Научная статья на тему 'Анализ подходов к оценке социо-эмоциональной компетентности в дошкольном и младшем школьном возрасте'

Анализ подходов к оценке социо-эмоциональной компетентности в дошкольном и младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
304
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА / МЕТОДЫ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пархоменко К. С.

В статье представлен обзор некоторых современных разработок в диагностике социо-эмоциональной компетентности (СЭК) детей. Рассмотрены методики, использующие наблюдение, беседу, анкетирование, проективный метод, моделирование социальных ситуаций для оценки уровня развития СЭК. Наряду с диагностическими инструментами, предназначенными напрямую для ребенка, представлены методики, учитывающие оценки социальным взрослым и/или родителем уровня развития СЭК ребенка. Автор указывает на необходимость системного подхода к диагностике с учетом возрастных особенностей, социальной ситуации развития (ССР) ребенка и участием близких взрослых и воспитателей/учителей, осуществляющего принцип единства диагностики и коррекции СЭК детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ подходов к оценке социо-эмоциональной компетентности в дошкольном и младшем школьном возрасте»

ОБЗОРЫ

УДК 159.9

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ СОЦИО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ

ВОЗРАСТЕ

К.С. ПАРХОМЕНКО* МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва

В статье представлен обзор некоторых современных разработок в диагностике социо-эмоци-ональной компетентности (СЭК) детей. Рассмотрены методики, использующие наблюдение, беседу, анкетирование, проективный метод, моделирование социальных ситуаций для оценки уровня развития СЭК. Наряду с диагностическими инструментами, предназначенными напрямую для ребенка, представлены методики, учитывающие оценки социальным взрослым и/или родителем уровня развития СЭК ребенка. Автор указывает на необходимость системного подхода к диагностике с учетом возрастных особенностей, социальной ситуации развития (ССР) ребенка и участием близких взрослых и воспитателей/учителей, осуществляющего принцип единства диагностики и коррекции СЭК детей.

Ключевые слова: социо-эмоциональная компетентность, диагностика, методы, комплексный подход.

Введение

Воспитание в детях навыков общения, понимания эмоций, саморегуляции, эмпа-тии в последние годы стало одной из ведущих направлений работы психологов и педагогов. Изучение эмоциональной сферы ребенка играет большую роль в выявлении причин поведения ребенка, позволяет определить его отношение к миру и помочь ребенку развить его социо-эмоциональную компетентность, имеющую определяющее значение для способности ребенка быть включенным в систему общественных отношений и деятельности.

Наряду с понятием социо-эмоциональная компетентность, авторами часто используются такие термины, как коммуникативная компетентность, эмоциональная

© Пархоменко К.С., 2015

* Для корреспонденции:

Пархоменко Кристина Сергеевна аспирант кафедры возрастной психологии и психологии развития факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова E-mail: christinap@bk.ru

компетентность, компетентность в общении, эмоциональный интеллект, эмоциональная грамотность.

Коммуникативная компетентность или компетентность в общении, - это система психологических знаний о себе и о других, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющая строить эффективное общение в соответствии с целями межличностного взаимодействия [1, 2, 5]. Социальная компетентность детей - это способность к налаживанию и поддержанию контактов в процессе социального взаимодействия, формированию позитивного отношения к себе[1].

Эмоциональный интеллект - это способность испытывать эмоции, понимать свои и чужие эмоции и регулировать их проявление [8]. Эмоциональная грамотность, по аналогии с языковой грамотностью - это совокупность знаний и навыков, необходимых для адекватного коммуникативной ситуации восприятия, оценивания и выражения эмоции [13]. Наиболее ин-тегративным нам представляется понятие

СЭК как совокупность способностей к пониманию себя, эмпатии, коммуникативному целеполаганию и мотивации, саморегуляции и социальных навыков [6].

