Креймер
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат экологических наук, доцент кафедры экологии и природопользования СГГА, тел. (383)346-49-31, e-mail: maksib@ngs.ru
Предложена методика сравнительного анализа государств по показателям «пространство» и «время». Для 165 государств определена роль численности населения и площади в создании валового внутреннего продукта.
Ключевые слова: пространственно-временной континуум, валовой внутренний продукт.
ANALYSIS OF TIME-SPACE CONTINUUM IN SOCIAL-AND- ECONOMIC PHENOMENA
Mikhail A. Kreymer
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph.D., Assoc. Prof, of the department of ecology and nature management SSGA, tel. (383)346-49-31, e-mail: maksib@ngs.ru
The methods of the states comparative analysis by time and space indices are offered. The role of the state population size and area for the gross domestic product formation has been determined for 165 states.
Key words: time-space continuum, gross domestic product.
При управлении социально-экономическими процессами используется большое количество абсолютных признаков. Сами абсолютные величины зависят от площади изучаемой территории, количества проживающего на ней населения и длительности управляемых процессов. В гигиенических и медицинских явлениях они характеризуют патологическую пораженность, в социальных и экономических явлениях - социальную и экономическую активность населения, в экологических явлениях - деятельность общества в процессе техногене-
113
Экономика и управление территориями
за. В анализе проводится их сопоставление между собой и нахождение пропорциональности, прямой или обратной зависимости.
Изучение закономерностей в естественных науках отличается от исследований в общественных науках, использующих идеологию мейнстрима. Все физические явления совершаются в пространстве и во времени, именуемыми континуумом, который, по Р. Пенроузу [1, с. 18], может быть отмечен в качестве пяти типов: по Аристотелю, Галилею, Ньютону, Минковскому и Эйнштейну. Это базовые положения о метрике и возможном математическом аппарате исследований, позволяющие получать выводы, адекватные территории и ее жителям. Пространственно-временной континуум, по И. Канту [2, с. 51], формируется человеком посредством внутреннего созерцания времени и внешнего созерцания пространства. Понятие и критерии пространства и времени «используются до опыта», исходя из сущности изучаемых явлений, позволяют находить фундаментальные закономерности, однако, зависят, по И. Канту, от нашего созерцания.
В социально-экономических явлениях под пространством рассматривается площадь территории государства, созданная в результате объединения народов и внешнего расширения границ. Площадь государства имеет конкретные значения в определенном интервале времени. Время, как внутренний параметр человека, может измеряться в виде численности населения общества. Индивидуальная продолжительность жизни человека в обществе суммируется и с учетом смены поколений представляет второй показатель.
Так как все эти показатели являются субъективными, то они представлены в виде одной значимой цифры и разряда степени, характеризующего социально-экономическое положение каждого государства. В анализе больших чисел можно сравнивать только разряды степеней. Цифра, стоящая впереди степени, может колебаться как в результате неточности измерений, так и политической конъюнктуры рынка. В таблице приведены: расчетная величина валового внутреннего продукта (ВВП), постоянная величина - площадь государства и переменная величина - численность населения. Показатели 165 государств характеризовались размахом степеней по площади от 10 до 10 , по численности населения - от 104 до 109 и ВВП - от 108 до 1013. Чаще всего встречались уровни по разрядам: для площади 9-10; для численности населения - 6-7 и для ВВП - 10.
Таблица
Основные экономические и демографические показатели по странам мира
Г осударство, 2003 г. Валовой внутренний продукт, долл. Площадь страны, м2 Численность населения, чел.
