Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРАКТИК ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЛОКЧЕЙНТЕХНОЛОГИЙ В КИТАЕ'

АНАЛИЗ ПРАКТИК ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЛОКЧЕЙНТЕХНОЛОГИЙ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИМЕНЕНИЕ БЛОКЧЕЙН-ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИКЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ БЛОКЧЕЙН-ТЕХНОЛОГИЙ В КИТАЕ / ОБРАЩЕНИЕ КРИПТОВАЛЮТ В КИТАЕ / BLOCKCHAIN TECHNOLOGY APPLICATION / BLOCKCHAIN TECHNOLOGY REGULATION IN CHINA / CRYPTOCURRENCY CIRCULATION IN CHINA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева Наталия Алексеевна

В статье анализируются современное состояние и сложившиеся подходы к государственному регулированию блокчейн-технологий в Китае. Рассматриваются система регулирования, основные нормативные документы, приводятся примеры внедрения блокчейн-технологий в различные сферы экономики этой страны. Автор высказывает мнение о возможности применения китайского опыта в российских условиях, указывает, что медлительность государственных органов Российской Федерации в регулировании применения блокчейн-технологий в экономике является серьезным тормозящим фактором их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PRACTICES OF STATE REGULATION OF BLOCKCHAIN TECHNOLOGIES IN CHINA

The article analyzes the current state and prevailing approaches to state regulation of blockchain technologies in China. The regulatory system, the main regulatory documents are considered, examples of the introduction of blockchain technologies in various sectors of the economy of this country are given. The author expresses an opinion on the possibility of applying the Chinese experience in Russian conditions, indicates that the slowness of state bodies of the Russian Federation in regulating the use of blockchain technologies in the economy is a serious inhibiting factor in their development.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРАКТИК ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЛОКЧЕЙНТЕХНОЛОГИЙ В КИТАЕ»

 DOI: 10.24411/2072-4098-2019-10801 Анализ практик государственного регулирования блокчейн-технологий в Китае

Н.А. Ковалева доцент Департамента финансовых рынков и банков Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доцент, кандидат экономических наук (г. Москва)

Наталия Алексеевна Ковалева, [email protected]

Государственное регулирование выступает важным аспектом развития блокчейн-технологий как системы услуг в любой стране. С одной стороны, оно может послужить серьезным толчком к улучшению ситуации, с другой - может выступить тормозящим фактором. Может показаться, что государственный подход парадоксален, но зарубежный опыт свидетельствует о том, что в тех странах, где на государственном уровне уделяется пристальное внимание блок-чейн-технологиям, разработана стратегия их использования и оказывается поддержка, такие технологии получают небывалое эффективное развитие на всех уровнях экономики.

В современном мире сложился многосторонний подход к функциям и проявлениям блокчейн-технологий:

1) валюта. Механизм криптовалют основан на блокчейне. Криптовалюты применяются в различных сферах, имеющих отношение к деньгам, например системы цифровых переводов и платежей (блокчейн 1.0);

2) контракты. Целые классы экономических, рыночных и финансовых операций, в основе которых лежит блокчейн-техноло-гия, работают с различными типами финансовых инструментов - акциями, облигациями, фьючерсами, закладными, правовыми титулами, «умными» активами и «умными» контрактами (блокчейн 2.0);

3) приложения - технологии, область применения которых выходит за рамки де-

нежных расчетов, финансов и рынков. Они распространяются на сферы государственного управления, здравоохранения, науки, образования, культуры и искусства (блокчейн 3.0) (см. [1, с. 11; 2, с. 125]).

Государственное регулирование и его подходы в каждом из этих направлений отличаются, иногда диаметрально противоположно. В вопросах, связанных с созданием и обращением криптовалют, регуляторы многих стран занимают осторожную, выжидательную политику. Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России) в своем исследовании «Обзор по криптовалютам, ICO (Initial Coin Offering) и подходам к их регулированию» приводит результаты анализа состояния государственного регулирования обращения крип-товалют и проведения ICO в 25 развитых и развивающихся странах. В 11-ти из рассмотренных стран, в том числе в Китае и Южной Корее, введен запрет на обращение криптовалют и проведение ICO. В 4-х странах эти аспекты не регулируются (см. [3]).

В то же время развитие направлений в области распределенного хранения и обработки информации, особенно в нефинансовом секторе, во многих странах, в том числе в Китае, США, России, включено в список приоритетных задач государственного уровня.

