УДК 33 ББК 65
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА БОБОШКО,
доктор экономических наук, профессор профессор кафедры финансов и экономического анализа Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
Email: [email protected]
Научная специальность 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены направления налоговой политики на ближайший период. Определены проблемы и особенности налоговой системы РФ, обоснованы перспективы создания эффективной и стабильной налоговой системы.
Ключевые слова: налоговая система, налоговая политика, уровень налоговой нагрузки, эффективность налогообложения.
Annotation. Reviewed directions of tax policy for the upcoming period. Defined problems and features of Russian tax system, set perspectives for creating and effective and stable tax system.
Keywords: tax system, tax policy, level of tax burden, taxation effectiveness.
В настоящее время тенденции развития экономической политики в России имеют четкую направленность на совершенствование налоговой системы страны. Налоговая система государства далека от оптимального состояния в части механизма взаимодействия между ним, хозяйствующими субъектами и населением.
Проблемы налогообложения традиционно относятся к числу наиболее дискуссионных, находящихся в центре внимания государства и общества. Устойчивость налогового механизма всегда есть компромисс участвующих в отношениях власти сил на определенный период времени. Одновременно выбор конкретного варианта того или иного налога, его элементов есть способ решения посредством налогов проблем общества. Для любого государства, в том числе российского, необходимо решать проблему распределения налогового бремени между отдельными видами объектов налогообложения: доходами, объектами недвижимости, оборотом товаров и другими.
Рассматривая основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, подготовлены с целью составления проекта федерального бюджета
на очередной финансовый год и двухлетний плановый период и одобренные Правительством Российской Федерации 1 июля 2014 года, можно сделать выводы, что приоритетом Правительства Российской Федерации в области налоговой политики в средне- и долгосрочной перспективе является дальнейшее повышение эффективности налоговой системы. При этом Правительство Российской Федерации не планирует повышения налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики в среднесрочной перспективе. Эта политика будет продолжена и по завершении планового периода, в 2018 году.
Кроме того, налоговая политика Российской Федерации должна отвечать глобальным вызовам, связанным с возможностями международного структурирования бизнеса, направленного на размывание налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения.
Основными целями налоговой политики являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене.
Таблица 2
Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти
и нефтепродуктов в 2007—2013 гг. (% к ВВП)
Таблица 1
Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2007 — 2013 гг. (% к ВВП)
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Доходы всего 40,21 39,17 35,04 34,62 37,48 37,91 36,11
Налоговые доходы и платежи 36,49 36,04 30,88 31,12 34,54 34,99 33,31
в том числе
Налог на прибыль организаций 6,53 6,09 3,26 3,83 4,08 3,81 3,11
Налог на доходы физических лиц 3,81 4,04 4,29 3,87 3,59 3,66 3,75
Налог на добавленную стоимость 6,80 5,17 5,28 5,40 5,84 5,74 5,31
Акцизы 0,95 0,85 0,89 1,02 1,17 1,35 1,52
Таможенные пошлины 7,06 8,51 6,52 6,74 8,13 8,06 7,29
Налог на добычу полезных ископаемых 3,60 4,14 2,72 3,04 3,67 3,98 3,86
Единый социальный налог/страховые взносы 5,96 5,52 5,93 5,35 6,34 6,64 6,65
Прочие налоги и сборы <*> 1,78 1,73 1,99 1,88 1,72 1,75 1,82
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Налоговые доходы и платежи 36,49 36,04 30,88 31,12 34,54 34,99 33,31
Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов 9,27 11,17 8,19 8,64 10,81 11,22 10,58
из них:
НДПИ на нефть 3,22 3,81 2,41 2,74 3,32 3,45 3,28
НДПИ на газ 0,29 0,24 0,21 0,20 0,26 0,43 0,49
Акцизы на нефтепродукты 0,40 0,34 0,38 0,37 0,51 0,59 0,63
Вывозные таможенные пошлины на нефть 3,46 4,32 3,10 3,61 4,19 4,03 3,50
Вывозные таможенные пошлины на газ 0,91 1,19 1,12 0,42 0,69 0,70 0,72
Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты 0,99 1,27 0,98 1,30 1,68 1,83 1,81
Таможенная пошлина (при вывозе из РБ за пределы ТС нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти) 0,00 0,00 0,00 0,00 0,16 0,19 0,16
Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов 27,21 24,87 22,69 22,48 23,73 23,76 22,73
При этом любые нововведения, даже направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов, не должны приводить к нарушению конституционных прав граждан, ухудшать сложившийся к настоящему времени баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов, негативно влиять на конкурентоспособность российской налоговой системы.
