АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОРОДОВ
М.Д. МИРОНОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и управления в городском хозяйстве Е-таН:тагдт'1Г@таН.ги Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Рассматриваются проблемы сбалансированности роста системы городов на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: закономерность «ранг - размер», развитие системы городов.
Процесс урбанизации, особенно интенсивно проходивший в XXв., привел к увеличению урбанизированных территорий и росту числа крупных городов и гигантских городов-мегаполисов.
На огромном пространстве города-агломерации отмечаются неравномерность заселения урбанизированных территорий, многоуровневая иерархия жилых и промышленных зон, системы городов-спутников, поселков с существенной неравномерностью экономического развития и благосостояния.
При прогнозировании развития системы городов в отдельном экономическом регионе используется закономерность «ранг—размер». Рассматривая систему городов России, определим важнейшие из них, предварительно распределив города по их значимости в системе. В качестве количественной характеристики значимости города, его статуса в региональной системе используют показатель численности его населения [1]. В основе данного выбора лежит гипотеза о том, что значение города в экономической системе региона в значительной степени определяется суммарным ежегодным доходом его жителей. В пределах однородной по экономическому развитию страны значения этого показателя примерно пропорциональны численности населения города. Поэтому данная закономерность получила название «правило Ципфа», или закономерность «ранг—размер» («rank—size» rule; «rang—imension»).
Рассмотрим исходную формулировку закономерности «ранг—размер». Базовым является следующее предположение: если расположить все города некоторой страны или региона в списке в порядке убывания численности населения, то каждому городу можно приписать некоторый ранг, т. е. номер, который он получает в данном списке. При этом численность населения и ранг, как правило, подчиняются закономерности, выражаемой упрощенной зависимостью численности населения города и его ранга в системе городов: Р=Р /п, где Рп — население города й-го ранга; Рх — население главного города страны — города 1-го ранга.
Эмпирически было установлено, что данная закономерность выполняется для систем городов некоторых стран. В то же время имеются регионы и страны, где системы городов, исследованные на наличие зависимости «ранг—размер», демонстрируют ряд существенных отклонений от исходной модели.
При рассмотрении чисто теоретической модели закономерности «ранг—размер» была предложена более общая форма зависимости, где вместо Рх использовалась некоторая константа С. Также знаменатель дроби было предложено возвести в некоторую степень с[. Рп=С/п'1, где Си д—некоторые (характерные для данной страны и данного периода времени) константы. Каждый отдельный город может весьма существенно отклоняться по численности от своего расчетного значения, даже если модель в целом статистически вполне достоверна. Часто наиболее сильное отклонение характерно для главного города (я=1) [3, с. 25].
Закономерность «ранг—размер» была исследована на многих городах мира, в том числе и на городах СССР. Было установлено, что правило Ципфа в
и 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
0
Рис. 1.
целом довольно хорошо соответствовало распределению численности городского населения СССР середины XXв. В результате распада СССР в конце 1991 г. основным государственным образованием на его территории оказалась Российская Федерация. Из списка крупнейших городов выпали крупные города — столицы бывших союзных республик некоторые города поменяли ранговое место в списке городов. Возникло существенное отклонение от модели «ранг—размер». Этот факт не рассматривается как опровержение данной закономерности, поскольку применение данного закона возможно лишь при относительной устойчивости системы городов в рамках рассматриваемого экономического пространства. Отклонение системы городов от установленной закономерности свидетельствует о нарушении баланса пропорционального развития экономического пространства региона. Отсюда можно предположить, что по окончании переходного периода, связанного со становлением независимых экономических систем в республиках бывшего СССР, закономерность «ранг—размер» восстанавливается для совокупности городов новых государств и независимых субъектов РФ.
Проверим выполнение зависимости «ранг-размер» для крупнейших городов России (табл. 1, рис. 1).
В 2008 г. по сравнению с 1979 г. и 2002 г. наблюдается усиление отрыва по показателям численности населения двух крупнейших городов России — Москвы и Санкт-Петербурга. В целом линейная зависимость «ранг—размер» все более нарушается вследствие диспропорционального роста численности населения «главных» городов России и в
Таблица 1
Численность населения крупнейших городов России
1х 2,5
Ранг Город Численность населения
в 2008 г., тыс. чел.
1 Москва 10 470,3
2 Санкт-Петербург 4 568,0
3 Новосибирск 1 390,5
4 Екатеринбург 1 323,0
5 Нижний 1 274,7
Новгород
6 Самара 1 135,4
7 Омск 1 131,1
8 Казань 1 120,2
9 Челябинск 1 092,5
10 Ростов-на Дону 1 048,7
0,5 1 1,5 2
Зависимость «ранг—размер» для городов России в 2008 г.
