Черная Светлана Валерьевна
аспирант кафедры уголовного права Кубанского государственного аграрного университета
(e-mail: [email protected])
Анализ понятия и сущности коррупционных преступлений, совершаемых военнослужащими
В статье представлен анализ основных уголовно-правовых признаков коррупционных преступлений, совершаемых военнослужащими, выполненный с целью сформулировать четкое определение для изучаемого понятия, отражающего специфику отношений в изучаемой сфере.
Ключевые слова: коррупция, коррупционные преступления, противодействие коррупции, военная служба, злоупотребление полномочиями.
S.V. Chernaya, Postgraduate of the Chair of Criminal Law of the Kuban State Agrarian University; e-mail: [email protected]
The concept and content research of corruption crimes involving military staff
The author analyzes the principal aspects of corruption crimes involving military staff to define what corruption crime identifying the attributes of this specific area is.
Key words: corruption, corruption crimes, fighting corruption, military service, abuse of power.
Коррупционная преступность в Вооруженных силах относится к одной из самых острых проблем России. Коррупция в этом секторе напрямую угрожает государственной безопасности страны. Вредные последствия коррупции многочисленны и многообразны. Наряду с подрывом основных функций армии, таких как сдерживание военных угроз безопасности, защита экономических и политических интересов России, коррупция создает условия для хищения и контрабанды оружия, радиоактивных и ядерных материалов, наркотических средств, усиливает опасность передачи иностранным спецслужбам сведений военного характера, составляющих государственную тайну, способствует распространению организованной преступности и терроризма.
По мнению И.В. Бараненковой, коррупция в сфере обороны является одной из главных причин сохранения очага напряженности на Северном Кавказе наравне с такими проблемами, как безработица, клановость, криминальная система власти, а также остается фактором формирования вербовочной основы терроризма и экстремизма [1].
Кроме всего перечисленного, коррупция наносит колоссальный ущерб экономике страны: на нужды оборонного сектора федеральный бюджет России ежегодно выделяет значитель-
ные средства (в 2015 г. эта сумма составила 3,3 трлн руб.). В последние годы был расширен оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации, вместе с тем, возросли риски возникновения коррупционных схем, направленных на присвоение бюджетных средств недобросовестными военными чиновниками.
Исследования независимой организации «Transparency International» в 2015 г. демонстрируют, что российские меры по противодействию коррупции в оборонном секторе абсолютно недостаточны. В частности, в «Антикоррупционном индексе оборонных компаний мира» (2015 г.), оценивающем меры противодействия коррупции, внедряемые предприятиями военно-промышленного сектора, российские компании «Алмаз-Антей», «Иркут», «Вертолеты России», «Сухой» показали худшие результаты и были причислены к компаниям, у которых практически отсутствуют «этические и антикоррупционные программы» [2]. В «Индексе прозрачности оборонного бюджета» (2015 г.) Россия также заняла одно из последних мест, так как более 60% военных расходов засекречено.
Такие факторы, как закрытость оборонного бюджета, недостаточное внимание руководства военного сектора к надежности предприятий военно-промышленного комплекса, упущения при подборе кадров на военную службу,
181
существование многочисленных ограничений для военнослужащих, создают условия для совершения коррупционных преступлений военнослужащими всех уровней.
Коррупция изучается различными отраслями права, однако в данной статье коррупция рассматривается как уголовно-правовое явление. Несмотря на то что сам термин «коррупция» не является уголовно-правовым, т.к. происходит не из уголовного законодательства РФ, его содержание раскрывается через признаки составов преступлений, предусмотренных именно уголовным законодательством. Из числа правонарушений, совершаемых военнослужащими, коррупционные преступления являются наиболее тяжкими, характеризуются высоким уровнем общественной опасности, приносят наибольший вред охраняемым законом отношениям, в связи с чем требуют особенно тщательного исследования и выработки слаженных и эффективных механизмов противодействия им как законодательного, так и этического характера.
Четкое определение термина «коррупционное преступление» в уголовном законодательстве России на сегодняшний день отсутствует. Его законодательное закрепление в уголовном законе многим ученым представляется нецелесообразным, т.к. не повлияет ни на пересмотр степени общественной опасности данной категории преступлений, ни на назначение наказаний за выполнение конкретных составов преступлений. Однако существует необходимость изучения и анализа этого явления для определения его места в системе уголовно-правовой науки.
Автор настоящей статьи предпринимает попытку проанализировать основные признаки коррупционных преступлений, совершаемых военнослужащими, дать этому понятию определение, перечислить основные составы, которые относятся уголовным законодательством РФ к данной категории преступлений, обосновать необходимость создания исчерпывающего перечня коррупционных преступлений именно для данной сферы. Для наиболее точного формулирования понятия коррупционных преступлений, совершаемых военнослужащими, необходимо определить их основные признаки и проанализировать составы, учитывая именно коррупционную составляющую.
Понятие «коррупционное преступление» складывается из признаков понятий «престу-
пление» и «коррупция». Статья 14 УК РФ вводит понятие преступления: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания».
Понятие «коррупционное преступление» содержит все признаки понятия «преступление», характеризуется общественной опасностью, виной в форме умысла и уголовно-правовым запретом.
Коррупционные преступления на военной службе носят антиобщественный характер, их общественная опасность заключается в прямом экономическом ущербе, который наносится государству и обществу, и в последствии приводит к подрыву обороноспособности государства в целом.
Умышленный характер коррупционных действий проявляется в том, что военнослужащий, совершающий их, всегда осознает опасность своих действий, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает либо допускает их наступление. Форма вины в виде неосторожности коррупционным преступлениям не свойственна, т.к. желание наступления общественно опасных последствий связано с корыстным мотивом, а именно желанием получения выгоды за совершаемое действие (бездействие), имеющее отношение к должностным полномочиям.