При анализе налоговой нагрузки в экономике необходимо учитывать, по меньшей мере,
два обстоятельства, оказывающих влияние на характер и интерпретацию выводов из такого анализа.
В таблице 1 приведено соотношение величины доходов бюджета расширенного правительства Российской Федерации (включая консолидированный бюджет Российской Федерации и внебюджетных фондов бюджетной системы Российской Федерации) в 2007—2013 годах и валового внутреннего продукта (далее — ВВП).
Представленные данные показывают, что величина налоговых доходов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей), характеризуемая как доля валового внутреннего продукта, на протяжении последних шести лет снизилась на 3,2 процентных пункта: с 36,5% к ВВП в 2007 году до 33,3% к ВВП в 2013 году.
При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в России следует обратить внимание на налог на добычу полезных ископаемых и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты), поскольку в Российской Федерации по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от этих видов налогов (Таблица 2).
Из представленной таблицы 2 видно, что доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, составляют почти одну треть от общей величины уровня налоговых изъятий в ВВП.
Таким образом, налогообложение нефтегазового сектора стабильно обеспечивает около трети совокупных доходов. В 2013 году налоговые доходы от нефтегазового сектора составили 10,9% ВВП, от других видов деятельности — 22,4% ВВП.
Снижение налоговой нагрузки в 2009 году связано с внесением в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах изменений, касающихся стимулирования разработки новых месторождений, повышения эффективности добычи нефти на действующих месторождениях с высокой степенью вы-работанности. Принятые меры позволили обеспечить рост доходов бюджета за счет роста объемов добычи нефти.
Анализируя уровень налоговой нагрузки по другим видам налогов, необходимо отметить следующее.
Стабильный уровень налоговой нагрузки оставался в части налога на доходы физических лиц: за последние 7 лет средний уровень налоговой нагрузки составил 3,86% ВВП, в 2013 году составил 3,75% ВВП.
Также относительно стабильный уровень налоговой нагрузки сохранялся и по налогу на добавленную стоимость: в 2008 году — 5,17% ВВП и в 2013 году — 5,31% ВВП.
Наиболее существенное снижение налоговой нагрузки (на 3,4 п. п.) за анализируемый период произошло по налогу на прибыль организаций с 6,5% ВВП до 3,1% ВВП. При этом снижение почти в два раза произошло на рубеже 2008 и 2009 годов, что обусловлено мировым финансовым кризисом 2008 года, а также принятыми в 2008 — 2009 годах антикризисными мерами налоговой политики.
Более чем в полтора раза увеличился уровень налоговой нагрузки в части акцизного налогообложения (с 0,95% ВВП в 2007 году до 1,52% ВВП в 2013 году). Это связано в первую очередь с индексацией ставок акцизов темпами, опережающими темп роста инфляции.
Начиная с 2012 года, индексация ставок акцизов на алкогольную продукцию, производимую с добавлением этилового спирта, осуществлялась темпами, существенно превышающими индекс инфляции, а также темпы роста ставок акцизов на другие подакцизные товары (за исключением табачной продукции и нефтепродуктов).
Необходимо отметить, что расчет уровня налоговой нагрузки на экономику в Российской Федерации сопоставим с аналогичными расчетами по странам — членам ОЭСР.
Средний уровень налоговой нагрузки на экономику в странах — членах ОЭСР в 2012 году составил 34,91% к ВВП, что на 0,8 процентных пункта ниже значения в России — 34,99% к ВВП. При этом уровень налоговой нагрузки в России без учета нефтегазовых доходов в 2012 году составил — 23,8% к ВВП, что на 11,1 п. п. ниже среднего значения по ОЭСР.
