Научная статья на тему 'Анализ подходов к назначению величины испытательного давления на магистральных газопроводах'

Анализ подходов к назначению величины испытательного давления на магистральных газопроводах Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
346
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вести газовой науки
ВАК
Ключевые слова
ГАЗОПРОВОД / ИСПЫТАНИЯ / ДАВЛЕНИЕ / GAS PIPELINE / TESTS / PRESSURE

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Маянц Юрий Анатольевич, Карпов Сергей Всеволодович, Ширяпов Дмитрий Игоревич

Для поддержания надежной и бесперебойной эксплуатации в течение всего жизненного цикла газопровода необходимо его соответствие требованиям нормативных документов, в том числе в части конструктивной прочности. Этой цели служит система контроля качества продукции на трубных заводах, включающая испытание труб пробным давлением в заводских условиях. В процессе сооружения газопровода стыковые сварные соединения подвергают дефектоскопии неразрушающими методами контроля, а отдельные участки газопроводов повышенной категории предварительным гидравлическим испытаниям на прочность. Ввод в эксплуатацию построенного газопровода осуществляют лишь после его успешного заключительного испытания на прочность статическим внутренним давлением, превышающим рабочее, и устанавливаемым действующими нормативными документами. Заключительные испытания на прочность в настоящее время продолжают оставаться единственным достаточно надежным свидетельством возможности ввода газопровода в эксплуатацию. Назначение величины испытательного давления направлено на обеспечение безопасности трубопроводов при проверке их на герметичность и в процессе эксплуатации. Возможные дефекты трубопровода, которые выявляются при испытаниях, характеризуются: пороговым давлением, при достижении и превышении которого дефект развивается; разрушающим давлением, при достижении которого происходит разрыв. При давлении в трубопроводе ниже порогового дефекты не претерпевают изменений, и разрушение не происходит в течение долгого времени (если только развитие дефектов не обусловлено коррозией, либо стресс-коррозией). Если пороговое напряжение превышено, развитие дефекта до разрушения произойдет обязательно через некоторый период времени, причем это время будет тем меньше, чем ближе давление к разрушающему. Проведенный анализ подходов к вопросу назначения величины испытательного давления для магистральных газопроводов в целом подтвердил обоснованность существующих требований. На основании анализа статистических данных испытаний на прочность участков магистральных газопроводов показано: давление при испытаниях необходимо назначать таким образом, чтобы в процессе последующей эксплуатации не достигалось величины порогового давления. Это исключает развитие дефектов, инициированных внутренним давлением в процессе испытаний трубопровода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Маянц Юрий Анатольевич, Карпов Сергей Всеволодович, Ширяпов Дмитрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of approaches to definition of test pressure on trunk gas pipelines

In order to maintain reliable and uninterrupted operation during the whole gas pipeline life cycle, it shall meet the requirements of regulatory documents, also in terms of the structural strength. The product quality control system in pipe plants serves for this objective and includes pipe tests with test pressure in factory conditions. In the process of gas pipeline construction butt-welded joints are exposed to non-destructive defec-toscopy, and some increased-category gas pipeline sections to preliminary hydraulic strength tests. The gas pipeline built is commissioned only after its successful final strength testing with static internal pressure exceeding the operating one and established by effective regulatory documents. Final strength tests currently remain the only quite reliable evidence of the possibility of gas pipeline commissioning. Definition of the test pressure value is aimed at provision of pipeline safety during their leak check and in the process of operation. Possible pipeline defects detected during tests are characterized by: threshold pressure, when the defect is developed if achieved and exceeded; destructive pressure, when fracture occurs if achieved. If the pressure in the pipeline is below the threshold one, the defects do not get changed, and destruction does not occur during a long period (unless defect development is preconditioned by corrosion or stress-corrosion). When the threshold pressure is exceeded, the defect is developed till destruction obligatory some time later, while this time will be the shorter, the closer the pressure to the destructive one. The completed analysis of approaches to the problem of definition of a test pressure value for trunk gas pipelines confirmed the relevance of existing requirements in general. It is shown on the basis of the analysis of statistic data on trunk gas pipeline strength tests that the test pressure shall be defined so that the value of the threshold pressure was not reached in the process of further operation, which eliminates the development of defects initiated by internal pressure in the process of pipeline test.