Большинство исследователей определяют и измеряют СЭК через уровень развития ее компонентов. К основным компонентам СЭК, по мнению многих авторов, относятся, умения, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, во-вторых, осознавать свои эмоции и чувства, и, в-третьих, управлять своими собственными эмоциями. Чаще диагностические инструменты нацелены на оценку уровня развития каждого из компонентов, и значительно реже - на построение профиля развития всех компонентов. Методики различаются в том, на основе каких оценок - самоописания детей, мнения учителей или родителей оценивается степень выраженности каждого компонента или их сочетаний.

Понс, Харрис и Росней, опираясь на разработанную ими концепцию эмоциональной компетентности, согласно которой она состоит из 9 компонентов, предлагают проводить оценку каждого из этих компонентов. Для диагностики авторы используют карточки с нарисованными лицами, выражающими 4 базовые эмоции: счастье, печаль, страх, гнев и нейтральное «все в порядке», а также карточки, изображающие небольшую историю, жизненную ситуацию, и просят ребенка указать, какую из этих эмоций испытывает каждый из изображенных героев [10].

Методика Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test - Youth Version (MSCEIT-YV) (Майер-Саловей-Карузо Тест Эмоционального интеллекта - Юношеская Версия) измеряет эмоциональный интеллект посредством серии объективных и неличностных вопросов. Тест определяет способность респондента воспринимать, использовать, понимать и регулировать эмоции. Основанный на типичных сценариях повседневной жизни, MSCEIT меряет, насколько хорошо люди справля-

ются с задачами и проблемами социо-эмо-ционального плана. Методика включает в себя 4 основные шкалы: 1. Восприятие эмоций. 2. Использование эмоций для фасили-тации мышления. 3. Понимание эмоций. 4. Управление эмоциями [9, 12].

В концепции Халберштадт, Денхам и Дансмор [7] выделяются три основные компонента социальной компетентности: 1. Отправление эмоционального сообщения. 2. Получение эмоционального сообщения. 3. Переживание эмоции. Также отмечается ряд дополнительных факторов, которые не являются частью социо-эмоциональной компетентности, но влияют на нее, таких как мировоззрение, Я-концепция, самооценка, темперамент, знание социальных правил, стратегий взаимодействия, мотивация аффилиации, гибкость поведения и установок. Авторы предлагают проводить оценку в этологических условиях или с использованием видеозаписи, отражающей разные жизненные ситуации. Ребенка просят нажать на кнопку, когда он считает, что герой должен сказать или сделать что-то и передать содержание дальнейших сообщений. Также используются наблюдения за детьми как в свободном поведении, так и в смоделированных ситуациях, за их отношением к другим детям, эмоциональными реакциями и мимикой [7].

Некоторые исследователи используют для диагностики социо-эмоциональной сферы ребенка методику «Система оценки поведения детей» (The Behavior Assessment System for Children-2 (BASC-2), Reynolds & Kamphaus, 2003). Методика предлагает интегративный подход к оценке поведенческих и психологических характеристик ребенка 2,5-18 лет. Информация от ребенка, родителя и учителя собирается и анализируется, кроме того используются данные истории развития ребенка и результаты наблюдения. Опросник для ребенка составляет субъективный отчет об эмоциях, особенностях восприятия и поведении. BASC-2 включает шкалы, отражающие внешние проблемы (гиперактивность, агрессия и

т.п.), внутренние проблемы (тревожность, депрессия и т.п.), школьные проблемы (проблемы с вниманием, обучением и т.п.), адаптивность (социальные навыки, лидерство и т.п.). Методика стандартизирована в США, имеются нормы как для обычной, так и для клинической выборок [11].

