УДК 338.485 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-5-69-75
АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА
ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ФИДОРЕНКО ЯРОСЛАВ ИГОРЕВИЧ
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: econom_404@mail.ru
МАЧАЛКИН СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: smachalkin@yahoo.com
Целью данной статьи является проведение анализа потенциала отрасли сельского туризма на региональном уровне (на примере Тамбовской области). Объектом исследования в настоящей статье является сельский туризм как подотрасль туристической индустрии региона. Предметом исследования выступают тенденции развития сферы оказания услуг сельского туризма, а также как позитивные, так и негативные факторы, оказывающие влияние на развитие данной подотрасли индустрии туризма. В ходе проделанного исследования были получены следующие основные результаты. Выявлено, что в настоящее время сфера туризма выступает одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Его доля в мировом ВВП постепенно возрастает. Популярность сферы туризма и его активное развитие объясняется относительной малозатратностью его организации, высоким уровнем рентабельности и возможностью максимально эффективного использования природных и историко-культурных ресурсов как государства в целом, так и отдельных регионов. В статье рассмотрено состояние развития туристической сферы в Тамбовской области, и проанализированы основные составляющие туристического потенциала региона. Сделаны выводы о том, что в целом вклад Тамбовской области в развитие сферы туризма сегодня является достаточно скромным. Тем не менее регион обладает очевидными условиями для активизации различных форм туристической деятельности, среди которых особое место занимает сельский туризм. По итогам исследования авторами произведен SWOT-анализ потенциала сельского туризма в Тамбовской области, в ходе которого были установлены сильные и слабые стороны данной отрасли в регионе, а также возможности и угрозы, связанные с его развитием.
Ключевые слова: туриндустрия, сельский туризм, турпродукт, сельские территории, самозанятость и альтернативная занятость
В настоящее время туристская индустрия являет собой одну из наиболее активно развивающихся отраслей мирового хозяйства и сферы услуг. Она вносит существенный вклад в формирование валового внутреннего продукта, способствует разрешению острых социальных вопросов, оказывает влияние на повышение повышению уровня и качества жизни населения. В соответствии с оценкой Всемирной туристической организации при ООН, удельный вес туризма в мировом ВВП составляет не менее 3,2 %, с учетом мультипликативного эффекта - более 9 %. В туристической индустрии работает около 7,6 % всего населения мира. Удельный вес туризма в ВВП нашей страны составляет около 2,5 %.
Согласно прогнозам все той же Всемирной туристской организации, в ходе текущего десятилетия темпы роста туризма должны оставаться достаточно высокими, и к 2020 г. количество
международных туристских может вырасти практически в 2,2 раза по отношению к 2000 г. (с 698 млн до 1,581 млрд поездок). Кроме того, должны существенно возрасти (в 4,2 раза) доходы от ту-риндустрии (476 млрд в 2000 г. до 2 трлн долл. в 2020 г.).
К неоспоримым преимуществам сферы туризма следует относить то, что ее активное развитие позволяет при относительно скромных капиталовложениях достигать рентабельное использование ресурсов при сохранении природного и историко-культурного наследия государства. Грамотно спланированный и организованный туризм выступает достаточно специфической формой экспорта, которая не требует вывоза каких-либо природных или материальных богатств и которая предполагает оказание услуг потребителю на месте.
В рамках туристической индустрии могут производиться самые различные продукты, бази-
рующиеся на специфике той или иной территории, на которой они реализуются, на различных сочетаниях услуг и товаров, представляемых населению. В связи с этим в пределах каждого региона имеется возможность сформировать достаточно обширный ассортимент туристских продуктов, каждый из которых будет ориентирован на свою же аудиторию потребителей.
Отдельные виды туристической деятельности требуют высокоорганизованной и дорогостоящей туристской инфраструктуры, высокого качества услуг, иные способны успешно осуществлять свое развитие в условиях их полного отсутствия. Но и в одном и в другом случаях туризм рассматривается как сфера экономической деятельности, способная дать стимул в развитии экономики Тамбовской области и создать условия для ее роста. Выбор туризма как одного из направлений отраслевой специализации экономики региона обуславливается как наличием уникального запаса туристских ресурсов, так и условиями наиболее эффективного использования суммарного социокультурного и производственного потенциала Тамбовской области [1].