Текст научной работы на тему «Анализ подходов к назначению величины испытательного давления на магистральных газопроводах»

УДК 622.691.4.053

Ю.А. Маянц, С.В. Карпов, Д.И. Ширяпов

Анализ подходов к назначению величины испытательного давления на магистральных газопроводах

Для поддержания надежной и бесперебойной эксплуатации в течение всего жизненного цикла газопровод должен отвечать требованиям нормативных документов, в том числе в части конструктивной прочности.

Этой цели служит система контроля качества продукции на трубных заводах, включающая испытание труб пробным давлением в заводских условиях. В процессе сооружения газопровода стыковые сварные соединения подвергают дефектоскопии неразрушающими методами контроля, а отдельные участки газопроводов повышенной категории - предварительным гидравлическим испытаниям на прочность.

Давления испытания участков трубопровода на прочность в зависимости от этапов испытаний, категорий участков и их характеристик назначают выше проектного рабочего давления в 1,5; 1,25 и 1,1 раза, но не выше давления испытаний труб в заводских условиях (при гидравлических испытаниях).

Ввод в эксплуатацию построенного газопровода осуществляют лишь после его успешного заключительного испытания на прочность статическим внутренним давлением, превышающим рабочее и устанавливаемым действующими нормативными документами. Заключительные испытания на прочность в настоящее время продолжают оставаться единственным достаточно надежным свидетельством возможности ввода газопровода в эксплуатацию.

В работе [1] отмечалось, что встречаются случаи, когда после устранения дефекта, выявленного при испытаниях, следующее разрушение трубопровода в месте нового дефекта происходит при более низких давлениях, чем предыдущее.

В этой связи представляют интерес исследования А. Даффи, Р. Эйбера и У Макси [2], проведенные при испытаниях образцов труб одной плавки диаметром 914 мм, толщиной стенки 10 мм из стали с пределом текучести не ниже 411,9 МПа с искусственно нанесенными поверхностными F-образными надрезами длиной 84, 152 и 192 мм и глубиной 5 мм.

Указанные образцы труб нагружались почти до разрушающего давления и затем выдерживались при этом давлении до тех пор, пока они не разрушались вследствие пластической деформации и роста трещин.

Было выявлено, что при давлении ниже разрушающего возможно разрушение, которое наступает не сразу, а по прошествии некоторого времени. Показано, что чем больше давление выдержки отличается от разрушающего, тем позже наступает разрушение при испытании (табл. 1).

Учитывая, что испытания проводились на разных образцах, можно допустить разброс свойств, вызванных местными вариациями толщины стенки и некоторым разбросом значений предела текучести материала в районе дефекта.

Авторы работы [2] приводят рис. 1 и табл. 2, отражающие общие выводы по их исследованию.

При кратковременном нагружении величина разрушающего давления достигает Pmax; AP - величина уменьшения разрушающего давления при длительной выдержке.

Было отмечено, что при давлении ниже разрушающего на 5,4 % и более разрушения образцов труб с дефектами не наблюдалось.

Ключевые слова:

газопровод,

испытания,

давление.

Keywords:

gas pipeline,

tests,

pressure.

№ 1 (17) / 2014

94

Научно-технический сборник • ВЕСТИ ГАЗОВОЙ НАУКИ

Таблица 1

Характеристики некоторых поверхностных дефектов, подвергшихся выдержке под давлением несколько ниже разрушающего

№ образца СТ0,5, кГ/мм2 Cв, кГ/мм2 Длина поверхностного дефекта, мм Разрушающее давление, ати Длительность выдержки, мин AP, атм

1.1 51,8 64,2 84 113 0 0

1.2 51,8 64,2 84 111 7201 -2

1.3 51,8 64,2 84 110 431 -3

1.4 51,8 64,2 84 105 1210 -8

2.1 51,2 64,3 152 90 0 0

2.2 51,2 64,3 152 88 10 -2

2.3 51,2 64,3 152 85 222 -5

2.4 51,2 64,3 152 ОО U) 13452 -7

3.1 48,3 62,8 190 76 21 0

3.2 48,3 62,8 190 73 0 -3

3.3 48,3 62,8 190 74 3 -2

3.4 48,3 62,8 190 70 24 -6

Примечание

1 Основание F-образного надреза дало трещину, хотя ни течи, ни разрыва не последовало; однако датчики перемещения у конца надреза показали близость момента разрушения.

