УДК 159.96
Дорошко Кирилл Геннадьевич
аспирант кафедры социальной психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии [email protected] Kirill G. Doroshko
Postgraduate, Department of social psychology of Samara state academy of social sciences and humanities [email protected]
Анализ проблемы эмпирического исследования созерцания в
отечественной психологии
The analysis of empirical research problem of contemplation in Russian
psychology
Аннотация. В статье рассматривается место созерцания в современной социальной жизни, а также возможность эмпирического исследования созерцания. Приводятся примеры результативного исследования. Ставится вопрос о необходимости дифференцированного исследования созерцания как в рамках различны практик, использующих созерцательную активность, так и вне практик, как самостоятельное явления.
Ключевые слова: аутогенная тренировка, медитация, психология созерцания, созерцание, созерцание в образовании.
Annotation. The article investigates a place of contemplation in present social life and possibility of empirical research of contemplation. Showed effective examples of such researches. The study addresses the question of necessity differentiated research methods that will dissociate contemplation from meditative practice.
Keywords: аutogenic training, meditation, contemplative psychology, contemplation, contemplation in education.
Созерцание - понятие, которое не часто используется как в повседневном общении, так и в научной литературе. Литературное упоминание этого термина относится, преимущественно, к философской, искусствоведческой, духовной сфере. Однако, его можно также встретить и в литературе психологического характера. Первая конференция, посвящённая этому явлению, «Созерцание как современная научно-теоретическая и прикладная проблема», прошла в 2010 году в Самаре на базе Поволжской Государственной социально-гуманитарной академии [6].
Описание созерцания встречается ещё у Платона и Аристотеля [4]. Платон заявлял, что созерцание необходимо для постижения идеи Бога. Это отношение к созерцанию перекликается с философией Канта, который
рассматривает его как возможность прикоснуться к «истинной» форме вещей
[3].
Первые попытки привлечь внимание к его существованию и объяснить его в отечественной психологии были предприняты Акоповым Г.В. [1]. Созерцание, выступая в качестве психического явления, проявляется в формах процесса, состояния и свойства субъекта. Автор замечает сложное отношение созерцания к базовым психическим процесса, отмечая, что оно не может единолично представлять форму любого из них, а является совокупностью, особой формой взаимодействия всех процессов.
Наиболее обширное и систематизированное описание в зарубежной психологии этого процесса провёл Хан Ф. де Вит [15]. Он предложил ввести «психологию созерцания» (Contemplative Psychology). В понимании де Вит она преследует цели поиска общих законов и знаний в конкретных религиозных традициях, что в свою очередь приведёт к пониманию существования возможности объединения людей различных религиозных традиций. Другой целью является намерение сделать более доступной созерцательную практику. Автор предлагает найти психологические знания в различных созерцательных традициях, сравнить их для выявления общих закономерностей, затем, пройдя критический анализ с точки зрения современной академической психологии, эти знания могут быть дополнены и усовершенствованы.
Созерцательная деятельность активно используется и внедряется в социальной среде [18]. Так, например, развивается концепция «созерцательного обучения» [12], суть которой заключается в использовании созерцательных практик, таких как медитация, для увеличения степени осознанности в активности субъекта и конкретно в образовательной деятельности. Как сообщается, привлечение созерцательной активности в процесс обучения преследует несколько целей. Одна цель - это воспользоваться трансформирующим воздействием созерцательный практики в целях улучшения обучающего процесса. Другая — это работа с преподавателями по воспитанию ценных качеств, которые они потом могли бы воспитать в студентах [9]. В частности, практика созерцательного обучения уже используется в некоторых высших иностранных учебных заведениях [13].
