Научная статья на тему 'Анализ правового обеспечения регулирования эффективности инвестиционной деятельности сельхозпредприятий'

Анализ правового обеспечения регулирования эффективности инвестиционной деятельности сельхозпредприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / REPUBLIC OF TATARSTAN / НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / NIZHNY NOVGOROD REGION / ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / PENZA REGION / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INVESTMENT PERFORMANCE / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / REGULATORY SUPPORT / STATE MANAGEMENT MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романов Александр Алексеевич

Одним из направлений повышения эффективности инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий Нижегородской области является использование государственного механизма ее регулирования. В данной статье представлен анализ нормативно-правовой базы данного механизма на уровне некоторых регионов Приволжского федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the regulatory support of managing the investment performance of agricultural enterprises

One of the ways of increasing the investment performance of agricultural enterprises of Nizhny Novgorod Region is the usage of the state mechanism of its management. This article presents an analysis of the legal and regulatory framework for this mechanism at the level of certain regions of the Volga Federal District.

Текст научной работы на тему «Анализ правового обеспечения регулирования эффективности инвестиционной деятельности сельхозпредприятий»

анализ правового обеспечения регулирования эффективности инвестиционной деятельности

сельхозпредприятий

_Аннотация

Одним из направлений повышения эффективности инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий Нижегородской области является использование государственного механизма ее регулирования. В данной статье представлен анализ нормативно-правовой базы данного механизма на уровне некоторых регионов Приволжского федерального округа.

Ключевые слова: Республика Татарстан, Нижегородская область, Пензенская область, сельское хозяйство, эффективность инвестиционной деятельности, государственный механизм регулирования, правовое обеспечение _

Низкая эффективность инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве грозит усугублением критического состояния сельских территорий, способствует их дальнейшему вымиранию [8, 9]. Мы считаем, что в современных условиях развития сельского хозяйства можно рассматривать государственный и частный механизм регулирования эффективности инвестиционной деятельности сельскохозяйственных организаций.

Нормативно-правовая база регулирования инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий Приволжского федерального округа

Государство осуществляет свое воздействие путем принятия и реализации нормативно-правовых актов. Как известно, право и экономика взаимно влияют друг на друга. При этом соотношение права и экономики, по мнению М.Н. Марченко, таково: право с учетом объективных законов эко-

Романов

Александр Алексеевич

аспирант кафедры

экономики сельского

хозяйства,

Нижегородская

государственная

сельскохозяйственная

академия

[email protected]

договор о реализации инвестиционного проекта заключается

_с субъектами

независимо от формы _собственности

:тщ 1

в Т01 по

номики, с помощью установления, изменения и корректирования правовой базы стремится восстановить социальную и экономическую справедливость в обществе [7].

По нашему мнению, необходим сравнительный анализ нормативно-правовой базы регулирования инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий Приволжского федерального округа: региона-лидера - Татарстана (средний темп роста физического объема инвестиций -113,2%), интенсивно развивающегося региона -Пензенской области (112,4%) и исследуемого региона - Нижегородской области (109,9%). Таким анализом возможно выявить некоторые пути совершенствования государственного механизма регулирования инвестиционной деятельности исследуемого региона.

Республика Татарстан

Прежде всего обратимся к инвестиционному законодательству Республики Татарстан. В законе об инвестиционной деятельности строго закреплено понятие инвестиционного проекта, который представляет собой обоснование необходимости осу-твления инвестиции вопределенных объеме и ке, а именно комплект документов по проекту, влетворяющих требованиям законодательства, том числе нормам и правилам, с расшифровкой конкретных действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план) [1].

да бизнес-плана утверждена постановлением, что оказывает важную методическую помощь менеджменту молодых организаций в процессе получения государственной поддержки, поскольку бизнес-план является важным основанием для получения государственной поддержки [4]. При этом, например, в Эстонии для получения единовременного государственного пособия для открытия малого бизнеса необходимо пройти обязательные краткосрочные курсы повышения квалификации с изучением структуры и содержания бизнес-плана.

С 2003 г. предусматривается возможность заключения Договора о реализации инвестиционного проекта - соглашения между лицом, осуществляющим инвестиционную деятельность, и органом

государственной власти, которому предоставлены такие полномочия, о смягчении условий осуществления инвестиционного проекта на территории республики. В частности, субъектам инвестиционной деятельности, заключившим договор, предоставляются налоговые льготы. Договор о реализации инвестиционного проекта заключается с субъектами независимо от формы собственности, реализующими или планирующими осуществление инвестиционных проектов, которые соответствуют приоритетным направлениям инвестиционной политики республики. Последняя определяется программой социально-экономического развития и инвестиционным меморандумом республики, который утверждается ежегодно на предстоящий год. Следует заметить, что в 2013 г. среди основных направлений инвестиционной политики значилась поддержка ведущих отраслей экономики, к числу которых было отнесено и сельское хозяйство [5]. Так, на начало 2013 г. к приоритетным были причислены 14 инвестиционных проектов в сельском хозяйстве.

