^(KCtivzHojUeHue пла^р/сгстсвбЯости
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ В ПРОЦЕДУРАХ БАНКРОТСТВА
C.B. РОМАНЧИН Орловский государственный технический университет
Особенности управления хозяйствующими субъектами в процедурах банкротства обусловлены с юридической точки зрения правовым полем, в котором действует организация: с момента введения арбитражным судом одной из процедур банкротства ограничиваются или прекращаются права и полномочия органов юридического лица в соответствии с корпоративным правом и передаются другим органам в соответствии со специальными нормами законодательства о банкротстве. С экономической точки зрения целевой функцией управления организацией в условиях ее обычной хозяйственной деятельности является обеспечение долгосрочного и устойчивого положения на рынке и получение прибыли по результатам хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Юридические лица в зависимости от организационно-правовой формы могут имеет различные органы и структуру управления. Наибольшими правами обладают участники хозяйственных товариществ и обществ — они имеют права участвовать в управлении делами юридического лица, принимать участие в распределении прибыли и распределять между собой имущество организации в случае ее ликвидации.
Высшим органом управления коммерческой организацией является собрание участников или общее собрание акционеров. К исключительной компетенции данного органа управления относит-
ся решение всех вопросов по деятельности организации, втом числе назначение или избрание совета директоров, единоличного или коллегиального исполнительного органа управления организацией.
С момента введения арбитражным судом одной из процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности, права и полномочия участников процесса управления организацией ограничиваются, приостанавливаются или прекращаются. Также изменяются права и полномочия некоторых государственных органов исполнительной власти.
Организация приобретает статус должника в соответствии с законодательством о несостоятельности как организации, оказавшейся неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законодательством.
Появляются новые участники процесса управления должником:
- конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам;
- уполномоченные органы — федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам;
- арбитражный управляющий (временный, административный, внешний или конкурсный) — лицо, утверждаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных законодательством полномочий, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций;
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: шгоръя nitP#K№CK*
39
^асстлЯа&леЯие
6 (39) - 2005
- саморегулируемая организация арбитражных управляющих — некоммерческая организация, основанная на членстве, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих;
- регулирующий орган — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Степень участия в управлении организацией вышеперечисленных участников процедур банкротства ограничивается гражданским законодательством. До момента введения одной из процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы имеют право требовать от организации исполнения обязательств в добровольном порядке; имеют право обращаться в суд с исками о взыскании задолженности и взыскивать права требований к должнику через институт судебных приставов, но они не имеют полномочий участвовать в процессе принятия решений по управлению организацией. Арбитражные управляющие, саморегулируемые организации арбитражных управляющих и государственные органы, их контролирующие, вообще не участвуют в деятельности организации.
Процедура «наблюдение». Первой процедурой арбитражного управления неплатежеспособной организацией является процедура наблюдения, которая начинается с момента возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве должника и заканчивается решением суда о признании должника банкротом или о введении процедур финансового оздоровления, внешнего управления либо утверждением мирового соглашения или отказом в признании должника банкротом.
Целевой функцией управления организацией в процедуре наблюдения являются обеспечение сохранности имущества и проведение анализа финансового состояния неплатежеспособной организации.
В процедуре наблюдения арбитражным судом назначается временный управляющий, наделенный следующими правами: заявлять возражения относительно требований кредиторов, принимать участие в судебных заседаниях, обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества организации, с ходатайством об отстранении руководителя должника, получать любую информацию по деятельности организации — и обязанностями:
принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника, проводить анализ финансового состояния должника, выявлять кредиторов должника, вести реестр требований кредиторов должника, уведомлять кредиторов о введении наблюдения, созывать и проводить первое собрание кредиторов.
Особенности периода наблюдения состоят в следующем:
- имущественные требования к организации предъявляются с учетом особого порядка, предусмотренного законодательством о несостоятельности;
- исполнение судебных решений по имущественным взысканиям, вступившим в законную силу до момента приятия судом заявления о банкротстве, приостанавливается до рассмотрения судом дела о банкротстве по существу;
- запрещается удовлетворение требований о выделении доли имущества в связи с выходом из состава участников организации;
- запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
- не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.
Период наблюдения длится не более семи месяцев, в течение данной процедуры организации предоставляется возможность нормально функционировать, предприятием управляет прежний руководитель и другие органы управления, а временный управляющий лишь контролирует их действия.
Контроль действий руководителя должника заключается в письменном согласовании следующих сделок:
- распоряжение имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов предприятия;
- получения и выдачи займов (кредитов), поручительств и гарантий, уступки прав требования, перевода долга, а также доверительного управления имуществом должника.
