Научная статья на тему 'Анализ проблемы развития круизного туризма в Нижегородской области и пути повышения его конкурентоспособности'

Анализ проблемы развития круизного туризма в Нижегородской области и пути повышения его конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1346
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ВИДЫ ПУТЕШЕСТВИЙ / РЕЧНОЙ КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ / СТРУКТУРА ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА / TOURISM / TYPES OF TRAVEL / RIVER CRUISE TOURISM / TOURIST FLOWS STRUCTURE / COMPETITIVENESS / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонова Елена Юрьевна

Рассмотрена ситуация на рынке туристских услуг Нижегородской области в сегменте речных круизов и в целом по области. Проанализированы проблемы в сфере речного туризма, даны предложения, направленные на развитие круизной инфраструктуры в крупных туристских центрах Нижегородской области с целью повышения конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CRUISE TOURISM DEVELOPMENT PROBLEMS IN THE NIZHNI NOVGOROD REGION AND WAYS TO INCREASE ITS COMPETITIVENESS

The article describes the present-day situation in the tourist services market of the Nizhni Novgorod region, with the focus on river cruises. An analysis of problems of river tourism is presented, some proposals are offered on how to develop cruise infrastructure in major tourism centers of the Nizhni Novgorod region to increase its competitiveness.

Текст научной работы на тему «Анализ проблемы развития круизного туризма в Нижегородской области и пути повышения его конкурентоспособности»

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобач евского, 2010, № 3 (2), с. 400-404

УДК 332.146: 338.46: 338.482.2

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

© 2010 г. Е.Ю. Антонова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского lenik2002@mail.ru

Поступила в редакцию 14.05.2010

Рассмотрена ситуация на рынке туристских услуг Нижегородской области в сегменте речных круизов и в целом по области. Проанализированы проблемы в сфере речного туризма, даны предложения, направленные на развитие круизной инфраструктуры в крупных туристских центрах Нижегородской области с целью повышения конкурентоспособности.

Ключевые слова: туризм, виды путешествий, речной круизный туризм, структура туристских потоков, конкурентоспособность, инфраструктура.

С точки зрения туристского потенциала Нижегородская область достаточно перспективна для самых разных видов путешествий: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского туризма, охоты и рыбалки. Наибольшую долю во внутреннем туризме занимает лечебно-рекреационный, культурно-познавательный, круизный и деловой виды туризма. Более быстрыми темпами развивается приключенческий и событийный туризм, но по доходности эти виды в значительной степени уступают.

Нижегородская область, несмотря на достаточный туристский потенциал, занимает далеко не ведущее положение на туристском рынке России, на котором доля въездного туризма области составляет не более 1%, а внутреннего -не более 2%. По Приволжскому федеральному округу доля Нижегородской области в этом

сегменте составляет лишь 12%, уступая республикам Татарстан и Башкортостан.

По данным Министерства поддержки развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области, объемы рынка туристских услуг Нижегородской области в 2009 г. сократились на 45% по сравнению с 2008 г. и составили 3 млрд руб.

Анализ туристических потоков, согласно данным Комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Нижнего Новгорода, показал, что в 2009 г. число выехавших за рубеж туристов превысило число туристов, посетивших Нижегородский регион, в 3,7 раза.

Результаты анализа структуры въездного туристического потока по целям поездки свидетельствуют, что наибольшее количество туристов из России посещают Нижегородский регион в целях отдыха. При этом более половины

Таблица 1

Характеристика туристических потоков в Нижегородском регионе по направлениям в 2009 г.

Направление туристических потоков Количество туристов

чел. %

1. Прием туристов - всего 5514 100

В том числе:

из России 5005 91

из стран дальнего зарубежья 406 7

из стран СНГ 103 2

2. Выезд туристов - всего 20 355 100

В том числе:

из России 11 819 58

из стран дальнего зарубежья 7496 37

из стран СНГ 1040 5

Таблица 2

Структура въезда туристов в Нижегородский регион по целям поездки в 2009 г.

Цель поездки Количество туристов, чел.

из России из стран дальнего зарубежья и СНГ

1. Отдых 4697 30

В том числе речные круизы 2450 -

2. Деловая и профессиональная 15 376

3. Лечение - 103

4. Религия и паломничество - -

5. Прочие 293 -

Всего: 5005 509

Таблица 3

Структура выезда нижегородских туристов по целям поездки в 2009 г.

