ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И И РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Анализ потребления лекарственных препаратов через призму системы обращения электронных рецептов в Республике Беларусь
Сачек М.М.1, Федосеева И.И.2, Зверко И.Е.3
1Белорусская медицинская академия последипломного образования, Минск 2Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении, Минск, Беларусь 3БЕЛФАРМАЦИЯ, Минск, Беларусь
Sachek M.M.1, Fedoseyeva I.I.2, Zviarko IY3
Belarusian Medical Academy of Postgraduate Education, Minsk 2Center for Examinations and Tests in Health Service, Minsk, Belarus
3BELPHARMACIA, Minsk, Belarus
Analysis of drug consumption through the prism
of the electronic prescription circulation system in the Republic of Belarus
Резюме. Приводятся результаты количественного и качественного анализа потребления лекарственных препаратов населением посредством использования данных обращения электронных рецептов на примере аптеки Минска, а также результаты анализа коэффициента доступности лекарственных препаратов для населения. Показано, что анализ и интерпретация данных реализации лекарственных препаратов по электронным рецептам является фактической базой для проведения политики в сфере лекарственного обеспечения, включая повышение рациональности назначения лекарственных препаратов, и может служить инструментом для принятия решений. Ключевые слова.: электронный рецепт, лекарственный препарат, анализ потребления лекарственных препаратов, анализ коэффициента доступности лекарственных препаратов для населения.
Медицинские новости. — 2023. — №8. — С. 39-44. Summary. The results of a quantitative and qualitative analysis of the consumption of drugs by the population through the use of data on the circulation of electronic prescriptions on the example of a pharmacy in Minsk, as well as the results of an analysis of the coefficient of availability of drugs for the population are presented. It is shown that the analysis and interpretation of data on the sale of medicinal products by electronic prescriptions is the actual basis for the policy in the field of drug provision, including increasing the rationality of prescribing medicinal products, and can serve as a decision-making tool.
Keywords: electronic prescription, medicinal drug, analysis of consumption of drugs, analysis of the coefficient of availability of drugs for the population.
Meditsinskie novosti. - 2023. - №8. - P. 39-44.
В настоящее время здравоохранение Республики Беларусь находится в периоде роста и совершенствования по расширению использования электронных форматов оказания медицинских услуг что определено в документах по стратегическому развитию страны [4-5, 7]. Использование электронных коммуникационных технологий для нужд здравоохранения нацелено на повышение качества, безопасности, эффективности услуг как для пациентов, так и для поставщиков таких услуг, а также предполагает возможность более точного контроля потребления лекарственных препаратов населением.
Централизованной системой электронной выписки и отпуска лекарственных препаратов в амбулаторных и стационарных условиях, включая льготное лекарственное обеспечение, в Республике Беларусь является автоматизированная информационная система «Электронный рецепт» (АИС ЭР). На базе Республиканского научно-практического центра медицинских технологий, информатизации, управления и эконо-
мики здравоохранения создано централизованное хранилище электронных рецептов. Аптечные организации имеют прямую связь с системой и производят автоматизированный отпуск назначенных в электронных рецептах препаратов, информация об отпуске которых поступает в хранилище и доступна врачу для просмотра и анализа [8].
Согласно открытым данным Республиканского научно-практического центра медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения по состоянию на 31.08.2022 г., количество подключенных учреждений здравоохранения к АИС ЭР составило 633 учреждения, количество работающих в системе аптек - 3252. Согласно открытым данным учета выписанных и отоваренных электронных рецептов в учреждениях здравоохранения, количество выписанных электронных рецептов за 2015 год насчитывало 40378, их количество увеличилось, за 2021 год было выписано уже 10093098 электронных рецептов. Статистика за период с 01.01.2015 по 31.08.2022 год
показала рост удельного веса всех отоваренных электронных рецептов с 10% в 2015 году до 52% за 8 месяцев 2022 года, из них удельный вес отоваренных льготных электронных рецептов вырос с 31% в 2018 году до 57% за 8 месяцев 2022 года. Вместе с тем, в настоящее время является актуальным получение эмпирических данных о потреблении населением лекарственных препаратов в рамках розничной реализации с учетом фармакологических групп препаратов.
Цель исследования - проведение количественного и качественного анализа потребления лекарственных препаратов населением посредством использования данных обращения электронных рецептов на примере Аптеки №32 второй категории РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» (Минск).
