ISBN 978-5-7262-2006-2.
2. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
3. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
4. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015. № 4-2 (64). С. 91-95.
5. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
6. Казакова С. Л., Козырева О. А. Особенности организации, направления и принципы воспитания детей (кадетов) в условиях детского дома // Вестник педагогических инноваций. 2010. №3 (23). С. 32-45.
© Полиенко Б. С., Козырева О. А.,2016
УДК 373
В.В. Родникова
студентка 4 курса ФЭУС ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Аннотация
В настоящей статье проведен анализ проблем возникающих в процессе формирования экономического мышления старшеклассников. Представлена оценка названных проблем по их значимости, а также ряд рекомендаций по повышению качества преподавания экономики в школах.
Ключевые слова Экономическое мышление, компетенции, образование
На сегодняшний день предъявляются высокие требования к личности в результате роста конкуренции на рынке труда, вследствие этого проблема экономического образования касается как интересов старшеклассников, родителей и педагогов, так и всего общества.
Экономическое мышление - это система устойчивых представлений и взглядов об экономических процессах, сложившаяся на основе практического опыта граждан, их участия в социально-экономической сфере, а также связей, в которые они интегрируются в повседневном мире. Формирование экономического мышления - необходимое условие качественного улучшения хозяйственного механизма, ускорения социально-экономического развития страны [1-2], важное звено перестройки общественного сознания на современном этапе [3, 9].
Для понимания экономических явлений и процессов необходимо обладать особым развитым экономическим мышлением, и необходимо это потому, что формирование экономического мышления каждого отдельного индивида позволит совершить всему миру переход к экономике знаний - то есть к высшему этапу развития постиндустриальной и инновационной экономики [7, 8].
Структуру экономического мышления школьников можно охарактеризовать пятью основными
блоками: причинно-факторным, концептуальным, ценностно-целевым, содержательны и результативным. Эта характеристика позволяет понять специфику экономического мышления в целостной системе, учитывая разные ступени школьного образования, а также помогает описанию и расширению педагогического знания об изучаемом процессе. Идеей экономического образования в школе становится воспитание и развитие экономического мышления старшеклассников. В результате данного процесса должна быть сформирована личность, которая адаптируется к постоянно меняющимся экономическим условиям [5, 10].
Однако на сегодняшний день эффективность экономического образования и воспитания в средних учебных заведениях России значительно отстает от потребностей общества. Все проблемы экономического воспитания и формирования экономического мышления в школе можно подразделить на несколько групп: Проблемы с программами школьных курсов экономики; Проблемы с преподаванием экономики; Проблемы с восприятием школьниками экономики как школьного предмета; Проблемы взаимодействия школы и ВУЗа; Проблемы материального обеспечения преподавания экономики в школе; Проблемы кадрового обеспечения экономического образования [4].
Основная проблема формирования экономического мышления в школе заключается в недостаточности учебных часов по экономике и отсутствия единой программы преподавания экономики. Проблема подготовки кадров учителей экономики была и остается до настоящего времени одной из самых насущных. Среди школьных учителей экономики только около 30% получили экономическое образование.
Экономическое образование, определяющее формирование экономического мышления учеников, должно быть непрерывным. Современные старшеклассники рассматривают экономику как отдельный предмет изучения, не связывая ее со всеми остальными областями знаний. Это происходит от того, что на сегодняшний день экономику в школах начинают изучать лишь в средних классах, зачастую в курсе обществознания, затрагивая самые простые экономические понятия. До сих пор отсутствуют учебники по экономике, которые не просто рассматривали бы основополагающие экономические законы и явления, а показывали связь экономики с повседневной жизнью каждого человека. И каждый раз, читая формулировки экономических законов и определения сложных экономических понятий, учащийся должен понимать, зачем и почему эти знания ему необходимы, где и как он сможет их применить [6].