Целое направление созерцательной психотерапии развивается в западной психологии [11]. Оно выступает на стыке восточных медитативных традиций и клинического подхода «Запада» [17]. Созерцательная психотерапия от восточных практик заимствовала техники медитации и подход к пониманию того, как разум действует в различных ситуациях, в моменты здравомыслия и смятения. Стадия развития человека, подход к описанию психического состояния и другие методы работы в психотерапии были заимствованы из западных традиций. Цель этого подхода - развить «кристальное здравомыслие» (Brilliant Sanity), оно имеет три качества: открытость (в значении пространства, просторность), ясность и сострадание [11]. Первое качество связано с пространством, которое, по мнению последователей, определяет также и состояние нашей психики. Следующее качество восходит к буддийскому пониманию пустоты не только как пространства, но и как сторона нашей
осведомлённости (осознанности). Этот подход олицетворяет чистоту и непосредственность, «незамутнённость» восприятия. Последнее качество является результатом достижения предыдущих качеств. Это естественный порыв, который возникает на какой-либо внешний раздражитель [17, с. 28-29].
Другим представителем психотерапевтической техники, в которой используется созерцание, является аутогенная тренировка [8]. Существует множество ее вариантов , по-разному использующих созерцание. В варианте по Шульцу используется техника концентрации внимания на различных объектах [8]. Лутэ добавил к классическому варианту аутогенной тренировки свои техники, оставив базовые упражнения неизменными [5]. Созерцание как одно из упражнений используется в психотехнике по вариации В.Леви [2].
Эмпирические исследования в отечественной психологии не акцентируют внимание на созерцании. Оно затрагивается как часть предмета исследования, но не как самостоятельный предмет. Исследование аутогенной тренировки выявило воздействие на физиологическое состояние, уровень нервно-эмоционального фона и чувства эмоционального дискомфорта [7]. При этом, нет данных о конкретном вкладе каждой техники и созерцания, в частности. Другое исследование влияния аутогенной тренировки на систолическое давление у людей с разными сердечно-сосудистыми заболеваниями показали, что в основе этого влияния лежит «воздействие на баланс симпато-парасимпатических механизмов регуляции сосудистого тонуса, реализуемое на уровне корковых центров автономной нервной системы» [5]. Наиболее результативным является первое упражнение, что лишь косвенно указывает на созерцание.
Исследование в иностранной психологии, где созерцательная деятельность была выделена и применялась самостоятельно, не в комплексе различных процедур, направлено на определение степени эффективности нескольких техник способствовать повышению внимательности [14]. Одной из техник было «отражение» (reflection), другой - созерцательная активность. Отражение представляет собой обучение, непосредственно основанное и приобретаемой на опыте [16]. Созерцательная деятельность провоцировалась головоломкой-лабиринтом. Результаты исследования не показали значимой разницы в средствах (техниках) повышающих уровень внимательности. Вышеприведенное исследование является особенно ценным именно тем, что в нем приводится пример изолированного эмпирического изучения созерцательной деятельности.
Необходимость определения критерия созерцательной активности ставится в исследовании Десбордес Г. с коллегами [10]. Указывая, что «внимательность» (mindfulness) как критерий охватывает срезу множество различных характеристик, исследователи предлагают ввести более точный критерий. В результате исследования, критерием предлагается считать наличие в невозмутимости (equanimity), которое понимается как «уравновешенное психическое состояние или тенденция относиться нейтрально к любому опыту или объекту, невзирая на характер его эмоциональной привлекательности (приятный, неприятный или нейтральный) или источник» («equanimity <...> is
an even-minded mental state or dispositional tendency toward all experiences or objects, regardless of their affective valence (pleasant, unpleasant or neutral) or source») [там же].
Исследование созерцания, как уже было показано выше, опосредовано техниками, в которых оно проявляется. И немногие работы посвящены попытке выделить созерцательную деятельность. Последнее приведённое исследование является особенно ценным именно тем, что в нём приводится пример изолированного эмпирического изучения созерцательной деятельности.
