УДК 664.85:[634.745+634.18]
Ю.В. Якина, Н.И. Давыденко, М.С. Куракин, Е.В. Шигина
АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ОТНОШЕНИИ ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИ КАЛИНЫ
РЯБИНЫ
Исследовано отношение населения Кемеровской области к продуктам функционального назначения на примере продуктов переработки калины и рябины. В ходе исследования были определены наиболее популярные продукты на основе калины и рябины, частота потребления, степень значимости потребительских свойств, а также степень осведомленности населения в отношении продуктов данной группы. Также был определен портрет потребителя. Анализ данных опроса показал, что население Кемеровской области в большей части не достаточно знакомо с продуктами на основе калины и рябины. Респонденты, совершающие покупки обращают внимание в основном на органолептические свойства, срок годности и цену, меньше обращают внимание на полезность для организма.
Потребительские предпочтения, продукты переработки калины и рябины.
В современных условиях актуальной является проблема рационального питания - одного из главных факторов, определяющих состояние здоровья человека, его работоспособность, устойчивость к влиянию различных неблагоприятных факторов внешней среды. Снижение потребления натуральных растительных продуктов обусловило рост функциональных нарушений желудочнокишечного тракта и заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ. Поэтому проблема сохранения здоровья населения тесно связана с производством биологически полноценных и безопасных пищевых продуктов. В последнее время широкое распространение получило производство и использование функциональных продуктов питания, в частности продуктов питания, содержащих в своем составе широкий спектр биологически активных веществ.
Одним из источников энергии, пищевых волокон, а также различных биологически активных веществ, особенно витаминов и микроэлементов являются дикорастущие плоды и ягоды. Однако, к сожалению, представленный на рынке ассортимент продуктов их переработки крайне узок и ограничен.
В рамках совместного проекта КемТИПП и Фонда Устойчивого Развития «Поддержка малых муниципальных образований» проведено изучение отношения населения Кемеровской области к продуктам переработки калины и рябины.
Были поставлены следующие задачи:
• определить наиболее популярные продукты на основе калины и рябины;
• изучить частоту потребления продуктов на основе калины и рябины;
• определить портрет потребителя данной продукции;
• определить степень значимости потребительских свойств продуктов переработки калины и рябины;
• изучить степень осведомленности населения в отношении продуктов данной группы.
Данное исследование было проведено с 13 по 27 октября 2008 года (полевой этап 13-19 октября 2008 г.).
Объект исследования - население г. Кемерово (в возрасте старше 18 лет).
Объем выборки - 503 человека.
Метод формирования выборки - квотный априорный отбор (квотирование по параметрам пола и возраста, на основе демографических данных о структуре населения г. Кемерово по состоянию на 01.01.2008 г.). Применение данного метода позволяет распространить полученные результаты на все население города.
Метод сбора информации - опрос населения на улицах города (в различных районах) методом личного интервью, продолжительность которого составляла в среднем 8 минут.
Соотношение генеральной совокупности населения г. Кемерово и выборочной совокупности респондентов, отвечавших на вопросы анкеты, представлено в табл. 1.
Таблица 1
Соотношение генеральной совокупности населения г. Кемерово и выборочной совокупности респондентов
Возраст г. Кемерово
Г енеральная совокупность, 429909 чел. [1] Выборочная совокупность, 503 чел.
мужчины,% женщины,% мужчины,% женщины,%
18-29лет 13,2 14,7 13,3 14,9
30-49лет 16,5 18,9 16,5 18,9
50 лет и старше 13,6 23,1 13,7 22,7
Итого: 43,3 56,7 43,5 56,5
В ходе анкетирования было опрошено 43,5% женщин и 56,5% мужчин в возрасте 18-29 лет, 3049 лет, 50 лет и старше.
Наибольший удельный вес среди опрошенных составили люди с высшим и среднетехническим образованием (рис. 1).
свой вариант, 1,2
полное среднее; 14,3
ср еднетехническое; 31,6
незаконченое высшее; 18,3
Рис. 1. Соотношение респондентов в зависимости от образования, %
По роду занятий основная доля опрошенных трудоспособное население и пенсионеры (рис. 2).
пенсионер; 27,4-
неработающий; 4,2
трудоспособное население; 53,3
учащийся, студент; 15,1
Рис. 2. Соотношение респондентов в зависимости от рода занятий, %
Средний состав семьи респондентов - 3 и более человек (рис. 3).
1 человек;6
4 и более человек; 38,6
2 человека; 21,7
3 человека; 33,8
Рис. 3. Соотношение респондентов в зависимости от состава семьи, %
Анализ данных опроса показал, что наиболее популярными продуктами на основе калины являются настойки, варенье и джемы, кисели; на основе рябины - настойки, варенье и джемы, сиропы (рис. 4). Отмечается большая известность продуктов на основе калины (за исключением настоек).