2 При выдержке разрушения не наступило.

Рис. 1. Графики испытаний труб [2]:

а - длина дефектов - 84 мм, глубина - 5 мм; б - длина дефектов - 152 мм, глубина - 5 мм; в - длина дефектов - 190 мм, глубина - 5 мм

№ 1 (17) / 2014

Управление техническим состоянием и целостностью газопроводов

95

Таблица 2

Данные о снижении разрушающего давления при длительной выдержке под давлением [6]

Размер дефекта, мм ДР max? ати (атмосфер технических избыточных) P max’ ати (ДРтах/Pmax) Х 100, %

84 5,6 113 5,0

152 4,9 90 5,4

190 3,2 73 4,3

Этот нижний уровень давления, при котором еще происходит рост дефекта, был назван К.Ф. Тиффани [4] «пороговым уровнем интенсивности напряжений». При этом важным выводом стало то, что разрушающее напряжение отличается примерно на 5 % от предела длительной прочности при любых размерах дефектов для трубных сталей.

Испытания повышенным давлением, преследовавшие цель «вырвать» дефектные трубы на испытываемом участке, проводились, в частности, в 1993-1995 гг. в рамках переиспы-тания гидравлическим способом и комплексного обследования действующей системы магистральных трубопроводов в ООО «Газпром трансгаз Югорск» [3]. Переиспытания проводились на участках со стресс-коррозионными дефектами. В процессе переиспытания участка газопровода при подъеме давления наблюдалось разрушение дефекта, давление снижалось до атмосферного, дефект устранялся, после чего аналогичные циклы повторялись до разрушения очередного дефекта или достижения давления испытания.

Такой порядок переиспытаний позволил исследовать поведение дефектов, подвергшихся малоцикловым нагружениям. Из 28 разрушившихся дефектов, которые подверглись воздействию нескольких циклов нагружения (2 и более), наибольший интерес вызывают те дефекты, у которых величины давлений на отдельных циклах, не приведших к разрушению, оказались выше давления последнего, разрушающего цикла. Насчитывалось 7 таких дефектов (табл. 3).

Полученные давления были пересчитаны с учетом высотных отметок, что позволило получить диаграммы нагружения этих дефектов (рис. 2, 3).

Примечательно поведение дефектов 1.3, 1.4 газопровода Ямбург - Елец I и дефекта 2.2 газопровода Уренгой - Центр I, которые разрушились через несколько циклов после максимального нагружения.

Поведение этих дефектов демонстрирует последовательное снижение порогового давления в последних циклах нагружения. Этот эффект показывает, что многократное достижение

Таблица 3

Величины давления в участках системы магистральных газопроводов Краснотурьинского ЛПУМГ при циклических нагружениях, МПа

№ дефекта Номера циклов нагружения дефектов, N„ I II

1 2 3 4 5 6 7 8

Ямбург - Елец I (1420 х 15,7)

1.1 8,11 9,01 8,91 1,11 1,11

1.2 8,55 9,45 9,35 9,7 9,94 9,9 0,4 0,4

1.3 8,15 9,05 8,95 9,3 9,54 9,5 9,51 0,31 -0,11

1.4 8,76 9,66 9,56 9,91 10,15 10,11 10,12 9,86 2,86 2,57

У рентой - Центр I (1420 х 15,7)

2.1 7,5 8,1 8,6 8,7 8,8 8,4 4,55 4,55

2.2 7,5 8,1 8,6 8,7 8,8 8,4 8,3 5,68 1,19

Уренгой - Петровск (1420 х 16,5)

3.1 7,7 9,1 9,7 9,89 9,4 4,95 4,95

Примечания

I - снижение давления при разрыве относительно максимального давления нагружения дефекта (%);

II - снижение давления при разрыве относительно предпоследнего цикла нагружения дефекта (%).

