Научная статья на тему 'Анализ отдельных показателей высокорейтинговых мировых и отечественных вузов'

Анализ отдельных показателей высокорейтинговых мировых и отечественных вузов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / КВАЛИМЕТРИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ ВУЗОВ / HIGHER EDUCATION / HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENTS / QUALIMETRY / INTERNATIONAL UNIVERSITY RANKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алимова Наталья Константинова, Снежинская Елена Юрьевна, Снежинская Антонина Всеволодовна

Авторами предпринята попытка проведения сравнительного анализа отдельных показателей высокорейтинговых мировых и отечественных Вузов. В исследовании проанализированы десять самых известных ВУЗов мира (ТОП 10). Были использованы данные Международного рейтинга вузов QS World University Rankings® 2015/16. В статье сравниваются показатели образовательных учреждений, считающихся в мировой системе образования самыми известными и престижными. Выделены семь показателей описания объекта исследования: страна, организационно-правовые формы, количество студентов с выделением международных связей или иностранных студентов, количество академических сотрудников, степень исследовательской работ, выдающиеся выпускники. Большинство высокорейтинговых Вузов расположены в США, на втором месте находится Великобритания. Все остальные страны значительно отстают от лидеров. Проблема вхождения Российских Вузов в Топ-100 лучших учебных заведений мира, приобретает сегодня всё большую актуальность. В данном исследовании авторами проведен сравнительный анализ отечественных и зарубежных высокорейтинговых Вузов по ограниченному количеству показателей, но даже, такой краткий анализ показывает актуальность такого сравнения, для понимания места отечественного высшего образования и основных тенденций его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of selected indications of the global and domestic top-rated universities

The authors attempted to carry out a comparative analysis of specific indications of the global and domestic top-rated universities. Ten most famous global universities were analyzed in the study (TOP 10) and QS World University Rankings® 2015/16 were used. The article compares the indications of educational institutions that are considered as the most famous and prestigious in the global education system. Seven indications describing the object of research are marked out: country, organizational and legal form, the number of students with international relations or foreign students, the number of academic staff, extent of research work and outstanding graduates. The most top-rated universities are in the USA, the United Kingdom is in the second flight. All other countries are far more behind the leaders. Today the problem of entering the Russian universities in the Top-100 of the best global universities becomes more and more relevant. In this study the authors carried out a comparative analysis of domestic and foreign top-rated universities upon a limited number of indications, but even this brief analysis shows the relevance of such comparison for understanding place of the national higher education and the main trends of its development.

Текст научной работы на тему «Анализ отдельных показателей высокорейтинговых мировых и отечественных вузов»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 8, №5 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/26EVN516.pdf Статья опубликована 27.09.2016. Ссылка для цитирования этой статьи:

Алимова Н.К., Снежинская Е.Ю., Снежинская А.В. Анализ отдельных показателей высокорейтинговых мировых и отечественных Вузов // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №5 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/26EVN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 33

Алимова Наталья Константинова

ООО «Издательство «Мир науки», Россия, Москва

Генеральный директор E-mail: [email protected]

Снежинская Елена Юрьевна

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет геодезии и картографии», Россия, Москва

E-mail: [email protected]

Снежинская Антонина Всеволодовна

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, Москва

Студентка

E-mail: [email protected]

Анализ отдельных показателей высокорейтинговых мировых и отечественных Вузов

Аннотация. Авторами предпринята попытка проведения сравнительного анализа отдельных показателей высокорейтинговых мировых и отечественных Вузов.

В исследовании проанализированы десять самых известных ВУЗов мира (ТОП 10). Были использованы данные Международного рейтинга вузов QS World University Rankings® 2015/16.

В статье сравниваются показатели образовательных учреждений, считающихся в мировой системе образования самыми известными и престижными. Выделены семь показателей описания объекта исследования: страна, организационно-правовые формы, количество студентов с выделением международных связей или иностранных студентов, количество академических сотрудников, степень исследовательской работ, выдающиеся выпускники.