США (7, G20, ЗМ) 11013 11012 3108
Китай (G20, БРИК) 51012 11012 ГЮ
Индия (G20, БРИК) 31012 31011 ГЮ
Япония (7, G20, ЗМ) 31012 41010 П0
Г ермания (7, G20, ЗМ) 21012 41010 810
114
Экономика и управление территориями
Россия (G20, БРИК) 11012 2'1012 1'108
Бразилия (G20, БРИК) 11012 91011 2108
Франция (7, G20, ЗМ) 11012 61010 67'ш7
Италия (7, G20, ЗМ) 11012 3'1010 67'ш7
Великобритания (7, G20, ЗМ) 11012 2'1010 610
Мексика (G20) 91011 2'Ю11 П0
Канада (7, G20, ЗМ) 81011 1'1012 3 107
Испания (ЗМ) 81011 5'1010 4107
Южная Корея (G20) 7'10п 1'1010 5Ю
Индонезия (G20) 61011 2'Ю11 2108
Эфиопия 61011 11011 Ош7
Австралия (G20, ЗМ) 51011 81011 2107
ЮАР (G20, БРИК) 51011 11011 4107
Турция (G20) 41011 81010 Ош7
Т аиланд 41011 5'1010 67'ш7
Аргентина (G20) 41011 31011 4107
Польша (G20, ЗМ) 41011 3'1010 4107
Иран 41011 2'Ю11 7'107
Нидерланды (G20, ЗМ) 41011 4109 2107
Египет 31011 11011 Ош7
Колумбия 31011 11011 4107
Саудовская Аравия (G20) 31011 2'Ю11 2107
Филиппины 31011 3'1010 8Ю
Пакистан 31011 81010 П0
Алжир 2'10п 2'Ю11 3Ю
Бангладеш 2'Ю11 11010 1'108
Украина 2'Ю11 6'1010 5Ю
Швеция (G20, ЗМ) 2'Ю11 41010 9106
Вьетнам 2'Ю11 3'1010 8Ю
Малайзия 2'Ю11 3'1010 3Ю
Греция (G20, ЗМ) 2'Ю11 1'1010 Ш7
Португалия (G20, ЗМ) 2'Ю11 9109 Ш7
Австрия (G20, ЗМ) 2'Ю11 §Ю 8Ю
Швейцария 2'Ю11 4'109 7'106
Дания (G20, ЗМ) 2'Ю11 4109 5106
Китай - Г онконг 2'Ю11 П0 7'106
Чили 11011 81010 2107
Финляндия (G20, ЗМ) 11011 3'1010 5106
Норвегия 11011 3'1010 5106
Румыния (G20, ЗМ) 11011 2'1010 2107
Бельгия (G20, ЗМ) 31011 3'109 Ш7
Перу 11011 11011 3Ю
Чешская Республика (G20, ЗМ) 11011 §Ю Ш7
Марокко 11011 41010 3Ю
Венесуэла 11011 91010 3Ю
115
Экономика и управление территориями
Нигерия 11011 91010 1108
Венгрия (G20, ЗМ) 11011 9109 Г7Ю
Израиль (ЗМ) 11011 2109 7106
Ирландия (G20, ЗМ) 11011 7109 4106
Сингапур 11011 6710 4106
Казахстан 91010 31011 Г7Ю
Беларусь 81010 23010 1107
Судан 7-1010 31011 4107
Новая Зеландия (ЗМ) 7'1010 3-1010 4106
Пуэрто-Рико 7'1010 9108 4106
Узбекистан 61010 41010 эТЮ
Сирия 61010 2-1010 2107
Тунис 61010 2-1010 ГТЮ
Шри-Ланка 61010 7109 2107
Доминиканская Республика 61010 5109 9106
Словакия (G20, ЗМ) 61010 5710 5106
Г ватемала 5 • 1010 11010 ГТЮ
Болгария (G20, ЗМ) 51010 11010 8106
Кувейт 5 • 1010 2109 2106
Конго (Демократическая Рес-публ.) 41010 21011 6107
Эквадор 41010 3-1010 Г7Ю
Уганда 41010 2-1010 37W
Гана 41010 2-1010 2107
Хорватия 41010 6710 4106
Коста-Рика 41010 5109 4106
Кения 3-1010 61010 37W
Зимбабве 3-1010 41010 Г7Ю
Парагвай 31010 41010 6106
Уругвай 31010 2G010 3 106
Оман 3-1010 2-1010 3 106
Непал 3-1010 11010 37107
Литва (G20, ЗМ) 3-1010 7109 4106
Словения (G20, ЗМ) 3-1010 2109 2106
Сальвадор 3-1010 2109 7106
Ангола 2-1010 11011 T7W
Боливия 21010 11011 9106
Т анзания 21010 91010 4107
Мозамбик 2-1010 81010 2107
Кот-д’Ивуар (Берег Слоновой Кости) 21010 33010 2107
Камерун 21010 5 • 1010 2107
Туркменистан 21010 5 • 1010 6106
