9. Михайлов Н.В. Оборонно-промышленный комплекс. Анализ вызовов и направления их парирования / Н.В. Михайлов. М.: ООО Издательство «Русь-Стиль XXI век», 2005.
10. Долгосрочное прогнозирование: от методологии к видению. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Режим доступа: http://www.forecast.ru/main-frame.asp.
11. www.lenta.ru от 10.03.2005.
12. ВПК России. Отрасли. Информационное агентство ТС ВПК. 2006. Январь-март.
13. Родная газета. 12.08.2005. № 30(116).
14. www.lenta.ru/news/2009/06/23/drones.
15. Российская газета. 5 августа 2009 г. Федеральный выпуск
№ 4967.
16. Военно-техническое сотрудничество. 2004. № 25.
17. Рынки вооружений. 2007. № 12.
18. Российская газета. 10 апреля 2009 г. Федеральный выпуск
№ 4887.
19. http://vlasti.net/mdex/news/64661/main от 30.06.2004 г.
20. http://www.newchemistry.ru/letter.php?n_id=3 388.
21. http://www.izvestia.ru/news/news205404.
F.I. Shamkhalov
Import substitution, innovation-oriented strategy in the defense industry of Russia This paper examines the state of the military-industrial complex of Russia, defines the direction of the import substitution strategy.
УДК 336:339.187.62 (470.312)
Д.И. Кокин, аспирант, (4872)33-24-80, [email protected],
(Россия, Тула, ТулГУ)
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РЫНКА ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ (ЛИЗИНГА) ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Проанализированы особенности развития рынка лизинговых услуг Российской Федерации, а также Тульской области, определены наиболее активныеучастникирынка, выявлены особенности их деятельности.
Ключевые слова: лизинг, сделка, финансовая аренда, рынок, кредитные ресурсы, платежеспособность.
В период с 1998 по 2008 гг. в России наблюдалось активное развитие рынка лизинговых услуг. Объем новых заключенных договоров лизинга по данным журналов «Лизинг ревю» [2] и «Лизинг» с 1998 по 2006 гг. вырос с 1,18 млрд долл. до 17,08 млрд долл. В 2005-2006 гг. прирост объемов сде-
лок составил 8570 млрд долл. Основными лидерами рынка по состоянию на начало 2008 г. являлись: «ВТБ-Лизинг», «Русско-германская лизинговая компания», «ТрансКредитЛизинг», ГК «НОМОС-лизинг», ЛК «Уралсиб». Наиболее крупными российскими компаниями являются компании, функционирующие при крупных банках («Сбербанк РФ», «ВТБ», «ТрансКредитБанк», «НОМОС-БАНК», «Уралсиб») [4].
Основными тенденциями развития рынка в последние годы являлись:
1) активная роль компаний с иностранным участием («Европлан», «Каркаде», «Райфайзен-Лизинг» идр.);
2) динамичное развитие «молодых» компаний (например, «Элемент Лизинг», «Лизинговая компания Сибири»);
3) лидирующая роль лизинга транспорта (автотранспорт, железнодорожный транспорт, авиатехника) и машиностроительной продукции, малая доля лизинга недвижимости;
4) рост продолжительности лизинговых сделок (многие ведущие компании заключали сделки продолжительностью пять и более лет, а средняя продолжительность сделок составляла чуть более трех лет) и уменьшение размеров средней предварительной оплаты (аванса) с 20-40 % до 10-15 %, а в отдельных случаях — до 0 %;
5) концентрация компаний в крупных финансовых центрах (Москва, Санкт-Петербург) и промышленных городах (Кемерово, Воронеж, Новосибирск, Тюмень, Набережные Челны и др.) [3];
6) появление на рынке лизинговых услуг лизинговых брокеров;
7) активное открытие филиалов и представительств крупных лизинговых компаний в регионах.