Большинство высокорейтинговых Вузов расположены в США, на втором месте находится Великобритания. Все остальные страны значительно отстают от лидеров. Проблема вхождения Российских Вузов в Топ-100 лучших учебных заведений мира, приобретает сегодня всё большую актуальность.

В данном исследовании авторами проведен сравнительный анализ отечественных и зарубежных высокорейтинговых Вузов по ограниченному количеству показателей, но даже, такой краткий анализ показывает актуальность такого сравнения, для понимания места отечественного высшего образования и основных тенденций его развития.

Ключевые слова: высшее образование; высшие учебные заведения; квалиметрия; Международный рейтинг вузов

В статье [6] были выделены следующие свойств образовательных учреждений: 1. известность, 2. оригинальность, 3. влиятельность, 4. адаптационность, 5. направленность, 6. специализированность, 7. независимость, 8. подчинённость (организационно-правовая форма), 9. престижность, 10. важность, 11. надёжность, 12. демократичность, 13. формализуемость, 14. творческость, 15. научность, 16. лидерственность, 17. доступность, 18. современность, 19. бюрократичность, 20. прозрачность, 21. историчность, 22. фиксируемость, 23. методичность, 24. прогнозируемость, 25. мобильность. Наибольший кластер образуют свойства: известность, влиятельность, престижность, важность, лидерственность, современность. Можно (откуда берётся это "можно" обычно не обосновывается - поступим и мы тем же образом) считать данный кластер наиболее значимым. Естественно, что наиболее значимый кластер должен быть подвергнут анализу в первую очередь.

Авторами был проведен анализ некоторых показателей для отечественных высших учебных заведений, несомненно большой интерес и актуальность представляет сравнительный анализ отдельных показателей отечественных и ведущих зарубежных Вузов.

В таблице №1 представлены десять самых известных ВУЗов мира (ТОП 10). Таблица составлена на базе Международного рейтинга вузов QS World University Rankings® 2015/161.

В предложенной таблице представлены считающиеся в мировой системе образования самые известные, престижные образовательные учреждения. Выделены семь показателей описания объекта исследования:

• страна (США - 5, Великобритания - 4, Швейцария - 1).

• организационно-правовые формы (4 частных и 6 государственных, при этом все частные Вузы находятся в США).

• количество студентов с выделением международных связей или иностранных студентов (пример - Массачусетский технологический институт - 11051 - из них 3697 международных).

• количество академических сотрудников (пример - Массачусетский технологический институт - 2980 - из них 1674 международных).

• степень исследовательской работы (пример - Массачусетский технологический институт очень высокая 100 баллов (из 100) по количеству цитирований).

• выдающиеся выпускники (пример - Массачусетский технологический институт: Кофи Аннан, Биньямин Нетаньяху, Ричард Филлипс Фейнман, Альфред Слоун).

Справка по одному из перечисленных в списке: "Ричард Филлипс Фейнман (Файнман) (англ. Richard Phillips Feynman; 11 мая 1918 - 15 февраля 1988) - американский учёный. Основные достижения относятся к области теоретической физики. Один из создателей квантовой электродинамики. В 1943 - 1945 годах входил в число разработчиков атомной бомбы в Лос-Аламосе. Разработал метод интегрирования по траекториям в квантовой механике (1948), а также так называемый метод диаграмм Фейнмана (1949) в квантовой теории поля, с помощью которых можно объяснять превращения элементарных частиц. Предложил партонную модель нуклона (1969), теорию квантованных вихрей. Реформатор методов преподавания физики в вузе. Лауреат Нобелевской премии по физике (1965,

1 Международный рейтинг вузов QS World University Rankings® 2015/16 [электронный ресурс] -http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2015#sorting=rank+region=+country= +faculty=+stars=false+search.

совместно с С. Томонагой и Дж. Швингером). Кроме теоретической физики, занимался исследованиями в области биологии".

Сотрудничество с Россией (пример: Массачусетский технологический институт: 18.06.2011 - президент МИТ Рафаэль Райф и президентом фонда «Сколково» Виктор Вексельберг подписали соглашение о создании Skolkovo Institute of Science and Technology (SIST), Сколковский институт науки и технологий; октябрь 2013 - Лео Рафаэль Райф возглавил Международный совет Московского физико-технического института).