Кроме того, уровень налоговой нагрузки без учета в ВВП доходов от организаций, осуществляющих деятельность в области добычи сырой нефти и природного газа и предоставление услуг в этих областях, составил 23,5% к ВВП в 2012 году, что также на 11,5 п. п. ниже среднего значения по ОЭСР Корректность такого сопоставления обеспечивается двойственным характером платежей от нефтегазового сектора — с одной стороны, НДПИ и вывозные пошлины на нефть имеют явно выраженный фискальный характер, с другой стороны, они могут рассматриваться как форма платежей недропользователя их собственнику — государству.
Помимо анализа налоговой нагрузки в сравнении со странами ОЭСР, проведен сравнительный
Таблица 3
Налоговая нагрузка на экономику в странах БРИКС и Таможенного союза (% налоговых доходов к ВВП)
Страна 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Россия 39,85 39,17 35,04 34,61 37,38 37,03 36,16 34,85
Таможенный союз
Беларусь н.д. н.д. н.д. 42,97 40,62 29,97 н.д. н.д.
Казахстан 29,32 27,92 22,14 23,94 28,25 27,90 27,08 26,85
Средняя по ТС (кроме России) 33,46 34,44 28,94 -
БРИКС
Бразилия 35,73 36,85 34,91 37,17 36,62 37,25 36,97 36,85
Индия 21,67 19,92 19,31 18,82 18,75 19,19 19,47 19,56
Китай 19,77 19,65 20,19 21,31 22,61 22,64 22,06 22,26
Южная Африка 29,83 29,82 27,36 27,32 28,09 27,92 27,80 27,91
Средняя по БРИКС (кроме России) 26,75 26,56 25,44 26,16 26,52 26,75 26,58 26,65
анализ налоговой нагрузки на экономику Российской Федерации и экономику стран БРИКС и Таможенного союза на основании данных Международного валютного фонда (таблица 3).
Необходимо отметить, что показатель налоговой нагрузки по Российской Федерации по данным Международного валютного фонда (2012 год — 37,03%) отличается от показателя налоговой нагрузки, рассчитанного в соответствии с методикой, применяемой ОЭСР (налоговая нагрузка в России за 2012 год — 34,99%). Это связано с различными подходами к определению общей суммы налоговых доходов.
Налоговая нагрузка на экономику России (по данным МВФ) несколько выше, чем в странах БРИКС и Таможенного союза (исключение — Бразилия, в которой показатель налоговой нагрузки выше, чем в России). Но как было отмечено ранее, такая нагрузка в большей своей части приходится на нефтегазовый сектор.
Российская Федерация в отчете Doing Business 2014, который оценивает условия ведения деятельности по итогам 2012 года, поднялась за год в списке с 112 до 92 позиции.
Индикатор «Налогообложение» предоставляет информацию о налогах, которые должна уплатить в определенном году компания среднего размера, а также сопоставляет административную нагрузку, связанную с уплатой налогов.
По агрегированному значению индикатора «Налогообложение» за 2012 год Российская Федерация заняла 56 место в рейтинге. По данному показателю Российская Федерация опережает среднее значение
по странам БРИКС (124 место), странам «Большой двадцатки» (84 место), странам ОЭСР (в среднем — 59 место).
Среди стран «Группы 20» только у 7 стран более высокий индивидуальный страновой рейтинг по индикатору «Налогообложение», из них 5 являются членами ОЭСР: Австралия (44 место), Великобритания (14 место), Канада (8 место), Франция (52 место), Южная Корея (25 место), а также Саудовская Аравия (3 место) и ЮАР (24 место).
До определенного момента рейтинг Российской Федерации находился под давлением системы налогообложения имущества организаций. Это было связано, в первую очередь, с тем, что в большинстве стран ОЭСР активная часть производственных фондов освобождается от имущественного налогообложения.
В качестве мер, повлиявших на повышение позиции России в рейтинге Doing Business, можно выделить такие, как:
• отмена с 2013 года налога на имущество организаций в отношении вновь вводимого движимого имущества, которое по экспертным оценкам составляет около половины балансовой стоимости основных средств;
• снижение в 2012 году тарифов страховых взносов до 30% с 34% в 2011 году.