Субъект, заключивший договор о реализации инвестиционного проекта, обязан достичь выполнения следующих показателей: объем вложенных, создание новых рабочих мест с начала реализации проекта, обеспечение заданной средней заработной платы по проекту, обеспечение роста поступлений налогов и платежей в консолидированный бюджет республики.

Нижегородская область

Наиболее значимым для Закона Нижегородской области является понятие приоритетного инвестиционного проекта (ПИП), т.е. изученного экспертами и прошедшего отбор по конкурсу. Итогом такого проекта должно стать достижение положительного экономического (или) социального эффекта для области [2].

В Нижегородской области право на получение государственной поддержки инвестиционной деятельности имеют только инвесторы, которые осуществляют ПИП, для чего они заключают инвестиционное соглашение - гражданско-правовой договор региональными и местными властями,

наиболее значимым

для Закона_

Нижегородской

области является

понятие

приоритетного

инвестиционного

проекта,

т.е. изученного

экспертами_

и прошедшего отбор по конкурсу_

Щн

в Пензенской

и Нижегородской

_областях меры

государственной

_поддержки

—инвестиционной _деятельности

распространяются _только

_на инвестиционные

проекты, признанные _приоритетными

У

тщ

Оедп м

и

в:

который определяет права, обязанности и ответственность сторон, а также порядок и принципы предоставления государственной поддержки. Инвесторам, реализующим ПИП, гарантируется, что введение новых налогов и сборов или повышение существующих ставок не затронет их в течение срока действия инвестиционного соглашения и не более пяти лет.

К сожалению, в Нижегородской области, за последние 5 лет лишь 1 сельскохозяйственный инвестиционный проект был признан приоритетным с назначением нефинансовых мер государственной поддержки - проект ООО «Скат» - «Строительство мясоперерабатывающего комплекса в Кстовском районе Нижегородской области».

Пензенская область

Наконец, в Законе Пензенской области также существует понятие ПИП. Для признания проекта приоритетным он должен осуществляться в отраслях лесопереработки, промышленности, строительства и сельского хозяйства, а в итоге его реализации должен достигаться положительный экономический и социальный эффект [3]. Как видно, в этом законе изначально делается акцент на сельское хозяйство.

В Пензенской области, как и в Нижегородской, меры государственной поддержки инвестици-нной деятельности распространяются только а инвестиционные проекты, признанные приоритетными, по поводу которых было заключено инвестиционное соглашение. В этом заключается важное отличие от Республики Татарстан, где государственную поддержку могут получить любые организации, оформившие инвестиционный проект по требованиям законодательства.

Сравнительный анализ форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности в отдельных регионах Приволжского федерального округа

Однако законодательство Республики Татарстан содержит ограничения. Государственная поддержка при реализации инвестиционных проектов-будет предоставлена предприятиям при условии,

если доля собственных средств организации в стоимости проекта (по бизнес-плану) будет составлять:

а) для малого проекта (до 30 млн руб.) - не менее 20%;

б) для среднего проекта (от 30 до 350 млн руб.) - не менее 10%;

в) для крупного проекта, при котором капиталовложения составляют:

- от 350 до 800 млн рублей - не менее 5%;

- более 800 млн рублей, - не менее 1%.

Для регулирования инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий, которая осуществляется в рассматриваемых субъектах Российской Федерации, используются достаточно широкие формы и методы государственного механизма регулирования, которые прописаны региональном законодательстве.

Однако, как видно из Приложения, список мер поддержки в Республике Татарстан более длинный. Наиболее интересные меры, которые, на наш взгляд, были бы полезны для Нижегородской области, - это предоставление кредитов бюджета по инвестиционным проектам, разработка, утверждение и финансирование программ инвестиций на предстоящий год, установление льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Интересны и различия рассматриваемых субъектов федерации, вызванные дифференциацией условий предоставления налоговых льгот организациям, осуществляющих ПИП (см. табл.). Наиболее продолжительный срок окупаемости инвестиционного проекта, от которого зависит предельный срок установленных налоговых льгот и, в частности, налогового кредита, наблюдается в Республике Татарстан. Наиболее низкие ставки налога на прибыль, который подлежит зачислению в бюджет региона, утверждены законами Нижегородской области и Республики Татарстан. В то же время в Пензенской области действуют нулевые ставки имущественного налога и налога на транспорт. В Нижегородской области, отличающейся очень высокими значениями ставок транспортного налога по сравнению общероссийскими значениями, даже для организаций, осуществля-

для регулирования_

инвестиционной_

деятельности_

сельскохозяйственных

предприятий_

используются_

достаточно широкие формы и методы

государственного_

механизма_

регулирования_

Таблица

Налоговые льготы организаций, осуществляющих инвестиционные проекты, признанные приоритетными

