О.Р. ЗУБЕЦ
Студентка группы Юс-25 юридического факультета, ЧОУВО ТИУиЭ, г. Таганрог
АНАЛИЗ ПРЕЗИДЕНТСТВА В УКРАИНЕ
В статье проводится исторический анализ президентства в Украине. Рассматривается легитимность действующей власти в Украине и в Крыму.
Украина, Россия, Крым, президент, власть, легитимность. Тематический рубрикатор e-Library: 10.87.01
O.R. ZUBETS ANALYSIS OF PRESIDENCY IN UKRAINE
In the article the historical analysis of the Presidency in Ukraine is conducted. The legitimacy of the current government in Ukraine and in the Crimea is considered.
Ukraine, Russia, Crimea, the president, authority, legitimacy.
Украина стала независимым государством в декабре 1991 г., после того как Верховный Совет Украинской ССР утвердил постановление «О провозглашении независимости Украины». Начиная с этого момента и по настоящее время президентами Украины были различные представители соответствующих групп украинской политической элиты: Л. Кравчук, Л. Кучма, В. Ющенко, В. Януко-вич и П. Порошенко [1, с. 69-70].
Перед руководством Украины после выхода ее из состава СССР стояло немало задач. Оно должно было сформировать собственную национальную правовую систему, предназначенную для эффективного регулирования столь сложного, многогранного процесса, как становление и развитие суверенного украинского государства. При этом целесообразно было сохранять и развивать дружественные отношения с Россией, необходимо было согласовать множество вопросов.
1 декабря 1991 г. президентом Украины был избран Леонид Кравчук на первых прямых президентских выборах, набравший 61,6% голосов. В период президентства Л. Кравчука (1991-1994) взаимоотношения между Россией и Украиной развивались достаточно стабильно. В частности, экономическая сфера была урегулирована Договором между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Украинской Советской Социалистической Республикой от 19 ноября 1990 г. и множеством иных соглашений. Однако при Кравчуке остались и нерешенные проблемы. Не был завершен раздел Черноморского флота, не была проведена демаркация сухопутных и морских границ между Россией и Украиной, не была согласована модель формирования цен на газ и другие энергоресурсы. В период президентства Кравчука, как отмечают многие эксперты и политологи, наблюдалось резкое снижение уровня социально-экономического развития Украины.
10 июля 1994 г. президентом Украины был избран Леонид Кучма, набравший в первом туре 29,99% голосов, а во втором - 51,90% голосов. 14 ноября 1999 г. он был переизбран на второй срок. В период
президентства Л. Кучмы (1994-2004) была существенно расширена нормативно-правовая база украинско-российского сотрудничества: был урегулирован вопрос относительно раздела Черноморского флота, подписаны соглашения, устанавливающие параметры раздела Черноморского флота, его статус и условия пребывания на территории Украины, порядок взаиморасчетов, связанных с разделом Черноморского флота. Кроме того, был заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной, который закрепил основные принципы взаимоотношений между двумя державами. В этот период было заключено множество двусторонних соглашений. В частности, это «Основные направления долгосрочного экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации и Украины на 19972000 гг. и на период до 2005 г.» от 28 мая 1997 г.; «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о проведении согласованной структурной политики в экономике» от 28 мая 1997 г.; «Заявление о договорно-правовом оформлении российско-украинской государственной границы» от 27 августа 1997 г.; «Договор между Российской Федерацией и Украиной об экономическом сотрудничестве на 1998-2007 гг.» от 27 февраля 1998 г.; «Программа экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Украиной на 19982007 гг.» от 27 февраля 1998 г.; «Соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере» от 7 октября 2002 г.; «Договор об украинско-российской государственной границе» от 28 января 2003 г. и др.
Однако хотя период президентства Л. Кучмы ознаменован довольно тесным и плодотворным сотрудничеством между Россией и Украиной, последняя все же не упускала возможности вступить в контакт с Западом. Основу этому заложил Указ Президента Украины от 11 июня 1998 г. № 615/98 «Об утверждении Стратегии интеграции Украины в Европейский союз». 10 декабря 1999 г. на Хельсинкском саммите Европейского совета была принята «Общая стратегия ЕС в отношении Украины». Из этого следует, что Украина в выборе своего главного союз-
ника всегда стояла на перепутье между Россией и Евросоюзом, при этом ей не всегда удавалось удерживать этот баланс.