настоящее время не выполняется. Этот факт можно объяснить процессами возникновения и развития на территории России новых территориальных образований: федеральных, автономных округов, национальных республик и т. д., которые являются самостоятельными экономическими субъектами. Таким образом, нарушение закономерности «ранг—размер» в системе городов России отражает динамично развивающиеся процессы формирования независимых экономических систем на территории Российской Федерации.
Почти все крупные города РФ являются главными городами вновь образовавшихся подсистем — автономных областей, республик и пр. Следовательно, линейный характер зависимости «ранг—размер» более вероятно наблюдать внутри такой подсистемы городов.
Автором рассмотрено выполнение этого закона для совокупности городов в относительно самостоятельной экономической системе, такой, например, как система городов Республики Татарстан (табл. 2, рис. 2).
Таблица 2
Численность населения крупнейших городов Татарстана в 2008 г.
Ранг Город Численность населения, тыс. чел.
1 Казань 1 120,2
2 Набережные Челны 506,1
3 Нижнекамск 226,1
4 Альметьевск 142,0
5 Зеленодольск 99,1
6 Бугульма 90,6
7 Елабуга 70,6
8 Лениногорск 65,8
9 Чистополь 65
10 Заинек 42,1
0,5
1,0
1,5
2,0
2,5
Рис. 2. Зависимость «ранг—размер» для городов Республики Татарстан в 2008 г.
Зависимость «ранг—размер» системы городов Республики Татарстан, довольно близка к линейной. Уравнение аппроксимирующей прямой {и = — 1,423л; + 6,954) найдено методом наименьших квадратов [2, с. 344]. Факт наличия зависимости «ранг—размер», близкой к линейной, свидетельствует о наличии сбалансированного социально-экономического развития региональной системы городов Республики Татарстан.
Неравномерность развития городов нарушает линейную зависимость закономерности «ранг-размер». Этот факт обусловлен диспропорциональным социально-экономическим развитием различных областей региона или отдельной страны в целом. Попытка восстановления пропорционального развития региональной системы городов за счет осуществления государственной программы «выравнивания» городов может быть достигнута за счет сдерживания роста главного города, стимулирования развития городов в противовес главному и т.д. Возможные пути восстановления пропорций региональной системы городов заключаются в применении насильственных мер для изменений сложившихся ранее диспропорциональных соотношений «ранг—размер». Подобные попытки предпринимались, например, в СССР. Так, при решении вопроса о будущем размещении крупных заводов часто принималось решение о создании новых индустриальных центров вместо развития уже имеющегося производства в старых городах. Например, в г. Тольятти был построен ВАЗ, в г. Набережные Челны — КамАЗ, в г. Нижнем Новгороде — ГАЗ и т. д. В результате возникли
преимущественно монофункциональные города, которые стали испытывать значительные трудности, возникающие в связи с необходимостью функциональной перестройки городского пространства в новой экономической ситуации перехода к рыночной экономике.
В начале 1960-хгг. в мировой урбанистической политике была предпринята попытка решить вопрос об оптимальном размере города в рамках общенациональной системы городов [1,с. 25].
Итогом урбанистической политики 1960-1970-хгг. признают отсутствие общего успеха мероприятий по искусственному сдерживанию роста экономических центров регионов с целью сбалансированного развития урбанистического пространства регионов. Политика развития новых городов испытывает определенные затруднения. Если они создаются или уже находятся вблизи крупных, динамично развивающихся городов, то испытывают их влияние и превращаются в города-спутники, основное функциональное назначение которых сводится к разгрузке центрального города. Если же новые города создаются на значительном расстоянии от крупных центров, то их самостоятельное экономическое существование и развитие весьма затруднены. Определенный провал политики выравнивания городов при выработке экономической стратегии развития регионов свидетельствует о необходимости формирования шкалы гибких управленческих подходов к решению важнейшего вопроса пространственной региональной экономики — формирования и развития региональной системы городов, обусловливающего динамичный и устойчивый рост всей экономики региона.
Список литературы
1. Занадворов B.C., Занадворова А. В. Экономика города: учебн. пособие. М.: Магистр, 1998. 272 с.
2. Красс М. С., Чупрынов Б. П. Основы математики и ее приложения в экономическом образовании. М.: Дело, 2000. 688 с.
3. Миронова М. Д., Черво А. В. Математические модели и концепции управления в развитии городов. Казань, КГАСУ, 2008. 73 с.
0