Виды налоговых льгот Республика Нижегородская Пензенская

Татарстан область область

Срок действия налоговых Срок окупаемости, но Срок окупаемости, Срок окупаемости, но

льгот не более 7 лет но не более 5 лет не более 5 лет

Срок предоставления 1-7 лет 1-5 лет 1-5 лет

налогового кредита

Ставка налога на прибыль, 13,5% 13,5-17% 14%

подлежащего зачислению

в бюджет региона

Ставка налога на имущес- 0,1% 0,55-1,65% 0%

тво, участвующее в инвес-

тиционном проекте

Ставка транспортного Согласно региональ- Согласно региональ- 0%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

налога ному закону ному закону

:тиц

1еШ Т

ющих ПИП, среди сравниваемых регионов они наиболее высоки.

Нужно отметить, что в 2010-2012 гг. в Нижегородской области существовала строгая система дополнительной поддержки инвестиционной тельности в сельском хозяйстве. Например, условием для предоставления субсидии в размере 20 тыс. руб. на одно скотоместо являлось неснижение поголовья коров [6].

Также субсидировалось до 50% затрат за объек-ы производственной инфраструктуры, которые были приобретены и введены в эксплуатацию (кроме дизель-генераторов). Субсидия на покупку дизель-генераторов, если они приобретались на молочно-товарные фермы, получалась из расчета 1000 руб. на 1 голову дойного стада, но не более 50% от стоимости и доставки.

Выводы

1. В связи со вступлением России в ВТО новое законодательство Нижегородской области не содержит меры поддержки сельскохозяйственным организациям, пользующимся инвестиционными кредитами. Однако анализ эффективности инвестиционной деятельности сельскохозяйственных организаций Нижегородской области позволяет сделать вывод, что этих мер поддержки было недостаточно и во времена их действия [8].

2. Близость к федеральному центру и меньшая акцентированность на сельское хозяйство в инвестиционном законодательстве по отношению к сравниваемым регионам не способствует привлечению инвестиций из других регионов и из-за рубежа именно в сельское хозяйство.

В этой связи следует отметить, что Пензенская область, давая сельскому хозяйству приоритет в процессе оживления экономики, поиска своей «ниши» в общероссийском разделении труда, упоминает среди объектов частно-государственного партнерства и находящиеся в собственности Пензенской области объекты сельскохозяйственного назначения [3].

3. Проведенный анализ дает представление о приоритетности тех или иных сфер экономики в различных регионах, ведущей к их развитию. Для привлечения большего объема инвестиций в сельское хозяйство Нижегородской области необходимо создание соответствующего правового обеспечения.

Литература

1. Закон Республики Татарстан от 25.11.1998 № 1872 «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан».

2. Закон Нижегородской области от 31.12.2004 № 180-З «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области».

3. Закон Пензенской области от 30.06.2009 № 1755-ЗПО «Об инвестициях и государственно-частном партнерстве в Пензенской области».

4. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 7.05.1999 № 284 «Об утверждении Положения о порядке предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты в Республике Татарстан».

5. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 № 1193 «Об утверждении инвестиционного меморандума Республики Татарстан на 2013 год».

6. Постановление Правительства Нижегородской области от 11.11.2009 № 826 «О государственной поддержке агропромышленного комплекса Нижегородской области в 2010-2012 годах».

наиболее

продолжительный

срок окупаемости_

инвестиционного_

проекта, от которого зависит предельный срок установленных налоговых льгот, наблюдается

в Республике_

Татарстан_

-Щ-

государственное регулирование

7. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Юристь, 2001. - 656 с.

8. Романов А.А. Анализ эффективности инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве // Экономика и менеджмент систем управления. -2014. - № 2.2. - С. 302-308.

9. Романов А.А. Развитие села глазами молодежи / А.А. Романов, С.А. Фролов // Социологические исследования. - 2014. - № 2 (358). - С. 48-51.

10. Ходос Д.В., Иванов С.Г. Устойчивое функционирование АПК как фундамент развития региональной экономики // Российское предпринимательство. - 2013. - № 21 (243). - с. 22-32. - http://www. creativeconomy.ru/articles/30179/.

11. Черникова С.А. Перспективы развития интеграционных процессов в молочно-продуктовом подкомплексе Пермского края // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2009. - № 3. - С. 40-41.

AleksandrA. Romanov

Postgraduate at the Chair of Agrarian Economics, Nizhny Novgorod State Agriculture Academy

Analysis of the regulatory support of managing the investment performance of agricultural enterprises

_Abstract

One of the ways of increasing the investment performance of agricultural enterprises of Nizhny Novgorod Region is the usage of the state mechanism of its management. This article presents an analysis of the legal and regulatory framework for this mechanism at the level of certain regions of the Volga Federal District.

Keywords: Republic of Tatarstan, Nizhny Novgorod region, Penza region, agriculture, investment performance, state management mechanism, regulatory support

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.