В период с 2005 по 2010 г. президентом Украины был Виктор Ющенко, пришедший к власти весьма непростым путем. В ходе первого тура выборов президента 31 октября 2004 г. Ющенко набрал 39,87% голосов. Во втором туре выборов президента 21 ноября он набрал, согласно объявлению ЦИК, 46,69% голосов и занял второе место. Первое место тогда занял В. Янукович. Начались массовые протесты, известные как «Оранжевая революция». Ющенко подал иск в Верховный суд Украины о признании противоправными действий Центральной избирательной комиссии и признании массовых фактов фальсификации выборов. 3 декабря 2004 г. Верховный суд Украины признал не соответствующими реальному волеизъявлению избирателей объявленные результаты второго тура голосования и постановил повторить голосование 26 декабря. 10 января 2005 г. постановлением Центральной избирательной комиссии Ющенко, набравший 51,99%, был признан победителем повторного, второго тура голосования и официально объявлен третьим Президентом Украины.
Администрация Ющенко, находящаяся под влиянием Запада, в первую очередь США, проводила широкомасштабную пропагандистскую кампанию по разъяснению населению преимуществ вступления страны в НАТО. При этом против России была развернута хорошо организованная информационная война.
Итогом президентства В. Ющенко можно назвать свертывание сотрудничества между Россией и Украиной. В. Кучма в отличие от своих предшественников сделал упор во внешней политике лишь на Запад, стремясь тем самым добиться вступления Украины в Евросоюз и НАТО. Однако его одновек-торная политика потерпела крах, все усилия были напрасны. В результате в этот период внутренняя политика Украины не развивалась, а наоборот, деградировала. Некомпетентная политика «оранжевого» руководства довела страну до состояния масштабного политического и социально-экономического кризиса.
С 2010 по 2014 г. президентом Украины был Виктор Янукович. В первом туре он получил 35,32 % голосов избирателей, заняв первое место среди 18 кандидатов на пост президента. Во втором туре за него проголосовали 48,95% избирателей, благодаря чему он занял первое место. 14 февраля Председателем ЦИК Украины В. Янукович был объявлен избранным Президентом Украины.
В принятом Верховной радой и утвержденном В. Януковичем законе «Об основах внутренней и внешней политики» провозглашался отказ Украины от вступления в НАТО. При этом вступление Украины в Европейский союз по-прежнему являлось первоочередной задачей внешней политики. Однако позже Янукович отказался подписать Соглашение об ассоциации с Евросоюзом. В декабре 2013 г. «буквально загнанный в угол Евросоюзом он обращается к России, так и не вступив в Таможенный
союз» [3, с. 67-68]. В. Янукович к тому времени полностью потерял поддержку политических элит Украины, на которых оказывали большое влияние их западные покровители во главе с США.
Отстранение от власти законного президента Украины В. Януковича и его уголовное преследование вызвало огромный резонанс в мировом политическом сообществе и не было лишено внимания ни одного из ведущих государств. В связи с этим решением и последующими действиями политической элиты Украины возникает масса вопросов относительно их законности.
22 февраля 2014 г. Верховная рада приняла постановление «О самоустранении Президента Украины от исполнения конституционных полномочий и назначении внеочередных выборов Президента Украины». Этим постановлением Верховная рада назначила досрочные президентские выборы на 25 мая 2014 г.
23 февраля Верховная рада Украины своим постановлением возложила на председателя Верховной рады Александра Турчинова исполнение обязанностей Президента Украины. Однако согласно ст. 112 Конституции Украины, на которой якобы основывалось данное решение, такой ход событий возможен только в случае досрочного прекращения полномочий президента. Полномочия действующего на тот момент президента Виктора Януковича не были досрочно прекращены, не была соблюдена процедура, предусмотренная законодательством Украины, а именно ст. 108-111 Конституции Украины [5].
