Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ'

АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2812
512
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ПЕНЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролов В. Д.

Регулятором участия государства во внешнеэкономических связях выступают таможенные платежи (таможенные сборы, налоги), за счет которых обеспечивается значительная часть поступлений в федеральный бюджет. В статье проведен анализ поступления таможенных платежей, в ходе которого выявлено, что в 2021-2022 гг. в результате санкций, введенных в отношении России странами ЕС И США, наметился рост доходов. В статье проведен анализ таможенного контроля уплаты таможенных платежей, выявлены проблемы формирования доходов федерального бюджета. Определено, что интересы государства в области экономики во многом определяются эффективностью деятельности Федеральной таможенной службой России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF RECEIPTS OF CUSTOMS PAYMENTS TO THE FEDERAL BUDGET OF RUSSIA

The regulator of the state's participation in foreign economic relations is customs payments (customs duties, taxes), due to which a significant part of the revenues to the federal budget is provided. The article analyzes the receipt of customs payments, during which it was revealed that in 2021-2022, as a result of the sanctions imposed on Russia by the EU and the USA, there was an increase in income. The article analyzes the customs control of customs payments, identifies the problems of the formation of federal budget revenues. It is determined that the interests of the state in the field of economics are largely determined by the effectiveness of the Federal Customs Service of Russia.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ»

АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

БЮДЖЕТ РОССИИ

В.Д. Фролов, студент

Научный руководитель: Р.Р. Ахмедзянов, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-3-3-204-208

Аннотация. Регулятором участия государства во внешнеэкономических связях выступают таможенные платежи (таможенные сборы, налоги), за счет которых обеспечивается значительная часть поступлений в федеральный бюджет. В статье проведен анализ поступления таможенных платежей, в ходе которого выявлено, что в 20212022 гг. в результате санкций, введенных в отношении России странами ЕС И США, наметился рост доходов. В статье проведен анализ таможенного контроля уплаты таможенных платежей, выявлены проблемы формирования доходов федерального бюджета. Определено, что интересы государства в области экономики во многом определяются эффективностью деятельности Федеральной таможенной службой России.

Ключевые слова: таможенные органы, федеральный бюджет, таможенные платежи, задолженность, пеня, обеспечение таможенных платежей.

Основные направления бюджетной, налоговой, таможенной и тарифной политики РФ определены Федеральным законом № 380 «О федеральном бюджете на 2020 год и на период планирования 2021 и 2022 годов». Закон отражает основные направления и приоритеты развития страны в краткосрочной перспективе. Президент Российской Федерации поставил амбициозные цели: добиться роста национальной экономики за счет разработки новых инновационных технологий и цифро-визации, и на этой основе закрепиться в пяти крупнейших экономиках мира; увеличить ВВП на душу населения вдвое к середине десятилетия; сократить бедность и добиться устойчивого роста реальных доходов; увеличить продолжительность жизни.

Поэтому бюджетная и налоговая политика направлена на создание условий, необходимых для нормального экономического развития.

Министерство социально-экономического развития РФ разработало три сценария бюджетного прогноза: базовый, консервативный и целевой. В результате в качестве основы был принят базовый сценарий, направленный на достижение соци-

ально-экономического развития страны и обеспечение бюджетной устойчивости.

Базовый прогноз предусматривает увеличение доли инвестиций с фиксированным капиталом до 25% ВВП, поскольку цены на нефть остаются нестабильными, внешние отраслевые санкции, введенные рядом иностранных стран, вероятное замедление мировой экономики и экономической активности. Ожидается, что обеспеченность бюджета будет снижаться из-за колебаний цен на углеводороды, стабильности обменного курса.

Исполнение бюджета по доходам является важным параметром эффективности бюджетного процесса. Доходы и расходы федерального бюджета тесно связаны друг с другом, если доходы превышают расходы, государство сможет выполнить все обязательства перед населением, а также документы программы, составленные на будущее. Около половины обязательных расходов тратится на программы, ориентированные на пожилых людей. Другие программы включают множество подпрограмм, которые варьируются от одного федерального агентства к другому. И последнее, но не менее важное: часть обязательных расходов идет на выплату процентов по федеральному долгу.

Следовательно, финансовое состояние государства зависит от скорректированного отношения доходов к расходам. Что касается доходов федерального бюджета за последние три года, следует отметить, что 2021 год полностью превысил период до пандемии. В результате в 2021 году темпы роста ВВП составляли 19,1% годовых.

Дефицит федерального бюджета на 2021 год составил 275,7 млрд. рублей, или 0,1% ВВП, по сравнению с - 2,0% в 2020 году и 6,0% в 2019 году. в 2021 году по сравнению с 2020 годом доля доходов федерального бюджета по отношению к ВВП увеличилась с 17,5% до 19,1% или 1,6% (табл. 1).

Таблица 1. Основные показатели исполнения федерального бюджета, трлн руб.

Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022 г. в % к

2020 г. 2021 г.

