Indicators of road safety in some countries of the world are suggested. Comparison of indicators of the number of deaths per 100 000 population and per 100 000 registered vehicles is conducted and conclusion about the dependence of such indicators on the degree of readiness and the level of implementation of Intelligent transport system (ITS) and/or their distinct elements is made. Scheme of ITS composite elements is developed.
Key words: Intelligent transport system, ITS, road safety, indicators of road safety.
Studentova Ekaterina Aleksandrovna, postgraduate, katerinka stud@,mail.ru, Russia, Kurgan, Kurgan State University
УДК 656.13
АНАЛИЗ ПРИЧИН ОТКАЗОВ АВТОБУСОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПАССАЖИРСКИМИ ПЕРЕВОЗКАМИ ПО РЕГУЛЯРНЫМ МАРШРУТАМ В ГОРОДЕ ОРЕНБУРГЕ
Р.Х. Хасанов, К.В. Грибков
Рассмотрены основные причины и количество отказов деталей, узлов, агрегатов и систем автобусов ПАЗ-3205.
Ключевые слова: количество отказов, причины отказов, регулярные маршруты, безопасность пассажирских перевозок, легкоустранимые отказы.
Одной из приоритетных задач в области перевозки пассажиров автомобильным транспортом является обеспечение условий для осуществления качественного и безопасного процесса. В настоящее время непрерывный рост количества эксплуатируемых автотранспортных средств, низкий уровень оснащенности улично-дорожной сети и, как следствие, неудовлетворительная организация автотранспортного процесса не позволяют в полной мере обеспечить требуемые условия эксплуатации транспортных средств. Кроме того, свойства конструктивной и эксплуатационной надежности и безопасности отечественного пассажирского автотранспорта не определяются, как свойства с положительными показателями. Поэтому в рамках задачи обеспечения безопасного и качественного уровня перевозочного процесса необходимо провести выявление и анализ элементов, регламентирующих работоспособность автобусов в процессе их эксплуатации.
Несмотря на положительную динамику снижения среднего срока эксплуатации автобусного парка, работающего на регулярных маршрутах, общая ситуация не отвечает всем требованиям перевозочного процесса.
На примере города Оренбурга, можно отметить, что удельные эксплуатационные показатели автобусов в парке улучшаются с введением в эксплуатацию новой техники: снижается число отказов на единицу техники, увеличиваются межремонтная и доремонтная наработки и т. п. Однако изменение возраста автопарка влечет за собой увеличение удельной стоимости перевозки пассажира и не обеспечивает условия эффективности транспортного процесса. В этой связи необходимо путем научно- и практически обоснованного подхода приводить в соответствие четкое определение технического состояния и экономической целесообразности эксплуатации.
Так, в г. Оренбурге предприятиями, занимающимися пассажирскими перевозками по регулярным маршрутам, в основном используются автобус ПАЗ-3205 и его модификации. Согласно данных автотранспортных предприятий средний возраст этих автобусов составляет 3 года. При этом анализ количества обращений и причин возникновения отказов, проведенный за октябрь 2014 года, позволил получить результаты, представленные в таблице.
Количество обращений по отказам и неисправностям автобуса ПАЗ-3205 за октябрь 2014 года согласно журналу учета обращений
Причина обращения Количество обращений
Шиномонтаж 86
Электрооборудование 147
Стартер 7
Система зажигания 23
Генератор 8
Стеклоочистители 13
Газобаллонное оборудование 42
Газораспределительный механизм 2
Карбюратор 1
Тормозная система 62
Замена тормозных колодок 9
Компрессор 8
Рулевое управление 4
Гидроусилитель рулевого управления 26
Коробка передач 28
Кузовные работы 5
Двери 18
Топливный насос 1
Сцепление 35
Карданный вал 7
Радиатор 7
Система охлаждения 44
Система смазки 8
Редуктор заднего моста 1
В журнале учета обращений в ремонтную зону в графе «Причина обращения» имеется 147 записей «Прочее электрооборудование». Наиболее частыми отказами этой записи являются нарушение контакта электропроводов во влажную погоду, перегорание предохранителей, нарушение электрического контакта вследствие коррозии, обрыв электропроводов.
Большое количество шиномонтажных работ связано с погодными изменениями дорожных условий, а также с повреждением шин в виде проколов и порезов.