Формально президент был отправлен в отставку за невыполнение своих должностных обязанностей. Но в соответствии со ст. 108 Конституции Украины это не может служить основанием для досрочного прекращения президентских полномочий. Досрочная отставка президента возможна лишь в случае его добровольного решения об отставке, невозможности исполнять свои обязанности по медицинским причинам, объявления импичмента (по описанной выше процедуре) либо смерти. Решение Верховной рады от 22 февраля было принято 328 депутатами, в то время как требовалась поддержка большинства в % голосов - не менее чем 338 депутатов. Отсутствовало и заключение Конституционного суда о соблюдении всех законных процедур [1, с. 72].
Таким образом, юридически Виктор Янукович по-прежнему остается законным президентом Украины. При этом Янукович фактически утратил свой статус Президента. Его больше не поддерживает ни одна влиятельная сила внутри страны. Олигархи, парламентское большинство, руководство столицы, силовики, региональные власти Юго-Восточной Украины, Партия регионов последовательно отказали ему в поддержке [1, с. 72].
25 мая 2014 г. президентом Украины был избран Петр Порошенко, набравший 54,7% голосов, который руководит страной и по настоящее время. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и Европейский союз одобрили результаты украинских выборов, основываясь на их соответствии международным нормам и стандартам. Они заявили, что Порошенко должен быть признан легитимным,
несмотря на низкую явку избирателей в восточных регионах - в Донецкой (15,37%), Луганской (38,94%) и Одесской (46,01%) областях.
Современный украинский государственно-правовой режим, сформировавшийся путем государственного переворота, поставил своей задачей пересмотр итогов Второй мировой войны, реабилитацию военных преступников - бандеровцев, нарушение прав русскоязычного населения. Но как повлияют эти разрушительные действия властей Украины на саму страну, ее благополучие и развитие, её население?
Власти Крыма отказались признать легитимность нового украинского правительства и обратились за содействием и помощью к руководству России. Новые местные органы власти в Крыму и Севастополе, благодаря поддержке России, несмотря на попытки противодействия со стороны властей Украины и давление стран Запада, в сжатые сроки организовали и провели 16 марта референдум о статусе Крыма, предложив населению Крыма ответить на вопрос о возможности его выхода из состава Украины и вхождения в состав России. 17 марта на основании результатов референдума и Декларации о независимости была провозглашена суверенная Республика Крым, в состав которой вошел Севастополь в качестве города с особым статусом. 18 марта был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. С 25 апреля 2014 г. между Крымом и Украиной была установлена государственная граница России [1, с. 74].
Согласно официальной позиции руководства Украины, пришедшего к власти в результате государственного переворота, Украина не признала присоединение Крыма к России и считает полуостров временно оккупированной территорией.
Россия, давая международно-правовую оценку событий в Крыму, ссылается на закрепленное в уставных документах ООН право народов на самоопределение. 22 июля 2010 г. Международный суд ООН постановил, что одностороннее провозглашение независимости части государства не нарушает какие-либо нормы международного права. Именно это право, гарантированное международными нормами, и было реализовано жителями Крыма, не желающими терпеть незаконную смену власти в стране.
Итоги состоявшегося референдума весьма наглядно отражают волю народа. Явка избирателей была высокая - около 70-80% населения, более 90% которого проголосовали за вхождение в состав Российской Федерации. Разве это не является неоспоримым аргументом признания легитимности действий крымчан?
Как ни парадоксально, большинство западных политиков и наблюдателей не обращают внимания на этот факт. Почти все лидеры западных стран, включая США, заявили о бесспорной легитимности новой украинской власти, не признав итоги референдума в Крыму. Такая трактовка со стороны Запада действий населения Крыма по воссоединению с Россией вступает в противоречие с трактовкой аналогичных событий в отношении независимости Косово.
Позиция властей Украины в отношении Крыма вызывает массу вопросов. Целесообразно восстановить хронологию событий, провести исторический экскурс судьбы Крыма. Крым был присоединен к Российской империи 19 апреля 1783 г. в связи с подписанием российской императрицей Екатериной II соответствующего Манифеста. Это говорит о том, что Крым никогда изначально не принадлежал Украине. С 1918 по 1954 г. Крым входил в состав РСФСР. В состав Украинской ССР Крым вошел по воле первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва. Это решение нельзя назвать легитимным, так как данный вопрос не был предварительно обсужден на Верховном Совете и не был проведен референдум.