В задачи исследования входила количественная оценка отпуска лекарственных препаратов по электронным рецептам (включая льготные), качественный анализ потребления лекарственных препаратов населением, анализ коэффициента доступности лекарственных препаратов для населения.
Материалы и методы
В этом исследовании использовалась выборка всех деидентифицирован-ных случаев отоваривания электронных рецептов Аптеки №32 второй категории РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» Минска в период с января 2018 года по август 2022 года. Сбор данных осуществлялся в электронном виде через программное обеспечение «Белорусская аптека», подключенное к АИС ЭР. Из набора данных были получены следующие элементы данных: 1) дата отоваривания электронного рецепта; 2) наименование лекарственного препарата, включая код по международной Анатомо-терапевтическо-хи-мической классификации лекарственных средств Всемирной организации здравоохранения (АТХ-классификация ВОЗ); 3) форма выпуска и дозировка лекарственного препарата; 4) страна производства лекарственного препарата; 5) количество отпущенных упаковок лекарственного препарата; 5) стоимость продажи лекарственного препарата; 6) тип обеспечения лекарственным препаратом (полная стоимость, льготное обеспечение, включая бесплатное обеспечение, 90-процентная скидка, 50-процентная скидка). Частотный анализ потребления лекарственных препаратов, анализ стоимости и экономической доступности лекарственных препаратов, отпускаемых по электронному рецепту, были проведены путем ретроспективной оценки качественных и количественных данных. При расчете доступности лекарственных препаратов учитывались только прямые затраты на стоимость препарата, которые вносят наиболее существенный вклад в стоимость лечения, и не учитывалось покрытие расходов в рамках льготного лекарственного обеспечения. Вместе с тем, следует отметить имеющиеся ограничения проведенной оценки: анализируемая аптечная информация не содержала сведения о режиме дозирования и длительности терапии с учетом нозологии.
Коэффициент доступности (Кд) лекарственных препаратов рассчитывался за определенный временной промежуток следующими способами:
Кд1 = (Средняя стоимость продажи лекарственного препарата, приобретенного по электронному рецепту / Средняя заработная плата)*100;
Кд2 = (Средняя стоимость продажи лекарственного препарата, приобретенного по электронному рецепту/ Бюджет прожиточного минимума в среднем на
душу населения в стране за определенный временной промежуток)*100.
Кд3 = (Средняя стоимость продажи лекарственного препарата, приобретенного по электронному рецепту/ Бюджет прожиточного минимума в среднем на пенсионера в стране за определенный временной промежуток)*100.
При определении размера прямых затрат на лекарственные препараты использовали данные по цене и количеству упаковок, реализованных по электронным рецептам по годам за отчетный период. Для оценки экономической доступности лекарственных препаратов за период с 2021 года по август 2022 года использовали коэффициенты, позволяющие соотнести стоимость продажи лекарственных препаратов с показателями дохода потребителя. Использовали данные по среднемесячной начисленной заработной плате и бюджету прожиточного минимума в Республике Беларусь (в среднем на душу населения, а также с учетом социально-демографической группы - пенсионеров) с 2021 года по август 2022 года [2, 3].
Результаты и обсуждение
В рамках исследования был проведен обзор электронных рецептов в Аптеке №32 второй категории РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» Минска и получены количественные данные по частоте их реализации в розничной продаже. Начиная с 2018 года количество реализованных лекарственных препаратов по электронным рецептам составляло 3074, в 2019 году - 2638. Распространение коронавирусной инфекции в 2020 году и сопряженное с этим отсутствие у многих людей в этот период возможности посетить аптеку лично, а также повышение нагрузки на амбулаторно-поликлинические организации здравоохранения по оказанию медицинской помощи пациентам могли являться факторами, повлиявшими на снижение реализации лекарственных препаратов по системе электронных рецептов (1592 лекарственных препарата). Однако в последующем, начиная с 2021 года и далее, условия предыдущего года послужили стимулом для более быстрой адаптации системы здравоохранения и дали существенный рост в использовании электронных рецептов в практике (5799 препаратов в 2021 году, 4355 препаратов за 8 месяцев 2022 года). Функциональность технологии электронного рецепта,
в том числе в виде дистанционного обращения за выпиской рецепта, принимаемого на регулярной основе лекарственного препарата, оказалась особенно ценной.
