Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ/PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 37.012.3 https://doi.org/10.33619/2414-2948/46/53
АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ПЕДАГОГИКЕ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
©Цыбов Н. Н., ORCID 0000-0003-3196-0496, канд. техн. наук, Киргизский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова, г. Бишкек, Кыргызстан, Nikolay_research@mail.ru
ANALYSIS OF PROMISING TRENDS IN PEDAGOGY WHICH INFLUENCE THE SUCCESS OF THE EDUCATIONAL PROCESS
©Tsybov N., ORCID 0000-0003-3196-0496, Ph.D., N. Isanov the Kyrgyz State University of Construction, Transport and Architecture, Bishkek, Kyrgyzstan, Nikolay_research@mail.ru
Аннотация. Повышение эффективности образовательного процесса является одной из важнейших задач, как среднего, так и высшего образования. В целях их реализации исследователями неоднократно предлагались новые варианты концепций, теорий и методов обучения. Опыт внедрения и использования существующих образовательных теорий и концепций показал, что каждое нововведение в образовании после непродолжительного периода подвергалось критике. Это не значит, что все нововведения в образовательной области были изначально неактуальны. В ряде случаев перспективные идеи новаторов не смоги быть внедренными в связи с недостаточной подготовкой педагогов, а также с недостаточной организационной готовностью министерства образования. Что же касается методов воспитания, то традиционными методами для этих целей уже длительное время являются убеждения, личный пример преподавателя, педагогический такт и меры предупреждения, что для реализации современного воспитательного процесса недостаточно. К тому же стоит отметить, что вышеперечисленные методы реализуются в большинстве случаев формально и только некоторые педагоги и преподаватели обладают педагогическим тактом и могут быть примером при воспитания базовых личностных качеств обучающихся. Целью статьи является анализ аспектов образовательного процесса, влияющих на эффективность процесса обучения и воспитания. Результаты. Рассмотрены подходы к повышению эффективности образовательного процесса с позиций существующих образовательных концепций, с позиции психодидактики и когнитивной педагогики. Особое внимание в статье уделено учету личностных индивидуальных особенностей обучающихся, моделям педагогического взаимодействия и воспитательной части образовательного процесса. При анализе факторов, влияющих на эффективность воспитательного процесса, рассмотрены вопросы диагностики и коррекции качеств личности обучающихся.
Abstract. Improving the efficiency of the educational process is one of the most important tasks of both secondary and higher education. In order to implement them, researchers repeatedly proposed new versions of concepts, theories and teaching methods. The experience of introducing and using existing educational theories and concepts has shown that every education innovation has been criticized after a short period. This does not mean that all innovations in the educational field have been initially inoperative. In some cases, promising ideas from innovators could not be implemented due to insufficient training of teachers, as well as insufficient organizational readiness
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46
of the Ministry of Education. As for the mentoring methods, the traditional methods for these purposes used to be dogmata, teacher's personal example, teaching tact and preventive measures that are not enough for the implementation of a modern educational process. In addition, it is worth noting that the above methods are implemented in most cases formally and only some teachers and coaches have teaching tact and can be an example when educating student's basic personal qualities. The objective of the article is to analyze aspects of the educational process that affect the efficiency of the education and mentoring process. Results. The approaches to improving the efficiency of the educational process were considered from the standpoint of existing educational concepts, from the standpoint of psycho-didactics and cognitive pedagogy. In the article, especial attention is paid to considering student's personal characteristics, models of pedagogical interaction and mentoring part of the educational process. When analyzing the factors affecting the efficiency of the educational process, the issues of diagnosing and correcting students' personal qualities were considered.
Ключевые слова: воспитательный процесс, личностные качества, эгомотивы, психодидактика.
Keywords: mentoring process, personal qualities, egomotives, psycho-didactics.
Введение
Современный этап развития образовательных технологий характеризуется новыми экспериментальными исследованиями модернизированных теорий, концепций, методов обучения и воспитания. На настоящий момент для современного процесса образования характерна тенденция прогрессирующего отставания внедрения инновационных методов обучения от результатов научно-технического прогресса. Достижения науки и техники во всех сферах производства взаимосвязаны с формированием новых требований к квалификации специалистов всех имеющихся профессий, что в свою очередь требует пересмотра и корректировки образовательных программ и методов их реализации. Стремительное внедрение новых инновационных технологий во все сферы производства требует от образовательных структур оперативной адаптации существующих теорий, концепций и методов обучения ко всем нововведениям в жизни современного человека.
