Чекин М.А. Гуляева Ю.А.
анализ практики разработки и применения
системы материального стимулирования
государственных гражданских служащих за достижение ими установленных показателей эффективности
Аннотация
Настоящая статья посвящена важному вопросу повышения результативности деятельности государственных гражданских служащих, а в конечном итоге повышению эффективности и всей государственной службы в целом.
На примере территориальных органов ряда федеральных органов исполнительной власти показана возможность на практике осуществить ранее недостижимую задачу оплаты труда гражданских служащих государственных органов в зависимости от установленных для них показателей результативности и эффективности профессиональной деятельности.
Несмотря на то что в основе данной практики материального стимулирования работников лежит выделение на эти цели дополнительных бюджетных средств, те организационные и методические подходы к решению задачи построения системы премирования гражданских служащих за результаты работы, предложенные Правительством Российской Федерации в порядке эксперимента для отдельных федеральных органов исполнительной власти и проанализированные в настоящей работе, вполне показательны и могут быть применены другими органами, как выполняющими функции по оказанию государственных услуг, так и влияющими на рост дополнительных доходов в бюджет и валового продукта в целом в нашей стране.
Ключевые слова: результативность; оплата труда государственных гражданских служащих; системы премирования; материальное стимулирование.
Идея установления зависимости оплаты труда государственных гражданских
служащих от показателей эффективности их деятельности зародилась уже более десяти лет назад. Еще в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г., было установлено, что в процессе реформирования должны «существенно возрасти значимость непосредственного стимулирования индивидуальной и коллективной деятельности в целях повышения ее эффективности», а также «апробироваться механизмы, непосредственно связывающие уровень получаемого денежного содержания с результатами деятельности государственных гражданских служащих, подразделений и государственного органа в целом» [9. С. 192].
Работа по реализации таких предложений продолжалась на протяжении всех последних лет. При этом инициатором подобной деятельности выступало, как правило, Министерство экономического развития Российской Федерации. Нормативно же эту идею удалось закрепить в 2004 г. в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Статьей 50 указанного Закона была предусмотрена возможность применения по отдельным должностям гражданской службы «особого порядка оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном контракте». Также было установлено, что к гражданским служащим, оплата труда которых производится в таком порядке, не применяются условия оплаты труда, предусмотренные данной статьей закона, а «обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации» [10, 2004].
Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, в свою очередь, «утверждается соответственно указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».
Инициативную попытку в опытном порядке разработать и реализовать на практике систему оплаты труда гражданских служащих по показателям эффективности предпринимали на протяжении 2003-2005 гг. Министерство культуры Российской Федерации, Министерство труда Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации. Этими ведомствами были подготовлены соответствующие проекты указов Президента Российской Федерации, однако выработать присущие всем этим министерствам обоснованные показатели эффективности как государственного органа в целом, так и гражданских служащих подразделений этих министерств не удалось. На этом этапе стремление этих министерств внедрить систему оплаты труда сотрудников в зависимости от показателей результативности их деятельности, по сути, прекратилось.
В период 2005-2009 гг. аналогичные попытки подготовки проектов указа Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Феде-
рации об утверждении показателей эффективности и результативности государственных гражданских служащих по исполнению Плана реализации мероприятий Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», утвержденного Администрацией Президента Российской Федерации, согласно которому рассматриваемая деятельность была поручена Министерству экономического развития, предпринимались указанным министерством совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, однако все эти попытки были признаны безуспешными.
Лишь в апреле 2009 г., на первом заседании вновь образованной Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам реформирования и развития государственной службы было поддержано предложение о целесообразности реализации права руководителя государственного органа устанавливать конкретные показатели эффективности, на основе которых происходит стимулирование оплаты труда государственного гражданского служащего соответствующего государственного органа. При этом было определено, что оплата труда в зависимости от показателей эффективности должна состоять из постоянной и переменной частей, последняя из которых должна зависеть от достижения конкретных показателей, установленных представителем нанимателя (руководителем федерального государственного органа). На этом заседании было также принято решение о необходимости разработки предложений о внесении соответствующих изменений в упомянутый закон о государственной гражданской службе.