Сегодня в Тамбовской области сфера туризма способна стать важным фактором стабилизации
социально-экономического процесса путем обеспечения притока финансовых ресурсов, создания новых рабочих мест для местного населения, стимулирования производства как товаров, так и услуг, улучшения коммуникаций и инфраструктуры, внесения значительного вклада в улучшение состояния платежного баланса территории. Сфера туризма оказывает стимулирующее и оздоравли-вающее воздействие на такие сферы экономики региона, как торговля, транспорт, связь, сельское хозяйство, строительство, здравоохранение, а также производство товаров народного потребления.
Тамбовская область имеет очевидные благоприятные условия для развития туризма в различных его формах (рис. 1, 2). Климатические условия региона позволяют использовать практически все территорию области для туристических целей в течение всего года. Спрос на туристско-экскурси-онные и санаторно-курортные услуги после его существенного сокращения в переходный период стал расти в последние годы. В настоящее время в регионе действует восемь учреждений санаторно-оздоровительной ориентации, которые оказывают полный спектр лечебно-профилактических и других услуг.
25 турагентств: 55 гостиниц, санаториев, баз отдыха и пансионов (в общей сложности более 25000 номеров)
Туристическая инфраструктура
«Тамбовский волк», «Тамбовский мед», «Мичуринские сады», «Тамбовский окорок» и др.
Внутренний, выездной, сельский, краеведческий,
рекреационный, спортивно-оздоровительный, паломнический
тг
тг
Региональные бренды
Виды туризма
Туристический потенциал
Географическое положение
Регион располагается близ транспортных магистралей
Объекты Культурного наследия
шг
Наличие: 680 памятников археологии, 617 памятников архитектуры и истории, 19 памятников монументального зодче-
Родина и место жительства известных людей
Г. Р Державин, В. И. Вернадский, С. Сергеев-Ценский, И.В. Мичурин, А.А. Верстовский
Природно-климатические условия
Наличие заповедника в Воронинском лесном массиве и возможность формирования природных парков в Цнинском и Ил-ловайском массивах
Рис. 1. Туристический потенциал Тамбовской области
Условные обозначения
автомобильные дороги
- железные дороги
Мордоно районные центры Чакини прочие населенные пункты примечательные места: □ ботанические и зоологические в геологические и геоморфологические В годные
о культурно-исторические Рис. 2. Карта-схема примечательных мест Тамбовской области [2]
Тем не менее, несмотря на наличие множества положительных факторов, обеспечивающих достаточно высокий уровень туристического потенциала Тамбовской области, нельзя не отметить, что, например, значительная часть действующих ныне туристских и санаторно-курортных учреждений
Тамбовской области в значительной мере нуждается в коренной реконструкции, а число мест в них учреждениях существенно сократилось.
Отразим в таблице 1 основные показатели, отражающие уровень развития туристской индустрии в регионе.
Таблица 1
Динамика основных показателей развития туристской индустрии Тамбовской области
Показатель 2012 2013 2014
Внутренний туристский поток, тыс. чел. 75,8 81,2 86,5
Количество иностранных туристов, чел. 11 372 11 019 10 500
Выезд населения за рубеж с туристическими целями, тыс. чел. 8,0 11,7 12,0
Количество коллективных средств размещения 57 60 65
Объемы оказанных туристических услуг, млн руб. 347,0 403,2 410,6
Услуги гостиниц и других средств размещения туристов, млн руб. 240,0 263,8 280,0
Источник: http://www.invest-tambovregion.ru/KeyJndicators_ofjheJourismJndustryJnjhe_reg.hlml
Как видно из таблицы 1, в период с 2012 г. по 2014 г. в сфере туризма Тамбовской области наметились определенные положительные тенденции. В частности, в сравнении, например, с 2010 г. в начале 2014 г. на 13 % вырос поток туристов: почти 5 раз выросло число иностранных туристов, которые въехали на территорию области; число предприятий, занимающихся туристической деятельностью, увеличилось на 21 единицу; возросло количество внутренних туроператоров; величина оказанных туристских услуг, а также объем услуг, которые предоставляются гостиницами и другими средствами размещения, составил 667 млн руб. против 346,4 млн руб. в 2010 г.