Таблица 1

Анализ отдельных показателей высокорейтинговых мировых Вузов

Вуз Место Страна Статус Количество студентов Количество академических сотрудников Степень исследовательской работы Выдающиеся выпускники Сотрудничество с Россией

1 Массачусетский технологический институт (Massachusetts Institute of Technology (MIT)) 1 (100 баллов) США Частный 11051 (из них 3697 международных) 2980 (из них 1674 международных) Очень высокая 100 баллов (из 100) по количеству цитирований Кофи Аннан, Биньямин Нетаньяху, Ричард Филлипс Фейнман, Альфред Слоун 18.06.2011 -президент МИТ Рафаэль Райф и президентом фонда «Сколково» Виктор Вексельберг подписали соглашение о создании Skolkovo Institute of Science and Technology (SIST), Сколковский институт науки и технологий; октябрь 2013 - Лео Рафаэль Райф возглавил Международный совет Московского физико-технического института (МФТИ)

Вуз Место Страна Статус Количество студентов Количество академических сотрудников Степень исследовательской работы Выдающиеся выпускники Сотрудничество с Россией

2 Гарвардский университет (Harvard University) 2 (98,7 баллов) США Частный 21708 (среди них 4940 международных) 4184 (среди них 2179 международных) Очень высокая 100 баллов (из 100) по количеству цитирований Барак Обама, Марк Цукерберг, Джон Фицджеральд Кеннеди, Билл Гейтс, Франклин Рузвельт Программа сотрудничества НИУ «ВШЭ» с Центром российских и евразийских исследований имени Дэвиса Гарвардского университета. Ex-директор (1992-2010) заведующий кафедрой государственного управления Гарвардского университета Дэвис-центра профессор Тимоти Колтон входит в состав Международного консультативного комитета НИУ «ВШЭ»

3 Кембриджский университет (University of Cambridge) 3 (98,6 баллов) Великобритания Государственный 18977 (среди них 6625 международных) 5084 (среди них 2074 международных) Очень высокая 93,7 баллов (из 100) по количеству цитирований Чарльз Дарвин, Исаак Ньютон, Стивен Уильям Хокинг, Стивен Фрай, Чарльз, принц Уэльский Международный научный проект СВФУ им. М.К. Аммосова (Россия), института Полярных исследований им. Скотта (Великобритания) и Кембриджского университета (Великобритания) по теме: «Народы Северо-Востока РФ: выбор новой адаптивной стратегии в условиях глобализации. Социально-антропологический подход (взгляд якутских и британских исследований)».

Вуз Место Страна Статус Количество студентов Количество академических сотрудников Степень исследовательской работы Выдающиеся выпускники Сотрудничество с Россией

4 Стэнфордский университет (Stanford University) 4 (98,6 баллов) США Государственный 16407 (среди них 3557 международных) 3844 (среди них 1814 международных) Очень высокая 99,9 баллов (из 100) по количеству цитирований Герберт Гувер, Карли Фиорина, Энтони Кеннеди Конференция Stanford US — Russia Forum (SURF): студенты ведущих американских и российских университетов в рабочих группах проводят дискуссии с участием экспертов в области технологий, инноваций, образования и бизнеса (в 2015 году проходила в Сколтехе)

5 Калифорнийский технологический институт (California Institute of Technology (Caltech)) 5 (97,9 баллов) США Частный 2201 (среди них 581 международных) 893 (среди них 310 международных) Очень высокая 100 баллов (из 100) по количеству цитирований Гордон Мур, Фрэнк Борман, Харрисон Шмитт Нет данных

6 Оксфордский университет (University of Oxford) 6 (97,7 баллов) Великобритания Государственный 19791 (среди них 6908 международных) 6221 (среди них 2703 международных) Очень высокая 88,9 баллов (из 100) по количеству цитирований Дэвид Кэмерон, Тони Блэр, Индира Ганди, Джон Локк, Бхутто Беназир Оксфордский Российский Фонд (Oxford Russia Fund) был создан в 2005 году группой выпускников Оксфордского университета (Великобритания), объединенных интересом к российской истории и культуре и поиском путей поддержки российского образования и научной школы в период перемен, происходящих в системе российского образования.

