BemnuxßryWT/Proceedmgs of VSUET, № 2, 2016u
Оригинальная статья/Original article_
УДК 644:620.2
DOI: http://doi.org/10.20914/2310-1202-2016-2-183-188
Анализ потребительских предпочтений жителей г. Воронежа в отношении продуктов функционального назначения из плодово-_ягодного сырья_
Ирина П. Щетилина 1 [email protected]
1 кафедра теории экономики, товароведения и торговли, Воронеж. гос. ун-т инж. техн., пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия Реферат. Последние десятилетия сохраняются негативные тенденции, связанные с состоянием здоровья населения страны. В структуре питания значительной части населения установлены нарушения. По данным научно-исследовательского института питания РАМН, на территории нашей страны повсюду распространены скрытые формы витаминной недостаточности, сочетающиеся с недостатком кальция, железа, йода. С целью увеличения доли производства пищевых продуктов массового потребления, обогащенных минеральными веществами и витаминами, использование растительного сырья Воронежской области является приоритетной задачей. Организму человека для обеспечения нормальной жизнедеятельности необходимо регулярное потребление микронутриентов. Важную роль в биологических процессах, в результате которых пища превращается в энергию, играют микро- и макроэлементы и витамины. Они обеспечивают защитные функции организма, участвуют в обновлении тканей. Однако, микронутриенты не синтезируются в организме, а водорастворимые витамины, в отличие от жирорастворимых быстро выводятся из организма, поэтому они должны регулярно поступать непосредственно с пищей. В трудах зарубежных и отечественных учёных вопросам разработки продуктов функционального назначения уделяется существенное внимание. Особый вклад вносят исследования академиков В. М. Позняковского, В. А. Тутельяна, профессора Б. П. Суханова и др. При разработке новых видов продуктов питания необходимо учитывать мнения потребителей о новинках. В работе проведено маркетинговое исследование рынка г. Воронежа социологическим опросом. Целью исследования являлось выявление предпочтений у потребителей функциональных продуктов. Проанализированы социально-демографический портрет респондентов, распределение участников опроса по образованию, возраст интервьюируемых, частота потребления функциональных продуктов, предпочтения респондентов по частоте потребления в зависимости от пола опрашиваемых. Проведён анализ предпочтений по конкретным группам продуктов, мест покупок продуктов функционального назначения, причины, побуждающие участников опроса к их покупке. Из анализа полученных результатов можно сделать вывод: участники опроса проявляют значительный интерес к продуктам функционального назначения; преобладали молодые люди с высшим образованием, заботящиеся о состоянии своего здоровья; основными местами приобретения обогащённых продуктов являются супермаркеты.
Ключевые^лова^маркетинговыеисследования^отребите^ьии
The analysis of consumer preferences residents of Voronezh in respect of products of functional purpose from fruit and berry raw materials
Irina P. Shchetilina 1 [email protected]
1 theory of economics, commodity science and trade de-partment, Voronezh state university of engineering tech-nologies, Revolution Av., 19,
Voronezh, 394036, Russia_
Summary. The last decade, the negative trend related to the health status of the population. In the structure of power a significant part of the population are violations. According to scientific research Institute of nutrition in our country commonplace latent forms of vitamin deficiency combined with lack of calcium, iron, iodine. With the aim of increasing the production of food products of mass consumption enriched with minerals and vitamins, the use of vegetable raw materials of the Voronezh region is a priority. The human body for normal functioning requires regular consumption of micronutrients. An important role in biological processes in which food is converted into energy, play a micro- and macroelements and vitamins. They provide the protective functions of the body are involved in tissue renewal. However, micronutrients are not synthesized in the body, and water-soluble vitamins, unlike fat-soluble are easily excreted from the body, so they should regularly come directly from food. In the works of foreign and domestic scientists the development of product functionality has received considerable attention. Special contribution study of academicians V. M. Bosnakovski, V. A. Tutelyan, professor B. P. Su-khanov and others In the development of new types of foods must take into account the views of consumers about new products. The paper presents marketing research of the market of Voronezh the survey. The aim of the study was to identify preferences of consumers of functional products. Analyzed socio-demographic profile of respondents the distribution of respondents by education, age of the interviewee, the frequency of consumption by respondents functional products, the preferences of respondents by frequency of consumption depending on the sex of the respondents. The analysis of preferences for specific groups of products, places to purchase products functional purpose, the reasons that motivate respondents to purchase products of functional purpose. From the obtained results it can be conclude that respondents have shown considerable interest in functional products; were young people with higher education who are concerned about their health status; main places for purchasing enriched products are the supermarkets.