Методы исследований
Методологическая основа изысканий, исходя из многогранной природы факторов, влияющих на образовательный процесс, представляет собой комплексное применение взаимодополняющих подходов, основными из которых являются системно-деятельностный, гуманистический, компетентностный и личностно-ориентированный.
Результаты
Проанализируем аспекты перспективных направлений в педагогике, оказывающих влияние на успешность образовательного процесса.
Методология психодидиактики при подготовке учебно-методических материалов
Психодидактика является сравнительно новой научной теорией, объединяющей дидактические, психологические и методические знания. Психодидактический подход в образовании по своей сути должен охватывать все основные составляющие вопросов обучения и воспитания. Но несмотря на то, что новая научная теория существует более двух десятков лет, на сегодняшний день не выработано единого понимания задач психодидактики. Методологический аппарат психодидактики каждый исследователь представляет по-своему.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46
На сегодняшний день основной акцент исследований в области психодидактики ориентирован на изучение методических, дидактических и частно-предметных составляющих образовательного процесса. Что же касается психологической составляющей психодидактики, определяющей подбор психических функций личности, учитывающий возрастные, индивидуальные и личностные особенности, которые способствуют достижению поставленной дидактической цели, то эта часть знаний требует новых исследований, по результатам которых необходимо создать соответствующие методы диагностики и коррекции качеств личности. С позиции воспитательного процесса все существующие на сегодня методы тестирования психических функций личности, выявляющих личностные качества студентов и преподавателей, в большей степени ориентированы на деятельность психотерапевта, чем на школьного или вузовского психолога. Диагностика, формирование и коррекция качеств личности участников образовательного процесса на сегодня весьма затруднена, ввиду отсутствия методик тестирования, формирования и коррекции качеств личности, ориентированных на воспитательный процесс.
По методологической составляющей психодидактики весьма результативными являются исследования профессора Э. Мамбетакунова. Результатом этих исследований при создании методик преподавания естественнонаучных знаний были определены такие структурные элементы знаний как «...научные факты, понятия, законы, теории, методы исследования и практическое применение знаний» [1]. В соответствии с исследованиями Э. Мамбетакунова наиболее значимым элементом знаний из вышеперечисленных элементов является «научное понятие» как фундаментальная основа к пониманию изучаемых законов и теорий. Этапами формирования естественнонаучных понятий по Э. Мамбетакунову являются:
1. Выявление общих и существенных признаков понятий на основе анализа фактов, результатов наблюдений и демонстрационных опытов.
2. Синтезирование существенных признаков в определение.
3. Уточнение и закрепление существенных признаков и логических связей.
4. Разграничение формируемого понятия от других ранее усвоенных сходных понятий.
5. Установление связей и отношений между понятиями.
6. Применение понятий в решении практических и познавательных задач по данному предмету.
7. Классификация и систематизация понятий.
8. обогащение понятий, то есть расширение объема и конкретизация содержания понятий.
9. Применение понятий при решении учебных задач межпредметного содержания.
Новым перспективным направлением в педагогике является разработка учебно-
методических материалов, создаваемых с использованием психодидактических пакетных технологий. Наиболее значимыми работами по созданию психодидактических пакетных технологий являются исследования А. Н. Крутского и О. С. Гибельгауз, которые в своих исследованиях выделили четырнадцать методологических подходов к обучению и усвоению знаний: - проблеммный, программированный, дискретный, системно-структурный, системно-логический, индивидуально-дифференцированный, игровой, коммуникативный, историко-библиографический, межпредметный, демонстрационно-технический, задачный и модельный [2]. Дидактический пакет по определению авторов пакетных технологий представляет собой учебно-методический комплект, содержащий по каждой изучаемой теме четырнадцать вариантов учебного материала и методик их применения, соответствующих четырнадцати методологическим подходам к обучению и усвоению предлагаемых знаний.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46
Конечно же, создание учебно-методического материала по каждой теме в четырнадцати вариантах является весьма трудоемкой задачей, требующей сотрудничества высококвалифицированных педагогов и психологов. Но в случае реализации таких задач преподаватели получат весьма широкие возможности в предоставлении учебного материала. Имея учебный материал, учитывающий четырнадцать методологических подходов к обучению, преподаватель, в зависимости от конкретной педагогической ситуации, может использовать методы различных педагогических и психологических концепций, учитывать уровень подготовки обучающихся, их психоэмоциональное состояние и в зависимости от уровня развития обучающихся реализовывать индивидуально-дифференцированный подход в обучении.
