Научная статья на тему 'Анализ подходов к моделированию поведения организационных систем'

Анализ подходов к моделированию поведения организационных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР / КООПЕРАТИВНЫЕ И ИЕРАРХИЧЕСКИЕ ИГРЫ / ТЕОРИЯ АКТИВНЫХ СИСТЕМ / МНОГОАГЕНТНЫЕ СИСТЕМЫ / SYSTEM FORMATION FACTOR / COOPERATIVE AND HIERARCHICAL GAMES / THE THEORY OF ACTIVE SYSTEMS / MULTIAGENT SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астанин С. В., Жуковская Н. К.

Специфика управления в операционных системах заключается в необходимости учета и согласования в процессе управления интересов всех участников. В зависимости от специализации, научные работы, связанные с данной тематикой, отличаются как различными постановками задачи согласованного принятия решений, так и методами прогноза поведения организационных систем. В работе осуществляется анализ различных решений к моделированию поведения элементов организационной системы с точки зрения системного подхода и делается заключение о необходимости разработки новых синтетических методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of modeling the organizational systems behaviour

Specifics of management in operational systems consists in necessity of the account and coordination during management of the participants interests. Depending on specialization, the scientific works connected with given subjects, differ both in various problem statements of the coordinated decision-making and methods of forecasting the organizational systems behaviour. The authors analyze various decisions concerning modelling the behaviour of the organizational system elements from the point of view of the system approach and make conclusion about necessity of development of the new synthetic methods.

Текст научной работы на тему «Анализ подходов к моделированию поведения организационных систем»

чает поддержание истинности предиката VtiR4(ti, tt ) AVtiR5(ti, t+). Ложное

значение предиката означает необходимость воздействия на объект управления, с целью приведения его в «Рабочее состояние». Таким образом, формализованная в данной работе задача управления уровнем сервиса является основой для построения стратегий и алгоритмов управления сервисами информационных систем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. ИТ Сервис-менеджмент, введении // «IT Expert», 2003.

2. Мелихов AM., Бернштейн Л.С., Коровин С.Я. Ситуационные советующие системы с нечеткой логикой. - М: Наука, 1990.

3. Башмаков AM., Башмаков КА. Интеллектуальные информационные технологии. - М: Изд-во МГТУ имени Баумана, 2005.

УДК 007

С.В. Астанин, Н.К. Жуковская

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К МОДЕЛИРОВАНИЮ ПОВЕДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ

. ,

годы интерес к оптимизации функционирования организационных систем постоянно растет. В первую очередь, это связано с разнообразием представителей данного класса: социальные, политические, экономические, производственные, общественные и т.д. В соответствии с [1], объединение людей, совместно реализующих программу или цель как, единое целое, называется организационной системой (ОС). Специфика управления в ОС заключается в необходимости учета и согласования в процессе управления интересов всех участников системы. При принятии решений, в таких системах неизбежно возникают конфликты, обусловленные противоречивыми интересами элементов. Оптимизация решений в условиях конфликта предполагает нахождение некоторого компромисса между интересами входящих в систему элементов. Решение подобной задачи, с точки зрения математики, является нетривиальным и предполагает различные постановки. В обычных экстремальных задачах речь идет о выборе решения одним лицом, и результат решения зависит от этого выбора, то есть определяется действиями только одного лица. В такую схему не укладываются ситуации, где решения, оптимальные для одной ,

конфликтующих сторон. В зависимости от специализации, научные работы, связанные с данной тематикой, отличаются как различными постановками задачи согласованного принятия решений, так и методами прогноза поведения организаци-[2]. -, , -, .

Целью данной работы является анализ существующих подходов к моделированию поведения элементов организационных систем. За основу анализа подходов к моделированию поведения ОС принимаются следующие положения:

1) , , -диняющая элементы как единое целое (системообразующий фактор);

2) цель конкретной системы установлена системой более высокого уровня;

3) элементы ОС активны, т.е. могут выбирать действия, обмениваться информацией;

4) каждый элемент ОС имеет собственные интересы;

5) игнорирование цели существования ОС ведет к ее распаду (отсутствие

);

6) элементы ОС имеют собственные интересы, но стремятся, в первую оче-

, (

).