Кроме того, в этот период вводятся ограничения на действия органов управления организацией. Они не имеют права принимать решения по вопросам:
- реорганизации должника;
- создания юридических лиц, филиалов, представительств или участия в иных юридичсскихлицах;
- выплаты дивидендов или распределения прибыли должника между его учредителями;
- размещения должником ценных бумаг (за исключением акций);
40
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж5бР?{Я те -НР^хЖ-их*
^асст&Но^меЯие
6 (39) - 2005
- выхода из состава участников должника;
- заключения договора простого товарищества;
- приобретения у акционеров выпущенных акций;
- участия в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях и иных объединениях.
Кредиторы должника приобретают права только лишь после установления их требований арбитражным судом и включения их в реестр требований кредиторов должника. Все решения собранием кредиторов принимаются на основании финансового анализа, проведенного временным управляющим.
К компетенции собрания кредиторов по управлению должником в процедуре наблюдения относится решение следующих вопросов:
- принятие решение о введении последующей процедуры банкротства;
- определение требований к кандидатурам арбитражных управляющих;
- выбор саморегулируемой организации арбитражных управляющих, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих.
Процедура «финансовое оздоровление». Процедура финансового оздоровления предоставляет возможность должнику самостоятельно восстановить платежеспособность под контролем собрания кредиторов, арбитражного управляющего и арбитражного суда.
Целевой функцией управления при проведении процедуры финансового оздоровления является восстановление платежеспособности организации и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
График погашения кредиторской задолженности должен предусматривать погашение требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение одного года с даты начала удовлетворения требований кредиторов. Срок финансового оздоровления — не более двух лет.
С даты введения процедуры финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Одновременно с этим наступают следующие последствия:
- имущественные требования к организации предъявляются с учетом особого порядка, предусмотренного законодательством о несостоятельности;
- меры, принятые ранее по обеспечению требований кредиторов, снимаются;
- действие исполнительных документов по имущественным взысканиям приостанавливается;
- запрещается удовлетворение требований о выделении доли имущества в связи с выходом из состава участников организации, а также выкуп должником размещенных акций;
- запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
- не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;
- неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение обязательств, возникших до даты введения процедуры финансового оздоровления, не начисляются.
Деятельность руководителя должника проявляется в согласовании им:
а) с собранием (комитетом) кредиторов:
- сделок, в совершении которых он заинтересован, или сделок, стоимость которых более 5% балансовой стоимости активов на последнюю отчетную дату;
- выдачи займов (кредитов), поручительств, гарантий, а также сделок по доверительному управлению имуществом должника;
- решения по реорганизации должника;
- сделок, влекущих возникновение новых обязательств (если их размер превышает 20% суммы требований кредиторов);
б) с административным управляющим:
- сделок, влекущих увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов;
- сделок, связанных с отчуждением имущества должника (за исключением сделок по реализации готовой продукции);
- сделок по уступке прав требования (в том числе перевод долга);
- получения займов (кредитов).
Административный управляющий осуществляет контроль за выполнением плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности и представляет соответствующие заключения собранию кредиторов; осуществляет контроль за своевременным исполнением текущих обязательств.
Таким образом, в процедуре финансового оздоровления аналогично процедуре наблюдения органы управления должника осуществляют свои полномочия с большими ограничениями и под контролем арбитражного суда, арбитражного управляющего и собрания кредиторов. Основное отличие процесса управления организацией при фи-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя ъ щржжгсы
41
^оссшлНа&лгЯие
6 (39) - 2005
нансовом оздоровлении состоит в изменении целевой функции управления: в наблюдении — обеспечение сохранности имущества и анализ финансового состояния организации; при финансовом оздоровлении — восстановление платежеспособности организации в соответствии с планом финансового оздоровления и расчеты с кредиторами в соответствии с графиком погашения кредиторской задолженности.
Процедура «внешнее управление». Данный этап арбитражного управления применяется к организации в целях восстановления платежеспособности и предусматривает передачу полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Таким образом, целевая функция управления должником в процедуре внешнего управления аналогична целевой функции управления в процедуре финансового оздоровления — восстановление платежеспособности. Однако правовой механизм реализации данной цели состоит в смене прежнего руководителя организации и всей системы органов управления организацией и реализации плана внешнего управления внешним управляющим.
Внешний управляющий самостоятельно распоряжается имуществом должника, однако при этом имеются определенные ограничения. Например, если балансовая стоимость имущества, намеченного к реализации, превышает 10% балансовой стоимости всех активов на момент сделки, данную сделку необходимо согласовать с собранием (или комитетом) кредиторов. С собранием кредиторов также согласовываются:
- сделки, в которых участвуют заинтересованные лица в отношении внешнего управляющего или конкуренты конкурсного кредитора;
- решения, влекущие увеличение расходов должника;
- следки, по которым оформляются получение или выдача займов, выдача поручительств или гарантий, уступка прав требования, перевод долга, отчуждение или приобретение акций, долей, а также сделки по доверительному управлению.
