АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Д.А. Питиляк, старший преподаватель А.Д. Егорова, студент
Сахалинский государственный университет (Россия, г. Южно-Сахалинск)
Аннотация. В рамках данной статьи рассматриваются инвестиции, а также различного рода показатели и индикаторы, которые отражают динамику и структуру инвестиционных вложений в основной капитал в Сахалинской области. Такими индикаторами и показателями являются: доля инвестиций в ВРП, валовое накопление, структура инвестиций по различным составляющим, а также основные факторы, которые влияют на инвестиционную деятельность и инвестиционную привлекательность в целом.
На основе официальных статистических данных, а также результатов специальных опросов Росстата были проанализированы: динамика и структура инвестиций, их доли, направленные на реконструкцию и модернизацию, а также факторы, влияющие на инвестирование в Сахалинской области.
Основным результатом исследования явилось установление того, что в целом инвестиционный потенциал Сахалинской области растет, структура инвестиционных вложений изменяется в сторону увеличения удельного веса собственных средств, а также происходит улучшение инвестиционного климата в области за счет реализации запланированных государственных программ. В целом, удельный вес инвестиций в основной капитал в Сахалинской области варьируется в пределах 25-35%, в частности, в 2016 году инвестиции в структуре ВРП увеличились до 31,3%,
В основном источником финансирования бюджетных инвестиционных проектов являются средства бюджета Сахалинской области. Их доля в финансировании занимает в среднем за 2013-2016 годы около 78%. В 2016 году произошло снижение удельного веса финансирования из средств Сахалинского бюджета на 6,2%.
Также, основными факторами, влияющими на ограничение инвестиционной деятельности на Сахалинской области в 2016 году, признаны - недостаток финансовых средств, неопределенность экономической ситуации, отсутствие или неусовершенствованные нормативно-правовой базы и сложность получения кредита.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционные проекты, бюджетные инвестиции, инвестиционный климат, Сахалинская область.
Актуальность исследования инвестиционных процессов заключается в том, что они представляют собой важные финансовые потоки, использование ресурсов в рамках которых необходимо для ускоренного развития экономики страны, а также ее перспективных регионов. Доля инвестиций в ВВП (ВРП) в значительной мере влияет на экономический потенциал страны (региона). Снижение этой доли может спровоцировать системное снижение уровня экономической активности, поэтому особенно важным является привлечение как можно большего объема инвестиций за счет всех возможных источников, что может послужить основой для улуч-
шения социально-экономического положения.
Экономически оправданное инвестирование решает целый комплекс экономических задач на макро- и микроуровнях, а также создает благоприятные условия для реформирования экономики и ее реструктуризации.
Существуют разные подходы к определению понятия «инвестиции».
Согласно закону «Об инвестиционной деятельности» инвестиции - «это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предприни-
мательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» [1].
По мнению А.М. Лаптевой, инвестиции представляют собой «благо или совокупность благ, которые вкладываются в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» [2].
Согласно словарю Райзберга Б.А., Лозовского Л.Ш. и Стародубцевой Е.Б, инвестиции представляют собой «...процесс увеличения реальных производительных активов. Он может означать приобретение основного капитала, например, зданий, основных производственных средств или оборудования, или увеличение запасов и незавершенного производства» [3].
На уровне микроэкономики инвестиции необходимы для достижения расширения и развития производства, повышения технического уровня производства, повышения качества и обеспечения конкуренто-
Таблица 1. Классификация инвестиций
Далее рассмотрим инвестиции в Сахалинской области. Сахалинская область относится к категории регионов России, сочетающих надежный ресурсно-сырьевой
способности продукции конкретного предприятия и пр.
Инвестиции на макроуровне являются основой для осуществления расширенного воспроизводства, развития социальной сферы, культуры, решения проблем безработицы, охраны природной среды, обеспечения обороноспособности государства и многих других [4].