В 2006-2008 гг. в Тульской области был отмечен существенный рост объема рынка финансовой аренды, открытие филиалов и представительств крупных лизинговых компаний. При этом насыщенность рынка лизинга и степень удовлетворения потребностей потенциальных клиентов не достигли максимума. Спрос на лизинг оставался высоким. Это обусловлено тем, что Тульская область — крупный промышленный регион, на территории которого расположены предприятия машиностроения, металлургии, химии, транспорта, строительства, ВПК и др., имеющий большой потенциал развития и представляющий интерес для отечественных и иностранных инвесторов. Предприятия региона в 2006-2008 гг. производили модернизацию производства, строительство новых объектов недвижимости, обновление парка оборудования и транспорта.
В 2008 г. на рынке лизинговых услуг Тульской области были представлены более 20 организаций, среди которых региональные компании (ГК «ТЕХНОЛИЗИНГ», ОАО «ТИЛКо», ООО «Лизинговая компания "ПАРТНЕРЫ"», ООО «СКФ-Капитал», ООО «ЛК "Возрождение"» и др.), а также филиалы и представительств крупных лизинговых компаний (Ре-
гиональная компания «НОМОС-лизинг», «Европлан», «Стоун-ХХ1», «Кар-каде», «Новая лизинговая компания», «РЕСО-лизинг», «Опцион ТМ», «КМБ-лизинг», ЛК «Уралсиб»). В регионе активно действуют крупные лизинговые компании, не имеющие структурных подразделений в Тульской области, но работающие через московские офисы или агентов на местах (например, «Московская лизинговая компания», «Русско-германская лизинговая компания», «Райфайзен-Лизинг»). Большинство лизинговых компаний функционирует при головных подразделениях банков, имеющих филиалы в области. Результаты проведенного анализа особенностей деятельности наиболее активных участников рынка лизинговых услуг Тульской можно представить в виде таблицы (таблица).
Особенности деятельности основных участников рынкализинговыхуслуг Тульской области
Название Особенности Сегмент рынка, география деятельности Преимущества (сильные стороны) Недостатки (слабые стороны)
ООО «ЛК «ПАРТНЕРЫ» Лизинг всех видов имущества Работа в структуре ФГ «Партнеры». Самостоятельная бухгалтерия. Финансирование из ОАО «Углемет-банк», ООО КБ «Аресбанк». ИП, малый и средний бизнес. Различные регионы РФ. Оперативность, широкий спектр услуг. Минимальный набор документов для подачи заявки. Малые объемы финансирования. Значительная стоимость услуг.
ГК «Технолизинг» Лизинг всех видов имущества. Самостоятельная бухгалтерия. Финансирование из «Сбербанка», КБ «Экспрес-сТула». Руководитель имеет опыт работы в различных лизинговых компаниях. Крупные корпоративные клиенты, средний и малый бизнес Тульской области Оперативность. Стабильная клиентская база. Минимальный набор документов для подачи заявки. Работа практически со всеми страховыми компаниями. Широкий спектр услуг. Нестабильность финансирования. Ограничения по финансированию и объемам сделок.
ОАО «ТИЛКо» Лизинг транспорта, оборудования, спец-техники. Самостоятельная бухгалтерия. Финансирование из различных банков. Корпоративные клиенты, малый и средний бизнес Тульской Стабильная клиентская база. Значительная история работы на рынке. Сроки рассмотрения заявок могут быть значительны. Нестабильность финансиро-
области. вания.
ООО «ЛК "Возрождение"» Лизинг транспорта, оборудования, спец-техники. Работа с Тульской ТПП. Самостоятельная бухгалтерия. Финансирование из различных банков. Различные клиенты. Тульская область. Оперативность Хорошая клиентская база. Финансирование в различных банках. Нестабильность финансирования. Ограничения по финансированию и объемам сделок.