Доходы 18,7 23,8 27,7 148,1 116,4

Расходы 22,8 24,0 31,1 136,4 129,6

Баланс - 4,1 - 0,2 - 3,3 - -

В 2022 году по сравнению с 2021 годом доходы увеличились примерно на 10%, а расходы - на 25,6% (данные Минфина), при ожидаемой инфляции в районе 12% на конец 2022 года и около 14% в среднем за год (Росстат, Минэкономразвития). В условиях неопределенности и расширения санкций правительство в 2022-м управляло бюджетом фактически в ручном режиме, устанавливая «разовые» налоги, приостанавливая действие бюджетного правила, тратя ФНБ и принимая дорогостоящие пакеты мер поддержки населения и бизнеса.

Общие доходы федерального бюджета в 2022 году составили 27,77 трлн руб., расходы - 31,11 трлн руб., дефицит - 3,35 трлн руб., следует из оперативных данных с единого портала бюджетной системы. Исходя из прогноза Минэкономразвития по номинальному ВВП за 2022 год, такой

дефицит эквивалентен 2,3% ВВП. РБК направил запрос в Минфин [7].

На рост доходов повлияли цены на нефть и устранение части льгот в нефтегазовом секторе.

При этом, доходы бюджета админи-стрируемые ФТС России сократились и составили 22,4% в доходах федерального бюджета (2021 г. - 22,4%, 2020 г. - 25,7%). За 2022 год они составили 6,2 триллиона рублей, что на 0,9 триллиона рублей меньше или на 13,9%. Среди них: выручка от импорта товаров составила - 3,3 трлн рублей, от экспорта товаров - 2,7 трлн рублей, от других доходов - 0,2 трлн рублей. На снижение доходов повлияло снижение объемов импорта продукции, и как следствие, снижение ввозных таможенных пошлин.

Таблица 2. Динамика поступления таможенных платежей в федеральный бюджет за 2020-2019 гг., трлн руб., %____

2020г. 2021г. 2022г. 2021г. %, +/- к

2019г. 2020г.

Таможенные платежи 4,8 7,2 6,2 129,2 86,1

Доля таможенных платежей в федеральном бюджете 25,7 30,2 22,4 -3,3 -7,8

В тоже время экспортная часть таможенных пошлин на фоне роста цен на нефть и газ увеличилась. В результате разнонаправленного движения доходов от импорта и экспорта соотношение между ними в сравнении с 2021 годом заметно изменилось: доля поступлений от ввоза товаров снизилась до 53%, от вывоза - вы-

росла до 43,5%. Аналитики прогнозируют, что в 2023 году импорт будет восстанавливаться, а экспорт за счет цен на стабилизируются.

В 2021 году по сравнению с аналогичным периодом 2020 года сумма доходов федерального бюджета, администрируе-

мых ФТС России, увеличилась на 51% или 2,4 трлн руб.

В 2022 году на сумму таможенных платежей, взимаемых при экспорте, оказала влияние благоприятная конъюнктура мировых рынков энергоносителей, что даже на фоне очередного этапа налогового маневра, привело к двукратному росту нефтегазовых доходов.

Помимо таможенных пошлин на с.-х. продукты питания, были повышены пошлины на некоторые промышленные товары. Это связано с тем, что российская промышленность не выдерживала конкуренции в сравнении с иностранными компаниями, осуществляемыми производство иностранных машин, электроники и других видов промышленного импорта. Ставки таможенных пошлин были увеличены на различные транспортные средства, электронные и компьютерные компоненты, бытовую электронику и станки.

Были изменены правила отсрочки импортных пошлин. Ранее крайний срок был разрешен на срок не более тридцати дней. Эта отсрочка была предоставлена импортеру без дополнительных затрат или затрат. По новым правилам этот период продлевается до шестидесяти дней, но за весь период задержки взимается определенный процент.

Общий фискальный эффект от мер, принятых таможенными органами для обеспечения выполнения прогнозных показателей по сбору таможенных платежей в 2022 году, составил 85,6 млрд. рублей.

Общее количество таможенных проверок, проводимых после выпуска товаров, в 2022 году осталось на прежнем уровне -всего осуществлено 1940 таможенных проверок (в 2021 году - 1 866). При этом значительно возросла эффективность контроля. По результатам проверочной деятельности за выявленные нарушения начислено 28 млрд. рублей (на 15% больше, чем за 2021 год). В Федеральный бюджет дополнительно перечислено 18,5

млрд. рублей, что на 30% больше, чем в 2021 году.

Средняя бюджетная эффективность одной проверки в 2020 году выросла на 25% (с 7,6 млн. рублей до 9,6 млн. рублей).

Повысилась результативность и эффективность взаимодействия с налоговыми органами. По результатам совместных проверок доначислено 8,5 млрд. рублей, взыскано 5 млрд. рублей (на 35% больше, чем в 2021 году - 3,7 млрд. рублей).