При относительно небольшом количестве отовариваемых электронных рецептов в период становления системы в 2018-2020 годах максимальная активность отпуска лекарственных препаратов по таким рецептам наблюдалась, как правило, в первые три месяца в начале года, а в целом за указанный период отмечалась линия тренда, характеризовавшаяся снижением активности отоваривания электронных рецептов. В последующем в 2021 году резкое увеличение отоваривания лекарственных препаратов в соответствии с назначениями врачей по выписанным электронным рецептам позволило обнаружить сезонность активности потребления населением лекарственных препаратов, которая вполне ожидаемо приходилась на периоды с февраля по апрель и с октября по декабрь 2021 года, как правило, характеризующиеся подъемом заболеваемости. При этом в целом за год была выявлена тенденция к росту отоваривания электронных рецептов к концу года.
В структуре отоваренных электронных рецептов в течение 5-летнего периода наибольшую долю занимали лекарственные препараты, отпускаемые в рамках реализации бесплатного лекарственного обеспечения соответствующим категориям граждан, а также с предусмотренной 90-процентной скидкой от стоимости препаратов в пределах перечня основных лекарственных средств, что в совокупности составило от 82 до 90% электронных рецептов, от 5,8 до 7,6% составляли препараты, отпускаемые с 50-процентной скидкой от стоимости.
Доля продаж лекарственных препаратов отечественного производства по выписанным электронным рецептам была значимо больше (практически в 3 раза) в сравнении с лекарственными препаратами зарубежного производства и составляла от 69,8% до 76,7%, что сохранялось на протяжении всего отчетного периода.
Согласно проведенному частотному анализу, наибольший удельный вес в структуре потребления лекарственных препаратов, отпускаемых по электронным рецептам, составляли препараты,
ШУйВИВЭУ Распределение лекарственных препаратов, отоваренных по электронным рецептам, с учетом АТХ-классификации ВОЗ
Код АТХ Количество лекарственных препаратов по отоваренным по электронным рецептам
2018 2019 2020 2021 2022
Код А: Препараты, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ 378 339 213 820 588
Код В: Препараты, влияющие на кроветворение и кровь 224 207 107 490 368
Код С: Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы 1296 1064 711 1976 1558
Код D: Препараты для лечения заболеваний кожи 18 15 11 56 49
Код G: Препараты для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны 48 29 14 54 22
Код Н: Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны) 85 74 56 184 166
Код J: Противомикробные препараты для системного использования 24 26 17 72 68
Код и Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы 22 20 18 116 88
Код М: Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы 105 76 53 217 136
Код N Препараты для лечения заболеваний нервной системы 359 321 146 867 696
Код Р: Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты 2 1 0 2 8
Код R: Препараты для лечения заболеваний респираторной системы 123 97 59 259 200
Код S: Препараты для лечения заболеваний органов чувств 389 369 187 685 407
Код V: Прочие лекарственные препараты 1 0 0 1 1
Всего 3074 2638 1592 5799 4355
Потребление лекарственных препаратов, влияющих на сердечно-сосудистую систему, с учетом распределения на подгруппы по кодам АТХ-классификации ВОЗ
Примечание: C01 Препараты для лечения заболеваний сердца; C02 Антигипертензивные препараты; C03 Диуретики; C04 Периферические вазодилататоры; C05 Ангиопротекторы; C07 Бета-адреноблокаторы; C08 Блокаторы кальциевых каналов; C09 Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему; C10 Гиполипидемические препараты.
применяемые для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы (АТХ-код С), с сохранявшейся тенденцией потребления на протяжении всего анализируемого периода (от 34% до
45% препаратов). Далее по частоте в структуре следовали препараты, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ (АТХ-код А) - от 12% до 14% за отчетный период, препараты
для лечения заболеваний нервной системы (АТХ-код N - от 9% до 16%, препараты для лечения заболеваний органов чувств (АТХ-код ^ - от 9% до 14% (табл. 1).
