УДК 378.011:796.011.3
С. А. КУЗНЕЦОВ
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны
АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА (НА БАЗЕ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ)
В статье рассматривается актуальная проблема подготовки специалистов в системе туристского образования в ее различных проявлениях: в секторе производства и оказания туристских услуг, секторе профессиональных общественных отношений, туристском воспитании и просвещении.
Ключевые слова: социальный туризм, социальная инфраструктура, профессиональные сообщества, профильные вузы.
На сегодняшний день туризм представляет собой глобальное экономическое и социально-культурное явление современного мира, удовлетворяющее потребности человека в культурном, физическом, познавательном и духовном развитии, имеющее при этом огромный потенциал роста, а также создающее все больше рабочих мест для специалистов данной отрасли.
Система социального туризма представляет собой совокупность социально-культурных объектов и участников, а также принципов, целей и средств, включая льготы, что позволяет все большему количеству людей воспользоваться возможностями туристского отдыха. В целях обеспечения доступности туристского отдыха требуется разработка государственной социальной туристской политики, направленной на создание законодательной базы, принятие нормативных актов, развитие социальной инфраструктуры, подготовку квалифицированных специалистов по организации информационной работы и оказанию помощи различным категориям потребителей услуг социального туризма при реализации своих прав на отдых. Данная точка зрения в общем ее виде была поддержана в документах, принятых Парижской всемирной конференцией и Всемирным форумом в Дакаре.
Динамичный рост индустрии туризма и гостеприимства, по мнению ряда исследователей [1 — 3 и др.], инициирует развитие профессионального образования, актуализирует проблему подготовки специалистов в системе туристского образования в её различных проявлениях: в секторе производства и оказания туристских услуг, секторе профессиональных общественных организаций, туристском воспитании и просвещении.
В системе высшего профессионального образования, отмечают Н. В. Зигерн-Корн и Н. В. Каледин, основная подготовка кадров для туристской индустрии реализуется в профильных университетах, академиях и институтах в рамках укрупненной группы «Сфера обслуживания» по двум направлениям и специальностям — «Социально-культурный сервис и туризм» и «Туризм», включающим более 10 специализаций (профилей). Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием для сферы туризма реализуется и в других непрофильных
высших учебных заведениях в рамках направлений подготовки в смежных областях профессиональной деятельности. Основной проблемой этого сегмента на рынке образовательных услуг являются нарекания в их адрес со стороны субъектов туриндустрии в чрезмерной академичности профильного высшего образования при явном недостатке практических навыков и знаний. Реализуемые ими учебные программы не отвечают реальным нуждам секторов туризма ввиду их слабой ориентированности на практическую работу. Последнее обстоятельство свидетельствует об отсутствии у этого сегмента рынка образовательных услуг своего заинтересованного потребителя [4].
Масштабные изменения, происходящие в начале XXI века в стране, потребовали модернизации образования и, как следствие, системы подготовки специалистов туристской деятельности. Принципиально новая социально-экономическая ситуация актуализировала проблемы кадрового обеспечения туристской индустрии России высокопрофессиональными специалистами: туроператорами и турагентами, менеджерами и финансистами, экскурсоводами и гидами-переводчиками, персоналом сферы услуг в гостиницах, ресторанах, транспортных компаниях, в области информации и рекламы, менеджмента и маркетинга туризма. В связи с этой перспективой, отмечает Е. В. Мошняга, задача определения социально-педагогических условий совершенствования подготовки специалистов туристской деятельности, формирования их профессиональных и деловых качеств выдвинулась на передний план в общей программе дальнейшего развития туризма и реформирования образовательной системы в нашей стране [5].
Как отмечает А. А. Федулин, для формирования основ туристской отрасли за последние 15 лет было сделано немало: подтвердила свою актуальность специальность (сейчас — направление) «Социально-культурный сервис и туризм» («Туризм»), сформировалось такое направление подготовки, как «гостиничное дело»; разработаны и внедрены государственные и федеральные государственные образовательные стандарты, утвержден раздел «квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма» в едином
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
квалификационном справочнике, решением совместной Коллегии Ростуризма и Рособразования создан и действует Ресурсный центр подготовки и повышения квалификации кадров для индустрии туризма и сервиса и пр. Однако по мере развития профессионального туристского образования развивалась также и дивергенция потребностей и ожиданий основных субъектов этой системы — организаций сферы туризма, профессиональных сообществ, профильных вузов, органов управления образованием, исполнительных органов власти в сфере туризма, работников и студентов. Осознание необходимости перемен привело к активизации, в том числе и законотворческой деятельности, что является эффективной основой для дальнейшей работы по развитию системы туристского образования, в которую должны быть активно вовлечены и бизнес-сообщество, и органы исполнительной власти, и профильные вузы [5].