В 2022 году выросла общая результативность таможенных досмотров по сравнению с 2021 годом с 38,3% до 44,9%. По итогам 2022 года таможенными органами дополнительно взыскано 17,6 млрд. рублей (в 2021 году - более 26,7 млрд. рублей).

По итогам работы ФТС России по направлению контроля таможенной стоимости товаров, ввезенных в 2022 году, включая таможенный контроль после выпуска товаров, в отношении 220 тысяч ДТ внесены изменения в сведения, заявленные в ДТ о таможенной стоимости товаров. В результате сумма дополнительно взысканных таможенных платежей составила 25,8 млрд. рублей.

В ходе контроля правильности классификации товаров и определения страны происхождения товаров в 2022 году таможенными органами: принято 41 281 решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (в 2021 году -31 602 решений), взыскано таможенных платежей на сумму 9,62 млрд. рублей (в 2021 году - 13,2 млрд. рублей); возбуждено 2 380 дел об АП по фактам неправильной классификации товаров, взыскано штрафов на сумму 52,8 млн. рублей; принято 8 792 решения о корректировке сведений о происхождении товаров, сумма довзысканных таможенных платежей составила 3 425,39 млн. рублей; отказано в предоставлении тарифных преференций по 2 235 ДТ, сумма довзысканных таможенных платежей составила 423,13 млн. рублей.

Таблица 3. Динамика таможенного контроля и поступлений в доход федерального бюджета России за 2020-2022 гг. [6]______

Виды проверок 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022 г. в % к

2020 г. 2021 г.

Общее количество таможенных проверок, проводимых после выпуска товаров, ед. 1756 1 866 1940 110,0 104,0

По выявленным нарушениям начислено, млрд. руб. 23,9 24,0 28,0 117,2 115,0

По результатам совместных проверок взыскано, млрд. руб. 1,9 3,7 8,5 В 4 раза больше 135,0

Дополнительно взыскано, млрд. руб. 21,3 26,7 17,6 82,6 66,0

В ходе контроля правильности классификации товаров и определения страны происхождения товаров, млрд. руб. 11,6 13,2 9,62 82,9 72,8

Перечислено таможенных платежей по уголовным делам, возбужденным по статье 194 УК РФ, млрд. руб. 4,0 0,65 1,76 В 4 раза меньше 270,8

Таким образом, установленный феде- штрафов в совокупности выполнен на ральным законом о федеральном бюджете, 121%. Более 90% штрафов уплачено прогноз по взысканию административных должниками в добровольном порядке.

Библиографический список

1. Абрамов, В. Е. Проблемы взимания и распределения таможенных платежей в бюджет государств-членов ЕАЭС / В. Е. Абрамов // Экономика и бизнес: теория и практика. -2022. - № 5-1 (87). - С. 6-9. - DOI 10.24412/2411-0450-2022-5-1-6-9. - EDN QRLAMC.

2. Значение и роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета / М. В. Непарко, Е. М. Короткова, Е. С. Печерская, В. Н. Мишукова // Вестник Академии знаний. - 2020. - № 37 (2). - С. 218-223. - DOI 10.24411/2304-6139-2020-10168. - EDN NIUTPF.

3. Направления развития информационных и цифровых технологий в таможенной службе РФ / А. А. Мигел, Т. В. Лесина, И. А. Дзирун, Н. Д. Степин // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2022. - № 12. - С. 423-425. -EDN PWXHGM.

4. Современные тенденции администрирования таможенных платежей в федеральный бюджет России / О. М. Петрушина, М. В. Непарко, В. О. Гажва, О. А. Серова // Экономика: теория и практика. - 2018. - № 2 (50). - С. 51-55. - EDN XSNAEX.

5. Мигел, А. А. Коррупционные проявления в деятельности таможенных органов РФ: факты и решения / А. А. Мигел, О. С. Шаурина, Т. В. Лесина // Modern Economy Success. -2022. - № 5. - С. 170-174. - EDN CZEGRX.

6. Официальный сайт ФТС России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://customs.gov.ru/ (дата доступа 01.03.2023).

7. Официальный сайт РБК. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/10/01/2023/63bc725f9a79476b85142f34?ysclid=lf295lrbby45053 0600 (дата обращения 10.03.2023).

ANALYSIS OF RECEIPTS OF CUSTOMS PAYMENTS TO THE FEDERAL BUDGET

OF RUSSIA

V.D. Frolov, Student

Supervisor: R.R. Akhmedzyanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The regulator of the state's participation in foreign economic relations is customs payments (customs duties, taxes), due to which a significant part of the revenues to the federal budget is provided. The article analyzes the receipt of customs payments, during which it was revealed that in 2021-2022, as a result of the sanctions imposed on Russia by the EU and the USA, there was an increase in income. The article analyzes the customs control of customs payments, identifies the problems of the formation of federal budget revenues. It is determined that the interests of the state in the field of economics are largely determined by the effectiveness of the Federal Customs Service of Russia.

Keywords: customs authorities, federal budget, customs payments, arrears, penalties, provision of customs payments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.