Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
УДК: 37
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -352-354
ЛАРИН Олег Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент
ГАВРИЛОВ Алексей Николаевич, студент 5 курса Московской государственной академии физической культуры
LARIN Oleg Sergheyevich, Candidate for Doctorate in Pedagogics, Associate Professor
GAVRILOV Alexey Nikolayevich, 5th year student, Moscow State Academy of Physical/
Corporeal Culture
АНАЛИЗ ПРИРОСТА СИЛОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ПАУЭРЛИФТЕРОВ В УПРАЖНЕНИИ «ЖИМ ШТАНГИ ЛЕЖА» С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ БЛОКОВОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ НАГРУЗОК
EXPLORING INCREMENT TO WEIGHTLIFTING PERFORMANCE IN POWER LIFTERS SHOWN IN EXERCIZING «BENCH PRESS» WITH REGARD TO SPECIFICS OF BLOCK-PERIODIZATION’ IN EXERTION
Статья содержит анализ эффективности программ для упражнения «жим штанги лежа». Авторы анализируют динамику прироста силовых показателей спортсменов высшего спортивного мастерства с учетом специфики трансформирующего мезоцикла блоковой периодизации нагрузки в упражнении «жим штанги лежа». В исследовании принимали участие спортсмены, выступающие в весовой категории до 82,5 кг, принимающие участие в соревнованиях федерации AWPC (Amateur World Powerlifting Congress) и имеющие звание МС. Авторы анализируют динамику прироста силовых показателей спортсменов с учетом особенностей тренировочных программ, предложенных Заслуженным тренером России Аскольдом Евгеньевичем Суровецким. Результаты исследования наглядно показывают, что средние результаты экспериментальной группы занимающихся по программе № 2 выше, чем у группы спортсменов, занимающихся по программе № 1. На основании исследования авторы делают вывод, что тренировочная программа для упражнения «жим штанги лежа» № 2 обладает большим тренирующим эффектом, чем программа № 1.
The paper presented examination of performance efficiency of the programs of bench press’ exercise. The authors explored the dynamics of increment to powerlifting/ weightlifting performance in athletes of exquisite sportive mastery in consideration of the specifics of transforming meso-cycle of block periodization in exertion while exercising bench press. The study involved the athletes performing in the weight category «up to 82.5 kg of» who took part in the competitions held by the Federation AWPC (Amateur World Powerlifting Congress), being awarded with the title of MS (Master of Sports?). The authors examined the dynamics of increment to weightlifting performance by the athletes, taking into account the specifics of training programs suggested by the Honored Trainer of Russia Askold Yevgenyevich Surovetsky. The study’ outcomes have clearly shown that the average records at the experimental group engaged in the program №2 being better than at the group of athletes involved in the program №1. On the basis of the study, the authors have inferred that the training program for the «bench press» exercise №2 has shown a greater training effect than the program №1.
Ключевые слова: жим штанги лежа, блоковая перио- Key words: bench press, block-periodizing (in exertion), дизация, динамика прироста силовых показателей. dynamics of increment of weightlifting performance.
С целью дозирования нагрузки на этапе трансформирующего мезоцикла в пауэрлифтинге было проведено исследование динамики прироста результатов в упражнении «жим штанги лежа» троеборцев, имеющих звание МС. В исследовании принимали участие 10 спортсменов, выступающих в федерации AWPC (Amateur World Powerlifting Congress) «до 82,5 кг». Исследование проводилось на базе фитнес клуба «Марк Аврелий».
В соответствии с концепцией блоковой системы периодизации, трансформирующий ме-зоцикл содержит самые напряженные специфические по виду спорта рабочие нагрузки. Основная задача мезоцикла - преобразование накопленного потенциала базовых способностей в специальную физическую и технико-тактическую подготовленность. По сравнению с другими мезоциклами характеризуется следующими особенностями:
а) «качеств-мишени» более специализированы, и ключевые упражнения тесно связаны с соревновательной деятельностью;
б) интенсивность развивающих нагрузок относительно выше, объем упражнений с увеличенной интенсивностью также более значительный;
в) нагрузка в этом мезоцикле вызывает наибольшее утомление, следовательно, применение средств восстановления и контроль напряженности тренировочного процесса приобретают первостепенную важность.
Содержание микроцикла формируется определенным количеством последовательно включаемых микроциклов, что позволяет разделить мезоцикл на три периода:
Название периода Задача периода Примечание
Начальный Постепенное увеличение нагрузки Продолжительность - 1неделя
Ударный Преобразование накопленного потенциала в качественно новый уровень функциональной готовности Может длиться меньше 1 недели
Восстановительный Профилактика перетренированности Может продолжаться 2-4 дня
- 352 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________
Некоторое количество соревновательных выступлений может серьезно изменить программу. Часто соревновательная нагрузка ниже обычной тренировочной, так что спортсмены воспринимают соревнование как снижение нагрузки. Включение восстановительного микроцикла может планироваться заранее или по мере необходимости индивидуально для спортсменов, по мере приближения последних к верхним пределам адаптационных возможностей [2].
