Ф. М. Абрегова
АНАЛИЗ ПРЕПЯТСТВИЙ НА ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Работа представлена кафедрой экономики Южного института менеджмента.
Научный руководитель — доктор экономических наук, профессор А. А. Ермоленко
Коренные изменения в содержании и экономическом механизме образования обусловлены новыми требованиями к его функциональной направленности, новыми явлениями в сфере высшего образования, требующими немедленного преодоления в силу их значительного влияния.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, интеграция, проблемы, модернизация, сфера, образование, рынок, рынок труда.
F. Abregova
ANALYSIS OF THE FACTORS HAMPERING HIGHER VOCATIONAL INSTITUTIONS' INTEGRATION
The article deals with the radical changes in the field of higher education in the country, namely the contents and the economical means of its realisation, which resulted in new demands for itsfunctioning.
Key words: higher vocational education, integration, problems, modernisation, sphere, education, market, labor market.
Построение рыночной экономики в России ознаменовалось не просто возникновением различных экономических коллизий, но и разрушением целых отраслей и сфер деятельности. Одним из таких секторов оказался сектор высшего профессионального образования, который претерпел значительные преобразования и сейчас стоит перед лицом новых институциональных реформ.
В настоящее время институт высшей школы приобрел весьма размытые очертания, о чем свидетельствуют полярные оценки его деятельности — суждениям о том, что нынешние вузы прогрессировали по сравнению с их советскими предшественниками, противостоят суждения о том, что они деградировали.
Рассмотрим некоторые негативные явления в сфере высшего образования, оказывающие отрицательное воздействие на институт высшей школы и препятствующие интеграционным процессам в сфере высшего образования.
В понимании негативных процессов чрезвычайно важным является понятие институционального конфликта, которое определяется как конфликт между укоренившимися и внедряемыми институтами (нормами) [3, с. 12]. Как же накладываются данные понятия на сферу высшего образования?
1. Прежде всего слабая базовая подготовка студентов, которая стала причиной отторжения сложных научных знаний. Можно найти много причин возникновения такой пробле-
ЭКОНОМИКА, ПРАВО
мы, но главная из них заключается в возникновении институционального конфликта между сферой высшего образования и рынком труда, между учебой и работой. В конце 1990-х гг. рынок труда еще в значительной степени заполнялся в соответствии с личными достоинствами претендентов на вакантные рабочие места. Иными словами, сфера высшего образования и рынок труда функционировали в режиме кооперации.
В последние годы ситуация в корне изменилась: рынок труда переполнился, и войти в него стало возможно только за счет личных связей и рекомендаций. Квалификация уже не дает преимуществ. Тем не менее диплом о высшем образовании по-прежнему все-таки требуется, этому способствуют негласные установки, перешедшие еще из эпохи социализма. В результате многие студенты стали работать в ущерб учебе. Таким образом, сфера высшего образования и рынок труда стали функционировать в режиме конкуренции.
2. Формирование новых «инновационных» методов обучения. В студенческой среде сложился новый стереотип в отношении того, как их должны учить: то есть преподаватели на лекциях должны создать такие условия, чтобы студенты наслаждались процессом учебы. Утрачивается культура владения сложными методами исследования, современными программными средствами, умение грамотно писать и излагать свои мысли, культура пользования литературой и т. п.
В основе нового стереотипа обучения — институциональный конфликт между платной формой обучения и ненужностью знаний. Большая часть образования стала платной,
причем цена на него весьма высока. Вполне логично, что за такую цену люди вправе требовать комфортных условий обучения, а так как рынок труда не предъявляет спрос на углубленные знания, то и требования комфорта вырождаются в требования минимальных усилий со стороны студентов [1].
3. Неэффективная конкурсная система. Здесь можно выделить две основные проблемы: неправильный выбор предметов, по которым сдаются вступительные экзамены, и профанация конкурсов.
В данном случае речь идет о том, что вуз осуществляет институциональную мимикрию [1], стараясь соответствовать всем формальным правилам и нормам при нарушении самого духа высшего образования (на поверхности мы видим высокие конкурсы в вузы, большое число людей, окончивших вуз с отличием).