Тем не менее, несмотря на обозначенные тенденции и наличие бесспорного туристического потенциала, Тамбовская область занимает достаточно незначительное место на общероссийском и тем более мировом рынке туристических услуг. Тем не менее, как уже отмечалось ранее, туристический потенциал Тамбовской области позволяет развивать в ней целый ряд альтернативных видов туристической деятельности, среди которых наиболее актуальным, на наш взгляд, является сельский туризм.
Сельский туризм - явление достаточно молодое для отечественной туристической отрасли, хоть и в европейских странах он достаточно популярен уже в течение нескольких десятилетий. Интерес к нему обусловлен небольшими затратами, огромными возможностями и близостью к природе.
Сельские территории характеризуются значительным историко-культурным, демографическим и экономическим потенциалом. Его рациональное использование способно обеспечить устойчивое развитие сельских территорий и высокий уровень
жизни сельского населения. Тем не менее, реализация основных функций сельских территорий в настоящее время существенно затрудняется в связи со структурным кризисом, обусловленным трансформацией форм собственности и постепенным переводом всех сфер хозяйственной деятельности на рыночные принципы. В подобной ситуации очевидным перспективным направлением может быть всесторонняя диверсификация сельской экономики, ориентация на поддержку семейного фермерства и создание условий для развития самозанятости и альтернативных форм занятости, в том числе ремесел и сельского туризма [4].
Тамбовская область является крайне благоприятным регионом для развития такой подотрасли туриндустрии, как сельский туризм. Природа области Тамбовщины является своеобразной и характеризуется неповторимым сочетанием: большое количество лесов, водоемов и родников сменяется бескрайними степями. Таким образом, окрестности города Тамбова являют собой уникальное сочетание степной и таежной флоры и фауны.
В соответствии с утвержденной Правительством РФ стратегии развития отрасли туризма до 2020 г. Тамбовская область провозглашается одним из перспективных регионов для целей развития экологического туризма. Природное разнообразие и благополучная экологическая ситуация в Тамбовской области, особенно в сельской местности, способствуют благоприятному развитию производства экологически чистых продуктов питания и экологического туризма. Тамбовская область уже в течение нескольких лет является лидером экологического рейтинга Всероссийской общественной организации «Зеленый патруль» по причине особого внима-
ния к производству экологически чистых и безопасных продуктов питания [5].
Сельские территории Тамбовщины характеризуются также богатым культурным наследием, достаточно развитой инфраструктурой. Кроме того, они располагаются вблизи транспортных магистралей и городов области. Использование этих, бесспорно, очевидных преимуществ позволит сделать для них сельский туризм одним из важнейших направлений создания диверсифицированного и гибкого рынка труда, который позволил бы увеличить занятость и доходы семей на селе.
В рамках развития туристической отрасли в целом в регионе уделяется определенное внимание и развитию сельского туризма. Так как раз это и выступало одним из приоритетных направлений, предусмотренных целевыми программами «Развитие туризма в Тамбовской области на 2011-2015 годы» и «Развитие туризма в Тамбовской области на 2011-2015 годы», утвержденными постановлениями Администрации Тамбовской области. В соответствии с данными программами сельский туризм рассматривается как важное условие устойчивого развития сельских территорий и обеспечения аль-
тернативной занятости сельского населения. Кроме того, как подчеркивается в Программе, развитие сельского туризма в регионе позволяет сгенерировать также и следующие положительные эффекты:
1) развитие смежных с сельским туризмом отраслей: сельского хозяйства, связи, строительства, сферы услуг и др.;
2) развитие сельских муниципальных образований на основе наиболее полного использования потенциалов территорий и местных инициатив;
3) развитие альтернативной занятости в аграрной сфере, способной обеспечить достойный уровень доходов и новые привлекательные профессии, в особенности для женщин и молодежи;
4) развитие кооперации на селе и содействия развитию эффективного товарообмена, в том числе на основе регионального маркетинга [1].