ЦщЩЦЩН Потребление лекарственных препаратов, влияющих на сердечно-сосудистую систему, с учетом международного непатентованного наименования
Показатель Количество лекарственных препаратов по отоваренным по электронным рецептам
2018 2019 2020 2021 2022 (8 месяцев)
С01 Препараты для лечения заболеваний сердца
Триметазидин 53 28 16 66 55
Молсидомин 45 26 20 59 42
Ивабрадин 20 17 12 19 6
Этацизин 16 11 4 15 22
Дигоксин 13 10 8 21 15
Изосорбида мононитрат 6 9 7 12 2
Изосорбида динитрат 5 0 0 0 0
Амиодарон 4 6 4 22 11
Пропафенон 7 3 5 8 12
Тиотразолин 1 0 0 3 0
Нитроглицерин 2 0 0 2 2
Мельдоний 0 0 2 2
С07 Бета-адреноблокаторы
Бисопролол 142 131 75 187 149
Метопролол 45 43 30 76 59
Карведилол 36 31 23 46 29
Соталол 10 7 7 17 18
Небиволол 0 0 0 4 1
Анаприлин 1 0 0 1 0
Бета-блокаторы, комбинации 4 3 0 0 4
С09 Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему
Ингибиторы АПФ, комбинации 48 44 45 114 76
Рамиприл 58 48 35 76 58
Лозартан 49 57 21 74 44
Валсартан 40 22 26 62 39
БРА, комбинации 30 0 21 54 54
Телмисартан 0 2 0 0 0
Периндоприл 55 35 10 39 24
Кандесартан 1 8 11 39 37
Лизиноприл 38 20 14 29 22
Каптоприл 19 10 6 23 24
Эналаприл 6 4 0 6 5
С10 Гиполипидемические препараты
Аторвастатин 156 121 64 168 126
Розувастатин 6 35 40 104 79
Фенофибрат 2 5 1 8 2
Учитывая высокий объем потребления препаратов для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, очевидна необходимость акцентирования внимания и более подробного описания характеристик именно данной группы препаратов. Наибольшую долю в структуре потребления препаратов, влияющих на сердечно-сосудистую систему, имели препараты подгруппы С07 бе-та-адреноблокаторы, С09 препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему (РАС), С10 гиполипидемиче-ские препараты и С01 препараты для лечения заболеваний сердца (рисунок), что сохранялось на протяжении всего анализируемого периода.
Дальнейшее сегментирование назначаемых препаратов по международному непатентованному наименованию (МНН) внутри вышеперечисленных групп косвенно позволило продемонстрировать предпочтения врачей в выборе препаратов (табл. 2). Так, в группе препаратов, применяемых для лечения заболеваний сердца, наиболее часто назначаемыми были лекарственные препараты на основе триметазидина. При этом лидирующая позиция триметазидина в группе С01 сохранялась на протяжении почти 5 лет. Важно отметить, что тримета-зидин не включен в утвержденные Министерством здравоохранения Республики Беларусь клинические протоколы диагностики и лечения заболеваний кровообращения [6]. При этом в соответствии с утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь общей характеристикой лекарственного препарата (информацией для специалистов) триметазидин должен назначаться для симптоматического лечения пациентов со стабильной стенокардией для дополнительной терапии при недостаточном терапевтическом эффекте или непереносимости антиангинальной терапии первой линии [9]. Среди бе-та-адреноблокаторов наиболее часто назначаемым препаратом выступал бисопролол; в группе препаратов, влияющих на РАС - комбинированные препараты ингибиторов ангиотензин-превращающего фермента (иАПФ), из монокомпонентных препаратов -рамиприл; среди гиполипидемических препаратов наибольшее предпочтение отдавалось аторвастатину.
По результатам анализа обна-
ружено существенное различие доступности лекарственных препаратов для пенсионеров в сравнении со значением доступности, рассчитанным в среднем на душу населения, различие составило в среднем в 1,3 раза. В сравнении с людьми трудоспособного возраста доступность лекарственных препаратов для пациентов пенсионного возраста была ниже в 6,4 раза в 2021 году, в 2022 году -в 7,1 раза. Наибольшую стоимость и, соответственно, низкую доступность как в 2021 году, так и за 8 месяцев 2022 года имели этацизин, иАПФ в комбинации с другими лекарственными препаратами. При этом следует отметить, что этацизин является оригинальным лекарственным препаратом зарубежного производства и не имеет отечественных аналогов. Вместе с тем, показательной является ситуация с пропафеноном, который занимал третью позицию в ряду препаратов с невысокой доступностью в 2021 году, когда продажи составлял только зарубежный воспроизведенный препарат, и повышение уровня доступности препарата при наполнении структуры потребления в 2022 году воспроизведенным пропафеноном отечественного производства. Также обращают на себя внимание значения коэффициента доступности триме-тазидина и тиотриазолина, которые стоят по данному критерию в одном ряду с препаратами группы сартанов, иАПФ и статинами, не являясь при этом препаратами, значимо влияющими на исходы сердечно-сосудистых заболеваний и применяющимися только в качестве дополнительной терапии, однако при этом характеризующиеся высокой частотой назначения специалистами и, соответственно, существенными затратами финансовых ресурсов.