4. Причиной неадекватного содержания учебных курсов является некоторая «отрезанность» университетских преподавателей от настоящей науки. На преподавателей возложена не только аудиторная нагрузка, но и обязанности по формированию курсов, составлению всевозможных планов, экзаменационных вопросов, проверке их на соответствие госстандартам и т. п. Кроме того, на низкое качество образования указывает и недопустимо низкий уровень оплаты труда в российской высшей школе, например, такой, как вузах Республики Адыгея (см. таблицу).
Падение уровня заработной платы и утрата соответствующего социального статуса привели в начале и середине 1990-х гг. к массовому оттоку из университетской среды талантливых преподавателей. Сейчас этот отток приоста-
Таблица
Размер оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов Республики Адыгея, руб.
Должность Разряд по ЕТС Годы
2003 2004 2005 2006
Профессор 17 4524,0 5532,0 6338,4 8357,1
Доцент 15 3180,6 3940,8 4548,9 6089,8
Старший преподаватель 13 2304,0 2772,0 3146,4 4096,6
Преподаватель 12 1300,5 1734,0 2080,8 2958,5
Ассистент 10 1098,0 1464,0 1756,8 2499,4
Анализ препятствий на пути интеграции учреждений сферы высшего профессионального образования
новлен, но остающиеся низкими зарплаты не позволяют восстановить кадровый потенциал высшей школы. В сегодняшних условиях, когда многим высшим учебным заведениям в России удается мобилизовать из различных источников значительные денежные средства, ссылки на нехватку финансирования представляются неубедительными. Низкий уровень зарплат указывает на то, что вузы не слишком озабочены качеством образования — иначе они конкурировали бы друг с другом и частным сектором за лучших профессоров, повышая их зарплату до уровня, соизмеримого с рыночной оценкой профессиональных знаний и квалификации ведущих специалистов.
5. Во многих российских вузах сегодня наблюдается своеобразный институциональный конфликт между двумя университетскими подсистемами — институтом профессуры и институтом студенчества. Между этими институтами должно быть установлено эффективное взаимодействие на основе кооперации; вместо этого сейчас имеет место отсутствие между ними устойчивых связей, которое выливается в форму конфликтного противостояния и борьбы.
6. Для подавляющего большинства россиян университет — это университетская территория, строения и фонды. Чем больше материальная база университета, тем лучше и значительней и сам университет.
Вместе с тем на Западе сложилось совершенно иное представление об университетах: университет — это прежде всего люди — университетские преподаватели и студенты. И чем лучше эти люди, тем сильнее университет. Репутация любого западного университета базируется на конкретных именах людей: какие талантливые и выдающиеся люди вышли из стен
данного университета; какие известные ученые работали в нем. При этом материальное благосостояние университетов не отрицается, но служит лишь способом обеспечения лидерства вуза в научно-образовательной среде.
7. Еще одной проблемой для российских университетов является экстенсивный рост сферы высшего образования [2, с. 121]. Иными словами, в России наметилась тенденция к превращению высшего образования не просто в массовое явление, но в некий обязательный атрибут современного человека. Если данная тенденция сохранится, то к 2010 г. в России более половины молодежи соответствующего возраста будет иметь дипломы о высшем образовании. Учитывая тот факт, что массовый продукт по определению не может быть эксклюзивным, качество высшего образования в отечественных вузах объективно должно снижаться.
Данный институциональный конфликт (между расширяющимся рынком образовательных услуг и необходимостью обеспечения качества обучения) в отличие от предыдущих, являющихся специфически российскими, является общим для всех развитых стран и выходит за рамки национальных границ.
Несомненно, решение проблем высшего образования требует совместных усилий государства, частного сектора, профессионального сообщества, населения и гражданского общества. Задача состоит в том, чтобы обеспечить оптимальный баланс государственного, рыночного и общественного контроля. Рыночные механизмы сами по себе не обеспечивают качественного высшего образования, а нерациональное распоряжение государством своими полномочиями контроля над высшей школой лишь усугубляет проблему.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балацкий Е. В. Институциональные конфликты в сфере высшего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biometrica.tomsk.ru/ institut_conf.htm
2. Голиченко О. Г. Высшее образование и наука: интеграция или партнерство // Экономика и математические методы. 2005. № 1. С. 121.
3. Полтерович В. М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. 1999. № 2. С. 12.