© 2016 г. Г. Л. Попова
анализ особенностей формирования налоговой задолженности в период экономических кризисов
Попова Галина Львовна — доцент кафедры «Экономический анализ и качество» Тамбовского государственного технического университета, канд. экон. наук.
(E-mail: [email protected])
В существующей системе налоговых поступлений в консолидированный региональный бюджет уже давно сложилась негативная практика, предполагающая отклонение суммы начисленных от суммы уплаченных налогов. Следовательно, возникает такое явление, как налоговая задолженность. Для повышения эффективности взыскания задолженности по налогам (сборам), а также пеням, и совершенствованию работы налоговых органов действует приказ ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662 (ред. от 14.07.2015) «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации», зарегистрированный в Минюсте России 18 декабря 2012 г. № 261791.
Одной из основных задач налоговых органов является контроль полноты и своевременности уплаты налоговых платежей в бюджет. Особую актуальность эта задача приобретает на современном этапе развития российского общества. Следовательно, такое явление, как налоговая задолженность и эффективность мер, направленных на ее сокращение, требует детального изучения.
По оценкам налоговой службы эффективность мер, направленных на взыскание налогов в 2015 году составила 70,4 %. Объем поступлений от применения этих мер возрос на 165 млрд руб. по сравнению с 2014 годом. В 2016 году ФНС России планирует повысить эффективность взыскания задолженности до 75 %2. Налоговые органы ведут совместно с судебными приставами работу с налогоплательщиками, у которых образовалась налоговая задолженность. Результатом их деятельности на территории Тамбовской области за второй квартал 2015 года стало проведение 19 рейдовых мероприятий по аресту имущества и было взыскано 3,5 млн руб3. Заместитель руководителя ФНС России Д. Ю. Григоренко в 2016 году определяет следующие основные направления работы с задолжниками:
• применение к процедурам взыскания риск-ориентированного подходя;
• оценка плановой налоговой проверки как начало работы с потенциальной задолженностью;
• регулярное проведение мониторинга задолженности по видам экономической деятельности;
• разработка новых подходов взаимодействия с ФССП России;
1 ФНС России URL: https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/docs/4039613. (дата обращения 19.03.16).
2 ФНС России URL: https://www.nalog.ru/rn28/news/activities_fts/5972839/18.03.2016. (дата обращения 19.03.16).
3 Меры принудительного взыскания задолженности приносят свои результаты 21.07.2015. URL: https://www.nalog.ru/rn68/apply_fts/5654747/ (дата обращения 19.03.16).
• проведение мониторинга налогоплательщиков с задолженностью (свыше 300 млн рублей -на уровне центрального аппарата, от 50 до 300 млн рублей - на уровне управлений);
• изменение механизма предоставления отсрочки/рассрочки4.
Таким образом, вопросы источников формирования налоговой задолженности и эффективности ее взыскания находятся под пристальным вниманием налоговых органов. Вокруг этих проблем также ведется широкая полемика и в научных кругах. Среди исследователей, посвятивших своих труды данной научной сфере, можно выделить следующих: Б.Х. Алиев5, Т.А. Аушев6, Т.Д. Ванько7, Е.А. Васюта8, Н.В. Грохотова9, С.В. Дашибылова10, Н.М. Денисова11, А.А. Казимагомедов, Г.И. Кошелева, В.М. Ксенда12, П.М. Курбанова, А.С. Окунь, З.К. Рашидова, М.М. Сулейманов13, Н.С. Трусова14, Н.В. Федюкова15.
Выделяется целый комплекс причин, оказывающих влияние на формирование налоговой задолженности. По источникам формирования их возникновение можно распределить между четырьмя уровнями экономики (рис. 1).
4 ФНС России реализует новую концепцию работы с задолженностью. 14.03.2016. URL: https:// www.nalog.ru/rn68/news/seminar/5968398/ (дата обращения 16.03.16).
5 Алиев Б.Х., Казимагомедов А.А., Курбанова П.М. Методические аспекты классификации налогоплательщиков для целей администрирования налоговой задолженности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-16. С. 3554-3558.
6 Аушев Т.А. Налоговая задолженность: возможности ее сокращения [Текст]/ Т.А. Аушев. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.
7 Ванько Т.Д. Анализ состояния задолженности по налогам и сборам Брянской области // Высшее образование в условиях реализации инновационных проектов общественного развития Материалы всероссийской научно-практической конференции. Филиал ОАНО ВО «МПСУ» в городе Рославле Смоленской области. 2015. С. 30-36.