Камбоджа 2-1010 2-1010 Г7Ю
Сенегал 21010 2-1010 Г7Ю
116
Экономика и управление территориями
Г винея 21010 2-1010 9106
Г ондурас 2-1010 11010 7106
Азербайджан 21010 9109 8106
Иордания 21010 9109 6106
Панама 2-1010 8ТЮ 3 106
Латвия (G20, ЗМ) 2-1010 6710 2106
Босния и Г ерцеговина 21010 5109 4106
Ливан 2-1010 1109 4106
Кипр (G20, ЗМ) 2-1010 9108 97Ю
Люксембург G20, ЗМ) 21010 3108 5ТЮ
Нигер 11010 11011 Г7Ю
Чад 11010 11011 9106
Намибия 11010 81010 2106
Ботсвана 11010 61010 2106
Мадагаскар 11010 61010 2107
Йемен 11010 5 • 1010 2107
Папуа-Новая Г винея 11010 5 • 1010 6106
Буркина-Фасо 11010 3Я010 1107
Киргизия 11010 2Я010 5106
Грузия 11010 7109 5106
Эстония (G20, ЗМ) 11010 бЮ Г7Ю
Руанда 11010 3 109 87Ю
Гаити 11010 3 109 87^
Молдова 11010 3 109 4106
Албания 11010 3 109 3 106
Македония 11010 3 109 2106
Тринидад и Тобаго 11010 5108 Г7Ю
Маврикий 11010 2108 Г7Ю
Бахрейн 11010 77^ 77^
Мали 9109 11011 Г7Ю
Исландия 9109 11010 37^
Лаос 9109 2-1010 6106
Того 9109 67Г05 5106
Армения 9109 3 109 3 106
Ямайка 9109 Ы05 3 106
Китай - Макао 9109 2106 4105
Замбия 8710 81010 Г7Ю
Т аджикистан 87Ю 11010 7106
Малави 7109 11010 Г7Ю
Бенин 7109 11010 7106
Габон 7109 3-1010 Г7Ю
Мавритания 67109 11011 3 106
Полинезия франц. 6710 4108 2105
Центрально-Африканская Республика 5109 61010 4106
117
Экономика и управление территориями
Эритрея 5Л09 11010 о О
Лесото 570 3 109 2106
Свазиленд 570 2109 1710
Новая Каледония 570 2109 2105
Багамские острова 570 170 3710
Барбадос 570 4107 3710
Мальта (G20, ЗМ) 570 3 107 4105
Бурунди 4109 3 109 6106
Монголия 4109 2-1011 3 106
Г айана 3 109 2'1010 810
Конго 3 109 3-1010 4106
Сьерра-Леоне 3 109 7109 6106
Гамбия 3 109 170 2106
Капе Ведре (острова Зеленого Мыса) 3 109 1109 5105
Фиджи 4109 2109 910
Джибути 2109 2109 7710
Белиз 2109 2109 3710
Соломоновы острова 170 3 109 810
Г винея-Бисау П0 4109 1710
Западное Самоа 170 3108 2105
Коморские острова 170 2108 6710
Сент-Люсия 170 6107 2710
Антигуа и Барбуда 170 4107 1710
Вануату 6108 1109 2710
Гренада 6108 3 107 1710
Доминика 5108 810 1710
Сент-Винсент и Гренадины 5108 4107 1710
Сент-Кристофер и Невис 5108 4107 5710
Монако (ЗМ) 3 104
Андорра (ЗМ) 810
Ватикан (ЗМ) 9102
Примечание.
Исходные данные для расчета: электронная версия бюллетеня «Население и общество» Института демографии Государственного университета «Высшей школы экономики» от 18 июня - 1 июля 2007 (www.demoscope.ru).
7 - страны-лидеры западного мира, отличающиеся наибольшими масштабами экономической и политической деятельности.
G20 - индустриальные страны, представляющие 90 % мирового валового национального продукта, 80 % мировой торговли (включая торговлю внутри ЕС) и две третьих населения мира.
БРИК - наиболее быстро развивающиеся крупные страны.
ЗМ - золотой миллиард, население развитых стран с достаточно высоким уровнем жизни в условиях ограниченности ресурсов.
