статьи научных исследований кафедры социальной педагогики РГПУ им. Герцена и факультета « Экологии детства» ТОГИРО).-СПб- Тюмень:ТОГИРО, 2002. - 182 с.
4. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение (материалы и статьи научных исследований кафедры социальной педагогики РГПУ им. Герцена и факультета « Экологии детства» ТОГИРО).-СПб- Тюмень:ТОГИРО, 2002. - 182 с.
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ОПРОСНИКА PEDsQL™4.0
Соснина С.Ф., аспирант
Федеральное государственное учреждение здравоохранения ЦМСЧ№ 71 Федерального медико-биологического агентства России г. Озёрск, Челябинская область, Россия Волосников Д.К., доктор медицинских наук, профессор
Тюков Ю.А., доктор медицинских наук, профессор Челябинская государственная медицинская академии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
г. Челябинск, Россия
Статья посвящена изучению проблем отношений родитель-ребенок на возрастном промежутке с 15 до 17 лет. Посредством опросника PEDsQL™4.0 проведено анкетирование 607 семей из двух городов Челябинской области. Отмечена разница в ответах подростков и их родителей по различным шкалам оценки качества жизни, что может быть использовано для диагностики особенностей внутрисемейных отношений.
В социальной психологии семья понимается как естественная малая группа, уникальная в межличностном плане [1]. Большая часть проблем детства спровоцирована нарушением внутрисемейных отношений. Подростковый возраст - возраст резкого изменения поведения ребенка, когда он становится очень неудобным в общении [2]. Подростковость - это фактически биопсихосоциальный процесс [3].
Качество жизни (КЖ) является многомерной конструкцией, включающей в себя информацию об основных составляющих благополучия человека [4]. Анализ КЖ может стать дополнительным критерием оценки состояния здоровья, различных этапов развития ребенка, влияния окружения на детей. В современной медицине основными инструментами для изучения КЖ являются опросники, составленные с помощью психометрических методов.
Pediatric Quality of Life Questionnaire PEDsQL™4.0 (Vami et al., USA, 2001) - один из наиболее популярных опросников в мире, прошедший испытания в мультицентровых исследованиях нескольких стран, оценивающий физическое (ФФ), эмоциональное (ЭФ), социальное функционирование (СФ), жизнь в школе (ЖШ), психическое здоровье и суммарный балл (СБ) по 100-бальной шкале: чем выше итоговая величина, тем лучше КЖ ребенка. Наличие параллельных форм опросника - детской (self-report) и родительской (proxy-report) версий (РВ) - позволяет выявить различия в восприятии проблем ребенком и его родителями.
После получения официального разрешения от Международного института по изучению КЖ MAPI RESEARCH TRUST (Франция) на использование русского варианта PEDsQL™4.0 для детей 13-18-летнего возраста нами проведено анкетирование подростков 15-17 лет в двух городах Челябинской области - 309 детей из г. Озёрска и 298 из г. Кыштыма. Анкеты раздавались непосредственно в школах, анализу подвергались только «парные» опросники, заполненные подростком и одним из его родителей.
Примечательно, что родительские версии заполнили преимущественно матери подростков (89,3% (276/309) в г. Озёрске и 89,6% (267/298) в г. Кыштыме), что подчеркивает ведущую роль матери в процессе воспитания ребенка. Дети подросткового возраста практически одинаково оценили уровень КЖ (СБ у подростков г. Озёрска - 76,7, в г. Кыштыме - 78,2; p>0,05). При этом в обоих городах самое высокое число баллов отдано шкале СФ, а наиболее низкие показатели КЖ
отмечены у детей при оценке ЭФ, что свидетельствует о наличии у ряда подростков таких психоэмоциональных реакций, как чувство страха, внутренней тревоги, эмоциональной напряженности.
Аналогичный результат по СБ получен при анализе параметров КЖ у родителей подростков (СБ в г. Озёрске - 77,3, в г. Кыштыме - 78,7; p>0,05), максимальные значения также зарегистрированы по шкале СФ (p>0,05). По данным РВ наименьшее число баллов получено по шкале ЖШ (p>0,05), что может указывать на проблемы в обучении, неблагоприятные особенности школьной среды, а также выражать родительскую тревогу по поводу трудностей, испытываемых ребенком в школе.
Между тем, при сравнении показателей КЖ детей и родителей г. Озёрска получены статистически значимые различия по шкалам ФФ и ЭФ (p<0,001) и по шкале ЖШ (p=0,032). Подростки оценивают свои физические возможности и школьное функционирование выше, чем их родители, что может быть обусловлено как завышенной самооценкой, так и повышенными требованиями к ребенку со стороны родителей. Более низкие показатели по шкале ЭФ детского опросника в сравнении с таковыми в родительской версии свидетельствуют об искаженном представлении родителей об эмоциональном благополучии своих детей.
Хотя суммарная оценка КЖ в контрольной группе у детей и родителей г. Кыштыма не выявила статистически значимых различий, анализ отдельных составляющих показал, что, как и в г. Озёрске, по шкалам ФФ (p<0,001) и ЖШ(р=0,022) подростками дана более высокая, чем по родительскому мнению, оценка.
Процент совпадения ответов родителей и их детей по шкале СФ составил 30,7 % (95/309) в г. Озёрске и 34,2 % (102/298) в г. Кыштыме, что отражает неосведомленность родителей об уровне социальной активности ребенка за пределами семьи. По шкале ЖШ выявлен ещё более низкий процент совпадения ответов - 19,1 % (59/309) в г. Озёрске и 15,8 % (47/298) в г. Кыштыме, свидетельствующий о значительном различии восприятия проблем учебного процесса детьми и родителями. Самый низкий процент совпадения оценок зафиксирован по шкале ЭФ (13,9 % (43/309) в г. Озёрске и 15,7 % (47/298) в г. Кыштыме), указывающий на незнание родителями внутреннего мира ребенка, недостаточную психологическую поддержку подростка в семье, его эмоциональную изоляцию.
Наименьшее число баллов (менее 50) при самооценке эмоционального функционирования отмечено у 45 детей, что подтверждено только в 18 родительских формах г. Озёрска (p<0,001), аналогичная разница в ответах выявлена в г. Кыштыме (33 ребенка и 16 родителей, p=0,011), что демонстрирует недостаток взаимопонимания в семьях, психологическую закрытость и эмоциональную отстраненность подростков.
Таким образом, опросник PEDsQL™4.0 можно рассматривать как один из методов в комплексном анализе проблем родительско-детских отношений в подростковом возрасте, который выявляет особенности межличностных связей в семье, педагогическую несостоятельность родителей, ролевой статус подростка, что имеет значение для профилактики и коррекции дисгармоничных семейных отношений.
Литература
1. Донцов Д. А., Москвитина О. А. Неблагополучные семьи с позиций специалистов по социальной работе.//Школа здоровья.-2008.-№4.-С.5.
2. Куликов А. М., Медведев В. П. Пубертатный период - проблемы подростков и родителей. // Школа здоровья .-2002. -№ 1.-С.37.
3. Rutter M. Resilience in the face of adversity: protective factors and resistance to psychiatric disorder.// Br.J Psychiatry.-1995.-P.147.
4. Винярская И. В. Изучение качества жизни у детей.// Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины.-2006.-№3.- С.29.