1. Теоретико-игровые подходы. Среди теоретико-игровых подходов выделим кооперативные и иерархические игры.

Кооперативные игры формируют коллективное решение как результат совместных действий различных коалиций. Как правило, для моделирования поведения

,

полезностью. Теорию кооперативных игр интересует в основном то, какие коалиции образуются в процессе игры и какие условия необходимы для устойчивого

. ,

, -

щий фактор ОС. При моделировании поведения ОС нас, в первую очередь, интересуют не механизмы образования коалиций, а согласованные решения всех элементов системы. Как отмечается в [3], объединение в коалицию, включающую всех , -ности поведение участников игры, однако устойчивость этой коалиции требует

.

супераддитивные игры. Главные вопросы, которые встают при их исследовании -это вопросы об условиях реализуемости максимальной коалиции N и справедливом распределении выигрыша у(Ы) между игроками. Условием существования максимальной коалиции является понятие С-ядра, под которым понимается множество недоминируемых дележей игры. Это означает, если игроки пришли к такому дележу х выигрыша максимальной коалиции, что не существует дележа, доминирующего дележ х, то дележ х устойчив в том смысле, что никакой коалиции 8 С N не выгодно отделяться от коалиции N и делить между членами этой коалиции выигрыш у(8). Поскольку С-ядро кооперативной игры слишком часто оказывается пустым, были введены другие концепции решения. Так Дж. фон-Нейман и О. Моргенштерн [4] предложили рассматривать в качестве множества решений игры не отдельный дележ и даже не множество дележей, а множество подмножеств множества дележей, обладающих определенными свойствами. Каждое из этих подмножеств называется НМ-решением. Идея, которая лежит в основе НМ-

- . -тойчивость гарантирует равноправность дележей одного НМ-решения, то есть то, что в НМ-решении нельзя найти пару дележей, такую, что один из них доминирует другой. Внешняя устойчивость НМ-решения состоит в том, что для произвольного дележа найдется доминирующий его дележ, принадлежащий НМ-решению.

Между С-ядром кооперативной игры и ее НМ-решением имеется известная . , С- - , -

жит С-ядро. Как С-ядро, так и НМ-решения связаны с устойчивостью поведения игроков. В реальности результатом игры является всегда единственное распределение выигрыша между игроками. Такое распределение может определяться третьим лицом (арбитром), в соответствии с определенными понятиями «справедливости». В этой связи Шепли была предложена концепция решения на основе операторов значений игры. Оператором значения игры называется отображение

р [у], ставящее в соответствие любой кооперативной игре единственный дележ из множества дележей, называемый значением игры [5].

Если в кооперативных играх предполагается, что игроки выбирают свои стратегии одновременно и однократно, то в иерархических играх существует фиксированный порядок ходов. Обычно считается, что управляющий орган (центр) обладает правом первого хода, то есть выбирает свою стратегию первым и сообщает ее другим участникам системы - производителям [6]. В двухуровневой игре, в зависимости от того, может ли центр рассчитывать на то, что ему станет известно действие (выбор) производителя, он может выбирать свою стратегию либо как в «обычной» игре (то есть в виде отображения имеющейся у него информации во множество действий), либо в виде «функции» от выбора производителя [6, 7] (то есть в виде отображения имеющейся у него информации во множество функций, отображающих множество действий второго игрока во множество действий перво), , « » остальных игроков [6, 7]. Для иерархических игр характерно использование максимального гарантированного результата (МГР) в качестве базовой концепции ре. « » (

) -ции между игроками, что, очевидно, снижает неопределенность при принятии ре.

При использовании иерархической игры как модели ОС опять не учитывается системообразующий фактор системы. Кроме того, упрощены взаимоотношения центра и производителей. Если центр, является системой более высокого уровня, то именно он ставит цель ОС, в состав которой входят производители. Если центр ( ), -тывать цель ОС, что в реализации иерархической игры никак не отражается. Ско-, .