Разумное соотношение форм, методов, границ государственного регулирования -залог эффективного всестороннего развития блокчейн-технологий. В настоящее

время большое внимание регулированию блокчейн-технологий уделяют государственные органы Канады, Австралии, Китая, Японии, Скандинавских и других стран. К сожалению, в России регулирование блокчейн-технологий находится на начальной стадии (см. [4]).

Бесспорным лидером в развитии и использовании блокчейн-технологий на современном этапе является Китай. В таблице 1 представлены данные исследования Thomson Reuters и World Intellectual Patent Organization о количестве патентов блок-чейн-технологий в странах, занимающих 3 первые позиции.

Таблица 1

Количество блокчейн-патентов в разных странах [5]

Год Китай США Австралия

2016 59 21 13

2017 225 91 19

Китай без сомнения можно назвать одной из ведущих стран в области развития и применения блокчейн-технологий. Задолго до «криптовалютного бума» в 2017 году Китай уже стал крупнейшим рынком крип-товалют наряду с биткоин-майнингом, и по состоянию на конец 2016 года 90 процентов объемов глобальной торговли биткои-нами приходилось на китайский юань (см. [6]). Тем не менее регулирующие органы Китая всегда с осторожностью относились к такой реализации блокчейн-технологий, как криптовалюты (блокчейн 1.0). В декабре 2013 года Народный банк Китая и пять министерств опубликовали «Уведомление о предотвращении риска биткойнов» (The Notice on Prevention of Bitcoin Risk), в котором были указаны определение биткойна, меры по предотвращению рисков чрезмерных спекуляций, отмывания денег и дано описание возможных нарушений правил обращения ценных бумаг. В связи с этим ни одна из биткойн-бирж в Китае не была

одобрена региональными отделениями Министерства финансов. До первой половины 2017 года стоимость китайского рынка ICO достигла 2,6 миллиарда юаней. Между тем, однако, недостаточность государственного регулирования привела к деятельности ICO с сомнительным качеством. Отсутствие четких норм для эмитентов, правильного управления инвесторами и иррациональное поведение могут вызвать пузыри рынка и мошенничество. В итоге в сентябре 2017 года Народный банк Китая совместно с семью министерствами полностью прекратил деятельность ICO, выпустив «Публичное уведомление о предотвращении финансовых рисков, обусловленных выпуском то-кенов» (Public Notice of the PBC, CAC, MIIT, SAIC, CBRC, CSRC and CIRC on Preventing Risks of Fundraising through Coin Offering) и приостановив каждую торговую платформу для цифровых активов (см. [7]).

Несмотря на существенные ограничения в области торговли биткоином, введенные в сентябре 2017 года, китайское правительство активно поощряет продвижение и внедрение блокчейн-технологий в стране. По состоянию на 1 апреля 2018 года на развитие блокчейн-технологий в Китае уже выделено около 1,6 миллиарда долларов (см. [6]).

Рассмотрим состояние правового регулирования, сложившееся в Китае на момент проведения исследования. В этой стране система современного правового регулирования блокчейн-технологий организована на трех уровнях:

1) Правительство и министерства (макроуровень);

2) провинции (региональный уровень);

3) организации (микроуровень).

На макроуровне государственного управления развитие и продвижение блокчейн-технологий осуществляет Государственный Совет (State Counsil), выполняющий функции Правительства, а также следующие министерства и комитеты: Народный банк Китая (PBoC), Управление киберпростран-ством Китая (CAC), Министерство промышленности и информационных технологий

(MIIT), Государственное управление промышленности и торговли (SAIC), Комиссия по регулированию банковской и страховой деятельности Китая (CBIRC, до 2016 года -CBRC), Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг Китая (CSRC). Развитию и продвижению блокчейн-технологий отведено основное место в тринадцатом пятилетнем Национальном плане информационного развития Китая, принятом Государственным Советом в 2016 году. В мае 2018 года Министерство промышленности и информационных технологий выпустило «Белую книгу» о блокчейн-индустрии в Китае (2018 White Paper on China's Blockchain Industry). В этом документе содержится углубленный анализ современного состояния блокчейн-индустрии и тенденции ее развития, в том числе применение блокчейн-технологий в сфере финансов, реальной экономике, промышленности, а также правовая политика и стандарты (см. [8]).

На региональном уровне правительственные органы провинций вслед за Национальным планом информационного развития Китая приняли документы, касающиеся развития блокчейн-технологий. Провинции Чжэцзян, Цзянсу, Гуйчжоу, Фуцзянь, Гуандун, Цзянси, Шаньдун, Внутренняя Монголия и Чунцин выпустили указания о блокчейне, некоторые провинции включили вопрос развития блокчейн-технологий в 13-й пятилетний план стратегического развития региона (см. [9]). В настоящее время правительства Шэньчжэня, Ханчжоу, Гуанчжоу, Гуйяня и Ганьчжоу создают индустриальные парки -зоны развития блокчейн-технологий, которым предоставляются специальные программы поддержки (см. [9]).

