Научная статья на тему 'Анализ переходных процессов тяговых электрических двигателей электровозов с учетом условий эксплуатации'

Анализ переходных процессов тяговых электрических двигателей электровозов с учетом условий эксплуатации Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
482
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ / ДИАГНОСТИРОВАНИЕ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / РЕАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ / TRACTION ELECTRIC MOTOR / DIAGNOSTICS / MATHEMATICAL MODELING / ACTUAL ENVIRONMENT OF OPERATIONS

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Харламов Виктор Васильевич, Шкодун Павел Константинович, Попов Денис Игоревич, Проненко Алексей Викторович

Предложено проводить приемо-сдаточные испытания тяговых электродвигателей электровозов не только в стационарных, но и в переходных режимах. На основе математического моделирования переходных процессов в цепи обмотки якоря предложен подход, позволяющий определить требования к силовому оборудованию испытательной станции, необходимые для обеспечения испытания тяговых электродвигателей с учетом параметров перегона, а также провести оценку возможности реализации необходимых режимов с использованием существующих испытательных станций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Харламов Виктор Васильевич, Шкодун Павел Константинович, Попов Денис Игоревич, Проненко Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors propose to carry out the acceptance tests of traction electric motors in electric locomotives not only in stationary conditions but also in transient ones. Based on transient mathematical modeling in armature circuit the authors propose the approach which allows determining the requirements for power equipment of test station. The requirements are necessary for providing the tests of traction electric motors considering ferry parameters and estimating the opportunities for implementing the required conditions using the existing test stations.

Текст научной работы на тему «Анализ переходных процессов тяговых электрических двигателей электровозов с учетом условий эксплуатации»

УДК 621.333

АНАЛИЗ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОВОЗОВ

С УЧЕТОМ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

В.В. Харламов, П.К. Шкодун, Д.И. Попов, А.В. Проненко

Омский государственный университет путей сообщения E-mail: [email protected]

Предложено проводить приемо-сдаточные испытания тяговых электродвигателей электровозов не только в стационарных, ноив переходных режимах. На основе математического моделирования переходных процессов в цепи обмотки якоря предложен подход, позволяющий определить требования к силовому оборудованию испытательной станции, необходимые для обеспечения испытания тяговых электродвигателей сучетом параметров перегона, а также провести оценку возможности реализации необходимых режимов с использованием существующих испытательных станций.

Ключевые слова:

Тяговый электродвигатель, диагностирование, математическое моделирование, реальные условия эксплуатации.

Key words:

Traction electric motor, diagnostics, mathematical modeling, actual environment of operations.

Повышение качества технического обслуживания электровозов в условиях локомотивного депо, несомненно, является актуальным. Одним из путей достижения указанной цели является решение задачи совершенствования методики проведения приемо-сдаточных испытаний тяговых электродвигателей (ТЭД), в том числе при их испытаниях на коммутационную устойчивость.

В настоящее время оценку коммутационной устойчивости работы ТЭД при проведении приемо-сдаточных испытаний производят в соответствии с ГОСТ 2582-81 и разработанными технологическими картами в стационарном режиме нагрузки [1]. Вместе с тем, уровень искрения под щетками ТЭД зависит не только от постоянной составляющей тока якоря, но и от его производной по времени, которая воздействует на магнитный поток в зоне коммутации [2], что приводит к усилению неидентичности коммутационных циклов в секциях обмотки якоря и, следовательно, к значительному усложнению настройки коммутации. Возникновение искрения щеток и появление круговых огней при эксплуатации ТЭД в большей степени проявляется в нестационарных (переходных) режимах работы электродвигателей, например, при трогании электровоза, боксовании.

Следовательно, необходимо проводить испытания ТЭД не только в стационарных, но и в переходных режимах работы с учетом условий эксплуатации. Для этого необходимо сформировать методику получения информации об особенностях работы ТЭД электровоза на участке железной дороги с целью определения параметров переходных режимов в силовой цепи ТЭД. С другой стороны, полученная информация может служить основой для уточнения условий проведения приемо-сдаточных испытаний и формирования требований к силовому оборудованию испытательной станции ТЭД.

Для возможности детального анализа данного вопроса необходимо провести математическое моделирование переходных процессов в цепи обмот-

ки якоря ТЭД, которое позволит получить необходимые данные для определения режимов, устанавливаемых при проведении испытаний. В качестве исходных данных для математического моделирования переходных режимов возможно использование результатов измерений, выполненных на перегоне Ишим-Московка Западно-Сибирской железной дороги, и параметров эксплуатируемых на данном перегоне электровозов ВЛ-10 с тяговыми двигателями ТЛ-2К1. На данном перегоне рассмотрены переходные режимы при начале движения электровоза с места, осуществлении ослабления возбуждения ТЭД и др. Данные измерений параметров по одному из участков выбранного перегона приведены на рис. 1. Помимо напряжения контактной сети, схемы соединения силовых цепей ТЭД и скорости движения электровоза также регистрировалась степень ослабления возбуждения.

На основании электрической схемы соединений электровоза ВЛ-10 [3] и соответствующей схемы замещения (рис. 2) сформирована система дифференциальных уравнений, описывающая переходные процессы в якорной цепи ТЭД:

'dL = 1 х

dt 24 + 4P(t)

x[Ua(t) -n(t)• Ce .ф(IJ-la -2Ra];

~(Ua (t) - n(t) • Ce хФ( IJ) x

d1,

dt

L + L

x-

24 + 4P(t)

... - /,(*, + Rm(t)) +

+1

RJt) -ZR

24 + 4p(t)

(*)

где І, Ів - ток якоря и возбуждения, А; Ї - время, с; иа(і) - напряжение, приходящееся на один ТЭД, равное отношению напряжения сети к коэффициенту, учитывающему схему соединения двигателей

ЄР

ю

о

2000

1000

104

и 1500

к

750

104

130

156

182

208 Ї, мин.