8 Окунь А.С., Васюта Е.А. Налоговая задолженность как угроза финансовой безопасности государства: методологический аспект // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 1 (334). С. 98-115.
9 Грохотова Н.В. Проблемы взыскания налоговой задолженности и пути их решения // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015. Т. 1. С. 95-101.
10 Дашибылова С.В. Задолженность по налогам и сборам: показатели и их характеристика (на примере Сибирского Федерального округа) // Baikal Research Journal. 2015. Т. 6. № 2. С. 5.
11 Денисова Н.М. Принудительные меры взыскания налогов // Социогуманитарный вестник. 2015. № 1 (14). С. 88-92.
12 Ксенда В.М. Оценка качества налогового администрирования и анализ результативности контрольной работы налоговых органов // Фундаментальные исследования. 2015. № 11-7. С. 1440-1444.
13 Сулейманов М.М., Рашидова З.К. Анализ практики администрирования налоговой задолженности // В сборнике: Актуальные вопросы экономики и управления Материалы III Международной научной конференции. Москва, 2015. С. 135-138.
14 Кошелева Г.И., Трусова Н.С. Актуальные проблемы взыскания налоговой задолженности (на примере Курской области) // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 2 (41). С. 25-29.
15 Федюкова Н.В.Система урегулирования налоговой задолженности как подсистема налогового администрирования: теоретических аспект // Современное состояние и перспективы развития бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита. Материалы Международной научно-практической конференции. под научной редакцией Е.М. Сорокиной. Иркутск, 2015. С. 283-291.
рис. 1. Классификация налоговой задолженности по источникам возникновения16
В качестве объекта исследования формирования задолженности по налогам и сборам был выбран Центральный федеральный округ (ЦФО) за период с 2006 года по 2015 год. За эти годы в ЦФО наблюдалось сокращение анализируемого показателя в текущих ценах на 5,0 трлн. руб. или на 1,43 %. В сопоставимых ценах 2015 года сокращение объемов задолженности составило 441,9 трлн. руб. или 55,90 % (рис. 2).
900,0 800,0 700,0 600,0 500,0 400,0 300,0 200,0 100,0 0,0
790,39
364,18
348,53
353,6
2006
195,3 198,9
2007 2008 2009 2010 I I в текущих ценах
2011 2012 2013 ценах 2015 года
2014
2015
рис. 2. Динамика задолженности ЦФО по налогам и сборам в бюджетную систему РФ, трлн руб.17
При анализе динамики задолженности обращает на себя внимание факт ее значительного сокращения в 2007-2008 гг. В 2007 году уровень анализируемого показателя сократился по сравнению с 2006 годом в текущих ценах на 158,3 трлн руб. или на 44,77 %, а в сопоставимых ценах 2015 года - на 389,9 трлн руб. или на 49,33 %. На резкое снижение задолженности в 2007 году
16 Попова Г.Л. Факторы формирования задолженности по налогам и сборам, пени и налоговым санкциям: анализ и оценка // Г.Л. Попова // Финансовая аналитика: проблемы и решения, - 2015 -09(243) - март - C. 36 - 48.
17 Федеральная налоговая служба (ФНС) URL: https://www.nalog.ru (дата обращения 25.03.2016).
бухгалтерский учет и налогообложение
оказала влияние благоприятная экономическая ситуация, которая способствовала существенному росту экономики в тот период. В 2009 году наблюдался резкий рост задолженности в ФНС по сравнению с предыдущим годом на 101,7 трлн руб. или на 51,14 % в текущих ценах. В сопоставимых ценах разрыв оказался еще более существенным и составил 121,4 трлн руб. или на 33,40 %. Увеличение задолженности следует связывать с негативным влиянием мирового финансового кризиса на экономику регионов и на экономические трудности, которые испытывал региональный бизнес в тот период.
В текущих ценах в 2010-2015 гг. наблюдалось незначительное повышение задолженности в ФНС РФ по сравнению с 2009 годом. Таким образом, величина задолженности в 2015 году превышала уровень 2009 года на 48,0 трлн руб. или на 15,96 %. Но анализ динамики в сопоставимых ценах 2015 года указывает на наличие положительной тенденции, выраженной в постепенном сокращении анализируемого показателя по сравнению с уровнем 2009 года. За этот период значение показателя сократилось по сравнению с 2009 годом на 136,4 трлн руб. или на 28,12 % (в ценах 2015 года). Формирование этой положительной тенденции можно связать с ростом эффективности деятельности налоговых органов ориентированной на сокращение налоговой задолженности18.