Комплексное применение существующих теорий, концепций и методов обучения В условиях массового применения когнитивных обучающих систем и обучающих программ ни одна отдельная существующая концепция или теория обучения не может быть универсальной. Даже в рамках одной дисциплины на каждом отдельном занятии целесообразно применение элементов различных образовательных теорий и методов обучения. Наиболее оптимальным будет формировать компоненты теорий и концепций образования индивидуально для каждой темы конкретной дисциплины. При использовании существующих теорий и концепций следует учитывать тот факт, что в случае их реализации с применением автоматизированных когнитивных обучающих систем их эффективность применения будет качественно отличаться от варианта их применения в традиционных условиях без использования возможностей программно-аппаратных средств. Когнитивные обучающие системы предоставляют преподавателю новые возможности, при которых он может эффективно применять элементы теорий, которые при традиционном использовании считают на сегодня малоэффективными. К примеру, при применении проблемно-деятельностного обучения, ориентированного на реализацию самостоятельной познавательной деятельности, весьма целесообразно исходные дополнительные материалы предоставить студенту в объяснительно-иллюстративной форме, используя такие современные возможности автоматизированных обучающих систем, как сонастройка комбинации насыщенности и количества цветов отображаемой информации в соответствии с психотипом обучающегося, применение возможностей «типографики» (применении различных шрифтов), согласно психофизиологическим возможностям конкретного студента нормирование объемов и скорости восприятия визуальной информации и т. д. [3].
Аспекты когнитивной педагогики Основные акценты когнитивной педагогики ориентированы на реализацию познавательных возможностей человека, включающих в себя восприятие новой информации, ее обработку, запоминание и усвоение [4-6]. Ориентировать весь процесс обучения только на методологию когнитивной педагогики конечно же не целесообразно, но не учитывать элементы ее возможностей в современном образовательном процессе просто недопустимо.
Область исследований когнитивной психологии охватывает вопросы воображения, восприятия человека, репрезентации знаний, его внимания и памяти. Развитие выше перечисленных психических функций человека могут значительно повысить эффективность образовательного процесса. С позиции когнитивной психологии человек является «сложной системой», способной воспринимать, обрабатывать, анализировать и хранить информацию об объектах и событиях окружающей действительности. Восприятие человека представляет собой активный процесс приема и обработки информации. Значительное повышение
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46
эффективности восприятия, запоминания и усвоения студентами новых знаний происходит при активизации ритмов головного мозга в различных частотных диапазонах, а именно:
- Активации дельта ритмов головного мозга во время бодрствования способствует снижению тревожности и стрессового состояния.
- Воздействие тета-волн на мозг человека способствует снижению тревожности, улучшению психо-эмоционального состояния и памяти, а также способствуют активизации интуиции и творческих способностей.
- Ярко выраженную активности альфа-ритмов большинство испытуемых воспринимают как большое творческое вдохновение. «В диапазоне от 8 до 10 Гц у человека резко повышается способность к восприятию и пониманию новой информации.
- При излучении альфа-волн на частоте 8,22 Гц у человека значительно активизируются творческие способности.
- При излучении альфа-волн на частоте 10 Гц человек находится в ясном сознании и приподнятом настроении, у него увеличивается наличие серотонина, в случае недомогания отмечается снижение болевых ощущений.
- При излучении альфа-волн на частоте 11 Гц человека находится в расслабленном состоянии.
- При частоте альфа-волн 12 Гц у человека наступает эмоциональная стабильность.
- При излучении альфа-волн в диапазоне частот от 11 до 14 Гц у человека усиливается концентрация.
- При излучении альфа-волн в диапазоне частот от 12 до 14 Гц у человека возрастает способность к пассивному восприятию информации».
- Наряду с увеличением эффективности обучения при активности бета ритмов у учащихся было отмечено улучшение коммуникативности, внимания и усидчивости. Аналогичные результаты получены исследователями при воздействии на человека бета-волн в диапазоне 14-22 Гц.
- При воздействии бета-волн в диапазоне 12-15 Гц отмечено увеличение способности при выполнении арифметических операций.
- С повышением частоты гамма диапазона у человека повышается способность к вспоминанию информации, а также возрастает скорость обработки информации.
Наиболее ярко выраженную активизацию ритмов головного мозга отмечают у людей практикующих медитацию. Это подтверждают исследования профессора Такахаши, а также с исследования «Гарвардской медицинской школы. Согласно исследованиям, проведенным в Кыргызстане, у практикующих работу с эгомотивами по методике А. В. Крутикова отмечена активизация ритмов головного мозга в диапазонах, соответствующих активизации когнитивных и творческих способностей [7] .