С момента введения процедуры внешнего управления наступают ограничительные последствия для органов управления должником:
- руководитель должника отстраняется от должности, и управление делами возлагается на внешнего управляющего;
- прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия (эти полномочия также переходят к внешнему управляющему);
- органы управления должника в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны передать бухгалтерскую и иную документацию, печати, штампы, материальные ценности внешнему управляющему;
- меры, принимаемые прежним руководством по обеспечению требований кредиторов, приостанавливаются;
- до окончания внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.
Органы управления организацией вправе принимать ограниченный круг решений:
- о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала;
- об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций;
- об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций;
- об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций;
- об определении порядка ведения общего собрания акционеров;
- об обращении с ходатайством о продаже предприятия;
- о замещении активов должника;
- об избрании представителя учредителя (участников) должника;
- о заключении соглашения между третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника.
В результате анализа правового статуса внешнего управляющего выявлены следующие основные функции внешнего управляющего:
1) принятие в ведение имуществадолжника, осуществление его инвентаризации и оценки;
2) открытие специального счета в банке;
3) разработка и представление на утверждение собранию кредиторов плана внешнего управления;
4) ведение бухгалтерского и статистического учета и отчетности;
5) заявление возражений по требованиям кредиторов;
6) принятие мер по взысканию задолженностей перед должником;
42
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя -и тсрл-кжгскА
7) реализация мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;
8) ведение реестра требований кредиторов;
9) представление собранию кредиторов отчета по итогам реализации плана внешнего управления;
10) осуществление текущей производственной деятельности должника.
Таким образом, при сходстве целевой функции управления должником в процедурах финансового оздоровления и внешнего управления во внешнем управлении полностью изменяется система управления организацией в связи с прекращением полномочий органов управления организацией в соответствии с корпоративным законодательством.
Процедура «конкурсное производство». Процедура конкурсного производства — это последняя из возможных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности; она начинается с момента принятия арбитражным судом решения о банкротстве неплатежеспособного предприятия и заканчивается расчетами с кредиторами и ликвидацией предприятия. Практика показывает, что процедура конкурсного производства вводится в десятки раз чаще, чем процедуры финансового оздоровления и внешнего управления. Продолжительность конкурсного производства составляет 12 мес., но этот срок может быть продлен арбитражным судом еще на 6 мес. Однако исходя из логики законодательства и правоприменительной практики, можно сделать вывод о том, что срок процедуры конкурсного производства может превышать 18 мес., т. е. конкурсное производство может продляться арбитражным судом до тех пор, пока не будет в полном объеме реализовано имущество должника.
Целевая функция управления в процедуре конкурсного производства заключается в соразмерном удовлетворении требований кредиторов и ликвидации должника. Данную процедуру реализует конкурсный управляющий, назначаемый арбитражным судом по представлению саморегулируемой организации.
Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом обусловливается следующим:
- считается наступившим срок исполнения всех денежных обязательств должника, возникших до открытия конкурсного производства;
- прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных санкций по всем видам задолженности;
- сведения о финансовом состоянии должника перестают быть коммерческой тайной;
- совершение сделок разрешается лишь в рамках законодательства о банкротстве;
- снимаются ранее наложенные аресты на имущества и иные ограничения по распоряжению имуществом должника; наложение новых арестов и иных ограничений на распоряжение имуществом должника в этот период не допускается;
- требования к должнику могут предъявляться только в рамках конкурсного производства;
- исполнение обязательств должника производится в порядке, определенном законодательством о банкротстве;
- органы управления должника отстраняются от ведения дел, а собственник унитарного предприятия прекращает свои полномочия (однако они являются лицами, участвующими в деле о банкротстве).
В период конкурсного производства конкурсный управляющий выполняет следующие функции:
1) принимает в ведение имущество должника, осуществляет инвентаризацию, оценку имущества и обеспечивает его сохранность;
2) принимает заявление возражений по предъявляемым к должнику требованиям кредиторов;
3) ведет реестр требований кредиторов;
4) продает имущество должника;
5) проводит расчеты с кредиторами;
6) проводитликвидациюдолжника. Реализация конкурсным управляющим этих
функций должна привести к соразмерному погашению кредиторской задолженности и ликвидации предприятии.
Для реализации своих функций и выполнения целей конкурсного производства конкурсный управляющий наделен следующими правами:
- распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, установленных законом;
- увольнять работников должника;
- заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок (причем он не вправе заявлять отказ на основании наличия препятствий для восстановления платежеспособности должника);
- передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению;
- предъявлять иски о признании недействительности сделок, совершенных должником, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником;
- предъявлять требования к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством РФ несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банк-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£бРШ ъ КРАКЖсМ
43
ротства (исходя из разницы между размером требований кредиторов и средствами, вырученными от продажи имущества должника);
- привлекать оценщиков и иных специалистов для осуществления инвентаризации и оценки имущества должника с оплатой их услуг за счет имущества должника;
- привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов в целях правильного ведения учета имуществадолжника, составляющего конкурсную массу.