Следует отметить, что общие тенденции формирования налоговой задолженности на территории ЦФО отличаются от среднероссийских тенденций. Согласно данным ФНС России за период с 2006 года по 2015 год в РФ наблюдался рост задолженности по налогам и сборам, пени и налоговым санкциям на 69,9 трлн руб. или на 9,23 % (в текущих ценах), а в сопоставимых ценах 2015 года - сокращение на 5,0 трлн руб. или на 1,43 %. Таким образом, ситуация в ЦФО является более благополучной, чем в среднем по РФ.
В 2006 году величина удельного веса задолженности в ФНС к объему налоговых поступлений на территории ЦФО превышала средний по РФ уровень на 8,39 %, а к 2015 году превышение сократилось до 2,79 %. Таким образом, за период с 2006 года по 2015 год наблюдалось сокращение разрыва между анализируемым показателем ЦФО и РФ (рис. 3).
За 2006-2015 гг. доля задолженности в ФНС в составе налоговых поступлений сократилась в РФ на 7,92 % или в 2,31 раза, в то время, как на территории ЦФО этот показатель сократился более стремительно, а именно на 13,53 % или в 2,53 раза.
2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006
.!? 22,35
0,00 5,00 10,00 15,00 20,00 25,00 □ ЦФО □ Российская Федерация
Рис. 3. Соотношение задолженности по налогам и сборам к объему налоговых поступлений, %
18 Ксенда В.М. Оценка качества налогового администрирования и анализ результативности контрольной работы налоговых органов // Фундаментальные исследования. 2015. № 11-7. С. 1440-1444.
После резкого снижения в 2007-2008 гг. удельного веса задолженности в объеме налоговых поступлений, в последующем 2009 г. наблюдался значительный рост, который составил в среднем по РФ - 4,09 %, а по ЦФО - 6,50 %. Столь резкое изменение динамики поведения анализируемого показателя следует связывать с последствиями влияния мирового финансового кризиса на экономику страны и ее отдельных регионов. Более резкий рост удельного веса задолженности в ЦФО по сравнению со средним уровнем по РФ следует связывать с особенностями отраслевой структуры экономики. В исследованиях Лавровского Б.Л., Мурзова И.А. и Мишиной А.С. в качестве одной из причин, приведших к формированию совокупной задолженности СФО в 2007-2009 гг. (около 25 %), стало негативное влияние подвида экономической деятельности «Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели», который оказался в тот период в сложном экономическом положении19.
Аналогичного мнения придерживаются и исследователи С.В. Дашибилова20, Г.П. Комарова и Т.П. Сизова21. Авторы отмечают, что в условиях экономического кризиса 2009 года наиболее благополучными стали регионы, на территории которых были расположены экспорто-ориентированные отрасли, связанные с нефте- и газодобычей, топливной промышленностью, черной и цветной металлургией. Трудности в своем экономическом развитии испытывали регионы, отраслевая специализация которых была связана с развитием сельского хозяйства, машиностроения, легкой и химической промышленности22.
Кризис 2014-2015 гг. имеет сходство с кризисом 2009 года, так как он также протекает в условиях снижения мировых цен на нефть, инфляционных процессов, существуют проблемы с формированием доходной части бюджета. Однако, он имеет и существенные отличия, в частности, протекает в условиях:
- санкций, ориентированных на сдерживание развития российской экономики, а также ответных санкций;
- необходимости значительных финансовых расходов в инфраструктуру республики Крым;
- резкого сокращение доходов населения за 2015 год23, что повлияло на сокращение объемов розничной торговли и другие факторы.
Эти особенности двух кризисов оказали влияние на развитие регионов. Существенное влияние на социально-экономические процессы, сопутствующие кризисным явлениям, нашли свое отражение и на развитии регионального бизнеса в ЦФО. Степень влияния этих процессов на организации была дифференцированной и зависимой от сложившейся отраслевой структуры региона. Эти тенденции нашли свое отражение и на формировании доли задолженности по налогам и сборам в объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет территорий. Данный показатель можно рассматривать как косвенную характеристику сложившихся финансово-экономических условий развития бизнеса в регионе. Результаты ранжирования выявили значительную дифференциацию регионов по анализируемому показателю. В 2008 г.
19 Лавровский Б.Л. и др. Налоговая задолженность: уроки кризиса (на примере регионов Сибирского федерального округа) [Текст] / Б.Л. Лавровский, И.А. Мурзов, А.С. Мишина // Пространственная экономика. 2012. - №1 С. 135-146.
20 Дашибылова С.В. Задолженность по налогам и сборам: показатели и их характеристика (на примере Сибирского Федерального округа) // Baikal Research Journal. 2015. Т. 6. № 2. С. 5.