В таблице 2 приведены нормативные акты и стандарты, регулирующие блокчейн-техно-логии в Китае на момент исследования.

Нормативное регулирование уже осуществляется в сфере государственного

Таблица 2

Нормативные акты, регулирующие применение блокчейн-технологий в Китае 1

Сфера действия Нормативный правовой акт

Национальная стратегия 13-й пятилетний Национальный план информационного развития Китая ('13th Five-Year' National Information Plan) «Белая книга» (2018 White Paper on China's Blockchain Industry)

Защита авторских прав (Copyright Protections) Measures Governing the Protection of Computer Software

Защита патентов (Patent Protections) Patent Law of the People's Republic of China Patent Examination Guidelines released by China's State Intellectual Property Office (SIPO)

Коммерческая тайна (Trade Secret Protections) Contract Law of the People's Republic of China Labor Law of the People's Republic of China Criminal Law of the People's Republic of China

«Антикриминальная» защита (Criminal Law Protections) Criminal Law of the People's Republic of Ch^ (Criminal Law)

Регулирование финансовых рисков The Notice on Prevention of Bitcoin Risk Public Notice of the PBC, CAC, MIIT, SAIC, CBRC, CSRC and CIRC on Preventing Risks of Fundraising through Coin Offering

Таблица составлена автором настоящей статьи.

Окончание таблицы 2

Guideline «The Blockchain Reference Architecture» Guideline «The Blockchain Data Format Specification» Reference Architecture for Information Technology Blockchain and Distributed Ledger Technology

управления, защиты интересов предпринимателей, коммерческой тайны, управления рисками, защиты авторских прав.

Оценивая практику государственного регулирования блокчейн-технологий в Китае, необходимо отметить сложившийся комплексный подход.

1. Стратегический приоритет развития блокчейн-технологий на общегосударственном национальном уровне.

Развитие блокчейн-технологий вместе с технологиями больших данных, искусственным интеллектом, машинным обучением и другими новыми инструментами углубленного обучения стало национальной целью. Основные направления, связанные с развитием блокчейн-технологий согласно 13-му пятилетнему плану информационного развития Китая заключаются в следующем:

1.1) реформа образования на национальном уровне в целях соответствия международному росту конкуренции, в частности, интеллектуальное обучение инновациям, основанным на блокчейне и технологиях больших данных, внедрение стандарта «образование 2.0 «Интернет + образование» и разработка интеллектуальных обучающих систем для колледжей и университетов;

1.2) применение блокчейн-технологий в области торговли и логистики - проект «Инновации и развитие бизнеса и логистики»;

1.3) современные логистические услуги по предоставлению промышленной информации на основе блокчейн-технологий;

1.4) применение блокчейн-технологий в электронной коммерции;

1.5) исследование возможностей блок-чейн-технологий для оценки кредитного риска и развития национальной платформы обмена кредитной информацией (в том числе о кредитных рейтингах) для государ-

ственных ведомств и представителей бизнеса - проект «Персональные рейтинги»;

1.6) развитие механизмов предоставления профессиональных информационных услуг для общества и повышение сетевой безопасности на основе блокчейн-техноло-гий.

2. Приоритетное развитие блокчейн-тех-нологий в нефинансовой сфере (блокчейны 2.0 и 3.0) - государственное управление, хранение данных, образование.

3. Сдерживающая политика, ужесточение регулирования блокчейн-технологий, связанных с созданием криптовалют и торговлей ими (блокчейн 1.0). С одной стороны, китайские регуляторы ввели запрет на централизованную торговлю биткойнами и 1СО-токенами. С другой стороны, разрешены транзакции между отдельными лицами, и технология блокчейн, на основе которой созданы криптовалюты, по-прежнему поощряется, предоставлено достаточное пространство для академических исследований и дискуссий.

4. Создание «специальных зон развития блокчейн-технологий» - индустриальных парков развития блокчейна в отдельных регионах и их государственная поддержка. В настоящее время созданы и функционируют индустриальные парки в провинциях Шэньчжэня, Ханчжоу, Гуанчжоу, Гуйяня и Ганьчжоу (см. [10]).

5. Применение блокчейн-технологий в проектах по защите окружающей среды.