Надо признать, что подготовка изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по этому вопросу явно затянулась, что естественно, не могло не отразиться на сроках практических действий федеральных органов исполнительной власти по введению особого порядка оплаты труда гражданских служащих в зависимости от показателей эффективности. Более того, новые условия оплаты труда в свете негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса, оказавшего влияние и на российскую экономику, в том числе на государственную службу Российской Федерации (на сегодняшний день практически заморожен установленный еще в начале 2008 г. уровень денежного содержания государственных гражданских служащих), сказались на росте активности по материальному стимулированию высокоэффективной работы гражданских служащих и на увеличении их благосостояния в условиях снижения численности занятых в государственных органах. Так, например, среднемесячное денежное содержание федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата федеральных министерств, служб и агентств за период с начала 2008-го по первое полугодие 2011 г. составило соответственно 48,8 и 48,7 тыс. руб. в месяц, т.е. практически не изменилось и даже уменьшилось. Следует отметить, что в период с 2005 по 2008 г. среднемесячное денежное содержание гражданских служащих этих федеральных органов, напротив, возросло более чем в 2,5 раза [13, 2011].
Минэкономразвития России лишь в феврале 2011 г. подготовило проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», предусматривающий упрощение процедуры введения оплаты труда гражданских служащих в зависимости от показателей их результативности, устанавливаемых представителем
нанимателя (руководителем государственного органа). В этом проекте также предусматривается утвердить и специальные принципы установления таких показателей [7, 2011].
В этой связи заслуживает также должного внимания и большей огласки имеющая место в ряде субъектов Российской Федерации работа по применению системы оплаты труда гражданских служащих органов исполнительной власти этих субъектов Федерации в зависимости от показателей результативности их деятельности. Очевидно, что изучение опыта оплаты труда гражданских служащих в этих органах поможет федеральным государственным органам избежать возможных просчетов и ошибок при реализации такой сложной, как показывает практика, задачи, которой является введение новой системы оплаты труда.
На фоне этих событий, имеющих важное значение для государственной службы, проводимая рядом федеральных органов исполнительной власти работа по материальному стимулированию труда в зависимости от показателей деятельности федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов этих ведомств, осуществляемая в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, не получила достаточного освещения и не подвергалась подробному анализу [1, 2007].
Указанным решением Правительства Российской Федерации, в частности, предусмотрено осуществление в установленный период времени материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также гражданских служащих и сотрудников территориальных органов Федеральной таможенной службы, имеющих специальные звания.
Инициатором этого решения Правительства выступило Министерство финансов Российской Федерации. Вполне естественно, что, отвечая в составе Правительства за формирование и расходование федерального бюджета, это министерство очень заинтересовано в получении дополнительных возможностей пополнения федерального бюджета за счет повышения эффективности работы тех федеральных органов исполнительной власти, которые выполняют функции по сбору налогов, платежей и иных выплат, тем самым работая на доходную часть федерального бюджета.
Премирование государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной таможенной службы предусмотрено осуществлять сверх установленных для этих территориальных органов фондов оплаты труда работников; при этом материальное стимулирование, осуществляемое в этих органах, не входит в состав денежного содержания гражданских служащих.
Следует признать, что в отношении оплаты труда гражданских служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти ранее, при определении условий оплаты труда федеральных гражданских служащих, была допущена определенная «несправедливость». Так, в составе денежного содержания гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763, ежемесячное денежное поощрение было установлено в зависимости от должности
в размере от 2,5 до 10,5 должностных окладов. В территориальных же органах ежемесячное денежное поощрение вне зависимости от должности составило лишь один должностной оклад, т.е. оплата труда здесь в плановом порядке была занижена [11, 2006].
Таким образом, в настоящее время среднемесячная заработная плата гражданских служащих территориальных органов в среднем в два раза ниже, чем в центральном аппарате федеральных министерств, служб и агентств, которым они подчиняются. Естественно, что и при формировании фонда оплаты труда территориальных органов федеральных органов исполнительной власти сумма средств на оплату труда в среднем на одного работника устанавливается в меньшем размере, чем на одного работника в центральном аппарате федеральных органах исполнительной власти. Вопрос о порядке формирования фонда оплаты труда в государственных органах подлежит особому рассмотрению, и ему будет уделено должное внимание в конце настоящей статьи.
Итак, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации о материальном стимулировании работников территориальных органов ряда федеральных органов исполнительной власти Министерством финансов Российской Федерации был разработан и утвержден порядок осуществления материального стимулирования гражданских служащих и специалистов территориальных органов Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу, предусматривающий разработку этими службами для своих территориальных органов критериев оценки эффективности их работы. Федеральная таможенная служба самостоятельно разработала такие критерии.