Литература
1. Акопов Г.В. Созерцание как предмет психологических исследований / Акопов Г.В. // Созерцание как современная научно-теоретическая и прикладная проблема: Материалы Поволжского консолидирующего семинара (21 мая 2010 года) / Отв. ред. Акопов Г.В. Самара: ПГСГА, 2011. - С.36-43
2. Аутогенная тренировка по Владимиру Леви / авт.-сост. Б. Бах. М.: ACT; Владимир: ВКТ, 2011. - 60 с.
3. Дорошко К.Г. Рассмотрение отношения созерцания к мышлению / Дорошко К.Г. // Современное образование: религия, традиция, инновация, перспективы: материалы международной научной конференции: 20 мая 2010г. Россия, г. Ульяновск / отв. ред. Гринёва Е.А. - Ульяновск: УаГТУ, 2010. - С. 227-229.
4. Ковалев С.А. Роль созерцания в философии Платона / Ковалев С.А. // nAATQNOnOAIZ: философское антиковедение как междисциплинарный синтез историко — философских, исторических и филологических исследований / Материалы 1-й летней молодёжной научной школы. 19-24 августа 2002 г. Спб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2002. -С. 43-59.
5. Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка: Справочное пособие для врачей /Лобзин В. С., Решетников М. М. Л.: Медицина, 1986. - 280 с.
6. Созерцание как современная научно-теоретическая и прикладная проблема: Материалы Поволжского консолидирующего семинара (21 мая 2010 г.). Самара, ПГСГА, 2011. - 226 с.
7. Свядощ A.M. Психотерапия: пособие для врачей. / Свядощ A.M. СПб.: издательство «Питер», 2000.- 288 с.
8. Шульц И.Г. Аутогенная тренировка. /Пер. с нем.: Дземешкевича С. Л. М.: "Медицина", 1985 г. - С.20.
9. Davidson J. R., et al. Contemplative Practices and Mental Training: Prospects for American Education / Davidson J. R., et al. // Child Development Perspectives (2). №6 - 2012. - P.146-153.
10. Desbordes G., et al. Moving beyond Mindfulness: De-fining Equanimity as an Outcome Measure in Meditation and Contemplative Research / Desbordes G., et al. //Mindfulness. 2014, January. DOI 10.1007/s12671-013-0269-8
11. Kaklauskas F.J. Nimanheminda S., Hoffman L. Brilliant Sanity: Buddhist Approaches to Psychotherapy. / Kaklauskas F.J. (Editor), Nimanheminda S. (Editor), Hoffman L. Colorado Springs, CO: Universities of the Rockies Press. p. vi-vii.
12. Robinson P. Meditation: Its Role in Transformative Learning and in the Fostering of an Integrative Vision for Higher Education / Robinson P. // Journal of Transformative Education. 2004, Apr. № 2. - Р. 107-119.
13. Sarath E. Meditation in Higher Education: The Next Wave? / Sarath E. //Innovative Higher Education. 2003. №27 (4) - Р. 215-233.
14. Stewar T., Alrutz M. Comparison of the effects of reflection and contemplation activities on service-learners' cognitive & affective mindfulness / Stewar T., Alrutz M. //Mc Gill. Journal of Education. 2012.P.47, №3. - Р.302-322.
15. Han F. de Wit, Contemplative Psychology. / Han F. de Wit; Пер с нем. Baird Marie Louise. Pittsburgh: Duquesne University Press, 1991. - 248p.
16. Hinett K. Improving learning through reflection: part one. / Hinett K. // The Higher Education Academy. 2002. URL: http://www.heacademy.ac.uk. (дата обращения: 16.06.2014)
17. Wegela K.K. Contemplative Psychotherapy: A Path of Uncovering Brilliant Sanity / Wegela K.K. // Journal of Contemplative Psychotherapy. 1994. №9.
- С. 27-52.