Полученные данные продемонстрировали, что экономическая доступность отдельных групп лекарственных препаратов для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы с наибольшей частотой потребления в 2021-2022 годах (без покрытия расходов в рамках льготного лекарственного обеспечения) является сравнительно низкой для категории граждан, являющихся пенсионерами. Таким образом, показатели доступности могут быть применимы для осуществления рационального вы-
бора лекарственных препаратов для пациентов пенсионного возраста, которые не подпадают под льготное лекарственное обеспечение. Кроме того, целесообразно при каждом назначении оценивать необходимость (либо отсутствие необходимости) и, соответственно, эффективность от назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты лечения сердечно-сосудистых заболеваний (например, триметазидин, тиотриазолин), потребление которых может снизить экономическую доступность для других жизненно важных лекарственных препаратов, необходимых пациенту.
Заключение
Результатами проведенного исследования на примере Аптеки №32 второй категории РУП «БЕЛФАРМА-ЦИЯ» Минска было подтверждено наращивание темпов работы в системе электронных рецептов за 5-летний период, в том числе, на наш взгляд, за счет обновления восприятия функциональности технологии электронного рецепта среди медицинского персонала, а также населения, включая дистанционное обращение, в условиях отсутствия возможности личных визитов к врачу.
В условиях отсутствия визитов лично пациентом и иных возможностей выписки рецептов, повысилась необходимость освоения врачами работы в АИС ЭР вместо использования отлаженного, но менее соответствующего вызовам современности подхода -выписки основной массы рецептов на бумажных носителях. Из преимуществ внедрения электронного рецепта очевидным является преодоление проблем, связанных с бумажными носителями, включая медицинские ошибки из-за неразборчивого почерка, исключение возможности дублирования отпуска льготируемых лекарственных препаратов для одного пациента, незаконные действия с рецептами, оценка комплаенса пациентов к назначенному лечению по количеству отоваренных электронных рецептов. При этом для критической оценки системы обращения электронных рецептов на национальном уровне с охватом качественных характеристик необходим комплексный и практичный инструмент оценки.
Проведенный нами анализ практики обращения электронных рецептов и отчетности также направлен на поиск
путей расширения возможностей для оценки и повышения рациональности использования лекарственных препаратов. Высокая доля отоваренных электронных рецептов, возмещенных в рамках льготного лекарственного обеспечения (в совокупности составило от 82 до 90% электронных рецептов), свидетельствует о том, что в условиях ограниченности финансовых ресурсов существенная компенсация исходит со стороны государственной системы льготного лекарственного обеспечения, что в особенности актуально для социально-демографической группы пенсионеров по данным анализа коэффициента доступности жизненно важных лекарственных препаратов для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы. В этой связи значимыми рассматриваются данные обеспеченности собственной потребности в стране лекарственными препаратами отечественного производства. Хотя доля продаж препаратов отечественного производства по выписанным электронным рецептам практически в 3 раза больше в сравнении с препаратами зарубежного производства, следует обратить внимание на позиции, где отсутствуют аналоги, а также на выполнение гарантий бесперебойного производства и наличия отечественных лекарственных препаратов в аптечной сети в условиях отсутствия зарубежных альтернатив, логистических рисков и неопределенности.
Наибольшее влияние на структуру потребления, безусловно, оказывает структура заболеваемости населения, и нами были выявлены основные группы потребляемых лекарственных препаратов и тенденции, которые сохранялись на протяжении достаточно существенного промежутка времени -5 лет. Однако следует отметить, что ключевую роль в качестве структуры потребления занимают специалисты здравоохранения, врачи, которые определяют оптимальную терапию для пациента. В связи с этим качественный анализ потребления косвенно может характеризовать предпочтения врачей в выборе препаратов, их соответствие актуальным международным и национальным рекомендациям и клиническим протоколам лечения заболеваний. Вышеизложенный качественный анализ может способствовать более тесному взаимодействию отечественных фармацевтических производителей с практической медициной с целью
насыщения фармацевтического рынка лекарственными препаратами по соответствующим МНН. Одним из факторов достижения терапевтической цели является приверженность терапии, которая возможна при выполнении следующих условий: назначение «правильного» лекарственного препарата «правильному» пациенту, соблюдение приема препарата со стороны пациента, а также наличие препарата в аптеке и возможность его приобретения.