Указанное стимулирование гражданских служащих производится в виде выплаты премий за выполнение определенных показателей. К таким обобщающим для территориальных органов показателям отнесены «качество исполнения указанными выше лицами обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и таможенных платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
На практике результаты деятельности территориальных органов, участвующих в материальном стимулировании гражданских служащих по показателям эффективности, неоднозначны. Учитывая значительное число установленных в указанных территориальных органах показателей, а также сложность их комплексной оценки, следует рассматривать и анализировать изменения результативности в целом по федеральным органам исполнительной власти, участвующим в материальном стимулировании за выполнение показателей эффективности по плановым и отчетным показателям результативности этих органов, мониторинг которых осуществляется в рамках работы Комиссии Правительства Российской Федерации по административной реформе.
Так, система стимулирования положительно сказывается на результатах работы территориальных налоговых органов. Поступления администрируемых Федеральной налоговой службой доходов как в бюджетную систему Российской Федерации, так и в федеральный бюджет увеличиваются.
Только в 2009 г., несмотря на снижение в целом по стране социально-экономических показателей вследствие влияния на них мирового финансово-экономического кризиса, администрируемые Службой доходы поступили в федеральный бюджет с превышением плана на 15,4%. Постоянно растут доначисления на одну выездную проверку организации, выявившую нарушения. Если в 2007 г. обязательства налогоплательщиков были увеличены ими на 84,2 млрд. руб., то в 2009 г. это увеличение составило 99,7 млрд. руб. Все эти положительные тенденции в работе территориальных органов налоговой Службы идут на фоне почти двукратного уменьшения ассигнований дополнительных средств на материальное стимулирование. В 2007 г. на эти цели было предусмотрено 25 731,3 млрд. руб., в 2010 г. эти средства составили лишь 13 913,4 млрд. руб. [5, 2010].
Проведенный анализ показывает, что система дополнительного премирования служащих территориальных органов налоговой Службы ведет к улучшению в целом таких ее показателей, как:
- рост эффективности контрольной работы;
- снижение совокупной задолженности по налогам и сборам, администрируе-мым ФНС России;
- рост эффективности работы налоговых органов по сбору доказательной базы в ходе проведения мероприятий налогового контроля и по представлению интересов налоговых органов в судах;
- исполнение показателей, заложенных в федеральных законах о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов, и т.д.
За время действия в системе Федеральной налоговой службы системы материального стимулирования сотрудников территориальных органов дополнительная максимальная премия составила здесь до 175 тыс. руб. в квартал. При этом в 2010 г. в среднем на одного гражданского служащего территориальных налоговых органов дополнительная премия не превышала 6 тыс. руб. [5, 2010].
Что касается показателей эффективности для гражданских служащих тех территориальных органов, для которых введена указанная выше система материального стимулирования, то они установлены дифференцированно применительно к особенностям деятельности структурных подразделений каждого из этих органов.
Например, в подразделениях территориальных органов Федеральной налоговой службы, занятых судебно-претензионной работой, камеральными и выездными проверками, работой с крупнейшими и основными налогоплательщиками, досудебным урегулированием налоговых споров, установлены повышенные, в сравнении с другими подразделениями этих органов, размеры дополнительного премирования. При этом в каждом территориальном органе Службы создана Комиссия по оценке эффективности деятельности территориального органа.
В системе Росфинмониторинга разработана методика определения показателей эффективности гражданских служащих ее территориальных органов, которые ежеквартально изменяются. При этом каждый территориальный орган работает по утвержденной им самим методике оценки деятельности. Так, в 2008-2010 гг. в Рос-финмониторинге действовало 22 плановых показателя результативности деятельности, по которым в том числе отслеживалась и работа территориальных органов этой Службы, в 2011 г. таких показателей зафиксировано уже 23, это, например:
- доля сообщений, полученных от финансовых организаций, соответствующих установленным требованиям;
- доля информации, обрабатываемой с помощью фильтрующего программного обеспечения;
- доля информации, поступающей в электронном виде;
- количество приостановленных операций с признаками финансирования терроризма от количества выявленных;
- степень обеспечения выполнения мероприятий по инженерно-технической защите объекта; и т.п.
В целом эффективность деятельности межрегиональных управлений Рос-финмониторинга оценивается по двум направлениям - проведение финансовых расследований, взаимодействие с правоохранительными органами (для оценки используются 14 показателей) и надзорная деятельность (8 показателей).