В российской экономике в целом, а также в большинстве субъектов Российской Федерации задача совершенствования механизма инвестиционного обеспечения экономики приобрела особую значимость, так как именно от ее решения зависят перспективы экономического роста. Вместе с тем эффективность функционирования механизмов привлечения инвестиций в регионы Российской Федерации является важнейшим фактором, обеспечивающим рост качества жизни населения страны [5].
Существуют различные классификации инвестиций, некоторые из них представлены в таблице 1:
потенциал с экстремальными условиями его освоения. Недостаточная кадровая обеспеченность и низкая инфраструктурная обустроенность территории, типичная
Признак классификации Вид инвестиций
По объектам вложения средств 1. Реальные инвестиции 2. Финансовые инвестиции
По характеру участия в инвестировании 1. Прямые инвестиции 2. Непрямые инвестиции
По периоду инвестирования 1. Краткосрочные инвестиции 2. Среднесрочные инвестиции 3. Долгосрочные инвестиции
По формам собственности инвестиционных ресурсов 1. Государственные инвестиции 2. Частные инвестиции 3. Совместные инвестиции 4. Иностранные инвестиции
По хронологическому признаку 1. Начальные инвестиции 2. Текущие инвестиции
По целям инвестирования [6] 1. На возмещение основного капитала 2. На расширение производства 3. На приобретение ЦБ других предприятий 4. На инновационные технологии
для регионов этой группы, на Сахалине отягощается островным положением области, отсутствием устойчивой круглогодичной связи не только с материком, но и Курильскими островами. С другой стороны, Сахалинская область расположена по соседству с мощными центрами развития всего Азиатско-Тихоокеанского региона -Японией, Южной Кореей и Китаем. Именно поэтому Сахалинскую область можно назвать перспективным для иностранных и государственных инвестиций регионом.
Основные статистические данные, использующиеся в дальнейшем анализе, были взяты с сайта государственной статистики «ЕМИСС» [7] и с сайта территориального органа федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области «Сахалинстат» [8].
В общем, по Российской Федерации наблюдается значительная дифференциация
округов по уровню инвестиций на душу населения, происходит замедление темпов роста данного показателя. Экономический эффект от инвестиций проявляется лишь в отдельных федеральных округах, слабо влияние не только инвестиций на региональный продукт, но и прироста валового регионального продукта на объем инвестиций [9]. Инвестиции входят в состав ВРП при его расчете, т.е. объем инвестиций также будет влиять на данный макроэкономический показатель. Из динамики ВРП, представленной на рисунке 1, следует то, что ВРП на душу населения снизился в большей степени в 2016 году, то чем больше объем инвестиционных расходов, тем при прочих равных условиях больше объем ВРП. Средний абсолютный прирост ВРП на душу населения за период с 2010 по 2016 год составил 0,6 млн руб.
Ч »
I©
Л X
ч
2,1 1,9 1,7 1,5 1,3 * 1,1 0,9 0,7
0,5 *-1-1-1-1-1-1-
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
годы
Рис. 1. Валовой региональный продукт Сахалинской области на душу населения, млн
руб./чел. в год
Также, для анализа инвестиционных расходов необходимо дать оценку изменению индекса физического объема ВРП на душу населения. Индекс показывает отклонение объемов хозяйственных результатов в физическом выражении. На рисун-
ке 2 можно отметить то, что за период с 2015 по 2016 года уменьшился индекс объема ВРП на душу населения на 2,4%. ВРП в текущих ценах растет, а индекс физического объема почти нет, иногда снижается.
годы
Рис. 2. Индекс физического объема валового регионального продукта Сахалинской области на душу населения, %
Кроме того, рассмотрим экономическую сущность и динамику валового накопления основного капитала на территории Сахалинской области. К валовому накоплению относят вложение средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. Валовое накопление основного капитала включает
«... приобретение, за вычетом выбытия новых и существующих основных фондов; затраты на крупные улучшения произве-
денных материальных активов; затраты на улучшение непроизведенных материальных активов; расходы в связи с передачей права собственности на непроизведенные активы» [10].
На рисунке 3 представлена за период 2010-2015 годов величина вложенных средств в объекты основного капитала для расширенного производства, которая выросла на 105,9 млрд руб. или на 71,9% по сравнению с 2010 годом.