2. Теория активных систем. Основным методом исс ледований является теоретико-игровое моделирование, позволяющее предсказать поведение участников системы и выбрать управления, приводящие систему в наиболее предпочтительные с точки зрения выбранного критерия состояния [8]. Базовой моделью теории активных систем (АС) является двухуровневая статическая детерминированная АС, содержащая одного управляющего органа - центра на верхнем уровне иерархии и одного управляемого субъекта - активного элемента (АЭ) на нижнем уровне. Коллективное поведение агентов в такой системе описывается игрой - взаимодействием игроков (участников ОС), в котором полезность каждого игрока зависит как от

( ), . , силу гипотезы рационального поведения, каждый из игроков стремится выбором стратегии максимизировать свою целевую функцию, то, в случае нескольких игро-, . Набор таких рациональных стратегий называется решением игры. В активных системах, управляемые субъекты обладают свойством активности, в том числе, свободой выбора своего состояния. Помимо возможности выбора своего состояния, элементы активной системы обладают собственными интересами и предпочтениями, то есть осуществляют выбор состояния целенаправленно [8]. В теории активных систем немаловажную роль играет понятие рефлексивной игры, под которой понимается игра реальных и фантомных (существующих в сознании других реальных или фантомных агентов представлениях о соответствующем оппоненте) агентов

[9]. Исходом этой игры является информационное равновесие - совокупность действий реальных и фантомных агентов, являющихся их наилучшими ответами на

выбор оппонентами тех действий, которые тот или иной агент считает рациональными в рамках той информированности, которую он приписывает оппонентам.

,

представлениях, представлениях о представлениях и т.д.

В теории активных систем предполагается, что каждый агент точно знает целевые функции других агентов. Центр же знает только общий вид целевых функций, . . , . , разрешены взаимодействия, выделяют четыре класса моделей [2]:

1) , ( только обмен информацией и совместное принятие решений);

2) , ( перераспределять ресурс, но не полезность, например, ресурс - это деньги, а полезность - выполненная работа);

3) , (

передавать не могут, но могут брать трансферты от других агентов за изменение своей заявки на ресурс);

4) , (

, , , -изводство и купля-продажа ресурса за деньги).

С точки зрения моделирования ОС наиболее интересна первая модель. В теории активных систем основное внимание уделяется задачам управления в системе в зависимости от состава и структуры активной системы, целевых функций центра, информированности участников и других параметров [2]. Рефлексивные игры моделируются в рамках иерархических игр. При этом вопросы учета системообразующего фактора ОС и согласованных решений на этой основе не рассматриваются.

3. Многоагентные системы. Идея многоагентности предполагает кооперацию агентов при коллективном решении задач. В многоагентной системе агент, который не способен решить некоторую задачу самостоятельно, может обратиться к другим агентам. Другой вариант, когда необходима кооперация - это использование коллектива агентов для решения одной общей трудной задачи. При этом агенты могут строить планы действий, основываясь уже не только на своих воз, « » .

Для данного направления исследований характерно использование разнооб-.

коллективного поведения агентов. Как правило, каждая из моделей концентрирует внимание на нескольких аспектах такого поведения и рассматривает проблемы в соответствии с выбранной моделью самого агента. В первую очередь, можно вы, ,

, .

Так, процесс формирования кооперативного решения в рамках СР8-модели

[10] включает четыре этапа: распознавание, формирование группы агентов, формирование совместного плана, совместные действия. Этап распознавания связан с определением необходимости кооперативных действий для отдельного агента. На втором этапе агентом осуществляется поиск партнеров, заинтересованных в со. , осуществляющих дальнейшую деятельность на основе некоторых, общих для всех, соглашений. На третьем этапе, с целью выработки совместного плана действий, агенты ведет переговоры. И, наконец, на четвертом этапе агенты действуют согласно выработанному плану, поддерживая взаимодействие на основе принятым на .

С точки зрения моделирования организационных систем, наиболее интересны последние два этапа. Это определяется тем, что первые этапы связаны, либо с формированием организационной системы, либо с формированием команды ( ).

, , -щие аналоги в теории игр. Так, используются кооперативные игры, переговорные

, , . использования кооперативных игр для моделирования организационных систем. , , концепций теории кооперативных игр не применима к ситуациям неполной информированности игроков и/или динамическим играм с несовершенной информи-.

Известно, что коллективы даже простейших автоматов, в которых каждый автомат преследует только свои примитивные цели, в целом способны решать очень сложные задачи [11]. При переходе к коллективу агентов, решающих некоторую общую задачу, в работах МЛ. Цетлина и его последователей для агентов сохраняется автоматный уровень сложности, а также принцип незнания о существовании .