Активизация излучений ритмов головного мозга человека может происходить не только спонтанно, но и с помощью сонастройки осознания человека на восприятие новых знаний. Методами, способствующими сонастройке осознания на форсированный режим восприятия новых знаний, является психокоррекционная работа с эгомотивами и формирование базовых личностных качеств обучающихся, ориентированных на воспитание духовно-нравственных качеств личности. Методы сонастройки восприятия подробно отражены в работе [8].
Воспитательная составляющая образовательного процесса
Воспитание молодежи является одой из наиболее важных задач образования. Конечно же, традиционные методы обучения, убеждения, личный пример преподавателя, педагогический такт, меры предупреждения, проведение игровых психотреннингов, оказывают позитивное воздействие на воспитание школьников и студентов, но этого
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46
недостаточно для коррекции и формирования базовых личностных качеств обучающихся, являющихся основой при взаимодействии молодого человека в семье, в школе, в вузе и в социуме.
Одной из основных проблем, ухудшающих эффективность воспитательного процесса, является недостаточная подготовка педагогов. Ни какие слова не окажут должного корректирующего воздействия на обучающегося, если сам педагог не обладаем теми духовно-нравственными ценностями, о которых говорит. Поэтому воспитание школьников и студентов должно начинаться с воспитания педагогов и преподавателей.
Поведение любого человека, школьника или взрослого, обусловлено влиянием эгомотивов, присутствующих в сознании человека.
Эгомотив является термином ранней классической психологии. В соответствии с существующей классификацией эгомотивы личности можно отнести к «ситуационным мотивам» и «мотивам целей», обусловленных влиянием «супер-эго».
Для очищения сознания человека от воздействия эгомотивов необходимы средства и методы диагностики негативных установок, а также методы коррекции и формирования базовых личностных качеств как студентов, так и преподавателей.
Исследователями выявлено, что вне зависимости от возраста обучающихся положительным результатом воспитательной работы при коррекционной работе с эгомотивами является активное развитие когнитивных и творческих качеств личности.
Аспекты педагогического взаимодействия
Любой процесс обучения в первую очередь является педагогическим и для его реализации необходимо формирование активного двухстороннего педагогического взаимодействия. Любой процесс общения по своей сути является перцептивным компонентом общения, при котором происходит взаимное активное восприятие и анализ реакций собеседников на их взаимное поведение. Школьник и студент, как правило, не обладает необходимым объемом знаний для того, чтобы быть равноправным собеседником с преподавателем. В этих условиях мастерство преподавателя и заключается в его способности создавать условия, при которых процесс педагогического общения не будет односторонним.
Негативными факторами в межличностном познании, ухудшающими педагогическое взаимодействие, являются социально-перцептивные стереотипы, при которых преподаватель предполагает наличие у обучающихся свойственных стереотипу определенных качеств. Под воздействием стереотипов преподаватель получает искаженную информацию о обучающихся, что препятствует адекватной оценки личности школьника или студента. Наиболее демократичной и перспективной является личностно-ориентированная модель педагогического взаимодействия, которая учитывает индивидуальность и личностные особенности каждого обучающегося.
Учет личностных индивидуальных особенностей при обучении
Полностью одинаковых людей не существует, каждая личность представляет собой индивидуальность. Каждому человеку свойственны проявления характера, воображения, восприятия в соответствии с особенностями иго индивидуальности. И конечно же, игнорировать индивидуальности человека при обучении просто недопустимо. Особую актуальность учет индивидуальности имеет в дошкольных учреждениях. Именно в дошкольном возрасте целесообразно выявить психические, когнитивные и творческие особенности ребенка и в случае их явных отклонений появляется возможность оказать ребенку своевременную квалифицированную помощь. В условиях школьного образования попытки организации учета индивидуальных особенностей обучающихся весьма затруднены
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46
отсутствием методов и средств диагностики личностных качеств учеников. Для этих целей недостаточно методик тестирования и автоматизированных средств. И конечно же, если бы после окончания дошкольных учреждений ребенок приходил в общеобразовательную школу имея сформированный «психологический паспорт», отражающий его когнитивные, творческие и личностные особенности, организация индивидуального подхода при обучения намного бы упростилась. Методы и средства диагностики личностных особенностей также необходимы и на этапах вузовского обучения и воспитания, так как в процессе становления и развития личности качества и наклонности человека видоизменяются.