годы
Рис. 3. Валовое накопление основного капитала на территории Сахалинской области,
млрд руб.
На рисунке 4 установлено, что в целом валовое накопление основного капитала растет. Средний темп прироста инвестиций составляет 10,05%. В 2016 году произошло уменьшение объема инвестиций в
основной капитал, это в том числе связано с изменением стадии окупаемости инвестиций нефтегазовых проектов Сахалинской области.
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Рис. 4. Динамика инвестиций в основной капитал в Сахалинской области, млн руб.
По рисунку 5 видно, что за период 2010-2016 годов доля инвестиций, вложенных в основной капитал, в ВРП увеличилась на 3,6%. Это может быть следствием долгосрочной целевой программы Са-
халинской области «Развитие инвестиционного потенциала Сахалинской области на 2011-2018 годы». Средняя доля инвестиций в ВРП является значительной и за весь период 2010-2016 составляет 27,8%.
40 30 20 10 О
A 27 J 29.3 25.6 26,1 25.7 28.8 31,3
it— —^
2010
201 1
2012
2013
2014
2015
2016 годы
Рис. 5. Удельный вес инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте
Сахалинской области, %
Из рисунка 6 следует то, что доля инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию, с 2013 по 2016 года уменьшилась на 7,9%. Это связано с тем, что в 2015-2016 годах имел место кризис в
экономике, который отразился на том, что в обычно в такие периоды реконструкция и модернизация в основной капитал не являются для инвесторов приоритетными направлениями вложений.
годы
Рис. 6. Доля инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию, в общем объеме инвестиций в основной капитал Сахалинской области, %
По рисунку 7 можно сказать о том, что в 2015 году произошло резкое сокращение доли инвестиций в машины и оборудование. Однако, в связи с программами по
территориям опережающего развития, а также переориентировкой закупок предприятия на Азиатско-Тихоокеанские страны в 2016 эта доля увеличилась на 7,4%.
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
годы
Рис. 7. Доля инвестиций в машины и оборудование в общем объеме инвестиций в основной капитал, направленных на реконструкцию и модернизацию
Сахалинской области, %
За 2013-2016 годы, по рисунку 8, изменилась структура инвестиций по источникам финансирования. В 2013 году соотношение собственных средств к привлеченным составляло 42,3% к 57,7% соответственно. Однако в 2016 году собственные
средства занимали больший удельный вес в структуре инвестиционного финансирования - 52,6%. Это может говорить о стремлении избежать излишнего риска, характерного для привлечения ресурсов.
Рис. 8. Инвестиции в основной капитал в Сахалинской области по источникам финансирования, млрд руб.
В общем объеме, как видно из рисунка 9, в 2015 году резко вырос объем финансовых вложений предприятий, а также большую долю, 76% занимают кратко-
срочные финансовые вложения, это может говорить о неуверенности в будущих положительных результатах от инвестирования.
Рис. 9. Краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения, осуществленные организациями Сахалинской области (кроме субъектов малого предпринимательства), млн руб.
Как отмечено на рисунке 10, наименьший объем привлеченных бюджетных средств отмечался в 2014 году - 68.1 млрд руб. За период 2015-2016 года привлечен-
ные бюджетные средства сократились на 5,7 млрд руб. Причиной этому может быть повышение использования в инвестировании собственных средств.
годы
Рис. 10. Объем привлеченных внебюджетных средств на инвестирование в Сахалинской области, млрд руб.
За весь рассматриваемый период по рисунку 11 можно определить то, что в наибольшем объеме используются средства регионального бюджета Сахалинской области, они занимают в среднем около 46,6% из общей структуры бюджетного финансирования. В 2016 году наблюдается
увеличение бюджетных инвестиций в основной капитал по сравнению с предыдущими периодами 2013-2015 года. Наблюдается увеличение доли бюджетных инвестиций в 2016 году за счет средств федерального бюджета по сравнению с 2015 годом на 3,2 млрд рублей.