Для анализа потенциала сельского туризма Тамбовской области произведен SWOT-анализ, являющийся одним из универсальных методов анализа обстановки в той или иной отрасли (рис. 3). Его результаты могут быть использованы при разработке стратегии развития отрасли сельского туризма на региональном уровне.
Сильные стороны:
Благоприятные климатические условия, позволяющие оказывать услуги сельского туризма практически в любое время года; Уникальное сочетание природно-климатических условий; Выгодное географическое положение близ развитой транспортной инфраструктуры; Наличие значительного числа объектов историко-культурного наследия; Благоприятная экологическая обстановка региона;
Разнообразие сельских территорий; Наличие определенного внимания властей региона к вопросам развития сельского туризма
Возможности:
Возможность активного развития услуг сельского туризма на основе использования благоприятных климатических условий региона;
Развитие альтернативных форм занятости сельских территорий; Расширение возможностей для межрегионального и международного сотрудничества;
Повышение уровня доходов и качества жизни сельского населения; Создание новых рабочих мест в сельской местности;
Образование благоприятного инвестиционного климата и конкурентоспособного имиджа региона
Слабые стороны:
Пока еще низкий уровень развития средств размещения в рамках сельского туризма;
Незначительный уровень информированности населения в услугах сельского туризма, а также заинтересованности в них; Отсутствие отдельной целевой программы, ориентированной на развитие сельского туризма как подотрасли туриндустрии региона;
Низкий уровень развития и недостаточное качество туристической инфраструктуры; Отсутствие конкретных мер поддержки предпринимателей в области сельского туризма;
Отсутствие отлаженного механизма финансово-материального обеспечения в области сельского туризма Недостаток опыта в области организации сельского туризма у населения и низкий уровень сервиса
Угрозы:
Возможные риски внешних инвесторов, связанные с реализацией проектов в сфере сельского туризма;
Непредсказуемые изменения внешней конъюнктуры;
Осложнения экологической обстановки сельских территорий
Рис. 3. SWOT-анализ потенциала сельского туризма Тамбовской области
Как мы видим из таблицы 1, Тамбовская область характеризуется не только положительными сторонами и возможностями в сфере развития сельского туризма, но определенными слабыми сторонами и угрозами. Так, действительно все еще отсутствует четкая совокупность норм, регламентирующих деятельность в сфере сельского туризма, равно как и система государственной поддержки предпринимательства в этой сфере. Как уже и отмечалось выше, определенный негативный отпечаток накладывает и неудовлетворительный уровень состояния объектов туризма и туристической инфраструктуры, моральный и физический износ базы санитарно-курортной сферы. Нельзя упустить из внимания также и то, что в целом в регионе имеется недостаток опыта в области организации сельского туризма и низкая квалификация персонала, а население в целом слабо информировано о подобных услугах. Полностью отсутствует единая маркетинговая политика в сфере оказания услуг сельского туризма, особенно с позиции привлечения внешних клиентов.
Таким образом, можно заключить, что Тамбовская область обладает значительными природными и историко-культурными ресурсами для развития такой сферы, как сельский туризм. При грамотном подходе к продвижению сельского тур-продукта можно решить не только ряд проблем развития сельских территорий, но и повысить уровень социально-экономического развития региона в целом. Для разрешения же имеющихся трудностей на пути сельского туризма в области необходимо использование программно-целевого подхода, позволившего бы максимально повысить уровень конкурентоспособности Тамбовской области, удовлетворить постоянно возрастающий спрос на услуги туризма и достичь устойчивость развития туризма на просторах сельских территорий.