Вуз Место Страна Статус Количество студентов Количество академических сотрудников Степень исследовательской работы Выдающиеся выпускники Сотрудничество с Россией

7 Университетский колледж Лондона (UCL (University College London)) 7 (97,2 баллов) Великобритания Государственный 28705 (среди них 13467 международных) 5777 (среди них 2299 международных) Очень высокая 88 баллов (из 100) по количеству цитирований Махатма Ганди, Александр Грейам Белл, Френсис Крик, Джон Стюарт Милль, Джосеф Листер Нет данных

8 Императорский колледж Лондона (Imperial College London) 8 (96,1 баллов) Великобритания Государственный 15317 (среди них 7916 международных) 3722 (среди них 1928 международных) Очень высокая 79,6 баллов (из 100) по количеству цитирований Александр Флеминг, Томас Генри Гексли, Герберт Джордж Уэллс, Джефри Уилкинсон, Дерек Бартон Нет данных

9 Федеральный институт технологии (ETH Zurich - Swiss Federal Institute of Technology) 9 (95,5 баллов) Швейцария Государственный 18616 (среди них 6949 международных) 2471 (среди них 1884 международных) Очень высокая 98,8 баллов (из 100) по количеству цитирований Нет данных Нет данных

10 Чикагский университет (University of Chicago) 10(94,6 баллов) США Частный 14047 (среди них 3520 международных) 2376 (среди них 616 международных) Очень высокая 91,5 баллов (из 100) по количеству цитирований Берни Сандерс, Милтон Фридман, Сол Беллоу Нет данных

Как видно из рис. 1 большинство высокорейтинговых Вузов расположены в США, на втором месте находится Великобритания. Все остальные страны значительно отстают от лидеров. Проблема вхождения Российских Вузов в Топ-100 лучших учебных заведений мира, приобретает сегодня всё большую актуальность.

Рисунок 1. Распределение количества Вузов Топ-100 из Международного рейтинга вузов QS World University Rankings® 2015/16 по странам (составлено авторами)

Интересным для сравнения зарубежных и отечественных ведущих Вузов является такой показатель, как форма собственности и учредитель Вуза.

Учредитель вуза Россия

Минобрнауки РФ I Минэкономразвития РФ

I Правительство РФ I Министерство иностранных дел РФ

Рисунок 2. Учредители Вузов. Россия

Учредителем и собственником, всех без исключения отечественных высокорейтинговых Вузов является государство, тогда как за рубежом, 4 из 10 учебных заведений возглавляющих мировой топ, являются частными, все эти Вузы расположены в США. Среди них лидеры рейтинга Массачусетский технологический институт и Гарвардский университет. Это свидетельствует о том, что при грамотной организации финансирования и вниманию к развитию науки и образования государства, частная форма собственности на высшее учебное заведение, может быть весьма эффективной.

Ведущие зарубежные высшие учебные заведения значительно отличаются между собой по количеству студентов (рис. 3). Так же данная диаграмма позволяет проанализировать соотношение количества студентов и преподавателей.

/ / /У* //// /

¿Л Ж Ж Ж А" Ж ^

/¿/¿/¿у//*

Кол-во преподавателей Кол-во студентов

Рисунок 3. Соотношение количества студентов и преподавателей (составлено авторами)

Сравнительный анализ показывает (рис. 3), что отечественные высшие учебные заведения отличаются значительным количеством студентов. Количество учащихся Российского экономического университета им. Плеханова, МГУ им. Ломоносова, Финансовый университет при Правительстве РФ, значительно превышает количество студентов ведущих мировых Вузов. В остальных случаях численность учащихся высокорейтинговых отечественных и зарубежных Вузов сопоставима.