£35
5 30
6
4 25
5
20 15 10 5 0
2013
2014
2015
2016
годы
□ Средства местных бюджетов Сахалинской области
□ Средства бюджетов Сахалинской области п Средства федерального бюджета
Рис. 11. Бюджетные инвестиции в основной капитал по бюджету - источнику финансирования в Сахалинской области, млрд руб.
Инвестиции, как инструмент, влияющий на ВРП и в целом на социально-экономическую ситуацию в регионе, требуют особого внимания государства.
Задача государства состоит в том, чтобы путем направленных и достаточно экстенсивных по своему характеру капитальных вложений устранить существующие диспропорции развивающегося отечественного рынка, сформировать ресурсную базу частных инвестиций. Второй, но не менее важной задачей государства является создание эффективной системы доведения частных (децентрализованных) инвестиций до конечных товаропроизводителей - инвесторов. Риски кредитования инвестиционных проектов обязательно должны делиться между государственными институтами, предоставляющими ресурсы, и обычными коммерческими банками. Государство должно брать на себя часть инвестиционных рисков [11].
Необходимо совершенствовать механизмы оказания финансовой поддержки регионам в виде межбюджетных трансфертов, налоговых льгот, инвестиционного налогового кредита, а также развивать законодательство о государственно-частном партнерстве и поддержке малого бизнеса [12].
На данный момент в Сахалинской области реализуется отдельная подпрограмма «Развитие инвестиционного потенциала Сахалинской области», целью которой является создание благоприятный климат для инвестиционной деятельности в Сахалинской области и повышение инвестиционной привлекательности [13].
Из таблицы 2 следует, что программу планируют реализовывать в течение 6 лет, а также планируют вложить около 53670 тыс. рублей на ее осуществление.
Таблица 2. Государственная подпрограмма «Развитие инвестиционного потенциала Сахалинской области»
Характеристики Содержание
Ответственный исполнитель подпрограммы Министерство экономического развития Сахалинской области
Участники подпрограммы Министерство строительства Сахалинской области. Министерство торговли и продовольствия Сахалинской области. Областное государственное казенное учреждение «Сахалинское агентство по привлечению инвестиций».
Задачи подпрограммы 1.Формирование инфраструктурных и институциональных условий для развития инвестиционного потенциала Сахалинской области. 2.Продвижение инвестиционного потенциала Сахалинской области. 3. Формирование финансовых механизмов привлечения инвестиций в Сахалинскую область. 4. Подготовка кадров для инновационной экономики.
Этапы и сроки реализации подпрограммы 2017 - 2022 годы
Объемы и источники финансирования подпрограммы 5,44 млрд руб.
По рисунку 12 можно сказать, что на данный момент из областного бюджета выделено около 3,5 млрд руб. за 2017 и
1,87 млрд руб. на последующие периоды 2018-2019 годов.
2017 2018
Рис. 12. Объем финансирования программы «Развитие инвестиционного потенциала Сахалинской области» из бюджета Сахалинской области в 2017-2018 годах, млрд руб.
Как видно из таблицы 3, по итогам проведения подпрограммы Министерство экономического развития Сахалинской области планирует к 2020 году добиться зна-
чения следующих показателей и целевых индикаторов повышения инвестиционной привлекательности области.
Таблица 3. Планируемые показатели и индикаторы развития инвестиционного потенциала Сахалинской области на 2020 г.
Показатель Планируемое к достижению значение
Объем инвестиций в основной капитал по Сахалинской области 257,2 млрд. руб.
Доля инвестиций в основной капитал по Сахалинской области в ВРП 25,2%
Ежегодное количество участников образовательных программ в сфере инвестиционной деятельности 60 чел.
Ежегодное количество специалистов Сахалинской области, прошедших подготовку в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации 33 чел.
Изменение рейтинга инновационной активности регионов России до 50 места.
По данным, основанных на социологических опросах, которые проводятся региональными институтами статистики, на рисунке 13 по последним периодам можно сделать вывод, что факторами, в большей
мере ограничивающими инвестиционную деятельность являются: недостаток финансовых средств, а также неопределенность экономической ситуации.