21 Комарова Г. П. Организация работы с недоимкой по налогам в налоговых органах / Г. П. Комарова, Т. П. Сизова // Налоговая система: современное состояние и перспективы развития : материалы Между-нар. науч.-практ. конф., г. Иркутск, 22-23 апр. 2010 г. / под науч. ред. В. И. Самарухи. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. - С. 83-95.
22 Комарова Г. П. Организация работы с недоимкой по налогам в налоговых органах / Г. П. Комарова, Т. П. Сизова // Налоговая система: современное состояние и перспективы развития : материалы Между-нар. науч.-практ. конф., г. Иркутск, 22-23 апр. 2010 г. / под науч. ред. В. И. Самарухи. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. - С. 83-95.
23 Голодец: в России обозначается очень резкое падение доходов населения URL: http://ria.ru/ economy/20160323/1395303130.html (дата обращения 25.03.2016).
средний уровень анализируемого показателя ЦФО более чем на 5,2 % превышал уровень 20142015 годов. Разрыв между регионами по доли задолженности по налогам и сборам в объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет территорий оказался значительным и составлял в 2009 году 21,74 %, в 2014 году - 24,01%, а в 2015 году - 18,90 % (рис. 4). Одной из причин сокращения размаха вариации между регионами, могли стать процессы, связанные с изменениями тенденций развития территориального бизнеса в зависимости от видов экономической деятельности организаций. В частности, эти процессы нашли свое отражение и на изменении в 2015 году структуры экспорта. По мнению экспертов, в объемах товаров на экспорт увеличилась доля продуктов питания. По ряду категорий рост составил по сравнению с 2014 годом свыше 2000 % (огурцы и корнишоны, капуста, репа, свекла и прочие). Столь высокие проценты объясняются низкими объемами продаж в прошлом году. Среди непродовольственных товаров наблюдался рост объемов реализации пробки и изделий из нее, трикотажных полотен, дубильных и красильных экстрактов. Прирост объемов продаж составил 82 %, 27,2 % и 27,1 %, соответственно24.
2009 год РФ
ЦФО
Ивановская область Костромская область Курская область Тульская область Орловская область Воронежская область Тамбовская область Московская область Ярославская область г. Москва Тверская область Смоленская область Рязанская область Владимирская область Брянская область Белгородская область Калужская область Липецкая область
),0 5,0 10,0 15,0 20,0 25,0 30,0
2014 год рф
ЦФО
Костромская область Ивановская область Тверская область Курская область Тамбовская область Владимирская область Брянская область Липецкая область Московская область Воронежская область г. Москва Орловская область Тульская область Ярославская область Смоленская область Рязанская область Белгородская область Калужская область
27,44
5,0 10,0 15,0 20,0 25,0 30,0
2015 год РФ
ЦФО
Костромская область Ивановская область Тверская область Владимирская область Курская область Брянская область Тамбовская область Московская область Тульская область Липецкая область Орловская область г. Москва Воронежская область Калужская область Ярославская область Смоленская область Рязанская область Белгородская область
23,93 20,06
0 5,0 10,015,020,025,030,0
Рис. 4. Ранжирование регионов ЦФО по величине соотношения задолженности по налогам и сборам к объему налоговых поступлений, %
24 Трегубова Е. Импортозамещение работает? // Аргументы и факты. 21.02.2016. URL: http://www.aif.ru. 14 НАЛОГИ и ФИНАНСЫ № 1/2016
Если провести анализ состава регионов, имеющих максимальный уровень задолженности по налогам и сборам по отношению к объему налоговых поступлений в 2009, 2014-2015 годах, то можно выявить наличие смены позиций рейтинга регионов по результатам ранжирования. В 2009 году к отстающим регионам были отнесены Ивановская, Костромская, Курская, Тульская и Орловская области, а в 2015 году - Костромская, Ивановская, Тверская, Владимирская и Курская области.
Минимальный уровень анализируемого показателя в 2009 году имели следующие регионы ЦФО: Владимирская, Брянская, Белгородская, Калужская и Липецкая области. В 2015 году в состав лидирующих регионов вошли: Калужская, Ярославская, Смоленская, Рязанская и Белгородская области. Эти годы характеризуются значительными перестановками регионов. Например, стремительное перемещение Владимирского региона из категории лидирующих (в 2009 году) в категорию отстающих (в 2015 году) или смена занимаемого первого места Калужской областью в 2014 году на пятое место в 2015 году, а также другие менее существенные замены регионов. Все эти факты подтверждают, что за последние 6 лет в ЦФО протекают процессы, которые стимулируют активизацию структурных сдвигов в экономике. Правда, скорости этих структурных сдвигов являются невысокими.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. За период с 2006 по 2015 год наблюдалось сокращение задолженности по налогам и сборам в расчете на налоговые поступления в консолидированный бюджет региона. На формирование сложившейся тенденции оказало влияние повышение качества налогового администрирования.