Цель поездки Количество туристов, чел.

из России из стран дальнего зарубежья и СНГ

1. Отдых 10 195 7662

В том числе речные круизы 1316 -

2. Деловая и профессиональная 34 175

3. Лечение 1590 667

4. Религия и паломничество - 2

5. Прочие - 30

Всего: 11 819 8536

туристов приезжают на теплоходах по Волге. Иностранные граждане в основном приезжают с деловыми и профессиональными целями, на втором месте поездки с целью лечения.

Из анализа структуры выездного потока нижегородских туристов по России следует, что первое место занимают поездки на отдых, второе - с целью лечение, третье - круизный туризм.

Число нижегородских туристов, выехавших в регионы России, превышает число туристов, посетивших другие страны, на 25% (3283 чел.)

В сегменте речных круизов снижение количества российских туристов составило по разным оценкам от 10 до 25%, несмотря на антикризисные меры туроператоров по снижению цен и предоставлению скидок по раннему бронированию.

Значительно сильнее в 2009 г. сократился заграничный рынок: количество иностранных туристов, выбирающих для отдыха круизы по российским рекам, уменьшилось от 15 до 50% относительно объёмов 2008 г. в зависимости от страны. При этом произошло и качественное изменение целевого сегмента. По данным различных туроператоров, работающих на рынке речных круизов, в марте 2010 года наблюдается увеличение спроса на данный вид отдыха (забронировано 90% посадочных мест в период до октября 2010 года).

На узком во всех смыслах рынке работают два типа компаний: речные пароходства, между которыми поделен пассажирский флот, и круизные фирмы, которые берут теплоходы у них в аренду и создают туристический продукт, то есть формируют маршрут, рекламируют и продают путевки, нанимают поваров, официантов, гидов. Содержание собственно команды теплохода, как и поддержание его в рабочем состоянии, остается за судовладельцем.

В Нижегородской области из восьми туроператоров, развивавших речной туризм, в настоящее время по данному направлению работают только две организации - «Гама» и «Вол-га-Флот-Тур».

«Волга-Флот-Тур» весь свой флот держит на Волге, поделив его между Нижним Новгородом и Самарой. Это шесть теплоходов: четырехпалубные «Георгий Жуков» и «Михаил Фрунзе», которые в этом году будут работать в Нижнем Новгороде. В Самарском филиале будут работать четырехпалубные теплоходы «Семен Буденный», «Федор Шаляпин», «Александр Пушкин» и уютный, модернизированный трехпалубный теплоход «Капитан Пушкарев».

«Гама» использует двух- и трехпалубные суда: «Алдан», «А. Свешников», «А.С. Попов», «Октябрьская Революция», «Афанасий Никитин», «Иван Кулибин». Но на местном рынке работают только два теплохода.

Таблица 4

Речные круизы по рекам Европы и России мировых операторов 2010 г.

Турагентство Речной круиз Корабль Цена*, руб. Вместимость корабля, чел.

Viking River Cruises www.vikingrivercruises.com www.vikingrivercruises.co.uk Сена Из Парижа к берегам Нормандии Viking Spirit 5* 60 490 150

NICKO TOURS Санкт Петербург -Москва МаппЬеіш-^ггЬш^- МаппЬеіш MS Konstantin Fedin 49 960 240

www.nickotours.de MS OLYMPIA 3* 4З 960 96

Elegant River Cruises www.a-river-cruises.co.uk Круиз по Рейну Базель-Амстердам ALEMANNIA 3*+ 47 205 180

Grand Circle Cruise www.gct. com Из Парижа к берегам Нормандии Москва - Санкт Петербург M/S Bizet 4* M/S Tikhi Don For Russia 4*+ 60 8З0 60 000 120 220

Волга-Флот-Тур www.vftour.ru Нижний Новгород-Москва-Нижний Новгород Георгий Жуков 51 800 З40

* В цену не входят билеты до порта отправления и обратно и визы

Тенденция развития рынка круизного туризма характеризуется устойчивым ростом спроса на круизные маршруты. Причем в спросе доминирует сегмент потребителей комфортабельного отдыха с максимальным комплексом разнообразных дополнительных услуг на самом теплоходе (тренажерный и кинозалы, массажный кабинет и т. д.). 8"^1:-анализ потенциала свидетельствует о необходимости модернизации и переоснащении материальной базы круизного туризма для привлечения наиболее выгодных потребительских сегментов.