118
Экономика и управление территориями
Если платформой для эффективного роста ВВП считать численность населения и площадь государства, то сравнение разрядов этих показателей позволяет сделать следующие выводы. В США на 1 метр квадратный приходится 10 долларов, а на 1 жителя - 100 000 долларов. В России эти пропорции составляют 1 доллар на 1 метр квадратный и 10 000 долларов на человека. Поэтому сопоставление ВВП с численностью населения будет свидетельствовать об эффективности производительной силы труда, а ВВП с площадью - об эффективности освоения территории.
Вклад площади государства в рост ВВП
Наилучшее продвижение ВВП (1011) относительно занимаемой площади (10 ) у Сингапура. Экономика Гонконга, Макао (Китай) и Бахрейна с 6-8 разряда по площади и с 4-6 по численности обеспечила подъем до 9-11 разряда по ВВП, т. е. на три-четыре порядка. Эти страны не входят в число развитых 7 стран, G20, БРИК и ЗМ. Следующие государства относительно своей площади поднялись на два разряда по величине ВВП: Германия, Великобритания, Франция, Италия (10 ), Швейцария, Австрия, Дания, Израиль, Ирландия, Люксембург, Кипр, Япония, Нидерланды, Бельгия, Португалия, Чешская Республика, Венгрия (1011), Пуэрто-Рико, Маврикий, Тринидад и Тобаго, Мальта, Барбадос, Сент-Люсия, Антигуа и Барбуда (1010).
На один разряд относительно своей площади поднялись следующие государства по величине ВВП: США (10 ), Индия, Бразилия (10 ), Испания, Корея Южная, Турция, Таиланд, Польша, Филиппины, Пакистан, Швеция, Украина, Малайзия, Греция, Вьетнам, Бангладеш, Норвегия, Финляндия, Венесуэла, Чили, Румыния, Марокко, Нигерия (1011), Словакия, Доминиканская Республика, Шри-Ланка, Кувейт, Коста-Рика, Хорватия, Словения, Сальвадор, Литва, Босния и Герцеговина, Азербайджан, Иордания, Ливан, Латвия, Панама, Гаити, Эстония, Македония, Грузия, Албания, Руанда, Молдова (1010).
Для приведенных ниже государств разряды площади и ВВП совпадают, что свидетельствует о низкой роли экономики, которая формируется за счет природно-ресурсного фактора: Китай и Россия при величине ВВП, равной 10 , Мексика, Индонезия, Австралия, ЮАР, Аргентина, Иран, Саудовская Аравия, Колумбия, Египет, Алжир, Перу (1011), Белоруссия, Новая Зеландия, Узбекистан, Тунис, Сирия, Болгария, Гватемала, Гана, Эквадор, Уганда, Парагвай, Уругвай, Оман, Непал, Кения, Зимбабве, Туркменистан, Гондурас, Гвинея, Камерун, Кот-д’Ивуар (Берег Слоновой Кости), Камбоджа, Танзания, Мозамбик, Сенегал, Намибия, Папуа-Новая Гвинея, Киргизия, Ботсвана, Буркина-Фасо, Йемен, Мадагаскар (1010).
Имеется ряд государств, где ВВП по разряду на порядок меньше площади страны. К таким государствам относятся: Канада (1011), Казахстан, Судан, Эфиопия, Конго (Дем. Респ.), Боливия, Ангола, Чад, Нигер (1010). У Мавритании, Монголии и Мали ВВП (109) на два порядка ниже площади страны.
119
Экономика и управление территориями
Вклад численности населения в рост ВВП
Наибольшую роль человеческий фактор играл в следующих странах: США
13 12
при ВВП 10 , Германия, Франция, Великобритания (10 ), Швеция, Австрия, Швейцария, Китай - Гонконг, Израиль, Дания, Финляндия, Норвегия, Сингапур, Ирландия (1011), Кипр, Бахрейн, Люксембург (1010).