К числу наиболее известных отечественных методик определения уровня эмоциональной компетентности детей относится методика Е.И. Изотовой, направленная на выявление особенностей идентификации эмоций разной модальности у детей, индивидуальных особенностей эмоционального развития; определение уровня произвольного выражение эмоций различной модальности (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, презрение, зависть); выявление объема эмоционального опыта и эмоциональных представлений и выявление фактора эмоциональной напряженности. Эта методика состоит в: демонстрации стимульного материала: пиктограмм, фотографий лиц людей с различными эмоциональными выражениями, карточек с изображением ситуаций различного эмоционального значения, карты-шаблона «Цветные гномы», 6 карт с изображениями лиц гномов с различными эмоциональными выражениями; описании эмоционального состояния человека и соответствующих жизненных ситуаций; обыгрывании, вербализации, прорисовке идентифицированных объектов [3].

В 2008 году в диссертационном исследовании О.А. Крузе-Брукс была апробирована авторская методика диагностики социальной компетентности младших школьников [4]. Оценка проводилась по каждому компоненту компетентности: мотивационно - ценностному, коммуникативному и деятельностному. Учителям предлагалось заполнить опросник и оценить 20 специально выделенных навыков и способностей детей по десятибалльной шкале. Методика стандартизирована и позволяет определить уровень сформирован-ности социальной компетентности ребен-

ка: 1-й уровень - стартовый - характеризуется умением школьников устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, но не с разными социальными группами; общение происходит на интуитивном уровне; 2-й уровень - «низкий», когда школьник обладает способностью слышать и понимать точку зрения другого; знает, как согласовывать совместные действия, но затрудняется в осуществлении этого; 3-й уровень - «средний» - характеризуется тем, что учащийся проявляет интерес к общению, ведению продуктивного диалога и способен принимать разные социальные роли и свободно высказывать собственное мнение; 4-й уровень, «высокий», при котором школьник проявляет наличие всех компонентов социальной компетентности, осознает смысл адаптации стиля общения к определенной коммуникативной ситуации; имеет свою систему ценностно-смысловых регуляторов действий в общении с окружающими его людьми; использует опыт в организации совместных действий и способен корректировать индивидуальные и кооперативные действия в соответствии с поставленной целью.

Описанные методики позволяют оценить уровень развития выделяемых компонентов СЭК, но не дают общего представления о социальном контексте и месте ребенка в нем. Кроме того, существует крайне мало методик, работающих прицельно с младшим школьным возрастом, хотя именно в этот период развития возрастает количество запросов на диагностику как со стороны родителей, так и со стороны педагогов, и еще меньше методик, осуществляющих принцип единства диагностики и коррекции. Для более широкого и комплексного подхода необходима методика, которая давала бы возможность составить портрет социо-эмоциональной сферы ребенка, младшего школьника, сопоставляя оценки его, родителя и социального взрослого, взаимодействующего с ребенком, и позволяющая впоследствии наметить программу коррекции для раз-

вития слабых сторон СЭК с опорой на его

сильные стороны.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. -М.: Аспект Пресс, 1996.

2. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянни-ков П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М.: МГУ, 1990.

3. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

4. Крузе-Брукс О.А. Формирование социальной компетентности учащихся начальной школы средствами учебной кооперации. Автореф. дис. канд. педагогических наук. -Великий Новгород, 2008.

5. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

6. Goleman D. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ. - Bloomsbury Publishing, 1996.

7. Halberstadt A.G., Denham S.A., Dunsmore J.S. Affective Social Competence. - Blackwell Publishers, 2001.

8. Mayer J.D. & Salovey P. What is emotional intelligence? / In: P. Salovey & D. Sluyter (Eds). Emotional Development and Emotional Intelligence: Implications for Educators. - New York: Basic Books, 1997.

9. Peters C., Kranzler J.H., Rossen E. Validity of the Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test: Youth Version - Research Edition // Canadian Journal of School Psychology. -2009. - Vol. 24(1). - P. 76-81.

10. Pons F., Harris P.L., de Rosnay M. Emotion comprehension between 3 and 11 years: Developmental periods and hierarchical organization // European Journal of Developmental Psychology. - 2004. - Vol. 1(2). - P . 127-152.