Зеленым цветом окрашены значения давления циклов максимального нагружения дефектов, не приведших к разрушению. Желтым цветом - давления разрушения дефектов на последнем цикле нагружения.

№ 1 (17) / 2014

P, МПа P, МПа P, МПа

96

Научно-технический сборник • ВЕСТИ ГАЗОВОЙ НАУКИ

N N

Рис. 2. Диаграммы циклического нагружения дефектов 1.1—1.4 до разрушения на газопроводе Ямбург - Елец I

Рис. 3. Диаграммы циклического нагружения дефектов 2.1, 2.2 и 3.1 до разрушения на газопроводах Уренгой - Центр I и Уренгой - Петровск

№ 1 (17) / 2014

Управление техническим состоянием и целостностью газопроводов

97

порогового давления может снижать его при каждом следующем цикле нагружения без разрушения.

Таким образом, дефекты трубопровода характеризуются двумя характерными давлениями:

• пороговым давлением, при достижении и превышении которого дефект развивается;

• разрушающим давлением, при достижении которого происходит разрыв.

При давлении в трубопроводе ниже порогового дефекты не претерпевают изменений, и разрушения не наблюдаются в течение долгого времени (если только развитие дефектов не происходит по причине коррозии либо стресскоррозии).

При проведении переиспытаний [3] был обнаружен эффект скачкообразного перехода дефектов на более низкий уровень характерных давлений с последующей приостановкой развития.

Этот эффект позволяет утверждать, что при начале снижения давления происходит фиксация характерных давлений, полученных при выдержке давления в трубопроводе при постоянном давлении.

Циклические нагрузки изменяют состояние дефектов, только когда максимальное дав-

Список литературы

1. Березин В. Л. Испытание магистральных нефтепродуктопроводов как метод повышения их надежности: тематич. науч.-технич. обзор / В. Л. Березин, В.В. Постников, Э.М. Ясин. -ВНИИОЭНГ, 1972. - (Серия «Транспорт

и хранение нефти и нефтепродуктов»).

2. Даффи А. О поведении дефектов в сосудах давления / А. Даффи, Р. Эйбер, У Макси; под. ред. Ю.М. Работнова // Новые методы оценки сопротивления металлов хрупкому разрушению: сб. ст. - М.: Мир, 1972.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ление циклов достигнет величины порогового давления. В противном случае они не будут влиять на рост дефекта.

Учитывая необходимость обеспечения некоторого запаса надежности, следует принять, что давление испытания на прочность должно быть выше рабочего в 1,1 раза, что соответствует существующим нормативным требованиям.

Результаты проведенных испытаний [3] подтверждаются также выводами более поздних исследований Х. Хейнса, Дж. Кифнера и М. Розен-фельда [5] о не более чем 5%-ном отличии порогового напряжения от разрушающего.

Проведенный анализ подходов к вопросу назначения величины испытательного давления для магистральных газопроводов в целом подтвердил обоснованность существующих взглядов.

Показано, что давление при испытаниях участков магистрального газопровода на прочность необходимо назначать таким образом, чтобы в процессе последующей эксплуатации не достигалось величины порогового давления, что исключает развитие дефектов, инициированных внутренним давлением в процессе испытаний трубопровода.

3. Галиуллин З.Т. Переиспытание и комплексное обследование магистральных газопроводов, подверженных стресс-коррозии: обз. инф. /

З.Т. Галиуллин, С.В. Карпов, М.И. Королев

и др. - М.: ИРЦ Газпром, 1996. -35 с. - (Серия «Транспорт и подземное хранение газа»).

4. Тиффани К.Ф. Прикладные вопросы вязкости разрушения / К.Ф. Тиффани, Дж.Н. Мастерс. -М.: Мир, 1968.

5. Хейнс Х. Гидроиспытания трубопровода:

о выборе времени выдержки под давлением / Х. Хейнс, Д. Кифнер, М. Розенфельд //

Oil & Gas Jomal Russia. - 2012. - № 11.

№ 1 (17) / 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.