В заключении необходимо обратить внимание на актуальность проблемы образования Российского государства в эпоху правления Екатерины Великой. Их анализ и апробация позволили Екатерине II и её советникам отобрать наиболее подходящую модель создания российской народной школы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Джуринский, А.Н. История педагогики : учеб. пособие / А.Н. Джуринский. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 430 с.
2. Болгова, А.М. Педагогические Воззрения Екатерины II : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Болгова А.М. - Белгород, 1999. - 24 с.
3. Стародубцев, М.П. Образовательная политика Российского государства, проводимая Петром I и Екатериной II / М.П. Стародубцев // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2013. - № 155.
- С. 127-136.
4. Стародубцев, М.П. Педагогические идеи Екатерины II и Российских просветителей / М.П. Стародубцев // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2012. - № 7 (27). - С. 177-183.
REFERENCES
1. Dzhurinsky A.N. (1999), History of pedagogy: textbook, publishing house “VLADOS”, Moscow.
2. Bolgova, A.M. (1999), Pedagogical Views of Catherine II, dissertation, Belgorod.
3. Starodubtsev, M.P. (2013), “Educational policy of the Russian state, conducted by Peter I and Catherine I”, Messenger ofHerzen University, No. 155, pp. 127-136.
4. Starodubtsev, M.P. (2012), Pedagogical ideas of Catherine II and Russian enlighteners, Vest-nik of the Oryol state University. Series: New humanitarian research works, No. 7 (27), pp. 177-183.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.01.2014.
УДК 796.325
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК - ИГРОКОВ МОЛОДЕЖНОЙ ЛИГИ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ КОМАНДЫ ТЮМЕНЬ-ТЮМГУ-2)
Александр Евгеньевич Труш, аспирант,
Тюменский государственный университет
Аннотация
В статье исследуются показатели физической работоспособности команды Тюмень-ТюмГУ-2 при помощи системы CapdioSoft по стандартному протоколу Brusa , фиксировались следующие показатели: ЧСС до нагрузки и на ступенях нагрузки, время восстановления ЧСС до 120 уд/мин., METS при пульсе 170 уд/мин; также предоставлены рекомендации по дальнейшей работе команды; представлена таблица с показателями физической работоспособности волейболисток команды Тюмень-ТюмГУ-2; проведена оценка физической работоспособности; проведен сравнительный анализ показателей физической работоспособности волейболисток с данными исследований Карпмана В. Л. (1988) и Белоцерковского З.Б. (2005) из которого следует, что три спортсменки показали физическую работоспособность выше средней, три - среднюю, одна - ниже средней и три
- низкую работоспособность. Сделаны выводы по итогам исследований показателей физической работоспособности волейболисток - игроков команды молодежной лиги чемпионата России Тю-мень-ТюмГУ-2 и выявлено, что уровень показателей физической работоспособности волейболисток значительно влияет на качественное выполнение технических элементов.
Ключевые слова: контроль показателей, время адаптации, нагрузка, динамика изменений, интенсивность, физическая работоспособность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.01.107.p177-180
ANALYSIS OF THE EXERCISE PERFORMANCE INDEX OF FEMALE
VOLLEYBALL PLAYERS FROM THE YOUTH LEAGUE OF RUSSIAN CHAMPIONSHIP (ON THE EXAMPLE OF THE TEAM TYUMEN-TYUMSU-2)
Alexander Evgenyevich Trush, the post-graduate student,
Tyumen State University
Annotation
The article is devoted to the investigation of the exercise performance index of the team Tyumen-TyumSU-2 with the help of CapdioSoft system according to the standard report Brusa, where the next indices have been fixed: HR before the physical activity and on the steps of activity, time recovery of HR till 120 beats/min, METS at pulse of 170 beats/min, also the recommendations of the further team work were given, represented the table with an index exercise performance of volleyball team Tyumen-TyumSU-2, the assessment of the exercise performance has been conducted, so the comparative analysis of index exercise performance of female volleyball players with investigation data of Karpman V.L.(1988) and Belocerkovskiy Z.B.( 1995). According to this investigation, three sportswomen achieved exercise performance higher than the middle activity, three more - the middle one, one sportswoman- the lower than the middle one, and three - the lower activity. According to the investigation results of exercise performance index of female volleyball players from the youth league of Russian championship Tyumen-TyumSU-2, the level of the exercise performance index of female volleyball players influences on the quality achievement of the technical elements.
