Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФТЕГАЗОВОЙ КОМПАНИИ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ'

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФТЕГАЗОВОЙ КОМПАНИИ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
986
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
закупки / нефтегазовый сектор / методы повышения эффективности. / procurement / oil and gas sector / efficiency improvement methods.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мансурова Лилия Наилевна

закупочная деятельность – один из сложнейших и проблемных бизнес-процессов многих компаний. Организации нефтяной отрасли не исключение, а специфика их работы формирует нестандартные вопросы, требующие решений. В статье рассматриваются ключевые проблемы закупок в нефтяной отрасли. Автором приводятся методы повышения эффективности управления закупками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MAIN PROBLEMS OF THE PURCHASING ACTIVITIES OF THE OIL AND GAS COMPANY AND METHODS OF INCREASING THE EFFICIENCY OF PROCUREMENT MANAGEMENT

рrocurement is one of the most complex and problematic business processes of many companies. Oil industry organizations are no exception, and the specifics of their work form non-standard issues that require solutions. The article discusses the key problems of procurement in the oil industry. The author provides methods to improve the efficiency of procurement management.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФТЕГАЗОВОЙ КОМПАНИИ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ»

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФТЕГАЗОВОЙ КОМПАНИИ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ Мансурова Л.Н.

Мансурова Лилия Наилевна - магистрант, направление подготовки: 38.04.02 Менеджмент, магистерская программа: стратегический менеджмент, Уфимская высшая школа экономики и управления Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа

Аннотация: закупочная деятельность - один из сложнейших и проблемных бизнес-процессов многих компаний. Организации нефтяной отрасли не исключение, а специфика их работы формирует нестандартные вопросы, требующие решений. В статье рассматриваются ключевые проблемы закупок в нефтяной отрасли. Автором приводятся методы повышения эффективности управления закупками. Ключевые слова: закупки, нефтегазовый сектор, методы повышения эффективности.

ANALYSIS OF THE MAIN PROBLEMS OF THE PURCHASING ACTIVITIES OF THE OIL AND GAS COMPANY AND METHODS OF INCREASING THE EFFICIENCY OF PROCUREMENT MANAGEMENT Mansurova L.N.

Mansurova Lilia Nailevna - Student, DIRECTION OF TRAINING: 38.04.02 MANAGEMENT, MASTER'S PROGRAM: STRATEGIC MANAGEMENT, UFA HIGHER SCHOOL OF ECONOMICS AND MANAGEMENT FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION UFA STATE PETROLEUM TECHNICAL UNIVERSITY, UFA

Abstract: ргосигетеП is one of the most complex and problematic business processes of many companies. Oil industry organizations are no exception, and the specifics of their work form non-standard issues that require solutions. The article discusses the key problems of procurement in the oil industry. The author provides methods to improve the efficiency of procurement management.

Keywords: procurement, oil and gas sector, efficiency improvement methods.

УДК 331.225

Нефтяная промышленность является одной из важнейших сфер экономики Российской Федерации и решение проблемы повышения эффективности закупок позволит главным образом улучшить возможности удовлетворения спроса на высококачественные продукты нефти, повысить конкурентоспособность нефтяных предприятий, обеспечить необходимый уровень экономической безопасности, что определяет актуальность рассматриваемой темы.

На сегодняшний день не существует единой законодательно закрепленной методики оценки эффективности осуществления закупочной деятельности на предприятиях нефтедобывающей отрасли. Нефтяная отрасль российской экономики является ключевой для пополнения федерального бюджета, и анализ проблем по улучшению реализации закупочной деятельности позволит повысить ее эффективность. Внедрение методики оценки закупочной деятельности на предприятиях нефтедобывающей отрасли позволит свести к минимуму риски, связанные с получением негативных результатов закупочной деятельности (финансовые потери, закупка ненужной и некачественной продукции, административные и судебные обжалования). Этим еще раз объясняется актуальность данного исследования.

Цель статьи заключается в анализе ключевых проблем закупочной деятельности МТР в нефтяной компании и разработке методического подхода, позволяющего оценить закупочную деятельность нефтяного предприятия.

Основные проблемы закупочной деятельности МТР условно можно разделить на три категории, рассмотренные более подробно ниже.

Проблемы, влекущие появление рисков нарушения плановых сроков поставки МТР:

1) Затягивание передачи полного пакета документов в адрес уполномоченного закупочного подразделения для формирования лотов без изменений требуемой даты поставки указанной группы МТР ;

2) Затягивание выдачи итогового технического заключения по результатам вскрытия технических заявок участников закупочной процедуры со стороны заказчика МТР;

3) Проведение дополнительных коммерческих переговоров перед заключением договора после проведения переторжки;

4) Продолжительный период обработки поступившего от участников закупки пакета документов в рамках квалификационного и коммерческого отбора;

5) Продолжительный период согласования аналитических справок по закупке уполномоченным органом ценовой экспертизы.