Проблема качества подготовки кадров для туристской индустрии приобрела особую актуальность, т.к. создание и продвижение туристско-рекреационного продукта на отечественном и международном рынках труда немыслимы без высококвалифицированных кадров, тесным образом связана со становлением и развитием специализированной системы образования.
Качество туризма как межличностной деятельности зависит от качества услуг, пишет Е. Л. Писа-ревский. Поэтому соответствующее образование профессионалов в области туризма и подготовка новых лиц, осваивающих данную профессию, является крайне важными для туристской индустрии и развития туризма в целом. В этой связи, согласно принципу IX Гаагской декларации по туризму 1989 г., государства должны принимать эффективные меры по содействию постоянному процессу образования и проведению курсов повышения квалификации для всего туристского персонала, вне зависимости от его иерархического уровня. Данное положение нашло свое отражение и в Глобальном этическом кодексе туризма (1999 г.) Так, согласно п. 2 ст. 9, предприниматели и наемные работники сферы туризма имеют право и обязаны проходить надлежащее начальное обучение и постоянно повышать свою квалификацию [6].
Профессиональная подготовка выпускаемых специалистов для туристской индустрии, по мнению Р. В. Якименко, далека от идеала, и это связано с объективными факторами:
— туризм и сервис в последние два десятилетия развиваются очень высокими темпами, за которыми не поспевает традиционно более консервативная сфера образования;
— современная туристика и сервисология начали складываться только в 90-е гг. XX в. и практически не имеют под собой достаточного научно-педагогического фундамента. Это, отмечает Р. В. Якименко, проявляется в том, что часто квалификация выпускника не соответствует требованиям работодателей к кадрам (той или иной должности или профессии), так как рынок труда и система образования развиваются автономно, что порой приводит к дисбалансу. Работодатели высказывают недовольство подготовкой выпускников, но сами не участвуют в выявлении профессиональной мотивации и ориентации абитуриентов, не представляют имеющиеся материально-технические объекты в качестве баз практик, недостаточно активно участвуют в научноисследовательской работе учебного заведения [7].
Анализ теории и практики профессионального туристского образования позволил А. А. Федулину выделить:
1) ряд противоречий:
— между ростом потребностей в туристских услугах и недостатком современных профессиональных кадров, способных удовлетворить это потребности;
— между массовыми технологиями туристского обслуживания и индивидуальным характером удовлетворения туристских потребностей, требующим расширения спектра специализаций при подготовке туристских кадров;
— между изменениями структуры свободного времени населения и неразвитостью структуры туристского предложения;
— между желанием субъектов туристского бизнеса внедрять инновации в профессиональную сферу деятельности и отсутствием базовой системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
2) основополагающие принципы современного профессионального туристского образования:
— непрерывность;
— многоуровневость, то есть наличие ряда уровней и ступеней базового профессионального образования;
— дополнительность, дающая возможность дополнять базовое профессиональное образование различными программами профессиональной подготовки и переподготовки;
— маневренность, подразумевающая возможную смену человеком на том или ином этапе жизненного пути, той или иной ступени профессионального образования или области профессиональной деятельности;
— индивидуализацию, как возможность получения образования, ориентированного на конкретную личность;
— преемственность, обеспечивающую возможность свободного продвижения специалиста в профессиональном образовательном пространстве от начальной профессиональной подготовки до послевузовского образования [8].