Рис. 13. Распределение организаций по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность в Сахалинской области, %
По рисунку 14, по мнению представителей различных организаций, наибольшее влияние на инвестиционную деятельности оказывают следующие факторы: внутренние, к ним могут относить инфляционную политику в стране, параметры курсовой
политики в стране, стабильность экономической ситуации в стране и пр., а также финансовые факторы - объем собственных финансовых средств, прибыльность инвестиций в основной капитал, процент коммерческого кредита и прочее.
Рис. 14. Распределение организаций Сахалинской области по оценке факторов, влияющих на инвестиционную деятельность в 2017 году, %
По рисунку 15 наиболее распространенной целью инвестирования в основной капитал на протяжении 4 лет было повышение эффективности производства, а также замена изношенной техники. Наи-
меньшей долей в предпочтениях инвестирования обладают цели охраны окружающей среды, а также создания новых рабочих мест.
Рис. 15. Распределение организаций по оценке целей инвестирования в основной капитал Сахалинской области в 2016 г., %
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне. Методология включает в себя три ключевых элемента: систему показателей, принципы сбора и обработки данных, методику расчета результатов. При разработке методологии учтен опыт существующих отечественных и международных рейтингов и иных механизмов оценки инвестиционного климата. [14]
Полномасштабный рейтинг проводится с 2015 года. Рейтинг состоит из 45 показателей, основная часть которых формируется исходя из опросов предпринимателей. Методология рейтинга разработана АНО «Агентство стратегических инициатив». Ежегодно результаты рейтинга субъектов РФ озвучиваются на Петербургском международном экономическом форуме.
В 2015 году Сахалин занимал 54 место в федеральном рейтинге по инвестиционной привлекательности, затем, в 2016 спустил свою позицию до 62 места, в 2017 году с 62 до 79 места. Однако 2018 году инвестиционная привлекательность региона заметно выросла, и Сахалин поднялся до 37 строчки в федеральном рейтинге.
[15]
Сахалинская область представлена двумя территориями опережающего социально-экономического развития - «Южная» и «Горный воздух». ТОСЭР «Южная» имеет три резидента и специализацию - сельское хозяйство. Все резиденты, а именно АО «Мерси Арго Сахалин», АО «Совхоз «Тепличный» и ООО «Грин Агро - Сахалин», заняты растениеводством, животноводством и производством продуктов. Ожидается, что благодаря данной ТОСЭР остров Сахалин сможет перейти на само обеспе-
чение сельскохозяйственной продукцией. ТОСЭР «Горный воздух» также имеет всего три резидента, но иную специализацию - рекреационная отрасль и туризм. ООО «Анива Инвест», как и ООО «Городская управляющая компания» ведёт деятельность в области спорта, отдыха и развлечений. Третий резидент АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск» начал реализацию проекта строительства нового аэровокзального комплекса в аэропорту Южно-Сахалинска. Размер частных инвестиций -8 млрд руб. [16].
Таким образом, можно сделать вывод, что объем инвестиций в основной капиатал в Сахалинской области за последние годы вырос, произошло изменение в структуре инвестиций: большую долю стало занимать собственное финансирование. Основными факторами, которые ограничивают инвестиционную деятельность в Сахалинской области все также остаются неопределенность экономической
ситуации и недостаток денежных средств. Основными целями инвестирования в основной капитал являются: повышение эффективности производства, замена изношенной техники и увеличение производственной мощности.
В целом, можно сказать о том, что инвестиционный климат и
инвестиционный потенциал Сахалинской области на данный момент стремятся к улучшению и повышению, возможно, в связи с реализацией программы развития инвестиционного капитала, в ближайшие года начнет проявляться тенденция к увеличению инвестиций в основной капитал в Сахалиснкой области, что, в свою очередь, поможет становлению социально-экономического положения области, а также повышению экономического потенциала региона.
Библиографический список
1. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Электронный ресурс] : федер. закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 // КонсультантПлюс : справ. правовая система.
