УДК 616-343.982.323
Вестник СПбГУ. Сер. 11. 2013. Вып. 3
С. Ю. Сашко
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СМЕРТЕЛЬНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТРАВМЫ В КРУПНОМ ГОРОДЕ В 2009-2010 ГОДАХ
С целью изучения частоты встречаемости автомобильной травмы в структуре механической травмы, диагностических возможностей установления ее вида и других вопросов, нами изучены материалы экспертиз и исследований бюро судебно-медицинской экспертизы крупного города за 2009-2010 гг. Всего исследовано 1001 заключение экспертов, касающееся автомобильной травмы.
Изучение медицинских документов проводили по следующим признакам: общее число смертельных травм от перекатывания тела пострадавшего колесами автотранспортных средств, их соотношение с другими видами механической травмы, пол, возраст пострадавших, морфологические признаки повреждений на теле пострадавших при указанных выше механизмах травмы, возможность установления обоснованного диагноза и идентификации орудия травмы, частота направления с указанной целью объектов на лабораторные (медико-криминалистические) исследования.
В 2009 г. случаи смертельной механической травмы составили 2465. Из них автомобильная травма встретилась в 594 случаев (24%). Судебно-медицинские экспертизы назначались в 49 случаях (9%), а судебно-медицинские исследования проводились в 545 случаях (91%). Погибших детей до 14 лет было 6 (1%). Погибших в состоянии алкогольного опьянения было 239 (40%). В 341 случае (58%) смерть потерпевших наступила на месте происшествия. В остальных 253 случаях (42%) — в лечебных учреждениях через различные промежутки времени.
Близкие к указанным за 2009 г. показатели установлены и при изучении архивного материала за 2010 г. Так, случаи смертельной механической травмы составили 2175, из них автомобильная травма встретилась в 407 случаях (20%). В 220 случаях (54%) смерть пострадавших наступала на месте происшествия, в остальных 187 случаях (46%) — в лечебных учреждениях.
Касаясь видов автомобильной травмы, в соответствии с существующей классификацией, травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком составила 244 случая (41%), травма пассажира или водителя внутри автомобиля — 208 случаев (35%), прочие виды автомобильной травмы — 6 случаев (1%). В 2010 г. отмечено некоторое увеличение травмы пассажиров и водителей внутри автомобиля. Травма в салоне автомобиля составила 161 случай (40%), травма от столкновения движущегося автомобиля с пешеходом составила 159 случаев (39%), прочие виды автомобильной травмы — 4 случая (1%). Травма от переезда колесом автомобиля была диагностирована в 2009 г. в 24 случаях (4%). Среди этих случаев диагноз был поставлен в категорической форме в 20%, в вероятной и альтернативной формах — по 40% случаев. Чаще (в 70% случаев) переезд осуществлялся после столкновения пе-
Сашко Сергей Юрьевич — доцент, Санкт-Петербургский государственный университет; Бюро судебно-медицинской экспертизы ФГБУЗ «КБ №122 им. Л. Г. Соколова ФМБА РФ», Санкт-Петербург
© С. Ю. Сашко, 2013
шехода с автомобилем, о чем свидетельствуют характерные повреждения, преимущественно в области нижних конечностей. Локализация переезда была следующей: нижняя конечность — 6 случаев (25%), грудная клетка — 9 (37,5%), живот — 6 случаев (25%) и голова — 3 случая (12,5%). В 2010 г. травма от переезда колесом (колесами) автотранспортного средства отмечалась в 16 случаях (4%), причем диагноз был поставлен в категорической форме в 20% случаев, в вероятной форме — в 80% случаев. Локализация переезда была следующей: грудная клетка — 12 случаев (75%), живот — 4 случая (25%).
В подавляющем числе случаев трупы, поступившие из лечебных учреждений, были без одежды. Сотрудниками правоохранительных органов, назначившими экспертизу (исследование), одежда судебно-медицинскому эксперту не предоставлялась.
В случаях, когда труп доставлялся в одежде, эксперты указывали на наличие или отсутствие повреждений на предметах одежды. Чаще всего такими повреждениями были разрывы ткани различных форм и размеров с неровными краями и разволок-ненными нитями по краям. В заключениях экспертов имеются также указания на наличие наложений на тканях одежды. Чаще всего такими наложениями были следы в виде пятен, помарок или пропитывания красно-бурым веществом, похожим на кровь, а также наложения вещества, похожего на грунт. Указывается локализация этих наложений («передняя поверхность рубашки, спинка куртки, левая половина брюк» и так далее). Размеры, форма, особенности наложений, как правило, не указывались. В 2010 г. судебно-медицинские эксперты уделяли несколько больше внимания описанию наложений инородных веществ на предметах одежды пострадавших. Так, в части случаев отмечены форма, размеры и особенности этих следов.
Характер наружных и внутренних повреждений трупов в случае установленного переезда колесом автотранспортного средства был следующий.