Мы согласны с мнением Е. Л. Писаревского и В. Н. Зверева, которые выделяют среди большого количества существующих проблем туристского образования несколько основных, которые, по их мнению, в значительной степени влияют на качество подготовки специалистов:
— разрыв между потребностями отрасли и предложением со стороны образовательных учреждений остается весьма существенным, поскольку главной проблемой является чрезмерная академичность профильного высшего образования при явном недостатке практических навыков и знаний;
— наличие на сегодняшний день значительной потребности в квалифицированном преподавательском составе, связанной с отсутствием системы привлечения к преподаванию работников туристской индустрии;
— значительная потребность учебных заведений в методическом обеспечении учебного процесса, так как существующие учебные программы, учебники и учебные пособия, составляемые преподавателями, не имеющими практического опыта работы, не отвечают реальным нуждам туристского рынка;
— невостребованность выпускников профильных высших учебных заведений в процессе их трудоустройства при огромной нехватке квалифицированных кадров для туристской индустрии, что
связано с отсутствием практических навыков и знаний у выпускников по конкретным специализациям;
— значительные проблемы испытывают студенты при прохождении производственной и преддипломной практики, написании курсовых и дипломных научных работ, это обусловлено тем, что предприятия отрасли в большинстве своем не принимают молодых специалистов и не дают им возможности в реальных условиях применять свои теоретические знания;
— отсутствие мониторинга потребностей учреждений гостиничного, туристского и сопутствующего бизнеса в специалистах различного профиля;
— отсутствие системы объективной рейтинговой оценки профильных учебных заведений, что ведет к дезориентации молодежи при выборе образовательного учреждения;
— большое количество курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов, существующее в основном при учебных заведениях, в большинстве своем не дает практических профессиональных знаний и навыков и носит формальный характер [9].
Библиографический список
1. Бутко, Е. Я. Подготовка кадров для туристской индустрии в странах ЧЭС [Текст] / Е. Я. Бутко // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2007. — № 2. — С. 76 — 79.
2. Заплаткина, И. Е. Программа профессиональной переподготовки «Менеджмент индустрии туризма и гостеприимства»: делимся опытом [Текст] / И. Е. Заплаткина, Л. М. Афанасьева // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2008. - № 1. - С. 82-86.
3. Зигерн-Корн, Н. В. Новое поколение образовательных программ в обеспечении развития национального туристского пространства [Текст] / Н. В. Зигерн-Корн, Н. В. Каледин //
Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристских услуг : тематический сборник материалов конференции. - М. : Федеральное агентство по туризму, 2012. - С. 82-87.
4. Мошняга, Е. В. Социально-педагогические условия совершенствования подготовки специалистов туристской деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 [Текст] / Е. В. Мошняга. - М., 1997. - 225 с.
5. Федулин, А. А. Туристское образование: новые горизонты развития [Текст] / А. А. Федулин // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2008. - № 1. - С. 72-76.
6. Писаревский, Е. Л. Образование в сфере туризма. Правовой аспект [Текст] / Е. Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. - 2003. - № 3(3). - С. 18-21.
7. Якименко, Р. В. Система непрерывного сервисного и туристского образования в Сахалинском государственном университете [Текст] / Р. В. Якименко // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2009. - № 4. - С. 76-80.
8. Федулин, А. А. Профессионализм - требование времени [Текст] / А. А. Федулин // Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристских услуг : тематический сборник материалов конференции. -М. : Федеральное агентство по туризму. - 2012. - С. 8-11.
9. Писаревский, Е. Л. Актуальные проблемы государственного регулирования подготовки кадров для сферы туризма [Текст] / Е. Л. Писаревский, В. Н. Зверева // Юридический мир. - 2010. - № 8. - С. 29-31.
КУЗНЕЦОВ Сергей Александрович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры социальных и экономических дисциплин сервиса и туризма.
Адрес для переписки: к^т [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.08.2013 г.
© С. А. Кузнецов
Книжная полка
Муллер, А. Б. Физическая культура : учеб. для бакалавров / А. Б. Муллер. - М. : Юрайт, 2013. - 424 с. -Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-2037-6.
В учебнике доступно и компактно изложены теоретические основы физической культуры, даны методики оздоровительной и спортивной тренировки, самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроля. Также представлен материал по профессионально-прикладной физической подготовке и физической культуре в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста. Учебник состоит из двух частей: первая — материалы для лекций, вторая содержит описание методико-практических занятий. Направления подготовки/специальности: Клиническая психология 030302 (022700); Психология 030301 (020400). Об авторах: Муллер А. Б., доцент Сибирского Федерального Университета; Дядичкина Н. С., доцент Сибирского Федерального Университета; Богащенко Ю. А., доцент Сибирского Федерального Университета; Близнев-ский А. Ю., кандидат педагогических наук, профессор Сибирского Федерального Университета, заслуженный тренер России; Рябинина С.К., кандидат педагогических наук, доцент Сибирского Федерального Университета.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