Выводы
В современных условиях успешность образовательного процесса может быть реализована:
- при грамотном наборе элементов образовательных теорий, концепций и методов для каждой темы изучаемой дисциплины;
- при подготовке учебно-методических материалов, разработанных с учетом дидактических, психологических и методических знаний;
- при эффективно налаженном педагогическим взаимодействием преподавателей и обучающихся, при котором будут учитываться индивидуальные и личностные особенности как студентов, так и преподавателей.
- при организации работ в учебных заведениях по диагностике, коррекции и формированию личностных качеств как студентов, так и преподавателей.
Список литературы:
1. Мамбетакунов Э. Результаты исследований проблемы психодидактики естественнонаучного образования в Кыргызстане // Вестник Киргизского Национального Университета имени Жусупа Баласагына. 2019. №1 (97). С. 48-52.
2. Крутский А. Н., Гибельгауз О. С. Психодидактические пакетные технологии обучения // Специфика педагогического образования в регионах России. 2016. №1 (9). С. 3031.
3. Цыбов Н. Н. Применение педагогических теорий, концепций и методов обучения при проектировании интеллектуальных обучающих систем // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8. №1 (26). С. 314-321. DOI: 10.24411/2309-4370-2019-11318
4. Сергеев С. Ф. Когнитивная педагогика: особенности научения и образования взрослых // Вестник северо-восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2016. №3 (03). С. 30-35.
5. Холодная М. А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. М.; ПЕРСЭ, 2002. 304 с.
6. Сергеев С. Ф., Сергеева А. С. Обучающая коммуникация и интерфейс в компьютерных образовательных системах и средах // Открытое образование. 2014. №5 (106). С. 41-48. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2014-5(106-41-48
7. Крутиков А. В. Персональный психолог. Сингармонический психотренинг. М. 2012.
244 с.
8. Цыбов Н. Н. Факторы, влияющие на эффективность процесса обучения в технических вузах // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №7. С. 345-357. https://doi.org/10.33619/2414-2948/44/45
9. Эллис А., Драйден У Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. Учебное пособие. СПб, Изд-во Речь, 2009.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46
References:
1. Mambetakunov, E. (2019). Results of on the problem of psychodidactic science education in Kyrgyzstan. Vestnik Kyrgyzskogo Nacional'nogo Universiteta imeni ZHusupa Balasagyna, (1(97)). 48-52. (in Russian)
2. Krutskii, A.N., & Gibelgauz, O. S. (2016). Psychodidactical Package Learning Technologies. Specifika pedagogicheskogo obrazovaniya v regionah Rossii, 1(9). 30-31. (in Russian)
3. Tsybov, N. N. (2019). Application of pedagogical theories, concepts and teaching methods for intelligent learning systems design. Samara Journal of Science, 5(1(26)). 314-321. doi:10.24411/2309-4370-2019-11318 (in Russian)
4. Sergeev, S. F. (2016). Cognitive Pedagogy: Learning and Adult Education. Vestnik of North-Eastern Federal University, 3(03). 30-35. (in Russian)
5. Holodnaya, M. A. (2002). Kognitivnye stili: O prirode individual'nogo uma. Moscow. PER SE, 304. (in Russian)
6. Sergeev, S. F., & Sergeeva, A. S. (2014). Learning Communication and Interface in Computer-based Education Systems and Environments. Open Education, 5(106). 41-48. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2014-5(106-41-48 (in Russian)
7. Krutikov, A. V. (2012). Personal'nyj psiholog. Singarmonicheskij psihotrening. Moscow. 244 (in Russian)
8. Tsybov, N. (2019). Factors Affecting the Efficiency of the Training Process in Technical Universities. Bulletin of Science and Practice, 5(7), 345-357. https://doi.org/10.33619/2414-2948/44/45 (in Russian).
9. Ellis, A., & Drajden, U. Praktika racional'no-emocional'noj povedencheskoj terapii. Uchebnoe posobie. St. Petersburg, Izd-vo Rech', 2009. (in Russian)
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 09.0 7.2019 г. 14.0 7.2019 г.
Ссылка для цитирования:
Цыбов Н. Н. Анализ перспективных направлений в педагогике, оказывающих влияние на успешность образовательного процесса // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №9. С. 447-454. https://doi.org/10.33619/2414-2948/46/53
Cite as (APA):
Tsybov, N. (2019). Analysis of Promising Trends in Pedagogy Which Influence the Success of the Educational Process. Bulletin of Science and Practice, 5(9), 447-454. https://doi.org/10.33619/2414-2948/46/53 (in Russian).