ООО «СКФ- Капитал» Лизинг транспорта, оборудования, спец-техники. Тесная связь с КБ «Арес-банк». Самостоятельная бухгалтерия. Малый и средний бизнес, отдельные крупные клиенты из Тульской области. Хорошая клиентская база. Широкий спектр услуг. Ограниченные объемы финансирования. Сроки рассмотрения часто затягиваются. Высокая стоимость услуг.
«Стоун- XXI» (предста- вительст- во) Лизинг транспорта, оборудования, спец. техники. Бухгалтерия отсутствует. Руководитель имеет опыт работы в сфере страхования. Различные клиенты из Тульской обл. и соседних областей. Наработана неплохая клиентская база. Оперативность. Ограниченность в полномочиях. Периодически возникающие проблемы с финансированием.
«ЕШЮРЬ ЛК» (предста- вительст- во) В основном лизинг транспорта. Бухгалтерия отсутствует. Руководитель имеет хороший опыт работы в сфере кредитования. Различные клиенты. Тульская область. Относительно низкая стоимость услуг. Наличие системы мотивирования поставщиков. Наличие скидок на отдельные марки. Выгодные условия страхования. Активная маркетинговая политика. Ограниченный спектр реально оказываемых услуг. Зависимость реальной стоимости услуг от курсов валют и зарубежного финансирования.
«Русско- германская лизинговая компания» Лизинг оборудования. Работа с крупными клиентами Сбербанка. В регионе не присутствуют. Крупный бизнес. Относительно низкая стоимость услуг. Возможность финансирования сделок большого объема. Значительные сроки рассмотрения заявок и жесткие требования к клиентам.
«РЕСО- лизинг» (предста- Лизинг транспорта и оборудования. Работа с клиентами Крупный и средний бизнес. Относительно низкая стоимость услуг. Страхование только в СК РЕСО.
вительст- во) СК РЕСО. Стабильная клиентская база (клиенты СК РЕСО).
«Новая лизинговая компания» (представительство) Лизинг транспорта. Работа с клиентами «ПриватБанка» Различные клиенты. Тульская область. Относительно низкая стоимость услуг. Наличие различных программ автолизинга. Активная маркетинговая политика. Периодические задержки финансирования сделок.
РК «НО- мос- лизинг» (филиал) Лизинг всех видов имущества. Руководитель имеет опыт работы в различных лизинговых компаниях. Различные клиенты из Тульской области и других регионов ЦФО. Относительно низкая стоимость услуг. Наличие различных программ лизинга. Активная маркетинговая политика. Широкий спектр услуг. Значительные сроки рассмотрения заявок и жесткие требования к клиентам.
«Каркаде» (предста- вительст- во) Автолизинг, лизинг оборудования. Различные клиенты из Тульской области. Наличие большого числа программ автолизинга с привлекательными условиями. Активная маркетинговая политика. Наличие системы мотивирования поставщиков. Сроки рассмотрения заявок могут быть значительны. Используются дополнительные комиссии. Узкий спектр услуг.
ЛК «Уралсиб» (предста- вительст- во) Лизинг всех видов имущества. Активное взаимодействие с участниками группы «Уралсиб». Различные клиенты из Тульской области. Относительно низкая стоимость услуг. Широкий спектр услуг. Отсутствие четкой маркетинговой политики. Низкая активность.
Преимуществами крупных лизинговых компаний, имеющих свои филиалы и представительства на территории региона, являются:
- дешевизна ресурсов и, как следствие, сравнительно меньшая стоимость лизинговых услуг для конкретного потребителя;
- стабильность.
Преимуществами региональных лизинговых компаний являются:
- приближенность к конечным потребителям;
- простота и оперативность работы по рассмотрению заявок и проведению сделок;
- наличие стабильной клиентской базы;
- гибкость, возможность подбора индивидуальных условий для конкретного клиента;
- возможность использования различных источников финансирования.