Больше всего государств характеризовалось тем, что ВВП по разряду в 4 раза больше, чем значение разряда численности населения. К ним, с учетом ВВП, относятся: Бразилия, Россия, Япония (10 ), Филиппины, Вьетнам, Египет, Турция, Иран, Таиланд, Корея Южная, Украина, Колумбия, ЮАР, Испания, Польша, Аргентина, Алжир, Канада, Марокко, Перу, Венесуэла, Малайзия, Саудовская Аравия, Румыния, Австралия, Нидерланды, Чили, Греция, Бельгия, Португалия, Чешская Республика, Венгрия (1011), Чад, Гвинея, Доминиканская Республика, Боливия, Руанда, Азербайджан, Гаити, Болгария, Гондурас, Сальвадор, Парагвай, Туркменистан, Иордания, Папуа-Новая Гвинея, Словакия, Киргизия, Г рузия, Хорватия, Молдова, Коста-Рика, Ливан, Новая Зеландия, Пуэрто-Рико, Босния и Г ерцеговина, Литва, Уругвай, Албания, Панама, Оман, Кувейт, Латвия, Македония, Словения, Намибия, Ботсвана, Эстония, Тринидад и Тобаго, Маврикий (1010).
ВВП по разряду в 3 раза больше, чем величина разряда численности населения, была в следующих странах: Китай и Индия (10 ), Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Мексика (1011), Эфиопия, Конго (Дем. Респ.), Судан, Танзания, Кения, Узбекистан, Уганда, Непал, Г ана, Йемен, Шри-Ланка, Сирия, Мозамбик, Кот-д’Ивуар (Берег Слоновой Кости), Мадагаскар, Камерун, Казахстан, Буркина-Фасо, Ангола, Эквадор, Зимбабве, Камбоджа, Гватемала, Нигер, Сенегал, Беларусь, Тунис (1010).
Метод ранжирования государств по уровню роста ВВП и устойчивости экономики
Для ранжирования государств по уровню роста ВВП и устойчивости экономики можно использовать следующие показатели:
Суммарный рост ВВП = (разряд ВВП - разряд площади) + (разряд ВВП -разряд численности населения).
Устойчивость экономики = (разряд ВВП - разряд площади) - (разряд ВВП -разряд численности населения).
Наивысший суммарный рост ВВП по данным 2003 г. был в Сингапуре, Ки-тае-Г онконг и Бахрейне.
Высокий суммарный рост ВВП, за счет площади на 2 разряда и по численности на 5 разрядов установлен в следующих государствах (7,3 % от рассматриваемого списка): Австрия (G20, ЗМ), Великобритания (7, G20, ЗМ), Германия (7, G20, ЗМ), Дания (G20, ЗМ), Израиль (ЗМ), Ирландия (G20, ЗМ), Италия (7, G20, ЗМ), Кипр (G20, ЗМ), Китай - Макао, Люксембург (G20, ЗМ), Франция (7, G20, ЗМ), Швейцария. Большинство этих стран вправе относиться к клубу 7 и G20.
120
Экономика и управление территориями
На третьем месте по суммарному росту ВВП за счет площади (на 2 разряда) и численности населения (на 4) установлены следующие государства (9,1 %): Нидерланды (G20, ЗМ), Португалия (G20, ЗМ), Бельгия (G20, ЗМ), Чешская Республика, Венгрия (G20, ЗМ), Пуэрто-Рико, Тринидад и Тобаго, Маврикий, Барбадос, Мальта (G20, ЗМ), Сент-Люсия, Антигуа и Барбуда, Швеция (G20, ЗМ), Финляндия (G20, ЗМ), Норвегия. В последних 3 государствах рост экономики преимущественно за счет численности населения.
На четвертом месте по суммарному росту ВВП за счет площади (на 1 разряд) и численности населения (на 4) установлены следующие государства (25,4 %): США (7, G20, ЗМ), Бразилия (G20, БРИК), Испания (ЗМ), Южная Корея ^20),Турция (G20), Таиланд, Польша (G20, ЗМ), Филиппины, Украина, Вьетнам, Малайзия, Греция (G20, ЗМ), Чили, Румыния (G20, ЗМ), Марокко, Венесуэла, Доминиканская Республика, Словакия (G20, ЗМ), Кувейт, Хорватия, Коста-Рика, Литва (G20, ЗМ), Словения (G20, ЗМ), Сальвадор, Азербайджан, Иордания, Панама, Латвия (G20, ЗМ), Босния и Герцеговина, Ливан, Грузия, Эстония (G20, ЗМ), Руанда, Гаити, Молдова, Албания, Македония, Полинезия франц., Западное Самоа, Коморские острова, Сент-Кристофер и Невис, Киргизия. При этом экономика США и Киргизии различается по ВВП на 3 разряда, площади и численности населения на 2.