Однако продукты на основе калины и рябины не являются высоко востребованными. На вопрос «Встречали ли вы в торговой сети продукты на основе калины и рябины» большинство респондентов ответили - «не искал и не встречал». В отношении продуктов из калины так ответили 70,8 % опрошенных, по продуктам из рябины - 71,6 %.
Для изучения частоты совершения покупок различных продуктов на основе калины и рябины (варенья и джемы, сиропы, кисели, настойки и др.) респондентам был заданы соответствующие вопро-
сы. Большинство респондентов (около 90 % по каждому из упомянутых видов продуктов) не совершают покупки. Остальные опрошенные совершают покупки один раз в несколько месяцев и лишь некоторые - раз в месяц и раз в неделю
варенье и сиропы кисели настоики свои не известны джемы вариант
□ Продукты из калины □ Продукты из рябины
Рис. 4. Популярность продуктов на основе калины и рябины
С целью определения степени значимости потребительских свойств продуктов переработки плрдово-ягодного сырья, респондентам был предложен открытый вопрос «При покупке продуктов переработки плодов и ягод обязательно обращаю внимание на:...». Ответы были проанализированы и сгруппированы по различным признакам. Таким образом, можно выделить 9 групп ответов (табл. 2).
Таблица 2
Степень значимости потребительских свойств продуктов переработки плодов и ягод
Потребительские свойства продуктов переработки Количество ответов (в %)
Органолептические свойства 20,3
Срок годности 17,1
Цена и стоимость 14,5
Свойства определяемые составом 12,1
Упаковка, ее дизайн и маркировка 10,1
Наименование и производитель 7,8
Качество 5,6
Пищевая ценность, в т.ч. полезность для организма 2,2
Отсутствие пищевых добавок 2,2
Наиболее значимыми свойствами для респондентов оказались органолептические свойства, срок годности и цена.
Изучив степень осведомленности населения в отношении продуктов данной группы, а также проанализировав частоту совершения покупки, можно сделать вывод о том, что население не достаточно информировано о различных продуктах переработки калины и рябины. Это может быть связано с различными факторами, например, такими как: недостаточный ассортимент представленных продуктов, отсутствие продуктов данной группы в наиболее посещаемых магазинах (супермаркеты, гипермаркеты и т.д.), недостаточная информированность в СМИ, газетах, журналах, отсутствие стимулирования продаж (проведение акций, дегустаций и т.д.), личное нежелание респондентов обратить
внимание на продукты переработки калины и рябины и др.
В связи с этим респондентам был задан вопрос: «Я бы обязательно обратил внимание на данные продукты в случае:...». Вопрос подразумевал несколько возможных вариантов ответа.
затрудняюсь ответить мне это не интересно свой вариант рекламная акция большая информированность о товарах наличие в магазинах
1 1 , 111,5 116,7
,6
13 3,6
1 34,6
3 СЛ 4
1 1 1 1 1 1
о
Рис. 5. Распределение ответов на вопрос ««Я бы обязательно обратил внимание на данные продукты в случае:...», %
Очевидно, что для повышения интереса к данной продукции необходимо, во-первых, произво-
дить её в достаточном количестве и, во-вторых, повышать уровень информационной осведомленности различными способами.
Таким образом, проанализировав данные опроса можно сделать вывод о том, что население Кемеровской области в большей части не достаточно знакомо с продуктами на основе калины и рябины (в основном это традиционные - варенье и настойки), большинство респондентов вообще не совершают покупки данных продуктов. Респонденты, совершающие покупки обращают внимание в основном на органолептические свойства, срок годности и цену, меньше обращают внимание на полезность для организма. Это связано с низкой информированностью как о продуктах на основе калины и рябины, так и о функциональных продуктах в целом.
S 10 15 20 25 30 35 40
Список литературы
1. Статистический бюллетень. Административно-территориальное деление, численность и состав населения Кемеровской области по состоянию на 1 января 2008 г. 48 с.
ГОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности», 650056, г. Кемерово, б-р Строителей, 47
SUMMARY
U.V.Yakina, N.I.Davidenko, M.S.Kurakin, E.V.Snigina
The analysis of consumer preferences of the population of the Kemerovo region in relation to products of viburnum and rowanberry
There was study population of the Kemerovo region related to the products functional purpose in the case of products of viburnum and rowanberry. The study identified the most popular products on the basis of viburnum and rowanberry, the frequency of consumption, the importance of consumer characteristics and the degree of public awareness regarding the products of this group. Also there was identified a portrait of consumer. Analysis of survey data showed that the population of the Kemerovo region in the most part are not sufficiently familiar with the products on the basis of viburnum and rowanberry. Respondents who commit purchase pay attention mainly on the organoleptic properties, shelf life and price, pay less attention to the usefulness to the organism.