В целях упрощения, удешевления и ускорения действующих на территории Российской Федерации процедур по ведению бизнеса Правительством Российской Федерации утвержден ряд дорожных карт, разработанных в рамках национальной предпринимательской инициати-
вы по улучшению инвестиционного климата в России.
Говоря о проблемах современной налоговой системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования — налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов, сложные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования.
Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства.
Эффективное налогообложение, возможно, обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.
Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному налогу. Эффективность налогообложения заключается в следующем:
• для государства — в увеличении доходов бюджета за счет налоговых поступлений и развитии налогооблагаемой базы;
• для хозяйствующих субъектов — в получении максимально возможных доходов (прибыли) при минимизации налоговых платежей;
• для населения — в получении достаточных доходов для существования при уплате установленных налогов, за счет которых государство предоставляет необходимые социальные услуги.
При формировании проекта бюджета учитывалось налоговое законодательство, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.
В перспективе 2015—2016 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее — создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности. Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.
Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень.
В части мер налогового стимулирования планировалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
1. Поддержка инвестиций и развития человеческого капитала.
2. Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях.
3. Совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства.
4. Развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.
5. Налогообложение добычи полезных ископаемых.
В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федера-
ции, планировалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
1. Налогообложение добычи углеводородного сырья.
2. Акцизное налогообложение.
3. Введение налога на недвижимость физических лиц.
4. Налогообложение престижного потребления.
5. Оптимизация налоговых льгот по региональным и местным налогам.
6. Совершенствование налога на прибыль организаций.
7. Совершенствование налогового администрирования.
Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.
Литература
1. Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» (одобрены Правительством РФ 01.07.2014). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_126727
2. Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России // Налоговые споры: Теория и практика. 2008. № 9.
3. Бобошко В.И. Контроль и ревизия. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Экономическая безопасность», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Финансы и кредит». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 312 с.
4. Бобошко В.И. Комплексное обеспечение экономической безопасности малых предприятий в регионах // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2014. № 1.
5. Бобошко Н.М.Налогово-бюджетная безопасность в системе экономической безопасности страны // Инновационное развитие экономики. 2014. № 2(19).
6. Бобошко Н.М., Проява С.М. Финансово-кредитная система: М:ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 239 с.
7. Григорьев К.С. Эффективность налоговой системы РФ на современном этапе // Экономика. 2008. № 4.
8. Родченкова О.А., НаковаМ.Р. Современные проблемы в обеспечении экономической безопасности финансового сектора экономики Российской Федерации. М., 2015. 264 с.
9. Рубцов И.В. Формирование учетно-кон-трольной системы в целях обеспечения экономической безопасности организации//Инновационное развитие экономики. 2014. № 6-1(23).
10. Эриашвили Н.Д., Богомолов В.А. Экономическая безопасность. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 295 с.
References
1. Main directions of tax policy for 2015 and planned period of 2017 and 2017. (Approved by Russian government 01.07.2014) access: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_126727
2. Abramov M.D. Questions of perfecting Russian tax system. // Tax litigation: Theory and practice. 2008. № 9.
3. Boboshko V.I. Control and audit. Tutorial for students taking «Economic safety», «Accounting, analysis and audit» and «Finance and credit» M., UNITY-DANA, 2014. 312 c.
4. Boboshko V.I. Complex provision of economic safety to small business in regions // Academy of Economic Safety Herald, Russian MIA. 2014. № 1.
5. Boboshko N.M. Tax/Fiscal safety in system of country's economic safety // Innovation economic development. 2013. № 2(19).
6. Boboshko N.M., Proyava S.M. Financial credit system. M., UNITY-DANA, 2014. 239 c.
7. Grigoryev K.S. Efficiency of Russian tax system on a modern stage. // Economics. 2008. № 4.
8. Rodchenkova O.A., Nakova M.R. Modern problems in providing economic safety to financial sector of Russian economy.
9. Rubtsov I.V. Forming account-control system in order to provide economic safety to busi-nesses.//Innovational economic development. 2014. № 6-1(23).
10. Eriashvili N.D., Bogomolov V.A. Economic safety. // M-UNITY-DANA, 2009. 295 c.