Проблемы, влекущие увеличение трудозатрат уполномоченных закупочных подразделений:

1) Отсутствие принципа консолидации при формировании заказчиком номенклатурного плана поставок критичной/аварийной/сверхкритичной потребности в МТР;

2) Некачественное планирование потребности в части непропорционального формирования потребности в МТР;

3) Присвоение критичного/сверхкритичного/аварийного типа к МТР, с плановым сроком поставки более 2 лет.

Проблемы, влекущие увеличение ценовых предложений потенциальных поставщиков:

1) Отсутствие принципа консолидации при формировании заказчиком номенклатурного плана поставок критичной/аварийной/сверхкритичной потребности в МТР;

2) Отсутствие публикации (редкая публикация) корректировок публичной версии планов закупки заказчиком МТР;

3) Использование заказчиком при планировании потребности нестандартной специфической номенклатуры МТР, производимых поставщиками индивидуально.

Комплекс возникающих проблем может быть на всех этапах закупочной деятельности и негативно отражается на своевременном и полном обеспечении потребности в МТР. Помимо основных проблем, возникают форс-мажорные обстоятельства, например, особые закупочные ситуации: когда типовые правила проведения закупок не подходят, не применимы или неудобны по каким-либо причинам, требуются нестандартные решения и подходы.

Примеры особых закупочных ситуаций ПАО «НК «Роснефть»:

• Приоритет товаров российского происхождения;

• Участие в процедурах закупки иностранных участников;

• Прейскурантный договор;

• Закупки на территории иностранных государств;

• Закупки, в отношении которых есть экспортный контроль;

• Инвестиционные проекты;

• Аренда;

• Закупки у субъектов МСП.

Для повышения эффективности управления закупками и увеличения экономии следует применять следующие методы:

1) Оптимизация заключения контрактов, оптимизация денежного потока и закупочный процесс;

2) Оптимизация управления взаимоотношениям с поставщиками:

- управление отношениями;

- сегментация поставщиков, влияющая на выбор поставщика;

3) Выбор поставщика - на основе сегментации поставщиков, баланса цены и качества и других факторов;

- понимание ценовой модели поставщика;

- оптимизация контроля качества поставщиков.

В настоящий момент оптимизация закупочной деятельности - это концептуальный вопрос, требующий методически обоснованных и практических инструментов для достижения конкурентных преимуществ в нефтегазовом бизнесе. Проблема измерения эффективности закупочной деятельности пока остается открытой и не получившей должного внимания в научной и управленческой среде.

Показатели закупочной деятельности завязаны на результатах финансовой деятельности компании и управленческом контроле. Общая экономическая проблема при закупках - это поиск оптимального решения между ценой и качеством.

Измерение эффективности закупок позволяет менеджменту обеспечивать разработку стратегии оптимизации и служит основной для проведения стратегического анализа, поэтому сегодня стратегический подход требует применения более сложных моделей оценки с учетом и других факторов.

Комплексная оценка эффективности закупочной деятельности компании должна включать в себя три аспекта: эффективность применения ресурсов, результативность, базирующаяся на рыночной стратегии и удовлетворяющая спрос потребителей, ориентированность на успех стратегии компании. Основной моделью системы измерения эффективности на настоящей момент считается сбалансированная система показателей (далее - ССП), которая обладает значительными преимуществами из-за гибкости и практической применимости.

Однако специфика нефтегазовой отрасли и неопытность российских компаний не позволяет безболезненное применение ССП, поэтому вопрос внедрения данного инструмента контроля остается актуальным. Данная концепция оценки эффективности имеет преимущество за счет того, что позволяет учесть причинно-следственные связи между результатами деятельности и ключевыми факторами. ССП может стать подходящей основой для анализа эффективности закупочной деятельности, так как успешную

организацию закупок необходимо с точки зрения вклада показателей ее эффективности в реализацию стратегической политики компании. При этом, должны быть учтены в системе оценки и такие качественные показатели, как надежность, степень адекватности, доступность и удобство обслуживания.

Список литературы /References

1. Сбалансированная система показателей // KPI MONITOR. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kpi-monitor.ru/solutions/balanced-scorecard/ (дата обращения:01.11.2021).

2. Обзор «Вопросы о закупках при применении Федерального закона № 223 -ФЗ» // КонсультантПлюс, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132275/ (дата обращения:01.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.