Еще одной проблемой формирования экономического мышления является несформированность критического мышления учеников. Практически не применяются такие формы занятий, как дискуссии и беседы, в которых ученики могут рассмотреть проблему с разных сторон, опираясь не только на свои умозаключения, но и на мнения одноклассников. Также немного внимания школы уделяют такому важному направлению работы, как проектная деятельность. Современные старшеклассники зачастую не могут определить цели и задачи проекта, определить и разграничить основные этапы работы, не умеют планировать свою деятельность.
Наиболее важной проблемой формирования экономического мышления является отсутствие в современных школах междисциплинарного подхода к экономическому образованию старшеклассников. Оно должно не только отражать многообразие теорий и практических явлений в мировой и российской экономике, но и находиться в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами гуманитарного и социально-экономического цикла учебного плана. Вместе с ними «Экономика», как и раньше, формирует образ мышления, но на другой идеологической основе. Поэтому от качества ее преподавания и степени смыслового единства с другими предметами зависит формирование у старшеклассников не только экономических, но и нравственных ориентиров, не противоречащих ценностям общества устойчивого развития.
Список использованной литературы:
1. Грабоздин, Ю.П. Развитие консалтинга в малом и среднем бизнесе [Текст] : монография / Ю.П. Грабоздин. - М. : Мир науки, 2016. - 95 с.;
2. Грабоздин, Ю.П., Фоменко, Е.В., Иванов, М.Ю. Реализация государственно-частного партнерства и механизма кластеризации как основы повышения качества образовательных услуг [Текст] / Ю.П. Грабоздин, Е.В. Фоменко, М.Ю. Иванов // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-1 (67-1). С. 140-142;
3. Борисов В. С., Оганесян Л. О., Гущина И. А. Формирование современного экономического мышления в
условиях институциональных изменений. // Теория и практика общественного развития. 2014. №6.С.127-131;
4. Главатских К.В. Проблемы экономического воспитания в образовательном процессе школы. // Вестник Удмуртского университета «Философия. Социология. Психология. Педагогика». - 2011. №2.;
5. Терюкова Т. С. О ценностях и целях экономического, финансового и предпринимательского образования. // Экономика в школе. 2010. №3-4. 14-21с;
6. Михеева С. А. Становление школьного экономического образования в России. // Вопросы образования. 2010. № 2. С.136-151.
7. Карсунцева О.В., Татарских Б.Я. Развитие методологических основ формирования производственного потенциала машиностроительного предприятия // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2013. № 3. С. 29-34.
8. Карсунцева О.В. Многомерный факторный анализ как метод оценки производственного потенциала // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 2 (28). С. 140-147.
9. Карсунцева О.В. Выявление и использование резервов повышения производственного потенциала предприятия // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2013. № 4. С. 65-70.
10. Карсунцева О.В. Оценка производственного потенциала машиностроительного предприятия // Сибирская финансовая школа. 2013. № 1 (96). С. 88-96.
© Родникова В.В., 2016
УДК 796
Д.С.Савельев старший преподаватель Национального минерально-сырьевого университета «Горный»,
г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНИРОВОК В ВОДЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ КИОКУСИНКАЙ
Аннотация
Рассмотрена эффективность водных тренировок для спортсменов-единоборцев как для развития физических показателей, так и для восстановления после травм, а также классификация и виды занятий в воде.
Ключевые слова
Единоборства, силовые упражнения, выносливость, реабилитация.
На сегодняшний момент в мире существует множество методик подготовки спортсменов, которые занимаются единоборствами. Многие ведущие тренеры России и других стран используют в тренировочном процессе у бойцов киокусинкай тренировки в воде, как в естественных водоемах, так и в бассейнах.
Современная спортивная наука не стоит на месте. Ученые заметили, что тренировки в воде приносят большую пользу для физического развития спортсмена. В настоящее время их использование в практике подготовки каратистов имеет и научное обоснование.
Все упражнения в воде условно можно разделить на группы.
Классификация по силе сокращения требует учета двух зависимостей мышечного сокращения: «сила—скорость» и «сила—выносливость»:
- силовые — это упражнения с предельным или околопредельным напряжением мышц в статическом или динамическом режимах при небольшой скорости движения;
- скоростно-силовые (мощностные) — это динамические упражнения, во время выполнения которых