По данным обзора рынка лизинговых услуг Тульской области, на начало 2008 г. большинство региональных лизинговых компаний имело лизинговые портфели в размере 30-150 млн руб. Средняя продолжительность сделок региональных компаний составляла около трех лет. Размер предварительно оплаты по сделкам составлял 20-40 % от стоимости предмета лизинга. Отдельные компании заключали сделки с минимальным авансом (10-15 %) или без аванса. Стоимость услуг компаний зависела от стоимости ресурсов, используемых компаниями для финансирования сделок. При продолжительности сделки три года и предварительной оплате в размере 20 % от стоимости имущества показатель «удорожание» по сделкам большинства компаний составлял 10-15 % в год.
Взаимодействие лизинговых компаний с поставщиками в Тульской области носит различные формы. Оно может заключаться в проведении совместных акций (рекламные акции), реализации специальных программ и продуктов (программы автолизинга, системы скидок и т. п.). Часто указанное взаимодействие предусматривает заключения агентских соглашений или со-финансирование бизнеса. Наиболее активно взаимодействуют с лизинговыми компаниями региона автосалоны, автотехцентры, поставщики машиностроительной продукции и специальной техники. В силу малой распространенности лизинга недвижимости и сложности реализации соответствующих сделок взаимодействие лизинговых компаний с агентствами недвижимости и другими игроками рынка недвижимости практически не происходит.
В 2006-2008 гг. на рынке финансовых услуг Тульской области появилось значительное число организаций-брокеров в сферах кредитования и страхования. Аналогичные тенденции наблюдались и на рынке лизинга.
Лизинговые брокеры по заявкам клиентов обеспечивают выбор компании, а иногда и сопровождение сделок. При работе с брокером у клиента не возникает необходимости в непосредственном контакте с лизинговой компанией практически вплоть до момента заключения сделок. При этом
ему подбираются оптимальные условия финансирования. Эффективно работающие брокеры могут обеспечивать для лизинговых компаний стабильный поток заявок, производить сбор пакетов документов для рассмотрения компаниями, а также производить предварительный анализ заявок и документов.
В 2009 г. и последующих годах на развитие рынка лизинга негативное влияние может оказать глобальный экономический кризис. В виду снижения доступности кредитных ресурсов и платежеспособности лизингополучателей объем рынка, скорее всего, не увеличится. Однако спрос на услуги лизинговых компаний будет оставаться высоким.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. О финансовой аренде (лизинге): федер. закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ.
2. ГазманВ.Д. Рынок лизинговых услуг в России-2006. Аналитическое обозрение. Часть первая / В.Д. Газман // Лизинг ревю. 2007. № 2. С. 2-21.
3. ГазманВ.Д. Рынок лизинговых услуг в России-2006. Аналитическое обозрение. Часть вторая / В.Д. Газман // Лизинг ревю. 2007. № 3. С. 2-19.
4. ГазманВ.Д. Лизинг России-2007. Результаты аналитического исследования / В.Д. Газман // Лизинг ревю. 2008. № 3. С. 2-27.
Kokin D.I.
The analysis of features of the market of financial rent (leasing) of the Tula area. Features of development of the market of leasing services of the Russian Federation, and also the Tula area are analysed, the most active sites of the market are determined, features of their activity are revealed.
Key words: leasing, the transaction, financial rent, the market, credit resources, solvency.
УДК 658.589:669.1
Г.Н. Кудрявцева, аспирант, (Россия, Тула, ТулГУ)
ФОРМИРОВАНИЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ РЕКОНСТРУКЦИИ ПРОИЗВОДСТВА НА МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Предложен подход к формированию долгосрочной инвестиционной программы реконструкции производства на металлургическом предприятии, в основе которого лежит эффективное использование ограниченных ресурсов и управление ими таким образом, чтобы достичь максимально возможного эффекта.
Ключевые слова: долгосрочная инвестиционная программа, ограниченные ресурсы, реконструкция производства, черная металлургия.
В условиях мирового экономического кризиса черная металлургия оказалась наиболее уязвимой отраслью российской промышленности.