Литература
1. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие туризма в Тамбовской области на 2011-2015 годы»: постановление Администрации Тамбовской области от 23 декабря 2012 г. № 1521. URL:
http ://pravo. gov. ru/proxy/ips/?doc_itself=&backlink=1 && nd=116029559&&page=1&rdk=7#I0
2. Буковский М. Е., Коломейцева Н. Н. Создание цифровой карты-схемы примечательных объектов тамбовской области // Экологический туризм: пути становления и перспективы развития: мат-лы I Меж-дунар. науч-практ. конф. Тамбов, 2011.
3. URL: http://www.invest-tambovregion.ru/ Key_ indicators_of_the_tourism_ industry_in_the_reg. html
4. Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. n 151-р. URL: http:// www.mcx. ru/documents/document/v7_show/31598. .htm
5. URL: http://www.tambov-apk.ru/articles/ ?ELE-MENT_ID=3984
References
1. Ob utverzhdenii dolgosrochnoj tselevoj program-my «Razvitiye turizma v Tambovskoj oblasti na 20112015 gody»: postanovleniye Administratsii Tambovskoj oblasti ot 23 dekabrya 2012 g. № 1521 [About the approval of the long-term target program «Development of Tourism in the Tambov Region for 2011-2015»: the resolution of Administration of the Tambov region from December 23, 2012 № 1521]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/ ?doc_itself=&backlink=1&&nd= 116029559&&page=1&r dk=7#I0
2. Bukovskij M. E., Kolomejtseva N. N. Sozdaniye tsifrovoj karty-skhemy primechatel'nykh ob"yektov tambovskoj oblasti [Creation of a digital schematic map of remarkable objects of the Tambov region] // Ekologicheskij turizm: puti stanovleniya i perspektivy razvitiya: mat-ly I Mezhdunar. nauch-prakt. konf. Tambov, 2011.
3. URL: http://www.invest-tambovregion.ru/ Key_ indicators_of_the_tourism_ industry_in_the_reg. html
4. Ob utverzhdenii Strategii ustojchivogo razvitiya sel'skikh territory Rossijskoj Federatsii na period do 2030 goda: rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 2 fevralya 2015 g. n 151-r [About the adoption of Strategy of a sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period till 2030: the order of the Government of the Russian Federation from February 2, 2015 n 151-p]. URL: http:// www.mcx.ru/documents/document/ v7_show/ 31598..htm
5. URL: http://www.tambov-apk.ru/articles/ ?ELE-MENT ID=3984
* * *
ANALYSIS OF POTENTIAL OF RURAL TOURISM DEVELOPMENT OF THE TAMBOV REGION
FIDORENKO YAROSLAV IGOREVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: econom_404@mail.ru
MACHALKIN SERGEY EVGENYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: smachalkin@yahoo.com
The purpose of this article is carrying out the analysis of capacity of rural tourism branch at the regional level (on the example of the Tambov region). Object of research in the present article is rural tourism as subsector of the tourist industry of the region. Tendencies of development of the sphere of rendering services of rural tourism, and also both the positive, and negative factors exerting impact on development of this subsector of the industry of tourism act as a subject of research. During the done research authors received the following main results. Authors revealed that now the sphere of tourism acts as one of the most dynamically developing branches of the world economy. Its share in world GDP gradually increases. Relative low-cost intensity of its organization, high level of profitability and a possibility of the most effective use of natural and historical and cultural resources both the states in general, and certain regions explain the popularity of the sphere of tourism and its active development. In article authors considered the condition of development of the tourist sphere in the Tambov region and analyzed the main components of tourist capacity of the region. Authors made conclusions that in general the contribution of the Tambov region to development of the sphere of tourism is rather modest today. Nevertheless the region has obvious conditions for activation of various forms of tourist activity among which a specific place the rural tourism has. Following the results of research authors made SWOT analysis of potential of rural tourism in the Tambov region during which also weaknesses of this branch in the region, and also established an opportunity and the threats connected with its development strong.
Key words: tourism industry, rural tourism, tourist's product, rural territories, self-employment and alternative employment