Принятые меры регулирования привели к серьезному развитию блокчейн-инду-стрии в Китае. Согласно данным Отчета о развитии блокчейна в Китае по состоянию на конец марта 2018 года число компаний, осуществляющих разработки в области блокчейн-индустрии, достигло 456, а в 2014

году их было всего 2, в 2016 году их число составляло более 100 (см. [8]).

Подводя итоги проведенного исследования государственного регулирования блок-чейн-технологий в Китае, необходимо отметить следующее:

• регулирование блокчейн-технологий осуществляется в Китае на всех уровнях государственного управления - на федеральном уровне Правительством и министерствами (макроуровень) и на региональном уровне правительственными органами провинций Китая;

• Государственным Советом Китая принят стратегически значимый Национальный план информационного развития Китая (13-й пятилетний план), основное внимание в котором уделено блокчейн-технологиям и блокчейн-индустрии Китая;

• Министерство промышленности и информационных технологий Китая выпустило «Белую книгу» о блок-чейн-индустрии (2018 White Paper on China's Blockchain Industry), в которой представлены углубленный анализ современного состояния блокчейн-ин-дустрии страны и тенденции ее развития, правовая политика и стандарты применения блокчейн-технологий;

• региональные государственные органы провинций вслед за Национальным планом информационного развития Китая приняли документы, связанные с развитием блокчейн-тех-нологий. Провинции Чжэцзян, Цзянсу, Гуйчжоу, Фуцзянь, Гуандун, Цзянси, Шаньдун, Внутренняя Монголия и Чун-цин выпустили указания о блокчейне, некоторые провинции включили вопрос развития блокчейн-технологий в 13-й пятилетний план стратегического развития региона (см. [9]);

• правительства Шэньчжэня, Ханчжоу, Гуанчжоу, Гуйяня и Ганьчжоу на основании принятых нормативных документов создают индустриальные

парки - зоны развития блокчейн-тех-нологий, которым предоставляются специальные программы поддержки;

• принятые в Китае меры государственного регулирования и государственной поддержки блокчейн-технологий привели к взрывному росту числа компаний, создающих блокчейн-тех-нологии, и проектов в блокчейн-инду-стрии.

Россия вступила на путь изменения подходов к управлению экономикой и ее циф-ровизации. Блокчейн-технологии являются новой моделью сбора, хранения и обработки информации, применение которой, без сомнения, - осознанная необходимость. В нашей стране государственное регулирование цифровых технологий, в том числе блокчейна, в настоящее время проходит начальную стадию. На момент исследования уже приняты масштабные документы - Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», а также национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В целях реализации Стратегии развития информационного общества в России и программы «Цифровая экономика Российской Федерации» были разработаны и проходят стадию согласования и принятия проекты следующих федеральных законов:

• О цифровых финансовых активах;

• О системе распределенного национального майнинга;

• Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге);

• О внесении изменений в части первую, вторую и четверную Гражданского кодекса Российской Федерации.

К сожалению, в названных документах не уделяется должное внимание развитию и правовым нормам внедрения технологий

распределенных реестров. В то же время, несмотря на недостаточное регулирование, наблюдается серьезный рост применения блокчейн-технологий в различных областях экономики Российской Федерации в сферах как государственного управления (см. [12]), так и частного бизнеса. Возможно, такая ситуация в сфере государственного регулирования объясняется выжидательной позицией государственных органов. Банк России в докладе «Развитие технологии распределенных реестров» [13] отметил, что, несмотря на большой потенциал технологии, в настоящее время она находится на ранней стадии развития, отсутствуют устоявшиеся стандарты и типовые решения, а большинство проектов находятся в статусе пилотных. По мнению некоторых экспертов, регулирование блокчейн-технологий наряду с другими прогрессивными направлениями цифровой экономики не требует отдельного закона или создания отдельной отрасли права и будет прописано в нормативных актах министерств (см. [14]). Также есть мнение о том, что необходимость введения государственного регулирования блокчейн-технологий отсутствует, но необходима разработка отраслевых стандартов (см., например, [15]), то есть введение механизма саморегулирования. По мнению автора настоящей статьи, такая позиция является, по меньшей мере, недальновидной.

Как уже отмечалось, именно государственное регулирование блокейн-техно-логий как системной категории привело к взрывному росту их повсеместного использования в Китае. Опыт модели государственного регулирования этой страны целесообразно использовать и в России. Первостепенным направлением регулирования должно стать применение блокчейн-технологий в области хранения, учета и предоставления данных в экономических, гражданских и культурных процессах. Наиболее важная задача - обеспечение защиты, достоверности и юридического признания информации, созданной, учитываемой

и предоставляемой с помощью блокчейн-технологий.