При переезде через голову — кровоподтеки и осаднения различных форм и размеров кожи лица, рваные раны головы различной длины с отслойкой кожи и извилистыми краями, деформация (уплощение) головы, множественные переломы костей лицевого черепа, костей свода и основания черепа, полное или частичное разрушение вещества головного мозга.
При переезде через грудную клетку — прерывистые ссадины различных форм на коже грудной клетки, кровоподтеки размерами от 2x3 см до 17,5x20 см, массивные гематомы с размозжением мышц грудной клетки, множественные локальные и конструкционные переломы ребер по 2-8 анатомическим линиям, переломы остистых отростков грудных позвонков, множественные разрывы ткани легких, ушибы, разрывы и разрушение сердца.
При переезде через живот — ссадины и кровоподтеки передней брюшной стенки, массивные кровоизлияния и размозжения мышц, массивная забрюшинная гематома, множественные разрывы ткани печени, разделение ткани печени, разрушение одной из долей печени, разрывы почек, селезенки, брыжейки тонкой кишки.
При переезде через нижние конечности — линейные ссадины на коже бедер и голеней, отслойка, размозжение и кровоизлияния в мягкие ткани, многооскольча-тые переломы бедренной, одной или двух костей голени.
В анализируемых случаях направление движения автотранспортного средства было установлено в одном случае в 2009 г. (переезд через голову). Вывод о направ-
лении движения автотранспортного средства был сделан экспертом на основании локализации повреждений от первичного удара выступающими частями автотранспортного средства на нижних конечностях потерпевшего. На вид автотранспортного средства (грузовое, легковое) эксперты не указывали ни в одном случае. Гистологические исследования биоматериала из трупов проводились в 86% случаев. На судебно-биологическое исследование объекты направлялись в 29% случаев. Медико-криминалистическое исследование биологических объектов, а также одежды и обуви не проводилось.
Особый интерес представляют 112 экспертиз и исследований, которые составили 19% смертельной автомобильной травмы в 2009 г. и 67 случаев (16%) в 2010 г. В этих случаях эксперты не указывают на вид автомобильной травмы, даже несмотря на то, что в части постановлений (направлений) на судебно-медицинские экспертизы и исследования (20%) перед ними ставился вопрос о механизме образования повреждений, наличии признаков переезда колесом автомобильного транспорта, его вида и так далее. Наиболее типичными диагнозами в этих случаях являлись: «закрытая (открытая) черепно-мозговая травма», «сочетанная тупая травма тела с повреждением внутренних органов и скелета», а в заключении (выводах) указывалось на возможность причинения указанных повреждений при ДТП. В части случаев (8%) эксперты исключали возможность механизма образования повреждений от переезда колесом (колесами) автотранспортного средства, аргументируя свой вывод отсутствием повреждений, характерных для этого вида автомобильной травмы. При экспертизах (исследованиях) трупов в данных случаях выявлялись повреждения, которые ряд авторов считает либо характерными, либо часто встречающимися при перекатывании колеса автотранспортного средства через тело пострадавшего [1-3]:
• наложения посторонних веществ (похожих на грунт) на прерывистых участках ткани одежды различной локализации. Часто участки наложений соответствовали наружным и внутренним повреждениям, установленным при исследовании трупа. В одном случае на боковой поверхности ткани рубашки был выявлен полосовидный участок «загрязнения веществом темно-серого цвета с отпечатком латинских букв RADIAL и цифрами 2, 6, 1»;
• множественные кровоподтеки и ссадины различных участков туловища и конечностей;
• зияющие раны с отслойкой кожи, массивные кровоизлияния в мягкие ткани шеи, грудной клетки, живота, тазовой области, ягодиц, бедер. Отслойка кожи бедра с образованием кармана, заполненного кровью (4% случаев);
• деформация каркаса (уплощение) грудной клетки с множественными двойными-тройными переломами ребер, переломами остистых отростков грудного отдела позвоночника, переломом грудины, лопаток, множественными разрывами легких (вплоть до их полного разрушения), кровоизлияния под эпикард, в парааортальную клетчатку, разрывы аорты, перикарда (32% случаев);
• множественные разрывы ткани печени, полное разделение печени, разрушение доли печени, разрывы и разрушение селезенки, разрывы брыжейки тонкой кишки, кровоизлияния в диафрагму (23% случаев);
• множественные переломы костей таза (седалищные, лонные, подвздошные), расхождение подвздошно-крестцовых сочленений, полное разрушение крестца, разрывы почек, матки, мочевого пузыря (27% случаев);
• деформация шейного отдела позвоночника, переломы третьего-четвертого шейных позвонков, разрыв пищевода (2% случаев);
• уплощение головы, множественные переломы костей свода и основания черепа, оскольчатые переломы костей лицевого черепа, тотальное разрушение головного мозга (4% случаев).