Рисунок 4. Сравнение количества студентов, обучающихся в отечественных и зарубежных Вузах (составлено авторами)

Анализ соотношения мужчин и женщин среди высшего управленческого персонала российских вузов показал, что подавляющее ректоров и проректоров - мужчины. [6] Среди анализируемых учебных заведений есть Вузы, в которых 100% высшего руководства составляют мужчины, в частности в - НИУ «ВШЭ», МГТУ им. Н.Э. Баумана, Томском политехническом университете, Томском государственном университете, Новосибирском государственном техническом университете. Примерно такая же тенденция прослеживается в ведущих зарубежных Вузах (рис. 4).

Чикагский университет Федеральный институт технологии Императорский колледж Лондона Университетский колледж Лондона Оксфордский университет Калтех

Стэнфордский университет Кембриджский университет Гарвардский университет Массачусетский технологический.

I Количество мужчин I Количество женщин

10

20

30

40

50

Рисунок 4. Соотношение мужчин и женщин на высших руководящих постах ведущих

зарубежных Вузов

0

В данном исследовании авторами проведен сравнительный анализ отечественных и зарубежных высокорейтинговых Вузов по ограниченному количеству показателей, но даже, такой краткий анализ показывает актуальность такого сравнения, для понимания места отечественного высшего образования и основных тенденций его развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азарьева В.В., Круглов В.И., Пузанков Д.В., Соболев В.С., Соловьев В.П., Степанов И.В., Степанов С.А., Ященко В.В. Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ, 2006. 408 с.

2. Алимова Н.К., Снежинская А.В. Совет старейшин университета: мировой и отечественный опыт. Высшая школа: опыт проблемы, перспективы: Материалы IX Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Москва, РУДН, 21-22 апреля 2016 г. / научн. Ред. В.И. Казаренков, А.М. Рушина.-Москва: РУДН, 2016.

3. Десятов Владимир Иванович Квалиметрия в общегуманитарном и педагогическом контексте: методологические аспекты // МНКО. 2007. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kvalimetriya-v-obschegumanitarnom-i-pedagogichesk om-kontekste-metodologicheskie-aspety (дата обращения: 04.05.2016).

4. Большая психологическая энциклопедия//http://psychology.academic.ru/2427/ %D 1%81%D0%BE%D 1 %86%D0%B8%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D 1%82%D 1 %80%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 04.05.2016).

5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест, 1998. - 800 с.

6. Кирсанов К.А., Алимова Н.К., Снежинская Е.Ю. Оценка образовательного учреждения в проблематике иерархометрии // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №4 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/98EVN416.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

7. Морено, Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова, под научной редакцией Золотовицкого Романа Александровича (инициатора издания), - Москва: Академический Проект, 2001.

8. Субетто А.И. Квалиметрия человека и образования: генезис, становление, развитие, проблемы и перспективы // Материалы XI симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика и практика» - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 97 с.

9. Тарасов Ю.Н. Философия науки: общие проблемы. Воронеж: ВИВТ, 2006 -212 с.

10. Чеботарев П.Ю. Наукометрия: как с её помощью лечить, а не калечить? Управление большими системами / Сборник трудов. Специальный выпуск 44 -Наукометрия и экспертиза в управлении наукой / [под ред. Д.А. Новикова, А.И. Орлова, П.Ю. Чеботарева]. М.: ИПУ РАН, 2013/ стр. 20.

Alimova Natalia Konstantinova

LLC «Publishing company «World of science», Russia, Moscow

E-mail: [email protected]

Snezhinskaya Elena Yur'evna

Moscow state university of geodesy and cartography, Russia, Moscow

E-mail: [email protected]

Snezhinskaya Antonina Vsevolodovna

National research University «Higher school of Economics», Russia, Moscow

E-mail: [email protected]

Analysis of selected indications of the global and domestic top-rated universities

Abstract: The authors attempted to carry out a comparative analysis of specific indications of the global and domestic top-rated universities.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ten most famous global universities were analyzed in the study (TOP 10) and QS World University Rankings® 2015/16 were used.

The article compares the indications of educational institutions that are considered as the most famous and prestigious in the global education system. Seven indications describing the object of research are marked out: country, organizational and legal form, the number of students with international relations or foreign students, the number of academic staff, extent of research work and outstanding graduates.