Keywords: index control, adaptation period, physical activity, dynamics of changes, intensity, exercise performance.
В исследовании принимали участие 10 девушек, в возрасте от 15 до 26 лет. Все игроки команды молодежной лиги чемпионата России Тюмень-ТюмГУ-2. Цель исследования заключается в совершенствовании учебно-тренировочного процесса волейболисток, на основе диагностики их функционального состояния. Исследование проводилось при помощи системы CapdioSoft, по стандартному протоколу Brusa. Фиксировались следующие показатели: ЧСС до нагрузки и на ступенях нагрузки; время восстановления ЧСС до 120 уд/мин.; METS при пульсе 170 уд/мин. METS - метаболический эквивалент (количество кислорода, потребляемого в 1 мин на 1 кг массы тела).
Контроль показателей ЧСС до нагрузки и вовремя нагрузки позволяет оценить динамику изменений и время адаптации к работе разной интенсивности сердечнососудистой системы. В методической литературе по вопросам развития общей выносливости отмечается, что важным условием при использовании интервального метода, является такая продолжительность отдыха, при которой ЧСС не опускается ниже 120^130 уд/мин. Снижение ЧСС ниже мешает получению необходимого развивающего эффекта. Таким образом, контроль данного показателя в дальнейшем будет способствовать дозированию тренировочных нагрузок. Далее на основе полученных показателей МЕТS вычислялись показатели работоспособности в Вт = (МЕТ*Мкг-90)/3,44 где Мкг - масса тела в килограммах (Тавровская Т.В., 2007), МПК= МЕТ*3,5мл/мин/кг (Граевская Н.Д.,
2004), кгм/мин = Вт*6 и абсолютное значение = (кгм/мин)/Мкг (Белоцерковский З.Б.,
2005). Данные представлены в таблице 1.
Полученные показатели сравнивались с данными исследований Карпмана В.Л. (1988) и Белоцерковского З.Б. (2005). Анализ проводился с учетом вида спорта, возраста, квалификации и массы тела спортсменок.
Анализ показателя МПК осуществлялся по оценочной таблице В. Л. Карпмана, полученные данные сравнивались с данными игровых видов спорта. Выявлено, что одна спортсменка имеет очень высокий, две спортсменки средний, три средний, две низкий и три очень низкий результат. Для сравнения средний результат для нетренированных младше 20 лет составляет - 31^37 мл/мин/кг, от 20 до 29 лет - 30^35 мл/мин/кг.
Нормальный диапазон колебаний кгм/мин у спортсменов 1разряда игровых видов спорта составляет 1050^1450, у КМС 1150^1550 и у МС 1200^1600 кгм/мин. У шести из обследованных спортсменок полученный результат соответствует квалификации, у четырех спортсменок 1разряда показанный результат оказался ниже должного.
Таблица 1
Показатели физической работоспособности волейболисток команды
Тюмень-ТюмГУ-2
№ Возраст Разряд Вес (кг) MEТS Вт МПК мл/мин/ кг кгм/мин Абсолютное значение кгм/мин/кг
1. 20 КМС 77 12,4 251,3 43,4 1507,8 19,58
2. 25 КМС 69 14,3 260,6 50 1563,6 22,66
3. 26 МС 71 15,9 302 55,6 1812 25,52
4. 24 КМС 85 13,2 300 46,2 1800 21,17
5. 17 I 80 16 345,9 56 2075,4 25,94
6. 21 I 58 11,3 164,3 39,5 985,8 16,99
7. 17 I 56 10 136,6 35 819,6 14,63
8. 17 I 62 10,8 168,4 37,8 1010,4 16,29
9. 15 I 70 17,3 325,8 60,5 1954,8 27,92
10. 16 I 73 9,2 169 32,2 1014 13,8
Средний показатель по команде 13,04 242,3 45,6 1454,3 20,45
Оценка физической работоспособности (кгм/мин) осуществлялась в зависимости от массы тела, полученные результаты сравнивались с данными квалифицированных спортсменов игровых видов спорта. Выявлено, что три спортсменки показали физическую работоспособность выше средней, три - среднюю, одна - ниже средней и три -низкую работоспособность.