В Республике Крым и г. Севастополе была заново выстроена система управления, при этом кадровый состав органов законодательной, исполнительной, судебной власти, органов прокуратуры был сохранен. Принята соответствующая законодательная база по развитию данных субъектов Российской Федерации.
Так, в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 ноября 2014 г. № 377-Ф3 «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на всей территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя создана свободная экономическая зона (СЭЗ), срок функционирования которой - 25 лет (до 31 декабря 2039 г.). СЭЗ предусматривает особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, налоговые льготы, а также применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
В рамках договоров на участие в свободной экономической зоне Крыма вкладывается 75 млрд руб. частных инвестиций. По данным Министерства экономического развития Крыма по 90 проектам подписаны инвестиционные соглашения. Наиболее привлекательными для инвесторов являются промышленность, сельское хозяйство, строительство, топливно-энергетическая и курортно-туристическая сферы [6].
Интерес к крымской экономике проявляют иностранные инвесторы. Так, промышленники Турции вложат в инвестиционные проекты на территории Республики Крым 12 млрд долл. В 2015 г. меморандум о сотрудничестве между Советом министров Республики Крым и «Организацией промышленного сектора» турецкого города Кайсери подписали глава Республики Крым С. Аксенов и вице-президент ОПК С. Сарпташ [7].
В заключение хотелось бы отметить следующие факты. Украина с момента выхода из состава СССР пережила разные этапы своего политического и экономического развития - от стремительного наращивания межгосударственного сотрудничества с Россией до его спада. Налаженные политические взаимоотношения между двумя государствами всегда шли на пользу развития экономической составляющей каждого субъекта. Каждый из президентов наложил свой отпечаток на формирование взаимодействия между двумя странами - Россией и Украиной. Однако только при президенте Порошенко Украина разорвала всякие контакты, уничтожив точки соприкосновения и линии взаимодействия, установленные
совместным трудом благодаря взаимным уступкам. Все то, что выстраивалось и налаживалось долгие годы, рухнуло в кратчайшие сроки без шансов на восстановление и возврат к прежней мирной жизни. Логичен вопрос: кто в выигрыше, а кто проигрывает в сложившейся ситуации? Проигравшей является Украина, которая потеряла могущественного покровителя, надежного экономического партнера в лице России. Россия же потеряла то, чем дорожила долгое время - дружеские взаимоотношения двух братских народов. А победителем в этой «гонке» можно назвать Запад, по чьим правилам играет Украина, не осознавая того. Безусловно, Западу невыгодно укрепление дружественных отношений России и Украины. К чему приведет такая политика нынешнего президента Украины, неизвестно. Ясно одно: прежней она уже не будет. Остается только надеяться, что в дальнейшем придет время, когда Украина обретет достойного президента, ведущего свою страну к процветанию.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Зубец О.Р. Легитимность действующей власти на Украине: миф или реальность / О.Р. Зубец: материалы Международной научно-практической кон-
ференции / под общ. ред. А.И. Вострецова. -Прага: Vydavatel «Osviceni», Нефтекамск: РИО нИц «МИР Науки», 2018. - 80 с.
2. Кабышев В.Т., Заметина Т.В. Россия - Крым -Севастополь: конституционно-правовое исследование/ В.Т. Кабышев, Т.В. Заметина. - М., 2016.
3. Моро К. Украина: в чем ошиблась Франция? / К. Моро: пер. с фр. - М.: Фонд исторической перспективы, 2016. - 160 с.
4. Владимир Путин внес в Совет Федерации РФ обращение «Об использовании войск Российской Федерации на территории Украины» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/20353
5. Конституция Украины (на русском языке). - 2014. - Ст. 108-111 [Электронный ресурс]. - URL: http://ukrconsulting
6. Крым реализует инвестпроекты на 114 млрд рублей [Электронный ресурс]. - URL: http://tass.ru/ pmef-2016/article/3379711
7. Турецкие инвесторы вложат в Крым 12 миллиардов долларов [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2015/07/07/reg-kfo/turkey.html
© Зубец Ольга Романовна, 2018 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления
и экономики», 2018