Контроль предназначен для предотвращения чрезмерного накопления утомления и пе-ретренированности. Кроме этого, ключевые тренировки, выполненные в последовательных микроциклах, можно сравнить по объемам выполненных упражнений (сумме поднятых весов), по результатам выполнения соревновательного упражнения, а также по измеряемым реакциям на тренировочные нагрузки (ЧСС, лактату крови и т. д.). Также очень важно иметь в виду, что напряженная силовая тренировка способствует увеличению мышечной массы, что обусловлено рабочей гипертрофией мышц. Поэтому антропометрические измерения также могут послужить информативными показателями при оценке эффективности мезоцикла. Нужно подчеркнуть, что доза нагрузки и верхний предел адаптации - самые большие сложности трансформирующего мезоцикла. Даже оценка гормонального статуса и других маркеров крови не гарантирует точного и своевременного диагностирования состояния перетренированности. Это указывает на то, что необходимо четко отслеживать следующие явления: 1) увеличение ЧСС в покое более чем на 5 ударов в минуту в течение 3-5 дней; 2) постоянное или резкое уменьшение массы тела; 3) постоянно увеличенная скорость наступления общего утомления; 4) постоянно увеличенная болезненность мышц; 5) постоянно нарастающие признаки нарушения сна.
Исходя из концепции блоковой периодизации нагрузок для улучшения показателей в упражнении «жим лежа» были подобраны следующие программы [1]:
Для спортсменов контрольной группы (программа № 1)
Жим лежа 165
50 75 100 117,5 135 142,5 147,5
8 6 6 5 4 3 3
% 92% 96% 100% 92% 90% 88% 86%
тренировки! веса 155 157,5 162,5 155 152,5 147,5 145 пауза дожим
1 84% 82% 80% 105%
2 2 2 142,5 137,5 135 177,5
3 3 2х4 2х2
4 2 1 1 2х3 2х5 2х2 3х2
5 3 2х4 2х6 2х3
6 2 2 2х5 2х3 3х3
7 2 2 1 2х3 3х3
8 3 2 2х4 3х3
9 3 2 1 2х3 2х2 3х4
10 3 2 1 2х3 2х3
11 50 х10 77,5 х8 102,5 3х3
12 60 х8 90 х6 115 х5 127,5 2х2 3х5
х6 120 х3х5
х4 142,5 155 170
х3 х2 х1
Для спортсменов экспериментальной группы: (программа № 2)
1. 127,5 /2 (5 сек) 140 /2 (5 сек) 150 /2 (5 сек)
2. 127,5 /2 (2 сек) 140 /2 (2 сек) 150 /2 (2 сек) 160 /1 167,5 /1
3. 127,5 /2 (5 сек) 140 /2*2 (5 сек) 150 /2*2 (5 сек)
4. 127,5 /2 (2 сек) 140 /2*2 (2 сек) 150 /2*2 (2 сек) 160 /1 167,5 /1
5. 127,5 /3 (5 сек) 140 /2*2 (5 сек) 150 /3*2 (5 сек)
6. 127,5 /2 (2 сек) 140 /3*2 (2 сек) 150 /3*2 (2 сек) 160 /1 167,5 /1
- 353 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
7. 127,5 /3 (5 сек) 140 /2*3 (5 сек) 150 /2*3 (5 сек)
8. 127,5 /3 (2 сек) 140 /3 (2 сек) 150 /3 (2 сек) 160 /1 167,5 /1
9. 127,5 /4 (5 сек) 140 /2*3 (5 сек) 150 /3*3 (5 сек)
10. 127,5 /3 (2 сек) 140 /2*3 (2 сек) 150 /2*3 (2 сек) 160 /1 167,5 /1
11. 127,5 /4 (5 сек) 140 /2*4 (5 сек) 150 /2*4 (5 сек)
12. 127,5 /3 (2 сек) 140 /3*3 (2 сек) 150 /3*3 (2 сек) 160 /1 167,5 /1
13. 117,5 /3*5
14. Проход ка
Тестирования были проведены с промежутком в два микроцикла и заключались в выполнении соревновательного упражнения «жим штанги лежа». На этапе промежуточного тестирования средний результат спортсменов контрольной группы составил 165 кг. Средний результат спортсменов экспериментальной группы - 167,5 кг. На итоговом тестировании спортсмены контрольной группы показали результат 167,5 кг. Спортсмены экспериментальной группы - 170 кг.
На основании исследования можно заключить, что программа № 2 для упражнения «жим штанги лежа» обладает большим тренирующим эффектом, чем программа № 1.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Аксенов М.О. Управление тренировочным процессом спортсменов старших разрядов в пауэрлифтинге на основе современных методов моделирования. - М.: Советский спорт, 2003. - C. 48-51.
2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. 3-е изд. - М.: Советский спорт, 2013. -216 с.
REFERENCES
1. Aksenov M.O. Management of training process of sportsmen senior level in powerlifting based on modern simulation methods. [pravlenie trenirovochnym protsessom sportsmenov starshikh razryadov v pauerliftinge na osnove sovremen-nykh metodov modelirovaniya]. Moscow, Soviet sport, 2003. P. 48-51.
2. Verkhoshansky, Y. V. Fundamentals of special strength training in sport. [Osnovy spetsial'noy silovoy podgotovki v sporte]. 3th ed. Moscow, Soviet sport, 2013. 216 p.
Информация об авторе
Ларин Олег Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК п. Малаховка),
Москва, Россия
Гаврилов Алексей Николаевич, студент 5 курса, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК п. Малаховка), Москва, Россия [email protected]
Получена: 15.08.2015
Information about the author
Larin Oleg Sergheyevich, Candidate for Doctorate in Pedagogics, Associate Professor, Moscow State Academy of Physical/ Corporeal Culture (MGAFK), Malakhovka settlement,
Moscow city, Russia
Gavrilov Alexey Nikolayevich, 5th year student, Moscow State Academy of Physical/ Corporeal Culture (MGAFK), Malakhovka settlement, Moscow city, Russia [email protected]
Received: 15.08.2015
354 -