УДК 655.59; 070
АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КНИЖНОГО РЫНКА (НА ПРИМЕРЕ КРУПНОГО МЕГАПОЛИСА)
Ирина Владимировна Лизунова
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доктор исторических наук, профессор кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24; Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, 630200, Россия, г. Новосибирск, ул. Восход, 15, ведущий научный сотрудник, e-mail: [email protected]
Трансформации постсоветских лет привели к формированию новых структур книжного рынка, некоторыми из них стало возникновение электронных книг, электронного книгоиздания, новых форматов чтения. Анализу потребителей книжного рынка Новосибирска посвящена данная статья: их читательским предпочтениям и покупательным возможностям. Подводятся выводы - к чему могут привести нерешенные сегодня проблемы в перспективе, как это повлияет на формирование рынка электронных книг.
Ключевые слова: книжный рынок, читатели, форматы чтения, электронная книга, печатная книга, аудиокнига.
PROFESSIONAL PUBLIC ASSOCIATIONS OF THE DOMESTIC BOOK INDUSTRY: CHALLENGES, SPECIALIZATION
Irina V. Lizunova
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., doctor of historical Sciences, Professor of management and entrepreneurship, tel. (383)361-01-24; State Public Scientific and Technical Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 630200, Russia, Novosibirsk, st. Dawn, 15, leading researcher, e-mail: [email protected]
In post-Soviet Russia in the emerging book market has significantly increased the role of professional organizations specializing in the protection of the interests of independent market players: publishers, booksellers, printers. Describes the process of the emergence of public associations, given their characteristics, identified the main tasks of professional organizations.
Key words: public associations, professional associations, specialization, book market, book industry, book business.
Начало XXI в. - это время значительных изменений всех явлений социокультурной среды, и не только в России, но и во всем мире. В условиях глобализации информационных процессов, существующие социальные структуры разрушаются, образуются новые. Применительно к книжному рынку можно наблюдать коренные, принципиальные институциональные изменения всех его составляющих. Трансформации подверглись: структура производителей книг, социальная структура читателей. Наконец, меняется и система ценностей, которая по существу составляет содержание книжного рынка.
На начало второго десятилетия XXI в. в России выпущено более 120 млн наименований книг. С 2001 по 2010 г. число изданий, выпущенных на душу на-
селения выросло на 24,3%. В пиковом 2008 г. этот показатель достиг своего максимума - 5,35 экз. книг [1, с. 7]. Книжный рынок перенасыщен, что предоставляет его потребителю возможность выбора и формирования собственных предпочтений в данной области. Более того, потребитель сегодня имеет возможность прочтения не только бумажного варианта книги, рынок наполняется аудио- и электронными книгами, что обусловлено прогрессом в развитии технологий и коммуникаций.
Какие возможности в приобретении и прочтении книг имеются у жителей крупнейшего мегаполиса? Каким образом в Новосибирске подтверждается или опровергается выше названная тенденция предпочтения электронного или традиционного форматов чтения? Каково вообще отношение сибиряков к чтению книг?
После проведения социального опроса среди жителей города Новосибирска в возрасте от 20 до 65 лет, основная масса которых имеет высшее образование, выяснилось, что 73% опрошенных респондентов предпочитают бумажный вариант книги. Многие обосновали такой выбор привычным способом прочтения, другие поясняли, что им нужен непосредственный контакт с «живой» книгой. Электронную книгу предпочли 18%, в основном, молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет, обосновав свой выбор компактностью устройства и возможностями быстрочтения. 9% респондентов предпочли аудио-книгу, ссылаясь на удобство прослушивания в дороге, публичных местах и т.д., а также количеством информации, которую можно прослушать и воспринять через аудио-книгу (рис. 1).
9%
и Аудио-книга ■ Электронная книга Бумажная книга
Рис. 1. Схема предпочтений форматов книг жителями Новосибирска
Кардинально расширились и возможности потребителей в приобретении книг. Одни горожане традиционно берут их в домашних и публичных библиотеках, на книжных рынках и в книжных магазинах, но другие, а их оказалось большинство - 36% опрошенных, приобретают книги в интернете и преимущественно старается сделать это бесплатно. Наличие всевозможных бесплатных сайтов делает литературу доступной для потребителя, не имеющего возможностей или желания заплатить деньги за нужную книгу (рис. 2).
л Интернет платно
■ Интернет бесплатно
■ Библиотека публичная
■ Библиотека домашняя
36%
■ Книжный рынок Книжный магазин
20%
1%
Рис. 2. Схема предпочтений в приобретении книг жителями Новосибирска
В ходе опроса выяснилось, что большинство потребителей - 60% предпочитают книги художественной тематики, 30% - научной, 7% и то и другой, и 3% предпочитают эзотерическую литературу. Относительно чтения художественной литературы следует отметить, что современный читатель чаще всего обращается к литературе классической, цитирует этих авторов, перечитывает по нескольку раз любимые произведения.