, -

трального устройства управления, входящего в структуру среды. Это свидетельствует о том, что многоагентные системы, для которых принципиальным требованием являются децентрализация и автономность, не могут быть реализованы на уровне агентов автоматной сложности. Использование идеи коллективного поведения приводит к массе проблем. Среди них выделяют следующие: формирование совместных планов действий, возможность учета интересов агентов, синхронизацию совместных действий, наличие конфликтующих целей, наличие конкуренции за совместные ресурсы, организацию переговоров о совместных действиях, распознавание необходимости кооперации, выбор подходящего партнера, обучение поведению в коллективе, декомпозиция задач и разделение обязанностей, правила поведения в коллективе, совместные обязательства и т.д.

. -ных систем показал, что они решают частные задачи, а многие не учитывают факт уже имеющейся организационной системы и, как следствие, игнорируют наличие

.

новых методов и гибридных подходов, основанных на учете как цели системы, так и частных интересов элементов. Причем все элементы системы вынуждены сотрудничать в рамках максимальной коалиции, т.к. отказ от взаимодействия ведет к .

, :

♦ «открытостью» по отношению к внешней динамической среде;

♦ наличием неравновесных состояний, что определяется несовпадающими и конфликтующими интересами элементов системы, связанных с решением задач в условиях ограниченных ресурсов;

♦ наличием цели системы;

♦ когерентностью поведения элементов системы, вызванной необходимостью согласованного функционирования;

♦ необратимостью процессов в системе, приводящих к созданию макси-

.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. -1456 с.

2. . . -

. - .: - , 2003. - 140 .

3. Оуэн Г. Теория игр. - М.: Мир, 1971.

4. ., . . - .: , 1970.

- 707 с.

5. Shapley L. S. A value for n-person games. In: Contributions to the Theory of Games II. Princeton University Press: Princeton, 1953, pp.307-317.

6. Гермейер Ю.Б. Игры с непротивоположными интересами. - М.: Наука, 1976.

7. Кукушкин Н.С., Морозов В.В. Теория неантагонистических игр. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

8. Ноеиков Д. А., Петраков С. Н. Курс теории организационных систем. - М.: СИНТЕГ, 1999. - 108 с.

9. Новиков ДА., Чхартишвили АТ. Рефлекси вные игры. - М.: Синтег, 2003. - 160 с.

10. Rao and M. P. Georgeff. Formal models and decision procedures for multi-agent systems. Tech. Rep. 61, Australian Artificial Intelligence Institute, Melbourne, Australia, June 1995.

11. . . -

. - : , 1969. - 316 .

УДК 681.3

..

ЛОКАЛЬНО СИММЕТРИЧНЫЕ ОПТИМАЛЬНЫЕ РАСПИСАНИЯ

Динамическое программирование планарных расписаний заданного массива координатных прямоугольных тетродов в заданной области 22 -плоскости - опирается на локальную оптимизацию последовательной аддитивной тетродной графики с целью минимизации внутренних пустот горизонтальной полосы операционного поля вычислительных ресурсов обоего рода - процессорных и временных, и последующей минимизации положения подвижной границы упомянутой полосы [1].

обобщения полосной локации на симметричную локацию аддитивной графики внутри координатного квадранта 2 :-плоскости приводит к необходимости анализа на экстремум локально-симметричных, в том или ином смысле, множеств координатных тетродных элементов.

-

тетродов в пределах координатного объемлющего тетрода составляет задачу планарного расписания по отношению к упомянутому массиву [2]. Мы разделяем данную задачу на две стадии. К первой стадии решения задачи составления планарного расписания относим аддитивную графику массива данных координатных тетродных элементов с минимумом внутренних пустот в построенной суперпозиции и с минимальной площадью объемлющего графику координатного тетрода-выпуклой оболочки аддитивности тетродных координатных элементов. Ко второй

- , -делы области расписания. В данной работе рассматривается первая стадия решения задачи построения планарного расписания. При этом объемлющий координат, , -ется в качестве точного объемлющего множества по отношению к упомянутой ад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.