18. The Association for Contemplative Mind in Higher Education [Электронный ресурс] / URL: http://www.contemplativemind.org/programs/acmhe (дата обращения: 16.06.2014)
Literature
1. Akopov G.V. Contemplation as a matter of psychological research / Akopov G.V. // Contemplation as modern scientific-theoretical and applied problem: Samara consolidating seminar materials (may 21, 2010) / Akopov G.V. Samara, 2011
- P. 36-43
2. Autogenic training by Vladimir Levy / auth.-compl. Bah.B. Moscow: AST; Vladimir: VKT, 2011. - 60 с.
3. Doroshko K.G. Consideration of relation contemplation to thought / Doroshko K.G. // Modern Education: religion, tradition, innovation, perspective: International Scientific Conference materials: 20 may 2010. Russia, Ulyanovsk / ed. Grinjeva E.A. Ulyanovsk: UaSTU, 2010. - P. 227-229.
4. Kovalev S.A. The role of contemplation in Plato's philosophy / Kovalev S.A. // nAATQNOnOAIZ: Classical studies philosophy as interdisciplinary synthesis of history of philosophy, historical and philosophical researches / 1st summer Youth Scientific School materials. August 19-24, 2002. St. Petersburg: Publisher University of St. Petersburg, 2002. - P. 43- 59.
5. Lobzin V.S., Reshetnicov M.M. Autogenic training: A handbook/Lobzin V.S., Reshetnicov M.M. L.: Medicina, 1986. - 280p.
6. Contemplation as modern scientific-theoretical and applied problem: Samara consolidating seminar materials (May 21, 2010) - Samara, ПГСГА, 2011. -226 p.
7. Svyadoshch A.M. Psychotherapy: a manual for physicians / Svyadoshch A.M. St.Pitesburg: Piter, 2000. - 288 р.
8. Schultz, JH. Autogenic training. / translated from Dutch by Dzemishkevich S.L. Moscow: Medicina, 1985 г. - P.20.
9. Davidson J.R., et al. Contemplative Practices and Mental Training: Prospects for American Education / Davidson J.R., et al. // Child Development Perspectives (2). №6 - 2012. - P.146-153.
10. Desbordes G., et al. Moving beyond Mindfulness: De-fining Equanimity as an Outcome Measure in Meditation and Contemplative Research / Desbordes G., et al. //Mindfulness. 2014, January. DOI 10.1007/s12671-013-0269-8
11. Kaklauskas F.J., Nimanheminda S., Hoffman L. Brilliant Sanity: Buddhist Approaches to Psychotherapy. / Kaklauskas F.J. (Editor), Nimanheminda S. (Editor), Hoffman L. Colorado Springs, CO: Universities of the Rockies Press. p. vi-vii.
12. Robinson P. Meditation: Its Role in Transformative Learning and in the Fostering of an Integrative Vision for Higher Education / Robinson P. // Journal of Transformative Education. 2004, Apr. № 2. - Р . 107-119.
13. Sarath E. Meditation in Higher Education: The Next Wave?. / Sarath E. //Innovative Higher Education. 2003. №27 (4) - Р. 215-233.
14. Stewar T., Alrutz M. Comparison of the effects of reflection and contemplation activities on service-learners' cognitive & affective mindfulness / Stewar T., Alrutz M. //Mc Gill. Journal of Education. 2012.P.47, №3. - P.302-322.
15. Han F. de Wit, Contemplative Psychology. / Han F. de Wit; Пер с нем. Baird Marie Louise. Pittsburgh: Duquesne University Press, 1991. - 248p.
16. Hinett K. Improving learning through reflection: part one. / Hinett K. // The Higher Education Academy. 2002. URL: http://www.heacademy.ac.uk. (дата обращения: 16.06.2014)
17. Wegela K.K. Contemplative Psychotherapy: A Path of Uncovering Brilliant Sanity / Wegela K.K. // Journal of Contemplative Psychotherapy. 1994. №9. - Р. 27-52.
18. The Association for Contemplative Mind in Higher Education [Электронный ресурс] / URL: http://www.contemplativemind.org/programs/acmhe (дата обращения: 16.06.2014)