Принимая во внимание успешный опыт Китая в государственном регулировании и повсеместном внедрении блокчейн-техно-логий, в российских документах, касающихся развития цифровой экономики, целесообразно предусмотреть решение следующих системных задач:

1) разработать стандарты хранения, обработки, предоставления информации, новые правила сбора отчетности. Разработку стандартов целесообразно осуществлять совместными усилиями профильных министерств и ведомств в формате рабочей группы под руководством Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;

2) ввести регулирование деятельности по сбору, передаче, хранению, обработке и доступу к данным. Эти меры будут способствовать повышению кибербезопасности, защиты персональных данных и конфиденциальности информации;

3) разработать интеллектуальные образовательные системы для школ, колледжей, вузов, программы переподготовки с применением образовательных информационных платформ, использующих блокчейн-техно-логии для поиска и предоставления информации;

4) провести цифровизацию различных источников информации - правовых, учебных, научных изданий и других данных, перевести на цифровую форму фонды библиотек, создать с использованием блокчейн-технологий системы цифровых библиотек, включающих общероссийские библиотеки, библиотеки высших и общеобразовательных учебных заведений. Внести план мероприятий по созданию «цифровых» библиотечных фондов в программу «Цифровая экономика»;

5) учредить специальные зоны развития для организации исследований в области блокчейн-технологий, создания и внедрения блокчейн-технологий в Российской Федерации, тестирования механизмов госу-

дарственного регулирования.

Решение указанных задач будет способствовать созданию правового поля использования блокчейн-технологий в России и их эффективному развитию в будущем.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Свон М. Блокчейн. Схема новой экономики. М. : Олимп-Бизнес, 2017. 240 с.

2. Варнавский А. В. Токен или криптова-люта: технологическое содержание и экономическая сущность // Финансы: Теория и практика. 2018. № 5. Т. 22. С. 122-140.

3. Обзор по криптовалютам, ICO (Initial Coin Offering) и подходам к их регулированию. URL: http://cbr.ru/Content/Document/ File/36009/rev_IC0.pdf

4. Latest analysis report of cryptocurrency industry (FH 2018) (16 августа 2018 года). URL: https://news.8btc.com/latest-analysis-report-of-cryptocurrency-industry-fh-2018

5. China field the most blockchain patents in 201 7(25 марта 201 8 года). URL: https://cointelegraph.com/news/china-and-blockchain-most-patents-and-more-governmental-funds

6. The future of China's blockchain industry (22 мая 2018 года). URL: https://hackernoon. com/the-future-of-chinas-blockchain-industry-7a1c37abcef

7. Public notice of the PBC, CAC,MIIT,_SAIC, CBRC,_CSRC and SIRC on preventing risks on foundraising through coin offering (8 сентября 2017 года)._URL:_http://www.pbc.gov.cn/ english/130721/3377816/index.html?_hstc=17 2477884.47f4fea8ab884286c11d72f5acbded 2a.1513641600091.1513641600092.15136 41 600093.1 &_hssc = 1 72477 884.1.1 5 13641600094&_hsfp=998628806

8. White Paper on the Development of China's Blockchain Industry (2018). URL: http://cryptozona.ru/china-s-it-ministry-2017-saw-peak-investment-in-domestic-blockchain-industry/

9. Summary of government documents supporting blockchain development in china, 2017 (1 декабря 2017 года). URL: https:// news.8btc.com/summary-of-government-documents-supporting-blockchain-develop ment-in-china2017

10. CHINA BLOCKCHAIN DEVELOPMENT REPORT 2018. URL: https://www.reddit.com/ user/michaeluebelhart/comments/7vgud6/ china_blockchain_development_report_ 2018/

11. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Варнавский А. В., Бурякова А. О. Перспективы использования технологии распределенных реестров для автоматизации государственного аудита // Управленческие науки. 2018. № 3. Т. 8. С. 88-107.

13. Развитие технологии распределенных реестров : доклад для общественных консультаций (декабрь 2017 года). URL: http://cbr.ru/Content/Document/File/36007/ reestr_survey.pdf

14. Шувалов. Блокчейн и ICO будут в России законодательно урегулированы (2 апреля 2018 года). URL: http://rapsinews. ru/incident_news/20180402/282380978.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Регулирование и правовые особенности в блокчейне (18 августа 2018 года). URL: https://profitgid.ru/regulirovanie-i-pravovye-osobennosti-v-blokchejne.html#i-4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.