The most top-rated universities are in the USA, the United Kingdom is in the second flight. All other countries are far more behind the leaders. Today the problem of entering the Russian universities in the Top-100 of the best global universities becomes more and more relevant.

In this study the authors carried out a comparative analysis of domestic and foreign top-rated universities upon a limited number of indications, but even this brief analysis shows the relevance of such comparison for understanding place of the national higher education and the main trends of its development.

Keywords: higher education; higher education establishments; qualimetry; international university ranking

Приложение №1

Анализ отдельных показателей высокорейтинговых отечественных Вузов2

№ ВУЗ Место Ведомственная принадлежность (учредитель) Кол-во студентов

1 Московский Государственный университет имени М.В. Ломоносова 1 место в рейтинге вузов России, 1 место в сфере «Технические, естественнонаучные направления и точные науки», 1 место в сфере «Экономика и управление», 2 место в сфере «Технические науки, инжиниринг и технологии», 1 место в сфере «Математика и естественные науки», 1 место в сфере «Информационные технологии», 1 место в сфере «Гуманитарные и социальные направления», 6 место в сфере «Медицина». Правительство РФ Около 50000, 3700 бюджетных мест на очной форме (ежегодный набор)

2 Нацио нальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 5 место в рейтинге вузов России 2015 года, 2 место в сфере «Экономика и управление», 3 место в сфере «Гуманитарные и социальные направления». Правительство РФ 27000, 1 место среди вузов с набором более 1 тыс. человек на бюджетные, 1989 чел. Зачислено на бюджет в 2015 г., 12200 чел. Зачислено на контракт в 2015 г.

3 Санкт-Петербургский государственный университет 6 место в рейтинге вузов России 2015 года, 4 место в сфере «технические, естественно -научные направления и точные науки», 3 место в сфере «Экономика и управление», 2 место в сфере «математика и естественные науки», 2 место в сфере «Гуманитарные и социальные направления». Министерство образования и науки Российской Федерации 30000

4 Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России 8 место в рейтинге вузов России 2015 года, 4 место в сфере «Экономика и управление», 4 место в сфере «Гуманитарные и социальные направления». Министерство иностранных дел Российской Федерации 6000, 410 бюджетных мест на очной форме (ежегодный набор)

5 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ 12 место в рейтинге вузов России 2015 года, 5 место в сфере «Экономика и управление». Правительство РФ 15400, 596 бюджетных мест на очной форме (ежегодный набор)

2 По данным рейтингового агентства «Эксперт РА»

— http://raexpert.ru/project/vuz_rating/2015/ranking/.

Ведомственная

№ ВУЗ Место принадлежность (учредитель) Кол-во студентов

6 Финансовый 15 место в рейтинге вузов России 2015 года, Правительство 51579,

университет при 6 место в сфере «Экономика и управление». РФ 1400 бюджетных

Правительстве РФ мест на очной форме (ежегодный набор)

7 Российский 23 место в рейтинге вузов России 2015 года, Министерство 64000,

экономический 7 место в сфере «Экономика и управление». образования и 820 бюджетных

университет им. Г.В. Плеханова науки Российской Федерации мест на очной форме (ежегодный набор)

8 Всероссийская 35 место в рейтинге вузов России 2015 года, Министерство 3397,

академия внешней 8 место в сфере «Экономика и управление». экономического среди них 834

торговли развития бюджет, 2563

Министерства экономического Российской Федерации контракт; 208 бюджетных мест

развития РФ (ВАВТ) на очной форме, 350 - контракт (ежегодный набор)

9 Новосибирский 9 место в рейтинге вузов России 2015 года, Министерство 6500

государственный 9 место в сфере «Экономика и управление», образования и

университет 3 место в сфере «математика и естественные науки», 5 место в сфере «технические, естественно-научные направления и точные науки», 4 место в сфере «информационные технологии». науки Российской Федерации

10 Санкт-Петербургский 34 место в рейтинге вузов России 2015 года, 10 место в сфере «Экономика и управление» Министерство образования и Около 50000, 795 бюджетных