Keywords: marketing research, consumer preferences, functional products, the respondents_
Для цитирования Щетилина И. П. Анализ потребительских предпочтений жителей г. Воронежа в отношении продуктов функционального назначения из плодово-ягодного сырья // Вестник ВГУИТ. 2016. № 2. С. 183-188. (М:10.20914/2310-1202-201б-2-183-188
For citation
Shchetilina I. P. The analysis of consumer preferences residents of Voronezh in respect of products of functional purpose from fruit and berry raw materials. Vestnik VSUET [Proceedings of VSUET]. 2016. no. 2 pp. 183-188. (in Russ.). doi:10.20914/2310-1202-2016-2-183-188
BeemHunJBTy^T/Proceedings of VSUET, № 2, 20Î6L Введение
Формированию интереса потребителей к правильному сбалансированному питанию способствует стремление вести здоровый образ жизни. Повышается спрос на продукты с натуральными природными компонентами и отказ от искусственных добавок. Но нарушение режима дня, дефицит времени, загруженность на работе не всегда позволяют человеку уделять требуемое внимание своему физическому состоянию, здоровью и питанию.
У современного потребителя постепенно формируется новый подход к выбору продуктов питания: в настоящее время многие стремятся питаться и одновременно получать не только необходимые для организма белки, жиры, углеводы, но и сохранять и укреплять своё здоровье, уменьшать риск развития заболеваний [1, 4]. Перед производителями стоит задача поиска новых технологических и продуктовых решений, одним из которых является создание продуктов функционального назначения [5]. При разработке новых видов продуктов питания необходимо учитывать мнения потребителей о новинках. В работе проведено маркетинговое исследование рынка г. Воронежа социологическим опросом.
Цель исследования - выявление предпочтений у потребителей функциональных продуктов [2, 4].
Результаты и обсуждение
В проводимом социологическом исследовании принимали участие 100 респондентов: 65% составили женщины и 35% - мужчины. Участники опроса распределялись по возрасту на 6 групп. Возраст опрашиваемых составлял от 19 до 55 лет и старше. Социально-демографический портрет респондентов представлен на рисунке 1.
Распределение участников опроса по возрастным группам показало, что больше всего употребляют функциональные продукты в возрасте от 20 до 25 лет, что составило 27% респондентов, а также молодые люди до 19 лет (20% опрошенных) и минимальное число респондентов, употребляющих такие продукты - люди старше 55 (7%).
На рисунке 2 показано, как распределились опрошенные по наличию образования. Из анализа данных, представленных на рисунке 2 видно, что наибольшее количество участников опроса (38%) с высшим образованием, а самая немногочисленная группа - это респонденты с неполным средним (2%).
При проведении анализа предпочтений респонденты отвечали на вопрос «Знаете ли Вы о продуктах функционального назначения?». Результаты опроса представлены на рисунке 3. В результате, значительное количество участников опроса информированы о продуктах функционального назначения.
>55
« о
rf 46-55
36-45
в я 26-35
H °
«
а
о
еа
о
ад «
о
л H
20-25 <19
всего total женщины women мужчины men
0 5 10 15 20
Количество опрошенных, %
Рисунок 1. Социально-демографический портрет респондентов Figure 1. Socio-demographic profile of respondents
25
30
о в H <J
о Г S
ч
о
И
И О S о
я -2
Ü I
о
а А
с
о
40 30 20 10 0
Среднее
Неполное
Высшее
Среднее
специальное высшее Рисунок 2. Распределение участников опроса по образованию
Figure 2. Distribution of survey participants by education
Неполное среднее
BecmHunJBTy^r/Proceedings of VSUET, № 2, 20Î6L
На следующем этапе исследовали частоту потребления продуктов функционального назначения респондентами. Результаты представлены на рисунке 4.
Видно, что значительная часть опрошенных (58%) покупают продукты функционального назначения 1 раз в неделю. Среди участников
70
5 * 60
з
5 = 50
Я о П 40 в £ §"8 30 о -
20 10 0
опроса 6% никогда не приобретают функциональные продукты, в значительной степени ввиду высокой цены на данные продукты.
В зависимости от пола участников опроса установлено, что хотя бы раз в неделю продукты функциональной направленности употребляют 12% мужчин и 45% женщин (рисунок 5).