На пятом месте по суммарному росту ВВП преимущественно за счет численности населения (на 4 разряда) установлены следующие государства (23 %): Япония (7, G20, ЗМ), Индия (G20, БРИК), Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Шри-Ланка, Гренада, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, Россия (G20, БРИК), Эфиопия, Австралия (G20, ЗМ), ЮАР (G20, БРИК), Аргентина (G20), Иран, Египет, Колумбия, Саудовская Аравия (G20), Алжир, Перу, Новая Зеландия (ЗМ), Болгария (G20, ЗМ), Парагвай, Уругвай, Оман, Туркменистан, Гвинея, Гондурас, Намибия, Ботсвана, Папуа-Новая Гвинея, Новая Каледония, Багамские острова, Капе Ведре (острова Зеленого Мыса), Фиджи, Джибути, Белиз, Соломоновы острова. При этом экономики Японии и России не различаются по ВВП и численности населения по уровню разрядов, но различаются по площади государств на 2 разряда.
Об устойчивости экономики может свидетельствовать нулевая разность между приростом ВВП за счет площади и численности населения. Она характерна для Сингапура, Китай - Макао и Японии. К устойчивой экономике можно отнести следующие государства: Антигуа и Барбуда, Бангладеш, Барбадос, Бахрейн, Бельгия (G20, ЗМ), Венгрия (G20, ЗМ), Гренада, Доминика, Индия (G20, БРИК), Китай - Гонконг, Маврикий, Мальта (G20, ЗМ), Нигерия, Нидерланды (G20, ЗМ), Пакистан, Португалия (G20, ЗМ), Пуэрто-Рико, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Чешская Республика, Шри-Ланка.
Наиболее высокий уровень неустойчивости по данной методике устанавливается при высокой разности между источниками формирования ВВП в следующих государствах: Боливия, Гайана, Исландия, Казахстан, Канада (7, G20,
121
Экономика и управление территориями
ЗМ), Киргизия, Мавритания, Монголия, Чад. Такое положение обусловлено тем, что площадь по величине до 2 порядков ниже ВВП, который формируется за счет численности населения.
Другой уровень неустойчивости складывается в государствах, где площадь соразмерна с ВВП, а доходная часть ВВП формируется только численностью населения: Австралия (G20, ЗМ), Алжир, Аргентина (G20), Багамские острова, Белиз, Болгария (G20, ЗМ), Ботсвана, Гвинея, Гондурас, Джибути, Египет, Иран, Капе Ведре (острова Зеленого Мыса), Колумбия, Намибия, Новая Зеландия (ЗМ), Новая Каледония, Норвегия, Оман, Папуа-Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Россия (G20, БРИК), Саудовская Аравия (G20), Соломоновы острова, Туркменистан, Уругвай, Фиджи, Финляндия (G20, ЗМ), Швеция (G20, ЗМ), Эфиопия, ЮАР (G20, БРИК).
Экономическая общность семи стран-лидеров по росту ВВП
Семь стран-лидеров с наибольшими масштабами экономической и политической деятельности характеризовались следующими закономерностями роста ВВП, который составляет от 10 (Канада) до 10 (США). Рост ВВП с учетом площади и численности населения осуществлялся в диапазоне разрядов от 3 (Канада) до 7 (Великобритания, Германия, Италия, Франция). В 2003 г. в Японии была наиболее устойчивая экономика, а в Канаде наименее. В других государствах 7 устойчивость была средней.
Экономическая общность G20 по росту ВВП
Индустриальные страны (всего 40), образующие G20, характеризуются следующей общностью. Размах ВВП по степени составляет от 109 (Мальта) до 1013 (США). Наиболее высокий рост ВВП (на 7 разрядов) с учетом площади и численности населения осуществлялся в следующих государствах: Австрия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Италия, Кипр, Люксембург, Франция, а наименьший (на 3 разряда) в государствах Канада, Мексика, Индонезия, Китай. В следующих странах значение ВВП находилось на уровне показателей площади государства: Австралия, Аргентина, Болгария, Индонезия, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, ЮАР. Поэтому рост экономики обеспечивался численностью населения.