В указанных выше случаях судебно-медицинских экспертиз и исследований биологические объекты от трупов, а также одежда и обувь не направлялись на медико-криминалистическое исследование, а в ряде случаев — уничтожались (после разрешения следователя). Сравнительное сопоставление некоторых показателей автомобильной травмы за 2009-2010 годы представлено в таблице.
Таблица. Показатели автомобильной травмы за 2009-2010 гг.
№ п/п Наименование показателя 2009 год 2010 год
количество случаев % количество случаев %
1. Смертельная автомобильная травма 594 24,0 407 20,0
2. Вид автомобильной травмы:
2.1. столкновение автомобиля с пешеходом 244 41,0 159 39,0
2.2. внутри автомобиля 280 35,0 161 40,0
2.3. переезд колесом автомобиля 24 4,0 16 4,0
2.4. прочие 6 1,0 4 1,0
2.5. вид травмы не установлен 112 19,0 67 16,0
3. Локализация переезда колесом:
3.1. грудная клетка 9 37,5 12 75,0
3.2. живот 6 25,0 4 25,0
3.3. нижняя конечность 6 25,0 — —
3.4. голова 3 12,5 — —
4. Установление вида автотранспортного средства (легковое, грузовое) — — — —
5. Установление направления движения автомобиля при переезде через тело пострадавшего 1 0,25 — —
6. Направление небиологических объектов (одежда, обувь) на медико-криминалистические исследования — — — —
7. Направление биологических объектов на медико-криминалистические исследования — — — —
Следовательно, в результате проведенного изучения указанного архивного материала установлено, что:
• автомобильная травма занимает существенное место среди смертельной механической травмы (до 24% случаев). Установленная частота встречаемости автомобильной травмы соответствует данным литературы (20-25%) [4-5];
• большая часть погибших в результате автомобильной травмы (99%) были старше 14 лет и 40% из них находились в состоянии алкогольного опьянения;
• большинство потерпевших погибали на месте происшествия (до 58%);
• среди видов автомобильной травмы в 2009 г. преобладало столкновение автотранспортного средства с пешеходом (41% случаев), на втором месте была травма внутри автомобиля (35% случаев). В 2010 г. показатели травмы от столкновения автомобиля с пешеходом и внутри автомобиля были очень близкими, соответственно, 39 и 40%. Травма от переезда колесом составляла 4% случаев;
• диагностике переезда через тело пострадавшего колеса автотранспортного средства препятствовало отсутствие назначения на медико-криминалистические исследования биологических объектов от трупов, а также одежды со следами-наложениями, с целью установления привнесенных в зоны следов протекторов химических элементов, свойственных составу резины автомобильных шин [6].
Обобщенный анализ показателей смертельной автомобильной травмы должен способствовать улучшению организации диагностики и оказания своевременной специализированной медицинской помощи потерпевшим, профилактике этого вида травматизма с учетом опыта военно-полевых хирургов и специалистов по тяжелой политравме [7], а также принятию действенных мер по борьбе с вождением автотранспортными средствами в нетрезвом состоянии.
Литература
1. Винокурова С. Е. Диагностика и экспертные критерии травмы от переезда колесом в случаях автодорожных происшествий: комплексное судебно-медицинское исследование: дис. ... д-ра мед. наук. М., 1996. 346 с.
2. Матышев А. А. Распознавание основных видов автомобильной травмы. М., 1969. 127 с.
3. Тхакахов А. А. Судебно-медицинская диагностика видов автомобильной травмы по особенностям повреждений внутренних органов живота: математические методы оценки повреждений: дис. ... канд. мед. наук. М., 1999.
4. Лопатин Р. С. Об итогах работы Талсзомского судебно-медицинского отдела за 2005-2009 гг. // Актуальные вопросы судебно-медицинской и экспертной практики и материалы региональных научно-практических конференций Бюро судебно-медицинской экспертизы Московской области / под ред. М. С. Ревенсона, В. А. Клевно. М., 2001. Вып. 3. С. 62-70.
5. Максимов А. В. Об итогах работы Жуковского судебно-медицинского отделения за 20052009 гг. // Актуальные вопросы судебно-медицинской и экспертной практики и материалы региональных научно-практических конференций Бюро судебно-медицинской экспертизы Московской области / под ред. М. С. Ревенсона, В. А. Клевно. М., 2011. Вып. 3. С. 74-81.
6. Сашко С. Ю., Исаков В. Д., Лебедева Т. В. Экспертная оценка повреждений на одежде и кожных покровах человека. Сообщение 3 // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. Сер. 11. 2010. Вып. 3. С. 158-165.
7. Гуманенко Е. К. Военно-полевая хирургия локальных войн и вооруженных конфликтов: рук-во для врачей / под ред. Е. К. Гуманенко и И. М. Самохвалова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. 672 с.
Статья поступила в редакцию 21 мая 2013 г.