Применение описанного подхода к анализу данных по электронным рецептам может способствовать совершенствованию услуг здравоохранения в выявлении тенденций потребления препаратов, дает возможность проведения прогностического анализа и моделирования возможных клинических рисков при смещении объема потребления с сторону групп лекарственных препаратов (либо отдельных номенклатурных позиций), имеющих недостаточный уровень доказательной базы в части влияния на исходы заболеваний.
Вместе с тем, сбор, анализ и интерпретация данных о характере использования лекарственных препаратов по отоваренным электронным рецептам также позволила обнаружить сложности и ограничения, возникающие при работе с большим массивом данных, например, анализ потребления препаратов по всей стране. С учетом того, что программные продукты для аптечных сетей государственной и негосударственной форм собственности разрабатывались разными компаниями, имеется проблема с кумулированием данных в общую систему, для оценки потребления препаратов на республиканском уровне. В связи с этим следует констатировать, что не все элементы системы гармонизированы, что свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования функционирования системы для обеспечения возможности всестороннего анализа информации на республиканском уровне по отовариваевым электронным рецептам с учетом их принадлежности АТХ-классификации ВОЗ, в том числе путем использования централизованного подхода.
Накопление сведений по обращению электронных рецептов, в том числе о реализации лекарственных препаратов по ним из аптечных сетей, анализ полученных данных позволяет получить большие объемы информации, которая обладает большим потенциалом для поиска соответствующих индикаторов, особенностей
потребления лекарственных препаратов, а также позволяет ее использовать повторно, как инструмент для принятия решений в целях отражения реальной практики и предоставления фактической базы для проведения политики в сфере лекарственного обеспечения и дальнейшей оптимизации медицинских услуг, включая повышение рациональности назначения лекарственных препаратов. Это представляется важным шагом к интегральному и интегрированному управлению в сфере здравоохранения [10].
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Довгун С.С. // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=5709. - Дата доступа: 06.10.2022.
2. Информационно-поисковая система Эталон [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://etalonline.by/spravochnaya-informatsiya/u01405012/. - Дата доступа: 06.10.2022.
3. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ realny-sector-ekonomiki/stoimost-rabochey-sily/ operativnye-dannye/o-nachislennoy-sredney-zarabotnoy-plate-rabotnikov/o-nachislennoy-sredney-zarabotnoy-plate-rabotnikov-respubliki-belarus-v-fevrale-2022-g-/. - Дата доступа: 06.10.2022.
4. Об утверждении Государственной программы инновационного Республики Беларусь на 2021-2025 годы: Указ Президента Респ. Беларусь от 15.09.2021 г. №348 [Электронный ресурс] // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь https://etalonline.by - Минск, 2021.
5. Об утверждении Концепции развития электронного здравоохранения Республики Беларусь: приказ М-ва здравоохранения Респ. Беларусь от 20.03.2018 г. №244 [Электронный ресурс] - Режим доступа: <https://belcmt. by/docs/PrikazMZRB_244_2018_Concept_EHealth.pdf>. -Дата доступа: 05.10.2022.
6. Об утверждении некоторых клинических протоколов диагностики и заболеваний кровообращения: постановление М-ва здравоохранения Респ. Беларусь от 06.06.2017 г. №59 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/upload/dadvfiles/CProtokol/ Клинический%20протокол%20диагностики%20и%20 лечения%20заболеваний,%20осложненных%20сердеч-ной%20недостаточностью%2006.06.2017%20№%2059. pdf. - Дата доступа: 05.01.2023.
7. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы: Указ Президента Респ. Беларусь от 29 июл. 2021 г. № 292 [Электронный ресурс] // Нац. Правовой Интернет-портал Респ. Беларусь https:// https://pravo.by/document/?guid=38 71&p0=P32100292. - Минск, 2021.
8. Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. belcmt.by/ru/sanitation/ais-elektronnyj-recept/statistika-er/. -Дата доступа: 06.10.2022.
9. Республиканское унитарное предприятие «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rceth.by/Refbank/reestr_ lekarstvennih_sredstv/results. - Дата доступа: 19.10.2022.
10. Lizano-Diez I., Modamio P., Lopez-Calahorra P. [Electronic resource]. - BMJ Open. - 2014. - Mode of access: doi:10.1136/bmjopen-2014-006177. - Date of access: 18.10.2022.
Поступила 04.04.2023 г.