а

130

156

182

208

мин.

б

Рис. 1. Фрагмент результатов измерений, выполненных на участке перегона Ишим~Московка Западно-Сибирской железной дороги: а) напряжение, приходящееся на один ТЭД, сучетом схемы соединения (сериесное, сериес-параллельное, параллельное); б) частота вращения якоря ТЭД

(сериесное, сериес-параллельное, параллельное), В; п^) - частота вращения якоря, об/мин; Се-Ф(11)=Еа/п - отношение ЭДС обмотки якоря к частоте вращения, В-мин/об; Яш(/) - суммарное сопротивление в цепи, шунтирующей обмотку возбуждения, задающее степень ослабления возбуждения, Ом; 2Яа - сумма сопротивлений обмоток якоря Яя, добавочных полюсов Яд.п, компенсационной Як.о и возбуждения Яв, Ом; 2Ьа - сумма индуктивностей обмоток якоря Ь„, добавочных полюсов Хд.п, компенсационной Хк.о и возбуждения Х„, Гн; Ьъ, Хиш, Хдр(/) - индуктивности обмотки возбуждения, индуктивного шунта и дросселя, Гн.

При этом следует учитывать, что индуктивность Хиш является функцией, зависящей от тока, проте-

кающего по индуктивному шунту /и.ш=/„-/в, т. е.

Ат=/ (1а-К).

В случае переключения схемы соединения ТЭД (сериесное, сериес-параллельное, параллельное), которое происходит при полном возбуждении, необходимо решить только одно (первое) дифференциальное уравнение из системы (*). При этом в сумму сопротивлений 2Яа необходимо включить сопротивление добавочных резисторов Яд (/), вводимых в цепь якоря в пусковых позициях главного вала контроллера машиниста.

При решении представленной системы дифференциальных уравнений с нелинейными коэффициентами (*) использована программа ИМксай и реализованный в ней численный метод решения

ь

и.ш

я

ш

Рис. 2. Схема замещения силовой цепи электровоза ВЛ-10

0

0

систем дифференциальных уравнений Рунге-Кут-та четвертого порядка, позволяющий с необходимой точностью найти численные решения и визуализировать их в виде графиков зависимости тока якоря от времени

В результате решения системы уравнений получены графики изменения тока якоря ТЭД в переходных режимах. Одна из характерных кривых изменения тока якоря при переключении с полного на ослабленное возбуждение представлена на рис. 3. По расчетным кривым определен ряд значений производной тока якоря по времени dIJdt, как тангенс угла tga между осью абсцисс и касательной к кривой тока якоря в начале переходного процесса.

Рис. 3. Расчетная кривая тока якоря в переходном процессе при переключении с режима полного на первый режим ослабления возбуждения

Статистическая обработка результатов, полученных на расчетном перегоне для переходных процессов при переключениях в силовой цепи, позволила получить гистограммы распределения скорости изменения тока якоря. Одна из характерных гистограмм, соответствующих переходу с полного на ослабленное возбуждение для рассматриваемого участка железной дороги, приведена на рис. 4. Количество интервалов группирования на гистограмме выбрано в соответствии с формулой Стер-джеса [4].

Полученная гистограмма наглядно отображает распределение значений производной тока якоря для рассмотренного перегона и может быть ис-

пользована в качестве исходной информации для уточнения условий приемо-сдаточных испытаний, необходимых для решения задачи обеспечения возможности испытательной станции моделировать переходные процессы, соответствующие тем, что ТЭД испытывает в эксплуатации. В частности, из гистограммы видно, что производная тока якоря ТЭД на рассмотренном перегоне наиболее часто имеет значение от 100 до 200 А/с, а максимальное значение не превышает 800 А/с.

0

^ 32-------------------------------------------------------------------------

28----------------------------------------------------------------------

24----------------------------------------------------------------------

20----------------------------------------------------------------------

16----------------------------------------------------------------------

12----------------------------------------------------------------------

8-----------------------------------------------------------------------

4-----------------------------------------------------------------------

0 ___________________________1^=^=!___________________

0 100 200 300 400 500 600 700 800

dIJdt, А/с

Рис. 4. Гистограмма распределения скорости изменения тока dI/dt

Выводы

1. В связи со значительным ухудшением условий коммутации в нестационарных режимах предложено при приемо-сдаточных испытаниях проводить оценку коммутационной устойчивости ТЭД не только в стационарных, но и в переходных режимах.

2. На основании численного решения системы дифференциальных уравнений, описывающих переходные процессы в якорной цепи ТЭД, предложена методика получения информации необходимой для формирования требований к силовому оборудованию испытательной станции тяговых электродвигателей.

3. Результаты математического моделирования переходных процессов в якорной цепи ТЭД позволяют провести оценку возможности реализации необходимых переходных режимов на существующих испытательных станциях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ 2582-81. Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия.

2. Авилов В.Д. Методы анализа и настройки коммутации машин постоянного тока. - М.: Энергоатомиздат, 1995. - 237 с.

3. Кикнадзе О.А. и др. Электровозы ВЛ-10 и ВЛ-10У. Руководство по эксплуатации. - М.: Транспорт, 1981. - 519 с.

4. Абенгауз Г.Г. Справочник по вероятностным расчетам. - М.: Воениздат, 1970. - 536 с.

Поступила 24.01.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.