В обязанности конкурсного управляющего входит:
- принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию и оценку имуществадолжника, обеспечить меры по его сохранности;
- отстранить от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом должника органы управления должника и прекратить полномочия собственника имущества должника — унитарного предприятия, если они не отстранены на предшествующих процедурах банкротства;
- в течение трех дней с момента назначения принять бухгалтерскую и иную документацию, печати, штампы, материальные и иные ценности должника;
- направить сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства для публикации в соответствующий печатный орган;
- проанализировать финансовое состояние должника;
- предъявить к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном законодательством;
- уведомить работников должника в течение одного месяца со дня введения конкурсного производства о предстоящем увольнении в соответствии с законодательством;
- заявить в установленном порядке возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов;
- заявить отказ от исполнения договоров должника;
- принять меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
- предъявить иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником;
- при наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, уведомить собственника изъятого из оборота имущества;
- уведомить уполномоченные ораны местного самоуправления и передать им по фактическому состоянию на определенных условиях жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, оборонные объекты;
- использовать в ходе конкурсного производства только один счет должника в банке, закрыть по мере обнаружения другие счета должника в банках и иных кредитных организациях, проводить все выплаты только с основного счета должника;
- вести реестр требований кредиторов;
- представлять собранию (комитету) кредиторов отчет об использовании денежных средств должника;
- после проведения инвентаризации и оценки имущества должника организовать продажу указанного имущества на открытых торгах;
- вносить предложения о порядке и сроках продажи имуществадолжника на собрании кредиторов в целях их одобрения;
- реализовать имущество должника, не проданное на первых торгах, на повтори ых торгах либо на основании договоров купли-продажи, заключенных без проведения торгов;
- установить размер требований кредиторов в порядке, предусмотренном законом, произвести расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов;
- учитывать требования кредиторов по возмещению убытков, взысканию неустоек и иных финансовых санкций отдельно в реестре требований кредиторов;
- не реже одного раза в месяц предоставлять собранию (комитету) кредиторов отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства;
- предоставлять по требованию арбитражного суда все сведения, касающиеся конкурсного производства;
- после завершения расчетов с кредиторами внести в реестр требований кредиторов сведения о произведенных расчетах и погашении требований кредиторов и представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства;
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жго-ръя тс 7Я>*?Ж1СЪ4
^ассмлио&леНие
6 (39) - 2005
- при наличии имущества, не реализованного в ходе конкурсного производства, уведомить об этом уполномоченные органы соответствующего муниципального образования, которые в течение одного месяца обязаны принять такое имущество на свой баланс и нести все расходы по его содержанию;
- передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами РФ;
- в течение десяти дней с момента вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц;
- в течение пяти дней с момента заключения мирового соглашения представить в арбитражный
суд заявление об утверждении мирового соглашения.
Таким образом, система управления организацией в процедуре конкурсного производства сходна с системой управления во внешнем управлении, несмотря на полную противоположность целевой функции управления: восстановление платежеспособности — во внешнем управлении и реализация имущества в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов — в процедуре конкурсного производства. В отличие от процедуры внешнего управления органы управления должником в соответствии с корпоративным законодательством в процедуре конкурсного производства еще более ограничены в своих полномочиях, которые в основном сводятся к правам участвовать в заседаниях арбитражного суда и на собраниях кредиторов с совещательным голосом.
в"^- дат г ... }
'С,;-.;
Ос«.*1
1 V
1 . ¿,I '»„ ч..
Ч >
* V '
Ш' и'и'-Й» ч* 'Л V V "4'
«X Ь Игг#т » Ч * ¡5 м $ ^ » . V1'-
Выставка для наукоемкого бизнеса -Новые идеи - Новые технологии - Новые решения
- Против терроризма: информационные решения
- Информационная безопасность для банков и финансовых организаций
- Решения информационной безопасности для промышленности
- Паспорт, виза, идентификация: биометрические технологии нового времени
- Сетевая безопасность, защита систем электронного документооборота ■ Антивирусы, межсетевые экраны
- Технологии хранения и управления данными
- Инновации, защита интеллектуальной собственности и подготовка кадров
Выставка «ИНФОФ0РУМ-2005» - смотровая площадка для новых решений в рамках ГЦП «Электронная Москва»
Состоятся плановые посещения выставки руководством 28 министерств и ведомств.
Одновременно проводится конференция «Современный мегаполис: информационная безопасность региона, организаций, граждан» и 10 тематических заседаний и круглых столов. Участвуют 1250 специалистов.
ИНФОФО
-2005
Московская Международная выставка
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгорш ъ -пт>/скжъгк*
45