W
s
<19
20-25
>55
26-35 36-45 46-55
Возраст опрошенных, лет
■ да, знают; yes, know ■ нет, не знают; no, don't know
Рисунок 3. Возраст участников опроса, информированных о продуктах функционального назначения
Figure 3. Age of respondents, informed about the products of a functional purpose
всего total
ч®70
§50 ■a
§40
¡30
s s
о
a
0
ft
§ * B
1 'Is20
и о ff S
Ч
о «
1 0
I
58
12
15
реже 1 раза в месяц хотя бы 1 раз в 2-3 раза в месяц 2-3 1 раз в месяц 1 time никогда never 1 time per month неделю at least 1 times per month per month
time per week
Частота потребления Consumption frequency
Рисунок 4. Частота потребления участниками опроса функциональных продуктов
Figure 4. The frequency of the survey participants in functional foods consumption
50
* * и % 45
40
Л J£ S ~ 35
я S a -a 30
= g a О 25
â & 20
в О О h 15
О 'S S s 10 5
s — « i 0
§1
«
реже 1 раза в месяц 1 time per month
хотя бы 1 раз в неделю at least 1 time per week
2-3 раза в месяц 2-3 times per month
никогда never
1 раз в месяц 1 time per month
мужчины men женщины women
Возраст опрошенных, лет The age of respondents, years Рисунок 5. Предпочтения респондентов по частоте потребления в зависимости от пола опрашиваемых
Figure 5. Preferences of respondents by frequency of consumption depending on the gender of the respondents
9
6
&emHW&ryMT/<Proœedtngs ofVSUET, № 2, 20Î6L
Во
выявляли
время дальнейших исследовании потребительские предпочтения по конкретной группе продуктов. Данные по результатам исследования представлены на рисунке 6. Видно, что самыми популярными у потребителей являются напитки и мучная продукция.
На следующем этапе работы выявлялись причины, побуждающие участников опроса к покупке продуктов функционального назначения. Результаты представлены на рисунке 7. Важнейшими свойствами обогащённых
а
0
н ж м »
* 5 5 S
а м н 13 3 JE
1 ®
a u
другое other рыбная продукция fish products бакалейная продукция processed food колбасная продукция sausage products молочная продукция milk products мучная продукция flour products напитки beverages
продуктов являются их лечебно-профилактические свойства, которые способствуют укреплению здоровья, улучшению работоспособности, профилактики различных заболеваний. Значительная часть опрошенных приобретает функциональные продукты по причине целебных свойств, которыми они обладают (56%).
На следующем этапе работы предстояло выяснить, из каких источников участники опроса получают информацию об обогащённых продуктах. Результаты представлены на рисунке 8.
5
- 10 9
-
-
-
-
0
10 20 30
Количество респондентов, %
Number of respondents, %
Рисунок 6. Анализ предпочтений по конкретным группам продуктов
Figure 6. Analysis of preferences for specific product groups
40
s
о
ЙЛ
й «
и
оформление design любопытство curiosity торговая марка trademark желание перекусить desire to snack целебные свойства healing properties
3 5 11
- 25
56
10
20
30
40
50
60
Количество респондентов, % Number of respondents, %
Рисунок 7. Причины, побуждающие участников опроса к покупке продуктов функционального назначения Figure 7. Reasons why survey participants to purchase products of a functional purpose
%, %
и ^ S з
н tn
S о
2 -a
3 g
о op р ps
С о О h о f
овт for
тчсе erb ич m
I1
30 25 20 15 10 5
реклама (телевидение) advertising (TV)
рекомендации врачей advice of doctors
рекламные материалы (буклеты, брошюры) promotional materials (booklets, brochures)
другое other
■ источник, которому я доверяю больше всего source that I trust most
■ источник, из которого я получаю информацию source I get information Рисунок 8. Источники получения информации об обогащённых продуктах и степень доверия к ним Figure 8. Sources of information about the products of enrichment and the degree of confidence in them
0
0
BeemHUKjBTy^T/Proeeedings of VSUET, № 2, 2016L
V Ж a ^
S « 2 м
в .S g л
§ сл
другое other рынки markets
магазины шаговой доступности convenience stores
торговые сети (супермаркеты, гипермаркеты) retail chains (supermarkets, hypermarkets)
72
10 20 30 40 50 60 70 80 Количество респондентов, % Number of respondents, %
0
Рисунок 9. Анализ мест покупок продуктов функционального назначения Figure 9. Analysis of places of purchases of products of a functional purpose
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что наибольший объем информации участники опроса получают от врачей (23%).
На завершающем этапе маркетинговых исследований участникам опроса задавали вопрос о месте приобретения обогащённых продуктов. Результаты представлены на рисунке 9.
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что 72% респондентов приобретают функциональные продукты в супермаркетах и 9% на рынке.
ЛИТЕРАТУРА
1 Щетилина, И. П., Попова Н. Н. Теоретические аспекты применения сушеного ягодного сырья в технологии продуктов специального назначения // Материалы II Международной науч.-техн. конф. "Продовольственная безопасность: научное, кадровое и информационное обеспечение", Воронеж, 11-12 ноября. Воронеж: ВГУИТ, 2015. С. 236-238.
2 Лоскутова Е. В. Товароведная характеристика дикорастущих ягод семейства вересковых и продуктов их переработки: дис. ... канд. тех. наук: 05.18.15. Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2014.155 с.