Применение дополнительного премирования в Росфинмониторинге приводит к положительной динамике по основным показателям Службы:
- увеличивается сумма выявленных межрегиональными управлениями в ходе проверок операций, подлежащих обязательному контролю, сведения о которых поднадзорными организациями не были направлены в уполномоченный орган;
- достигнут прирост сотрудничающих с Росфинмониторингом организаций;
- достигнуто устойчивое поступление сообщений в федеральную базу данных;
- возрастает количество материалов по результатам финансовых расследований, переданных в правоохранительные органы;
- увеличивается число материалов, получивших уголовно-процессуальную перспективу в рамках возбужденных уголовных дел и уголовных дел, возбужденных по материалам и при участии Службы.
Федеральная таможенная служба имеет 32 плановых показателя результативности деятельности, установленных на период 2011-2013 гг. При этом для каждого из своих территориальных органов Служба разработала единый порядок расчета различных показателей эффективности, число которых в целом составляет около 500. Выполнение каждого показателя учитывается по балльной системе с учетом степени его оценки в критериях «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно», в зависимости от которых осуществляется корректировка баллов.
Итоговая оценка деятельности таможенного органа по выполнению показателей определяется соотношением фактической суммы набранных баллов за выполнение показателей к максимальной сумме баллов при выполнении всех показателей, которые подлежат положительной оценке («хорошо»). При этом итоговая оценка может быть снижена, но не более чем на 10%, по мотивированному представлению структурных подразделений ФТС России, осуществляющих оценку выполнения показателей, при выявлении нарушений, в том числе в части общей организации выполнения показателей, в работе региональных таможенных управлений, а также подчиненных им таможенных органов. Среди этих показателей:
- таможенные платежи, перечисляемые в бюджет;
- количество выявленных контрафактных товаров;
- обеспечение соблюдения запретов и ограничений;
- выявленные нарушения валютного законодательства Российской Федерации в стоимостном выражении; и т.п.
Введенная в таможенных органах система премирования положительно повлияла на увеличение доли:
- государственных услуг и функций, предоставляемых и исполняемых Службой в соответствии с административными регламентами, в общем объеме государственных услуг и функций;
- ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров, по которым таможенными органами приняты меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации, в общем объеме ввезенных товаров;
- уголовных дел, возбужденных таможенными органами, в общем объеме преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов и по ряду других показателей.
Следует отметить, что анализ материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти, территориальные органы которых участвуют в материальном стимулировании гражданских служащих за выполнение показателей эффективности, выявил определенные недостатки. Так, в число гражданских служащих, участвующих в системе материального стимулирования, иногда включались работники, непосредственно не осуществляющие функции, за выполнение которых решениями Правительства установлено специальное премирование. Так, например, по данным Минфина России доля ассигнований на премирование таких работников по налоговым органам города Москвы в I квартале 2009 г. составила около 20% общего объема материального стимулирования [6, 2010].
В 2010 г. Правительством Российской Федерации было принято решение о материальном стимулировании гражданских служащих территориальных органов Федеральной антимонопольной службы за показатели качества исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства о рекламе, за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд [2, 2010].
Разработка и применение показателей эффективности для оплаты труда гражданских служащих с принятием указанного решения Правительства стали осуществляться и в центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы. При этом, как отметил в интервью «Российской газете» статс-секретарь, заместитель руководителя этой Службы А. Цариковский, для оценки деятельности гражданских служащих органов власти могут применяться установленные Международной организацией по стандартизации (ИСО) стандарты качества менеджмента, в частности стандарты серии ИСО 9001 [14, 2011].
Однако необходимо отметить, что проанализированная в данной работе система материального стимулирования гражданских служащих указанных территориальных органов имеет существенный изъян - она не охватывает все территориальные органы, в функции которых входит предоставление государственных услуг или увеличение доходной части федерального бюджета. К этим органам, в част-
ности, относятся территориальные органы Федеральной миграционной службы, Роспотребнадзора, Ространснадзора, Росрыболовства и ряда других федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время дополнительное премирование за показатели эффективности и результативности осуществляется для почти 253 тыс. гражданских служащих территориальных органов; в то же время порядка 170 тыс. гражданских служащих территориальных органов, также выполняющих функции предоставления государственных услуг и влияющих на доходную часть федерального бюджета, не участвуют в таком материальном стимулировании, что в целом снижает результативность деятельности перечисленных федеральных органов исполнительной власти [3, 2011].
Немаловажным фактором для построения новой системы оплаты труда гражданских служащих в зависимости от показателей эффективности их деятельности является формирование фонда оплаты труда в государственных органах. Необходим единый подход к формированию оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих всех федеральных органов исполнительной власти, основанный на эффективности и результативности их деятельности, а также с учетом достижения ими плановых стратегических целей и тактических задач, установленных для каждого ведомства в рамках административной реформы.