Заключение
Количественная характеристика подтверждает качественное различие государств, у которых неодинаковый путь социально-экономического развития. Как и в физическом мире, универсальные пропорции между масштабом государства и социально-экономическими показателями присущи различным экономическим образованиям. Мы установили, что относительно размера территории ВВП может максимально подняться на 4 порядка, а относительно численности населения - на 5.
122
Экономика и управление территориями
Анализ обобщающего показателя ВВП по различным странам на основе физической методологии пространственно-временного континуума показал наличие множества социально-экономических систем. Объединение государств при различных ВВП и факторах их формирования осуществляется для получения взаимной выгоды. В экономическом анализе классификация государств должна учитывать исторический путь формирования территории и время становления общества для эффективного производства ВВП. Поэтому правомерен вывод: настоящая цивилизация находится в переходной стадии к глобализации. Для создания полноценной глобализационной модели необходимо решить, в первую очередь, задачу информатизации государств в общих интересах, а не блоковых или обеспечивающих сложившееся разделение труда и закрепление условий получения прибыли.
Несовершенство этих методологических подходов по анализу проблем глобализации можно считать одной из причин появления миро-системного анализа. Концепция миро-системного анализа рассматривается как стратегия деятельности и познания, моделирующая современную историю. Миро-системный анализ, по И. Валлерстайну, это не теория о социальном мире или его части, а протест против способов, которыми было структурировано для всех нас социальное научное исследование [3]. Миро-системный анализ делает единицу анализа предметом спора в поиске ответа на вопрос, где и когда существуют целостности, внутри которых происходит социальная жизнь. Он заменяет термин «общество» термином «историческая система», подчеркивая неделимость исторической социальной науки. Целостность одновременно системна и исторична.
Содержательную часть миро-системного подхода можно найти в работе Я.В. Рейзема [4] в виде теоретических и прикладных аспектов изучения социальной информации методами социологической информатики. Социальные показатели должны изучаться, обсуждаться и назначаться как эталоны измерения, исходя из внутренней меры, присущей социальной структуре. Измерения и размерности, применяемые к социальным объектам, не являются стабильными. Поэтому поиск внутренней меры социальной структуры - это важная проблема для дальнейших исследований. Непостоянство социальной меры составляет ее существенное отличие от научно-технических мер. Такая изменчивость содержания социальной меры объясняется естественным качеством - историчностью. Это значит, что измеряемый объект до измерения, в процессе измерения и после измерения не тождествен самому себе. Соответственно этому социальная мера, будучи также социальным объектом, должна быть не тождественна самой себе. Поэтому социальные объекты должны измеряться соотносительно (Я.В. Рейзема). Не менее неопределенным является изучение явлений во времени. Здесь доминирующую роль играет образ жизни человека, определяющий мыслительные, социальные и производственные скорости деятельности.
Развивая точку зрения Я.В. Рейзема о том, что «социальная жизнь, однако, растет не произвольно, но в соответствии с некоторой исходной, изначальной структурой»[4, с. 22-23], необходимо подчеркнуть, что социальная структура
123
Экономика и управление территориями
не первична и не автономна, ей предшествует физическая структура. Экономические результаты в индивидуальном труде и общественном благе пропорциональны достигнутому техническому уровню развития государства. Поэтому социальной информации должны быть присущи единицы измерений и размерности, принятые в физико-технической области. В этом залог управляемости общества. Изложенное выше еще раз подтверждает, что источники доходов в государстве - это развитие интеграции внутреннего созерцания времени и внешнего созерцания пространства, по И. Канту.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Пенроуз Р. Структура пространства - времени. Пер. с англ. Л.П. Гищука и Н.В. Мицкевича, под ред. Я.Б. Зельдовича и И.Д. Новикова. - М.: Мир, 1972. - 521 с.
2. Кант И. Критика чистого разума. - СПб.: Наука, 2008. - 662 с.
3. Wallerstein I. World-Systems Analysis // Social Theory Today/ Ed. by A. Giddens & J.H. Turner. - Cambridge: Polity Press, 1987. - P. 309-324.
4. Рейзема Я.В. Информационный анализ социальных процессов. Проблемы социологической информатики. - М.: Наука, 1982. - 198 с.
Получено 12.12.2011
© М.А. Креймер, 2011
124