3 Анурин В. Ф., Муромкина И. И., Евтушенко Е. В. Маркетинговые исследования потребительского рынка. СПб.: Питер, 2004. 269 с.
4 Новые технологии: в поисках «идеальной» таблетки. URL: http://www.bioprogress.com.
5 Щетилина И. П., Попова Н. Н. , Киселева Е. А. , Денисова А. А. Разработка рецептуры киселя функционального назначения с использованием местного ягодного сырья // Вестник МАХ. 2016. № 2. С. 38-41.
6 SoldatovaЕ. A., Misteneva S. Y., Scher-bakova N. A., Gerasimov T. V. et al. The regularities of development technologies of production sugar biscuit with using a fruit-growing raw material. Topic
Заключение
Из анализа полученных результатов потребительских предпочтений продуктов функционального назначения жителей г. Воронежа можно сделать вывод:
— участники опроса проявляют значительный интерес к продуктам функционального назначения;
— преобладали молодые люди с высшим образованием, заботящиеся о состоянии своего здоровья; — основными местами приобретения обогащённых продуктов являются супермаркеты.
of the issue. product of functional purpose // Confectionary manufacture. 2015. № 6. P. 6-9.
7 Lobosova L. A., Magomedov M. G., Maximenkova A. V., Arsanukaev I. K. Vegetable Raw Materials of New Types in the Recipe of Short-Removable Pastry Cookies. Topic of the issue. product of functional purpose // Confectionary manufacture. 2015. № 6. P. 10-12 REFERENCES
1 Shchetilina I. P., Popova N. N. Theoretical aspects of the use of dried berry raw materials in the technology of special products. Materialy II Mezhdunarodnoi nauch.-tekh. konf. "Prodo-vol' stvennaya bezopasnost'" [Materials of II International scientific.-tech. Conf. "Food security: scientific, personnel and information security", Voronezh, 11-12 November] Voronezh: VGUIT, 2015, pp. 236-238. (in Russian).
2 Loskutova E. V. Tovarovednaya kharakteris-tika dikorastushchikh yagod semeistva vereskovykh i produktov ikh pererabotki. Diss. kand. tekh. nauk. [Commodity description wild berries of the Heath and their derivatives. Dis. cand. tech. sci.] Kemerovo, KGTIPP, 2014. 155 p. (in Russian).
3 Anurin V. F., Muromkin I. I., Evtushenko E. V. Marketingovoe issledovanie potrebitel'skogo rynka [Marketing research consumer market] [Text] Saint-Petersburg, Piter, 2004. 269 p. (in Russian).
4 Novye tekhnologii v poiskakh "ideal'noi"
&emHW&ryMT/Proceedings ofVSUET, №
tabletki [New technologies: in search of the "ideal other" tablets]. Available at: http:// www.biopro-gress.com. (in Russian).
5 Shchetilina I. P., Popova N. N., Kiseleva E. A., Denisova A. A. Formulation of jelly functional purpose with the IP-use local berry raw materials. Vestnik MaKh. [Proceedings of MAF] 2016, no. 2, pp. 38-41. (in Russian).
6 Soldatova E. A., Misteneva S. Y., Scher-bakova N. A., Gerasimov T. V. et al. The regularities
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Ирина П. Щетилина к.т.н., доцент, кафедра теории экономики, товароведения и торговли, Воронеж. гос. ун-т инж техн., пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, [email protected]
КРИТЕРИЙ АВТОРСТВА
Ирина П. Щетилина выполнила расчёты, написала рукопись, корректировала её до подачи в редакцию и несёт ответственность за плагиат
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. ПОСТУПИЛА 13.04.2016
ПРИНЯТА В ПЕЧАТЬ 12.05.2016
, 2016_
of development technologies of production sugar biscuit with using a fruit-growing raw material. Topic of the issue. product of functional purpose. Confectionary manufacture, 2015, no. 6, pp. 6-9.
7 Lobosova L. A., Magomedov M. G., Max-imenkova A. V., Arsanukaev I. K. Vegetable Raw Materials of New Types in the Recipe of Short-Removable Pastry Cookies. Topic of the issue. product of functional purpose. Confectionary manufacture, 2015, no. 6, pp. 10-12.
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Irina P. Shchetilina c. t. sc.., associate professor, theory of economics, commodity science and trade department, Voronezh state university of engineering technologies, Revolution Av., 19, Voronezh, 394036, Russia, [email protected]
CONTRIBUTION
Irina P. Shchetilina performed computations, wrote the manuscript, correct it before filing in editing and is responsible for plagiarism
CONFLICT OF INTEREST
The author declare no conflict of interest.
RECEIVED 4.13.2016
ACCEPTED 5.12.2016