Отказ элементов газобаллонного оборудования (ГБО) вызван самовольным вмешательством водителей в регулировку ГБО с целью уменьшения расхода топлива, а также неисправностями электропневматических клапанов и разрушением шлангов.
Причиной отказов тормозной системы в большинстве случаев (65 ... 75 %) являются разрушение пластиковых трубок вследствие замерзания конденсата, разрушение пластиковых фитингов, неисправность главного тормозного крана, также заклинивание энегроаккумуляторов.
Причиной обращения для ремонта гидроусилителя рулевого управления (ГУР) во многом является разрушение болтов крепления насоса ГУР из-за сильной вибрации во время его работы (70 . 75 % случаев).
В качестве основных отказов коробки передач (КП) зафиксированы неисправности фиксаторов в механизме переключения.
Характерным отказом пассажирской двери является отказ элек-тропневмоклапана двери из-за скапливания конденсата в воздушной системе автобуса.
Для системы зажигания характерны отказы катушек, замков и распределителей зажигания.
В механизме сцепления происходит износ ведомых дисков, облом или загиб лапок корзины, отказ рабочего цилиндра сцепления по причине вытекания рабочей жидкости через задубевшие сальники.
Для системы охлаждения характерны разрушения патрубков, отказ насоса охлаждающей жидкости.
По итогам проведенного анализа отказов и причин их возникновения автобусов ПАЗ-3205 можно сделать вывод, что наименее надежными являются электрооборудование, тормозная система, система охлаждения и газобаллонное оборудование. Следует отметить, что основная часть отказов относится к эксплуатационным отказам, но часть отказов по конструктивным причинам свидетельствует о некачественном подходе на этапах конструирования, проектирования и изготовления. При этом тормозная система и газобаллонное оборудование обеспечивают условия безопасной эксплуатации АТС, а электрооборудование и система охлаждения - работоспособность автобуса в целом.
Несмотря на то, что большее число отказов является легкоустранимым и не требует долговременного нахождения автобусов в ремонтной зоне предприятия, значительное количество обращений вызывает частые простои автобусов, что отражается не только в рентабельности перевозок, но и снижает уровень безопасности перевозочного процесса.
Список литературы
1. Структура и прогноз парка легковых автомобилей в России [Электронный ресурс] // Маркетинговый отчет аналитического агентства «Автостат»: [сайт]. [2012]. URL: http: //www. autostat. ru/catalog/product/154 (дата обращения 05.10.2014).
2. Исследование соответствия технического состояния подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта требованиям безопасности / Грибков К.В., Хасанов Р.Х. // Проектирование и управление автомобильными дорогами: реформирование учебных программ в Российской Федерации. Разработка и внедрение магистерских программ в России: сборник статей международной НПК. Оренбург: ООО «ИПК «Университет», 2014. С. 50 - 51.
3. Хасанов Р.Х. Основы технической эксплуатации автомобилей: учебное пособие. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. 193 с.
4. Хасанов Р.Х., Алеханов О.В., Сологуб В.А. О взаимосвязи показателей безопасности автотранспортных средств // Прогрессивные технологии в транспортных системах: сборник докладов Х Международной научно-практической конференции. Оренбург: ОГУ, 2011. С. 78 - 81.
Хасанов Рустем Халилович, канд. техн. наук, доц., hasanov ramail.ru, Россия, Оренбург, Оренбургский государственный университет,
Грибков Константин Владимирович, студент, g. const. vagmail. com, Россия, Оренбург, Оренбургский государственный университет
THE FAILURE ANALYSIS OF THE BUSES INVOLVED IN PASSENGER TRANSPORT ON REGULAR ROUTES IN THE CITY OF ORENBURG
R.H. Hasanov, C. V. Gribkov
The basic causes and the number of failures of parts, components, assemblies and systems of buses PAZ-3205 are considered.
Key words: number of failures, causes of failures, regular routes, safety of passenger transportation, easy disposable failures.
Hasanov Rustem Halilovich, candidate of technical sciences, docent, hasanov ramail.ru, Russia, Orenburg, Orenburg State University,
Gribkov Konstantin Vladimirovich, student, g. const. vagmail. com, Russia, Orenburg, Orenburg State University