Анализ поведения пользователей с помощью методов Интернет-маркетинга, как способ продвижения образовательных услуг Прохорова А.М.
Прохорова Анна Михайловна /Prokhorova Anna Mikhailovna - старший преподаватель,
кафедра информационных систем и прикладной информатики, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону
Аннотация: рассматриваются вопросы продвижения образовательных услуг с помощью образовательного портала вуза, а также способы анализа поведения пользователей на образовательном портале.
Ключевые слова: интернет-маркетинг, образовательные услуги, образовательный портал вуза, продвижение образовательных услуг, анализ поведения пользователя, анализаторы логов, простые счетчики, системы интернет-статистики, системы отслеживания звонков или контакта, пост-клик-анализ, статус вуза.
На сегодняшний день развитие сети Интернет и информационных технологий позволило осуществлять работу по продвижению образовательных услуг с использованием образовательных порталов на базе различных инструментов и методов, направленных на привлечение потенциальных потребителей образовательных услуг и формирования имиджа и репутации вуза.
Интернет-технологии в сфере образования - это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на образовательные услуги, реализуемая в сети Интернет. С помощью Интернет-технологий можно не только более эффективно продвигать образовательные услуг в сети Интернет, но и собирать необходимую информацию о потребителях и пользователях образовательных порталов и использовать эту информацию для привлечения большей аудитории заинтересованных в образовательных услугах [1].
Анализ действий пользователей помогает выявить предпочтения пользователей по их навигации и введенным запросам на образовательном портале. Сегодня для анализа поведения пользователей на образовательном портале могут быть использованы следующие инструментальные средства:
• простые счетчики (Mail.ru, Hotlog.ru, Rambler.ru, Stat24). Используются чаще всего для минимального анализа трафика: количество посетителей, источники трафика, трафик по поисковым фразам, география;
• анализаторы логов (Analog, Awstats, Webalizer). Дают параметры, схожие с параметрами простых счетчиков, только в основе анализа лежат серверные логи, информация в которых более точная;
• продвинутые счетчики, пост-клик-анализаторы (Liveinternet, Google Analytics). К базовым функциям счетчиков добавляется возможность отслеживать онлайн-действия пользователей в зависимости от рекламного источника;
• системы интернет-статистики (Cnstats). Помимо стандартных функций счетчика подобные системы имеют множество полезных возможностей: слежение за поведением групп пользователей, отслеживание достижения цели применительно к каждому источнику, многоуровневые фильтры или выборка данных по любому признаку;
• системы отслеживания звонков или контакта (OrderStat, AdsControl). Позволяют оценить стоимость контакта (звонка, заявки) и возврат инвестиций (ROI) применительно к каждому источнику: поисковой машине, ключевому слову;
• пост-клик-анализ (Post-Click-Analysis). Этот тип анализа позволяет определить, какие переходы посетителей на сайте принесли в итоге увеличение стоимости продаж или услуг. Он также показывает распределение трафика на сайте, и каким образом ведут себя пользователи (например, какие именно страницы им интересны).
В продвижении образовательного сайта счетчик - это самый нужный и удобный инструмент для оценки образовательного сайта. Счетчик должен собирать информацию о любых действиях пользователей на образовательном сайте: о входящих именах хостов, браузеров или систем, поисковых систем или ссылок, с какого сайта пришел пользователь, в какое время был произведен вход, продолжительность посещения, на какой сайт пользователь ушел, статистика посещаемости и т.д. Также необходимо, чтобы счетчик автоматически делал вывод по статистике образовательного сайта на основе собранной информации.
Самым эффективным для продвижения образовательных услуг является вариант использования статистики, который поддерживает провайдер услуг Интернет (ISP), то есть использование лог-файлов. В лог-файлах содержится вся имеющаяся информация по каждому запросу пользователя: домен, дата и время посещения, действия пользователя в целом по образовательному сайту, файл запроса, по какой ссылке он попал на сервер, какой браузер он использует и на какой платформе (содержимое лог-файла определяется его форматом).
Сейчас наиболее перспективным методом, который помогает отслеживать действия пользователя на образовательном сайте, считается метод с использованием файлов cookies. Cookies - файлы, находящиеся на компьютере пользователя и позволяющие веб-серверу идентифицировать браузер пользователя. Когда
пользователь посещает веб-сервер, последний запрашивает уникальный идентификационный номер браузера. Если браузер не имеет такого идентификационного номера, то сервер присваивает его данному браузеру посредством передачи файла cookie с некоторым уникальным числом. Этот процесс называется передачей «cookie» (passing the cookie). Использование файлов cookies позволяет отслеживать информацию о поведении пользователя в Интернет, в результате чего веб-сервер может выполнять различные функции по индивидуальному взаимодействию с каждым пользователем. Использование cookies имеет важное значение для образовательных порталов, так как значительно повышает функциональные возможности веб-серверов и позволяет использовать новые приложения для более полного удовлетворения потребностей пользователей.
Инструментальные средства сбора статистики посещаемости образовательных порталов:
1. Cookie. Преимущества: Расширение возможностей целевого маркетинга и индивидуального подхода к потребителям. Отслеживание модели—предоставления услуг. Персонализация предоставления услуг. Тестирование эффективности баннерной рекламы. Построение персонализированного представления содержания сервера. Возможность взаимосвязи нескольких серверов. Возможность сбора и последующего использования данных о пользователях. Мониторинг потребительских сессий на веб-сервере. Недостатки: Несоблюдение секретности. Отслеживание браузеров, а не конкретных пользователей. Программные средства могут предотвращать действия cookie, например, стирать их с диска компьютера. Возможность в последних версиях браузеров отключить прием cookie. Развитие новых технологий, не имеющих возможностей записи каких-либо данных.
2. Счетчики. Преимущества: Просты и удобны в использовании. Позволяют получать оперативную наглядную информацию. Недостатки: Требует установки на сайт программного кода. Счетчики могут потерять данные, если возникли технические сбои при передаче данных. Невозможность сбора статистики по скачиваемому контенту, трафику сайта, закладкам, поставленным посетителями на сайт в своем браузере.
3. Лог-файлы. Преимущества: Позволяют анализировать ошибки работы сервера, отслеживать хакерские атаки, составлять специальные отчеты. Более точные данные о числе посетителей сайта. Позволяют решать более узкие и сложные задачи, создавать собственные специфические отчеты. Позволяют собирать статистику по скачиваемому контенту, трафику сайта, закладкам, поставленным посетителями на сайт в своем браузере. Недостатки: Требуется достаточно высокая квалификация пользователя программы.
Сейчас в связи с высокой конкуренцией вузов между собой на рынке образования необходимо продвигать образовательные услуги вуза и использование для этих целей Интернет-технологий может идеально подойти для повышения статуса вуза и продвижению его на рынке образования. Продвижение образовательных услуг с использованием Интернет-технологий - это комплексное использование всех известных видов продвижения образовательных услуг в сети Интернет [2].
Литература
1. Прохорова (Воробьева) А.М. Методы продвижения образовательных услуг с помощью образовательного портала // Вопросы современной науки и практики. Университет имени В.И. Вернадского. - 2011. - № 3(34). - с. 96-102.
2. Прохорова (Воробьева) А.М. Методы продвижения образовательных услуг в системе интернет-маркетинга//Журнал Казанская наука. - 2012. - № 5. - с. 78-80.