государственный науки РФ мест на очной

экономический форме

университет (ежегодный набор)

11 МГТУ им. Н.Э. 4 место в рейтинге вузов России 2015 года, Министерство Около 18000,

Баумана - 2 место в сфере «технические, естественно - образования и 3160 бюджетных

Нацио нальный научные направления и точные науки», науки мест на очной

исследовательский 1 место в сфере «технические науки, Российской форме

университет инжиниринг и технологии», Федерации (ежегодный

техники и 3 место в сфере «строительство». набор)

технологий

12 Московский 2 место в рейтинге вузов России 2015 года, Министерство 5070,

физико- 3 место в сфере «технические, естественно - образования и 750 бюджетных

технический научные направления и точные науки», науки мест на очной

институт 4 место в сфере «математика и естественные Российской форме, 150 -

(государственный университет) науки», 3 место в сфере «информационные технологии». Федерации контракт (ежегодный набор)

13 Национальный 3 место в рейтинге вузов России 2015 года, Министерство 11000,

исследовательский 6 место в сфере «технические, естественно - образования и 6650 - бюджетная

ядерный научные направления и точные науки», науки форма обучения,

университет 4 место в сфере «технические науки, Российской 4350 - контракт

«МИФИ» инжиниринг и технологии», 5 место в сфере «математика и естественные науки». Федерации

Ведомственная

№ ВУЗ Место принадлежность (учредитель) Кол-во студентов

14 Национальный 7 место в рейтинге вузов России 2015 года, Министерство 21000

исследовательский 7 место в сфере «технические, естественно- образования и

Томский научные направления и точные науки», науки

политехнический 3 место в сфере «технические науки, Российской

университет инжиниринг и технологии». Федерации

15 Санкт- 11 место в рейтинге вузов России 2015 года, Министерство 29000,

Петербургский 8 место в сфере «технические, естественно- образования и 2515 бюджетных

политехнический научные направления и точные науки», науки мест на очной

университет Петра 5 место в сфере «технические науки, Российской форме

Великого инжиниринг и технологии». Федерации (ежегодный набор)

16 Уральский 10 место в рейтинге вузов России 2015 года, Министерство 57000

федеральный 9 место в сфере «технические, естественно- образования и

университет им. Первого научные направления и точные науки». науки Российской

Президента России Б.Н. Ельцина Федерации

17 Национальный 13 место в рейтинге вузов России 2015 года, Министерство 25000,

исследовательский 10 место в сфере «технические, естественно- образования и 2672 всего

Томский научные направления и точные науки». науки бюджетных мест

государственный Российской в 2015 году, из

университет Федерации них 2120 на очной форме

18 Новосибирский 20 место в рейтинге вузов России 2015 года, Министерство 14000,

государственный 11 место в сфере «технические, естественно- образования и План набора на

технический университет научные направления и точные науки». науки Российской Федерации 2016:2337 бюджет, 3920 контракт

19 Национальный 19 место в рейтинге вузов России 2015 года, Министерство 15000,

исследовательский 12 место в сфере «технические, естественно- образования и 1681 бюджетных

университет «МЭИ» научные направления и точные науки», 6 место в сфере «строительство». науки Российской Федерации мест на очной форме (ежегодный набор)

20 Национальный 17 место в рейтинге вузов России 2015 года, Министерство 15000,

исследовательский 13 место в сфере «технические, естественно- образования и 909 бюджетных

технологический научные направления и точные науки». науки мест на очной

университет «МИСиС» Российской Федерации форме (ежегодный набор)

21 Московский 43 место по количеству программ высшего Министерство 5000,

государственный профессионального образования по г. образования и 545 - бюджетные

университет геодезиии Москве, 337 место среди всех вузов России, науки Российской места 2015, 345 - бюджет

картографии (МИИГАиК) 5 место в сфере «строительство», 80 место среди технических и технологических университетов. Федерации бакалавр 2015, 195 - бюджет магистратура 2015, 5 - бюджет аспирантура, 17 -целевой набор 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.