2. Лаптева А. М. Содержание и сущность понятия «инвестиции» / Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2015. - №3. - С. 45-54
3. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2017. -512 с.
4. Раевский С. В. Формирование и реализация инвестиционной программы региона: монография - М. - Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 152 с.
5. Никулина Е. В. Совершенствование механизма инвестиционного обеспечения экономики региона / Е.В. Никулина М.А. Гайворонская // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - №8. - С. 1478-1487
6. Юзвович Л. И. Инвестиции: учебник для вузов / Л.И. Юзвович, С.А. Дегтярева, Е.Г. Князева. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2016. - 543 с.
7. Официальный сайт Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС). [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru/ (дата обращения: 15.03.2018).
8. Официальные данные статистики Сахалинской области [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области. - URL: http://sakhalinstat.gks.ru (дата обращения: 15.03.2018).
9. Едронова В.Н. Финансовые составляющие инвестиционного процесса в регионах: сущность и оценка / Н.В. Едронова, Д.О. Маслакова // Финансы и кредит. - 2018. - №4 (772). - С. 860-876.
10. Система национальных счетов. Основные понятия системы национальных счетов. Методологические разработки Росстата [Электронный ресурс]. // Официальный сайт федеральной службы государственной статистики - URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 15.03.2018).
11. Беляков А.А. Государство и инвестиции / А.А. Беляков, И.Б. Туруев // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - №7 (406). - С. 2-8.
12. Капранова Л. Д. Основные направления финансовой поддержки инвестиционной активности и экономического роста в регионах России / Л.Д. Капранова // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - №5 (452). - С. 792-804.
13. «Экономическое развитие и инновационная политика Сахалинской области на 2017-2022 годы»: государственная программа Сахалинской области от 24 марта 2017 г. [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://docs.cntd.ru (дата обращения: 15.03.2018).
14. Национальный рейтинг [Электронный ресурс]// Официальный сайт агентства стратегических инициатив. - URL: https://asi.ru/investclimate/rating/ (дата обращения: 15.03.2018).
15. Национальный рейтинг [Электронный ресурс] // Инвестиционный портал Сахалинской области. - URL: http://investinsakhalin.ru/ru/investitsionnyy-klimat/natsionalnyy-reyting/ (дата обращения: 15.03.2018).
16. Володарская, Е.П. Инвестиционные проекты на территориях опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока/ Е.П. Володарская, Д.А. Кузнецов // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - №8. - 13 с.
ANALYSIS OF MAJOR TRENDS IN INVESTMENT PROCESSES DEVELOPMENT
OF IN THE SAKHALIN REGION
D.A. Pitilyak, senior lecturer F.D. Egorova, student Sakhalin state university (Russia, Yuzhno-Sakhalinsk)
Abstract. The article examines investments, as well as various indicators reflecting the fixed assets investment dynamics and structure in the Sakhalin region. These indicators are: the share of investment in GRP, gross capital formation, the investment structure in various components, as well as the main factors that affect investment activity and investment attractiveness in general.
The dynamics and structure of investments, their shares aimed at reconstruction and modernization, as well as factors affecting investment in the Sakhalin region were analyzed on the base of official statistics, as well as the results of special surveys ofRosstat.
The main result of the study is that the investment potential of the Sakhalin region is growing, the structure of investments is changing towards increasing the share of own funds, and the investment climate in the region is improving due to the implementation of the planned state programs. In general, the share of investment in fixed assets in the Sakhalin region varies between 25-35%, in particular, in 2016, investments in the GRP structure increased to 31.3%
The main source of budget investment projects financing is the budget of the Sakhalin Region. Its financing share is on average level about 78% in 2013-2016. In 2016 there was a decline in the share of funding from the Sakhalin budget by 6,2%.
Also, the main factors affecting the restriction of investment activities in the Sakhalin region in 2016 are recognized: lack of financial resources, uncertain economic situation, lack of or undeveloped legal and regulatory framework and the difficulty of obtaining a loan.
Keywords: investments, investment projects, budget investments, investment climate, the Sakhalin Region.