С точки зрения уголовного законодательства конкретные составы преступлений, относимые юридической наукой к коррупционным, например получение взятки, злоупотребление полномочиями и др., являются недопустимыми и наказуемыми. УК РФ устанавливает меры уголовно-правового характера для пресечения наиболее общественно опасных форм коррупционного поведения и закрепляет основания привлечения к уголовной ответственности за их совершение.
Определение понятия «коррупция» содержится в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273 «О противодействии коррупции». Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного
182
имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица [3].
Коррупционная составляющая данного понятия проявляется в корыстном мотиве, т.е. желании должностного лица извлечь личную выгоду, и ненадлежащем использованием своего служебного положения. Получение выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или третьих лиц - единый признак, общий для всех коррупционных преступлений. Вторая сторона, в интересах которой совершается коррупционная сделка, также преследует выгоду от совершаемых должностным лицом (военнослужащим) действий, эта выгода может иметь как имущественный, так и неимущественный характер. Коррупционная цель и корыстный мотив являются основополагающими признаками коррупционных преступлений и обязательными элементами субъективной стороны данной категории преступлений.
По мнению Л.А. Андреевой, характерным признаком коррупции также является конфликт между действиями должностного лица и интересами общества и государства [4]. Военнослужащий, получающий взятку за незаконные действия либо похищающий военное имущество, по сути, превращает свои служебные полномочия в инструмент личного обогащения, совершая действия, противоречащие интересам общества и государства (иметь обороноспособную армию, защиту от внешней агрессии со стороны других государств, угроза которой постоянно присутствует в современной политической обстановке в мире).
Коррупция в военной организации государства принимает различные формы это и получение взяток как за незаконные, так и за законные действия военных должностных лиц, и хищения, и сложные схемы с участием гражданских организаций и частного бизнеса.
По мнению Э.В. Талапиной, УК РФ не содержит полного перечня коррупционных преступлений [5, с. 4]. Н. Пленкин в своих работах подчеркивает, что существующий перечень является результатом обобщенной практики правоприменительной деятельности и перечнем статей, по которым чаще всего возбуждаются
уголовные дела в отношении военнослужащих [6]. К таким статьям относятся следующие составы преступлений, предусмотренные УК РФ: ст. 160, 285, 285.1, 286, 289, 290, 291, 291.1, 292, 293.
После изучения данных составов автору представляется, что действия, сопряженные с использованием военнослужащим должностных полномочий, составляющие объективную сторону коррупционных преступлений, совершаемых военнослужащими, можно обобщить следующим образом:
1. Хищение военного имущества, вверенного военнослужащему в силу его должностных обязанностей, путем использования своего служебного положения.
2. Использование служебных полномочий военнослужащим вопреки интересам службы, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов государства и общества.
3. Расходование военнослужащими бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.
4. Совершение военнослужащими действий, явно выходящих за пределы их полномочий, повлекших существенные нарушения прав и законных интересов общества и государства.
5. Дача взятки, получение взятки, посредничество военнослужащего при получении взятки.
6. Злоупотребление властью или должностными полномочиями на военной службе.
7. Бездействие, неисполнение своих служебных обязанностей, приводящее к нарушению законных прав и интересов общества и государства.
8. Внесение заведомо ложных сведений в официальные документы.
В данном случае законное либо незаконное использование военнослужащим его полномочий является способом совершения преступлений.
Исполнителями рассматриваемой категории коррупционных преступлений являются военнослужащие, т.е. субъект преступлений специальный. Данный аспект важен, т.к.государство возлагает на военнослужащих особые обязанности, невыполнение которых может привести к тяжким последствиям для общества и государства.
183
На основании вышеизложенного автору представляется наиболее точным следующее определение коррупционных преступлений , совершаемых военнослужащими : это общественно опасные деяния (действия или бездействия), запрещенные УК
1. Бараненкова И. В. Коррупция как угроза обороноспособности страны и безопасности государства. URL: http: //www. voennoepravo.ru (дата обращения: 10.04.2016).
2. Официальный сайт «Транспаренси Ин-тернешнал Россия». URL: www.transparency. org.ru (дата обращения: 15.04.2016).
3. О противодействии коррупции: федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».
4. Андреева Л. А. Коррупционное преступление: понятие и сущность // Вопросы современной юриспруденции. 2013. № 26.
5. Талапина Э.В. Комментарий к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции (постатейный). М., 2010.
6. Пленкин Н. Коррупционные правонарушения и ответственность военнослужащих // Военное право. 2013. № 4. URL: http: //www. voennoepravo.ru (дата обращения: 20.04.2016).
РФ под угрозой наказания, совершаемые военнослужащими с прямым умыслом, из корыстных побуждений , сопряженные с использованием военнослужащими предоставленных им должностных полномочий.
1. Baranenkova I.V. Corruption as a threat to national defense and state security. URL: http: //www.voennoepravo.ru. (date of access: 10.04.2016).
2. The official website of «Transparency International Russia». URL: http: //www. transparency.org.ru (date of access: 15.04.2016).
3. About corruption counteraction: fed. law d.d. Dec. 12, 2008 № 273-FL. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
4. Andreeva L.A. Corruption crime: concept and essence // Issues of contemporary law. 2013. № 26.
5. Talapina E.V. Commentary to the Russian anti-corruption law (article by article). Moscow, 2010.
6. Plenkin N. Corruption offences and responsibility of military men // Military law. 2013. № 4. URL: http: //www.voennoepravo.ru (date of access: 20.04.2016).
184