11. Reynolds C.R. & Kamphaus R.W. (Eds.) Handbook of psychological and educational assessment of children: Personality, Behaviors, and Context (2nd ed.). - New York, NY: The Guil-ford Press, 2003.

12. Rivers S.E., Brackett M.A., Reyes M.R., Mayer J.D., Caruso D.R., and Salovey P. Measuring

emotional intelligence in early adolescence with the MSCEIT-YV: Psychometric properties and relationship with academic performance and psychosocial functioning //Journal of Psychoeducational Assessment. - 2012. -Vol. 30(4). - P. 344-366.

13. Weare K. Developing the emotionally literate school». - London: Paul Chapman, 2004.

References

1. Andreeva G.M. Social psychology. Moscow: Aspekt Press 1996 (in Russian).

2. Zhukov Yu.M., Petrovskaya l.A., Rastyannikov P.V. Diagnosis and development of competence in communication. Moscow: MGU 1990 (in Russian).

3. Izotova E.I., Nikiforova E.V. Emotional sphere of the child: theory and practice: a manual for students of higher educational establishments. Moscow: Izdatelsky tsenter «Academiya» 2004 (in Russian).

4. Kruse-Brooks O.A. Formation of social competence of elementary school students by means of educational cooperation. Avtoref. dis. kand. pedagogicheskikh nauk. Velikiy Novgorod 2008 (in Russian).

5. Petrovskaya L.A. Theoretical and methodical problems of socio-psychological training. Moscow: Izd-vo Mosk. Un-ta 1982 (in Russian).

6. Goleman D. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ. Bloomsbury Publishing 1996.

7. Halberstadt A.G., Denham S.A., Dunsmore J.S., Affective Social Competence. Blackwell Publishers 2001.

8. Mayer J.D. & Salovey P. What is emotional intelligence? In: P. Salovey & D. Sluyter (Eds). Emotional Development and Emotional Intelligence: Implications for Educators. New York: Basic Books 1997.

9. Peters C., Kranzler J.H., Rossen E. Validity of the Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test: Youth Version Research Edition. Canadian Journal of School Psychology 2009; 24(1):76-81.

10. Pons F., Harris P.L., Marc de Rosnay. Emotion comprehension between 3 and 11 years: Developmental periods and hierarchical organization. European Journal of Developmental Psychology 2004; 1(2):127-152.

11. Reynolds C.R. & Kamphaus R.W. (Eds.) Handbook of psychological and educational assessment of children: Personality, Behaviors, and Context (2nd ed.). New York, NY: The Guilford Press 2003.

12. Rivers S.E., Brackett M.A., Reyes M.R., Mayer J.D., Caruso D.R., and Salovey P. Measuring emotional intelligence in early adolescence

with the MSCEIT-YV: Psychometric properties and relationship with academic performance and psychosocial functioning. Journal of Psychoeducational Assessment 2012; 30(4):344-366.

13. Weare K. Developing the emotionally literate school». London: Paul Chapman 2004.

ANALYSIS OF APPROACHES TO ASSESSMENT OF SOCIOEMOTIONAL COMPETENCE IN PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL CHILDREN

K.S. PARKHOMENKO Lomonosov Moscow State University, Moscow

The article provides a review of some of the latest developments in the diagnostics of socio-emotional competence (SEC) in children. It presents the techniques using observation, interview, questionnaires, projective techniques, modeling of social situations to assess the level of SEC. In addition to diagnostic tools designed directly for the child, the methods that take into account the social adult and / or parent-reported assessment of child's SEC are described. The author points out the need for a systematic approach to the diagnostics, taking into account age specifics, the social situation of development (SSD) of a child involving family and adult educators / teachers, implementing the principle of unity of diagnosis and correction of children's SEC.

Keywords: socio-emotional competence, diagnostics, methods, systematic approach.

Address:

Parkhomenko Christine

graduate student,

Chair of age psychology and developmental psychology,

Faculty of psychology of M.V. Lomonosov Moscow State University.

E-mail: christinap@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.