Таким образом, из выше изложенного можно сделать вывод, что только три спортсменки показали работоспособность выше средней у остальных же членов команды физическая работоспособность средняя и низкая. Так как, волейбол является сложным игровым видом спорта требующий высокой концентрации и дифференциации усилий при выполнении технических элементов, уровень физической работоспособности значительно влияет на эффективность их выполнения. Высокий показатель работоспособности каждого игрока позволит обеспечить стабильную эффективность игровых действий команды. Общие рекомендации по результатам исследования заключаются в необходимости в подготовительном цикле целенаправленно осуществлять работу по развитию общей выносливости спортсменок преимущественно циклическими упражнениями с индивидуализацией объема и интенсивности нагрузки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Карпман, В. Л. Тестирование в спортивной медицине / В. Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
2. Белоцерковский, З.Б. Эргометрические и кардиологические критерии физической работоспособности у спортсменов / З.Б. Белоцерковский. - М. : Советский спорт, 2005. - 311 с.
3. Тавровская, Т.В. Велоэргометрия : практическое пособие для врачей / Т.В. Тавровская.
- М. : Медицинская литература, 2007. - 138 с.
4. Граевская, Н.Д. Спортивная медицина : курс лекций и практические занятия / Н.Д. Граевская, Т.И. Долматова. - М. : Советский спорт, 2004. - 304 с.
REFERENCES
1. Karpman, V.L. Belocerkovskiy, Z.B. and Gudkov I.A. (1988), Testing in sports medicine, publishing house “Physical culture and sport”, Moscow.
2. Belocerkovskiy, Z.B. (2005), Ergometric and cardiological criterion of sportsmen’s exercise
performance, publishing house “Soviet sport”, Moscow.
3. Tavrovskaya, T.V. (2007), Veloergometry. Practical book for doctors, publishing house “Medicine literature”, Moscow.
4. Grayevskaya, N.D. and Dolmatova T.I. (2004), Sport medicine: Lecture course and practical exercises, publishing house “Soviet sport”, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.01.2014.
УДК 378
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ СПОРТИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО КЛУБА
Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Олег Васильевич Костромин, старший преподаватель,
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург, Ольга Олеговна Новосельцева, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург
Аннотация
Отсутствие в большинстве школ и вузов необходимой материально-спортивной базы и педагогических кадров, обладающих необходимыми знаниями, умениями и компетенцией, по видам спорта, сдерживает массовое внедрение концепции спортизации, выдвинутой в начале 90-х годов ХХ века. Следовательно, необходимо явно включить в эту концепцию соответствующее ресурсное и кадровое обеспечение. В отличие от школ вузы представляют собой более благодатную почву для внедрения концепции спортизации, за счет наличия в них кафедр физического воспитания и развитой материально-спортивной базы. В статье представлена структурная схема педагогической концепции спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба.
Ключевые слова: концепция, технический вуз, спортизация, спортивный клуб.
DOI: 10.5930/issn.l994-4683.2014.01.107.pl80-185 STRUCTURE OF THE PEDAGOGICAL CONCEPT OF THE SPORTIZATION OF PHYSICAL TRAINING IN TECHNICAL COLLEGE BY MEANS OF SPORTS CLUB
Vladimir Anatolyevich Chistyakov, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Oleg Vasilyevich Kostromin, the senior teacher,
National Mineral and Raw University "Gorny", St. Petersburg,
Olga Olegovna Novoseltseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
Annotation
Absence in the majority of schools and higher education institutions of necessary material and sports base and the pedagogical staff possessing necessary knowledge, abilities and competence, on sports, constrains mass introduction of the concept of the sportization, which has been put forward in the early nineties of the XX century. Therefore, it is necessary to include obviously in this concept the corresponding resources and staffing. Unlike schools, the higher education institutions represent more fertile field for introduction of the concept of the sportization, due to existence of physical training departments in them and developed material and sports base. The block diagram of the pedagogical concept of the sportization