Речные круизы разнообразны по протяженности, продолжительности маршрутов, тематике. Как правило, предлагаются круизы от 3 до 24 дней. Имеются познавательные, спортивные, гастрономические круизы, по местам виноделия и т. д.

Главными реками, по которым организуются круизы в Европе, являются Дунай, Рейн, Сена, Рона, Эльба. Канал Майн - Дунай, по которому можно проплыть через Франкфурт-на-Майне до Вены.

Любителям длительных речных маршрутов предлагаются круизы по российским рекам Волге и Неве.

Рынок речных круизов в Европе и России считается весьма дорогостоящим видом отдыха, что обусловлено рядом объективных причин. Оплачивать приходится стоимость эксплуатации судов, содержание пассажиров и обслуживающего персонала, портовые сборы, отгрузку

на берег мусора и отхожих вод, обеспечение безопасности и т. д. Но основная статья расходов - топливо (40-50%). У четырехпалубного круизного теплохода ежедневный расход дизельного топлива - около 3-4 тонн во время стоянок и около 9 тонн на ходу. Стоимость дизельного топлива для заправки теплоходов на май 2010 г. составляет в среднем 1? тыс. руб. за тонну. По сравнению с 200? г. цены на этот вид топлива выросли на 39%, а стоимость билетов -пока на 20% за счет снижения накладных издержек, рекламы, продаж напрямую или через Интернет, минуя посредников, вывода некоторых услуг в дополнительные и соответственно платные. Но, несмотря на эти меры, явно просматривается ежегодный рост цен на путевки приблизительно на 10%. Рентабельность по разным подсчетам в этой сфере бизнеса составляет 15-20%.

Сравнивая речные круизы по рекам Европы и России, предлагаемые ведущими мировыми компаниями Viking River Cruises, Nicko Tours, Elegant River Cruises, Grand Circle Cruise, при следующих условиях выборки: продолжительностью ? дней в начале августа 2010 года, тип каюты А - стандартная двухместная на верхней палубе (даны цены в расчете на 1 человека), получаем следующие данные представленные в табл. 4.

Полученные данные развеивают миф о том, что речные круизы в России являются более дорогостоящими. Рассматриваемые предложе-

ния находятся в одной ценовой категории, на первый взгляд, напрямую зависящей от комфортабельности судна.

Теплоходы, выполняющие круизные программы по рекам Германии, Великобритании, Франции и Г олландии, однопалубные и двухпалубные специальной постройки или, в некоторых случаях, переоборудованные самоходные баржи. Все они имеют низкую осадку и надстройку. Это связано с тем, что большинство маршрутов пролегает по узким каналам, и теплоходы вынуждены проходить под низкими створами мостов и по мелководным рекам. Соответственно вместимость таких судов очень маленькая. Однако владельцы теплоходов стараются как можно комфортнее и уютнее оформить свое судно, снабдить его самым необходимым. Среди них есть как однозвездочные суда, так и комфортабельные теплоходы класса «люкс».

На судах, выполняющих круизы по рекам Европы, судовладельцы стараются увеличить площадь ресторанов, так как из-за недостатка места на некоторых туристских теплоходах приходится обедать и ужинать в две смены. Это зачастую вызывает неудовольствие туристов, так как первая смена чувствует себя ограниченной во времени, а второй приходится долго ждать. Руководители круизов на данный момент решили этот вопрос путем периодического изменения смен через несколько дней.

В России, в отличие от европейских стран, туристы предпочитают четырехпалубные суда, считая их новее, комфортабельнее и надежнее.

На пути развития круизного туризма в Нижегородской области стоят несколько глобальных проблем: отсутствие развитой туристской инфраструктуры, высокая степень изношенности судов, высокие затраты на техническое переоборудование и реконструкцию круизных судов, недостаток рекламно-информационных материалов и слабое продвижение турпродукта на российский и международные туристские рынки и другие.