По количеству прочитываемых книг за месяц читательские возможности распределились следующим образом. 27% опрошенных ответили, что в зависимости от объема могут читать книгу долго - до 2-3-х месяцев. 60% респондентов читают 1-2 книги в месяц. 7% - от 3-4 книг в месяц, в основном, это учащиеся или неработающие потребители. Более 5 книг в месяц прочитают 3% опрошенных, и столько же - 3% не читают вообще, либо не берут книги в руки несколько месяцев подряд.
Далее выясняем, как влияет стоимость книг на возможности ее приобретения. Оказалось, что стоимость книг в книжных магазинах, на рынках и в интернете сегодня зачастую превышает покупательные возможности потребителя. В таком случае, что же является движущим фактором для приобретения книг среди потребителей? Что важнее цена, желание прочитать или просто необходимость информации? Итак, 69% ответили, что «желание прочитать книгу может побороть покупательские возможности», такой потребитель покупает желанную книгу не взирая на реальные возможности. 17% считают, что только острая необходимость в данной книге, либо в располагаемой в ней информации может подвигнуть на приобретение желаемой книги и «даже очень дорогая книга все-таки будет приобретена». И только 14% респондентов ответили, что не станут покупать книгу за высокую цену, даже если у них велико желание ее прочитать или им срочно нужна информация из этой книги.
Ценовая политика книжного рынка зависит от стоимости сырья, заработной платы, аренды помещений и прочих немаловажных затратах, что значительно сказывается на цене тех или иных экземпляров книг. А какую цену готовы заплатить новосибирцы за любимую книгу? На этот вопрос 65% опрошенных ответили, что расположены заплатить за книгу не более 500 руб., 29% назвали сумму в 500-1500 руб. И только 6% потребителей намерены расстаться с суммой от 1500 до 3000 руб., причем в их числе оказались в основном мужчины.
Жители некоторых районов Новосибирска ощущают острую недостаточность книжных магазинов. Это такие районы как Заельцовский и Калининский. Немного лучше, но все же напряженно, дела обстоят в Октябрьском и Дзержинском районах города. В Ленинском районе сосредоточено самое большое количество книжных магазинов, но все они неравномерно распределены по району, что делает проблематичным покупку книги, например для жителей Западного жилого массива Ленинского района. На вопрос: «Есть ли рядом с Вашим местом жительства в шаговой доступности книжный магазин?», опрашиваемые в разных районах города потребители отвечали следующим образом: (рис. 3).
Калининский Заельцовский Октябрьский Центральный Дзержинский Железнодорожный Советский Кировский Ленинский
Рис. 3. Схема опроса жителей Новосибирска о доступности книжных магазинов
Итак, среднестатистический житель Новосибирска по-прежнему предпочитает для чтения бумажный вариант книги, однако молодое поколение более склонно к прочтению электронных книг, либо к прослушиванию аудиокниг. Горожане любят художественную литературу, готовы потратить на любимые книги крупные денежные суммы и имеют разные возможности для их приобретения.
По статистическим данным российский потребитель книжного рынка в среднем за 3 месяца в 2014 г. прочел 4-5 книг [2, с. 85], по данным нашего исследования 1-2. Можно сделать вывод, что эти показатели понижаются не в лучшую для бумажных книг сторону.
Социологический опрос позволил выявить основные проблемы, которые встают перед современным потребителем книжного рынка г. Новосибирска. Прежде всего, это дефицит книжных магазинов в отдельных районах города. Также это обилие «пиратского контента» - бесплатных книг в интернете. Еще одна проблема - это недостаточность рекламы печатной продукции, новых книг, а также отсутствие социальных программ по привлечению молодого поколения к чтению книг, особенно бумажных. Все это ведет к отвыканию потребителя от печатных книг, к смене форматов чтения.
Если не приступить к решению возникающих проблем уже сейчас, мы можем прийти к итогу, когда последующие поколения, не понимая смысла в прочтении книги, будет прибегать к информации полученной исключительно из интернета и из других источников, а бумажные книги могут оказаться невостребованными.
Учеными спрогнозировано, что к 2034 г. рынок электронных книг достигнет величины, соразмерной современному традиционно-печатному книжному [3]. Как раз к тому времени сегодняшние дети и молодежь, воспитанные на мобильной электронике, подрастут, составив основную платежеспособную и читающую массу населения. Через 20 лет начнется спад бумажно-книжного рынка по равномерной параболе. Что в конечном итоге, повлияет на расширение рынка издания и потребления электронных книг.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2010 год: Отраслевой аналитический доклад / Под общ. ред. В. В. Григорьева. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011. - 78 с.
2. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / Под общ. ред. В.В.Григорьева. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2014. - 92 с.
3. Будущее книги // Работа и учеба: образование, кадры, вакансии. Ш: http://www.vomv.ru/index.php?Itemid=151&id=95&option=com_content&task=view (дата обращения 20.10.2013).
© И. В. Лизунова, 2016