2. Были выявлены различия в объемах задолженности в периоды кризисов: 2009 год и 20142015 года. Если в первом случае наблюдалось резкое увеличение объемов задолженности по платежам в ФНС, то в период 2014-2015 гг. всплеска задолженности не было зафиксировано.
3. На территории регионов протекают структурные сдвиги, которые выражаются в активизации развития более рентабельных видов деятельности при одновременном постепенном сокращении менее прибыльных. Эти процессы напрямую связаны со специализацией территорий, сокращением объемов налоговой задолженности.
Библиографический список
1. Алиев Б.Х., Казимагомедов А.А., Курбанова П.М. Методические аспекты классификации налогоплательщиков для целей администрирования налоговой задолженности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-16. С. 3554-3558.
2. Аушев Т.А. Налоговая задолженность: возможности ее сокращения [Текст]/ Т.А. Аушев. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.
3. Ванько Т.Д. Анализ состояния задолженности по налогам и сборам Брянской области // Высшее образование в условиях реализации инновационных проектов общественного развития Материалы всероссийской научно-практической конференции. Филиал ОАНО ВО «МПСУ» в городе Рославле Смоленской области. 2015. С. 30-36.
4. Голодец: в России обозначается очень резкое падение доходов населения URL: http://ria. ru/economy/20160323/1395303130.html (дата обращения 25.03.2016).
5. Грохотова Н.В. Проблемы взыскания налоговой задолженности и пути их решения // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015. Т. 1.С. 95-101.
6. Дашибылова С.В. Задолженность по налогам и сборам: показатели и их характеристика (на примере Сибирского Федерального округа) // Baikal Research Journal. 2015. Т. 6. № 2. С. 5.
7. Денисова Н.М. Принудительные меры взыскания налогов // Социогуманитарный вестник. 2015. № 1 (14). С. 88-92.
8. Закон прост! Правовая консультационная служба URL: http://www.zakonprost.ru/content/ base/7913 (дата обращения 19.03.2016).
9. Комарова Г. П. Организация работы с недоимкой по налогам в налоговых органах / Г. П. Комарова, Т. П. Сизова // Налоговая система: современное состояние и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Иркутск, 22-23 апр. 2010 г. / под науч. ред. В. И. Самарухи. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. — С. 83-95.
10. Кошелева Г.И., Трусова Н.С. Актуальные проблемы взыскания налоговой задолженности (на примере Курской области) // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 2 (41). С. 25-29.
11. Ксенда В.М. Оценка качества налогового администрирования и анализ результативности контрольной работы налоговых органов // Фундаментальные исследования. 2015. № 11-7. С. 1440-1444.
12. Лавровский Б.Л. и др. Налоговая задолженность: уроки кризиса (на примере регионов Сибирского федерального округа) [Текст] / Б.Л. Лавровский, И.А. Мурзов, А.С. Мишина // Пространственная экономика. 2012. - №1 С. 135-146.
13. Окунь А.С., Васюта Е.А. Налоговая задолженность как угроза финансовой безопасности государства: методологический аспект // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 1 (334). С. 98-115.
14. Попова Г.Л. Факторы формирования задолженности по налогам и сборам, пени и налоговым санкциям: анализ и оценка // Г.Л. Попова // Финансовая аналитика: проблемы и решения, - 2015 - 09(243) - март - C. 36 - 48
15. Сулейманов М.М., Рашидова З.К. Анализ практики администрирования налоговой задолженности // В сборнике: Актуальные вопросы экономики и управления. Материалы III Международной научной конференции. Москва, 2015. С. 135-138.
16. Трегубова Е. Импортозамещение работает? // Аргументы и факты. 21.02.2016. URL: http:// www.aif.ru (дата обращения 25.03.2016).
17. Федюкова Н.В. Система урегулирования налоговой задолженности как подсистема налогового администрирования: теоретический аспект // Современное состояние и перспективы развития бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита. Материалы Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией Е.М. Сорокиной. Иркутск, 2015. С. 283-291.
18. ФНС России реализует новую концепцию работы с задолженностью. 14.03.2016. URL: https://www.nalog.ru/rn68/news/seminar/5968398/ (дата обращения 16.03.16).