В целях развития круизного туризма в Нижегородской области и Поволжье необходимо:

1. Развитие круизной инфраструктуры, прдусматривающее:

- научно-исследовательские работы и комплекс дноуглубительных, берегоукрепительных работ, работ по реконструкции или строительству причалов, по благоустройству и прокладке сетей инженерной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры в круизных центрах области: Городце, Чкаловске, Балахне, Павлове,

п. Макарий, Васильсурске, Богородском, Вач-ском и Сокольском районах;

- корректировку графика движения пассажирских судов, мест и продолжительности стоянок, согласование изменения с Федеральным агентством морского и речного транспорта, Волжским пароходством, круизными компаниями;

- организацию системы туров выходного дня и разработку туристских маршрутов по области с использованием малых судов;

- разработку концепции тематических маршрутов по Волге и Оке с целью создания новых турпродуктов;

- проведение рекламно-информационных туров для российских и зарубежных туроператоров по круизному туризму и СМИ;

- подготовку рекламно-информационной продукции, демонстрирующей туристский продукт круизного туризма;

- формирование и направление предложений в Федеральное агентство по туризму и координационный совет по развитию индустрии туризма «Регионы России - Московское соглашение» для включения в разрабатываемые проекты федеральных программ развития круизного туризма.

Совместно с органами местного самоуправления Нижегородской области необходимо подготовить инвестиционные предложения для инвесторов с целью развития объектов инфраструктуры причальных территорий (строительство кафе, сувенирных салонов и прочее).

Наличие обустроенных причалов, приемлемых глубин для подхода 4-палубных судов и безопасной швартовки к причалам позволит принимать ежегодно не менее 50 теплоходов в одном туристском центре. Количество турпото-ка составит ежегодно не менее 100 тыс. чел.

2. Строительство в Нижегородской области круизных судов.

Строительство судов нового поколения: энергоэкономичных (что означает снижение себестоимости), комфортабельных (время требует улучшения условий проживания) 3-4*, с более универсальными для наших рек габаритами (осадка, ширина, длина). Это позволит теплоходам проходить по рекам с «проблемным» уровнем воды, что, в свою очередь, расширит район плавания и даст возможность разрабатывать новые маршруты.

Планируется реализация инвестиционного проекта по строительству на базе нижегородских судостроительных заводов круизных судов нового типа. Четырехпалубный теплоход пас-сажировместимостью до 200 чел. (туркласс) и

до 130 чел. (VIP) «Золотое кольцо» класса «река» имеет ряд преимуществ.

Для эффективного использования туристского потенциала Нижегородской области и увеличения туристских потоков на круизных маршрутах необходима государственная поддержка на федеральном уровне для развития круизной инфраструктуры. Это касается дноуглубительных и берегоукрепительных работ, реконструкции и строительства причалов, прокладки сетей инженерной инфраструктуры для строительства речных вокзалов, благоустройства территорий. Развитие, модернизация и реконструкция портовой инфраструктуры на внутренних водных путях; оборудование зелёных стоянок по всем маршрутам движения судов; устранение участков, лимитирующих пропускную способность туристских внутренних водных путей; строительство объектов береговой инфраструктуры повысит конкурентоспособность круизного туризма и создаст условия для привлечения инвестиций в сферу круизного туризма. Ожидаемые результаты: увеличение поступлений в бюдже-

ты всех уровней, привлечение инвестиций в сферу круизного туризма, создание новых рабочих мест, увеличение внутреннего и въездного туристского потока.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Постановление правительства Нижегородской области от 17.04.2006 г. № 127 «Стратегия развития Нижегородской области на период до 2020 года».

2. Постановление правительства Нижегородской области от 30.11.2006 года № 398. Областная целевая программа «Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 20072011 годах».

3. Бабкин А.В. Специальные виды туризма: Учеб. пособие. М.: Феникс, 2009. 256 с.

4. Вавилова Е.В. Основы международного туризма. М.: Гардарики, 2005. 160 с.

5. Косолапов А.Б. География российского внутреннего туризма: Учеб. пособие. 2-е изд., М.: КНОРУС, 2009. 272 с.

6. Папирян Г.А. Международные экономические отношения. Маркетинг в туризме, М.: Финансы и статистика, 2006. 160 с.

ANALYSIS OF CRUISE TOURISM DEVELOPMENT PROBLEMS IN THE NIZHNI NOVGOROD REGION AND WAYS TO INCREASE ITS COMPETITIVENESS

E.Yu. Antonova

The article describes the present-day situation in the tourist services market of the Nizhni Novgorod region, with the focus on river cruises. An analysis of problems of river tourism is presented, some proposals are offered on how to develop cruise infrastructure in major tourism centers of the Nizhni Novgorod region to increase its competitiveness.

Keywords: tourism, types of travel, river cruise tourism, tourist flows structure, competitiveness, infrastructure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.