© М.С. Рудяк, В.А. Умнов, 2003
УЛК 69.035.4
М.С. Рудяк, В.А. Умнов
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОРОЛСКОГО ПОЛЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА КА К ВИЛА РЕСУРСОВ НЕЛР
Высокий уровень урбанизации, рост городов, нехватка территорий и ряд других факторов обуславливают высокую степень освоения подземного пространства в городах. Нерациональное использование данного вида ресурсов может привести к значительным экологическим последствиям. В этой связи, анализ особенностей подземного пространства как вида ресурсов недр является актуальной научной задачей.
Принято рассматривать подземное пространство как естественные или искусственно созданные полости в недрах земли, используемые для хозяйственных или иных целей [1]. Такой подход не позволяет достаточно полно учесть возможные состояния данного вида ресурсов и приводит к их необоснованным потерям вследствие нерационального ведения горных работ в соседних участках недр. Поэтому более объективно определить подземное пространство как вид ресурсов недр, используемый в качестве среды для проживания, размещения объектов или протекания процессов. Источниками подземного пространства в таком случае являются естественные или искусственно созданные полости в недрах земли, а также участки недр, в которых могут быть созданы полости, используемые для указанных целей.
Недра представляют собой часть земной коры, расположенную ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающуюся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения [2, 3].
В своем естественном состоянии подземное пространство может быть занято твердым, жидким или газообразным веществом. Участки недр не заполненные твердым веществом, но окруженные им называют подземными полостями. Они подразделяются на естественные и искусственные (антропогенные). Естественные полости вклю-чают в себя крупные полости (пещеры), мелкие полости и трещины в массиве горных пород [4].
Основными характеристиками источников подземного пространства являются: глубина от поверхности земли, объем и форма, свойства окружающего массива, территориальное расположение, устойчивость (способность сохранять свою форму во времени), возможность доступа с поверхности земли и др.
К свойствам окружающего массива горных пород можно отнести такие показатели как: напряженное состояние массива горных пород, их твердость, связность, пластичность, влаго-емкость и водопроницаемость, плотность, пористость, электромагнитные свойства (удельное электрическое сопротивление, относительная диэлектрическая проницаемость), абразивность, тепловые свойства (коэффициент теплопроводности, удельная теплоемкость, коэффициент линейного теплового расширения), коэффициент разрыхления (после взрыва), гранулометрический состав (в разрушенном состоянии) и т.п.
Использование подземного пространства в городском строи-тельстве в настоящее время развивается весьма быстро. Это связано с высокими потребностями городских жи-
телей в жизненном пространстве.
Необходимость создания и все более активного использования подземного пространства в современных городах обусловлена следующими факторами [5]:
стремление к разуплотнению исторически сложившейся застройки и оздоровлению старых, частей городов;
все более ощутимый недостаток свободных городских земель, пригодных для новой застройки;
необходимость радикального упорядочения городского движения с возможно более полным разделением пересекающихся транспортных потоков;
развитие систем культурнобытового и коммунального обслуживания с размещением соответствующих объектов в непосредственной близости от потребителей;
сохранение архитектурных памятников и ансамблей, представляющих культурно-историческую ценность;
развитие разнообразных средств общественного, специального и индивидуального тран-спорта;
развитие средств инженерного оборудования города, коммунального и складского хозяйства.
Городские подземные сооружения характеризуются относительно небольшой глубиной заложения, привязкой к конкретным поверхностным объектам и территориям, особой пространственной организацией, специфическим временным режимом использования и т.д. Для них создаются специальные подземные полости, отвечающие, в каждом конкретном случае, предъявляемым требованиям. Спектр направлений использования городского подземного пространства практически неограничен.
Голубев Г.Е. приводит клас
сификацию городских подземных сооружений по различным признакам. В качестве принципов построения и организации
подземных сооружений, автор указывает на то, что все подземные сооружения должны в перспективе составлять единую пространственно-времен-ную систему; они требуют более сложного зонирования, по сравнению с поверхностными, и учета взаимосвязей подземных объектов в пространстве. С другой стороны, ряд ограничений действующих для поверхностных объектов для них не актуален (например, ограничения, связанные с рельефом) [6].
Г ородские подземные сооружения можно условно объединить в ряд групп [7]: инженерно-транспортные (пешеходные и транспортные тоннели, автомобильные стоянки и гаражи, помещения вокзалов); сферы обслуживания (магазины, кафе, кинотеатры, выставочные залы, книгохранилища, архивы, холодильники, овощехранилища, автоматические телефонные станции и т.п.); промышленного назначения и энергетики (отдельные цехи, лаборатории, котельные, тепловые станции и т.п.); инженерные сети и сооружения (газо- и трубопрово-
ды, бойлерные, калориферные, тран-сформаторные и газораспределительные станции и др.); гражданской обороны. Особое место занимают подземные гаражи и автостоянки. Обычно глубиной 15-25 м. до нескольких тысяч автомобилей.
Объекты, размещаемые в подземном (или полуподзем-ном) пространстве города, классифицируют по ряду признаков: назначению и характеру использования; объемно-
планировочной схеме; количеству подземных ярусов и глубине заложения от поверхности земли; единовременной вместимости или пропускной способности; взаимосвязи с другими зданиями; месту расположения в городе [5].
Среди преимуществ строительства городских подземных объектов отмечается, что оно позволяет экономно использовать наземную территорию, содействует упорядочиванию
транспортного обслуживания населения и повышению безопасности дорожного движения, снижает уличный шум и загрязнение воздуха выхлопными га-
зами автомобилей, способствует повышению художественно -эстетических качеств городской среды.
Одной из основных проблем использования городского подземного пространства является то, что при высокой плотности его использования существует опасность влияния процессов строительства и эксплуатации подземных сооружений друг на друга и на поверхностные объекты.
В отличие от иных видов подземных сооружений, для городских не всегда имеется возможность создания значительного поверхностного комплекса и поэтому все соответственно необходимые процессы должны располагаться под землей.
Таким образом, городское подземное пространство является весьма значимым и перспективным для освоения ресурсом недр. Основные его особенности определяются
свойствами недр и городской среды. Дальнейшее развитие его использования требует от людей высокой ответственности.
1. Швецов П.Ф., Зильберборд А.Ф., Папернов М.М.. Подземное пространство и его освоение. - М.: Наука, 1992. -
196 с.
2. О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О недрах". Федеральный закон от
3 марта 1995 г. N 27-Ф3.
3. Недра. Большая Советская Энциклопедия. - Изд. 3-е. М.: Советская энциклопедия, 1974, Т. 17, с. 406.
------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4. Умнов В.А. Экономическая оценка и рациональное использование ресурсов подземного пространства. - М.: МГГУ, 1999. - 204 с.
5. Голубев Г.Е. Подземная урбанистика: (Градостроительные особенности развития систем подземных сооружений). — М.: Стройиздат, 1979. - 231 с.
6. Голубев Г.Е. Подземная урбанистика. М.: ГОСНТИ, 1972.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ
Умнов Виталий Анатольевич - профессор, доктор экономических наук, Московский государственный горный университет. Рудяк Михаил Семенович— докторант кафедры ЭП, Московский государственный горный университет.