Что касается территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, то формирование фонда оплаты труда здесь должно учитывать вклад конкретного территориального органа в достижение показателей деятельности соответствующего федерального органа исполнительной власти в целом.
Следует отметить, что при проведении мероприятий по материальному стимулированию гражданских служащих территориальных органов за показатели эффективности федеральные органы исполнительной власти столкнулись с серьезной проблемой расчета дополнительных ассигнований на премирование сотрудников каждого территориального органа и его структурных подразделений.
В настоящее время формирование фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих государственных органов осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» [11, 2006].
Конкретные размеры этого фонда, а также предельная численность гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов утверждаются решениями Правительства Российской Федерации с учетом периодической индексации как должностных окладов, так и иных составляющих денежного содержания гражданских служащих. Как известно, число фиксированных должностных окладов в год для расчета оплаты труда на одного гражданского служащего в настоящее время составляет 69,5 для федеральных государственных органов и 51,5 для территориальных органов федеральных органов исполнительной власти [4, 2008, с. 351].
Следует отметить, что расчеты утверждаемого Правительством фонда оплаты труда в части определения базового должностного оклада осуществляются Министерством финансов Российской Федерации на основе методики данного министерства. Применяемую схему расчета фонда оплаты, как было отмечено выше, следует корректировать с учетом введения показателей и критериев результатив-
ности деятельности как федеральных органов исполнительной власти, так и их территориальных органов. При этом решение об утверждении указанной корректировки и методики определения базового должностного оклада целесообразно было бы принять Правительству. Представляется, что такая мера позволила бы решить проблему выравнивания уровня оплаты труда гражданских служащих как федеральных органов исполнительной власти, так и их территориальных органов, а также устранить имеющее место «недовольство» федеральных органов исполнительной власти действиями Министерства финансов Российской Федерации при определении размера базового должностного оклада гражданского служащего по различным органам.
Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов» принято решение о сокращении в период до 31 марта 2013 г. не менее 20% предельной численности гражданских служащих и работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам [12, 2011].
В этом же Указе установлено, что 50% высвободившихся в результате сокращения численности гражданских служащих федеральных государственных органов бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату их труда, направляется на материальное стимулирование гражданских служащих этих органов.
В этих условиях важно, чтобы материальное стимулирование в указанных органах было построено на основе учета результативности деятельности гражданских служащих. Этому может способствовать положительный опыт, накопленный в территориальных органах ряда федеральных органов исполнительной власти, проанализированный в данной работе.
От авторов: В тот момент, когда готовилась настоящая статья, Министерство экономического развития Российской Федерации представило на своем сайте проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил установления показателей результативности профессиональной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, оплата труда которых производится в особом порядке, и методики оценки результатов профессиональной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, оплата труда которых производится в особом порядке» [8, 2011].
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611. СЗ РФ. 2007. № 40. ст. 4801.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 79. СЗ РФ 2010. № 9. ст. 969.
3. Данные Росстата о численности и оплате труда государственных гражданских и муниципальных служащих на региональном уровне в I полугодии 2011 г. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/iss.www.exe/stg/doc/192.htm/
4. Комментарий к федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» под редакцией В.А. Козбаненко. - СПб.: Издательский дом «Питер», 2008.- 576 с.
5. Письмо ФНС России от 15 февраля 2010 г. № КЕ-20-1/210.
6. Письмо Минфина России от 31 мая 2010 г. № 01-02-01/14-1038.
7. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». URL: http:// www.economy.gov.ru/minec/about/service/information/doc20110208_06.
8. Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил установления показателей результативности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, оплата труда которых производится в особом порядке, и методики оценки результатов профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, оплата труда которых производится в особом порядке». URL: http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/ depgosregulirineconomy/doc20111021_020.
9. Реформа государственной службы Российской Федерации (2000-2003 годы). -М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ. - 2006. - 242 с.
10. Собрание законодательства РФ, 2004, № 31. Ст. 3215 (части 14 и 15 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
11. Собрание законодательства РФ, 2006, № 31 (ч.1), ст. 3459.
12. Собрание законодательства РФ, 2011, № 1, ст. 195.
13. Справка Росстата о численности и оплате труда гражданских служащих федеральных государственных органов в I полугодии 2011 г. URL: http://www.gks. ru/bgd/free/b04_03/iss.www.exe/Stg/doc/plat.htm.
14. Чиновников разложат по рейтингу, и от этого будет зависеть их зарплата // Российская газета.- 07.10.2011. - Федеральный выпуск № 5601 (225).