Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru
Т. 10. №4. 2024 https://doi.org/10.33619/2414-2948/101
УДК 930.85 https://doi.org/10.33619/2414-2948/101/80
АНАЛИЗ ОРНАМЕНТОВ КЫРГЫЗСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ РАСПАШНОЙ ЮБКИ-БЕЛЬДЕМЧИ
©Бабаев Д., SPIN-код: 7812-1808, д-р пед. наук, Международный Кувейтский университет,
г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected] ©Камилжан кызы К., Ошский технологический университет им. акад. М. М. Адышева,
г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©Абдыкалыкова Н., Ошский технологический университет им. акад. М. М. Адышева, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]
ANALYSIS OF ORNAMENTS OF THE KYRGYZ NATIONAL TRADITIONAL BELDEMCHI
©Babaev D., SPIN-code: 7812-1808, Dr. habil., Kuwait International University, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected] ©Kamilzhan kyzy K., Osh Technological University named after acad. M. M. Adyshev,
Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Abdykalykova N., Osh Technological University named after acad. M. M. Adyshev, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Приведен анализ строения и орнаментов национальной распашной юбки-бельдемчи, созданной кыргызскими мастерицами. На основе этого анализа рассмотрена возможность обучения творчеству кыргызских мастериц. Объект исследования: декоративно-прикладное искусство кыргызского народа, традиционная одежда кыргызов, ее конструкция, технология и отделка. Предмет внедрение в легкую промышленность творчества народных мастеров и технологии традиционных национальных костюмов. Цели исследования: разработка несложных методов понятного и доступного обучения студентов и творческой молодежи в производстве конструкции, технологии, орнаментам национальных костюмов, в целом творчеству народных мастеров. Создание благоприятных условий для производства и распространения среди населения традиционной национальной одежды посредством внедрения творчества народных мастеров в производство. Передача кыргызских национальных костюмов в наследие будущим поколениям. Исследования проведены поэтапно. Собрана информация о национальной традиционной одежде кыргызского народа и об узорах и орнаментах в костюмах из литературных источников; фотографии экспонатов национальных костюмов в музеях, а также фотографии кыргызских костюмов, сохраненных в семьях как реликвии и оставленные в наследство матерями дочерям. Собранная информация была систематизирована, далее по направлениям исследования проведен ее анализ. Результаты исследования собранных фотографий также проанализированы. С соблюдением законов логики обобщены анализы и исследование завершено выводами. Полученные результаты: многофункциональность одежды, созданной народными мастерицами, рациональность ее построения, соответствие национальной одежды гигиеническим и эргономическим требования, эстетичность ее отделки доказали высокий уровень и многогранность творчества кыргызских народных умельцев. Исследование показало соответствие национальной одежды народным традициям, условиям жизни, глубину значения и колоритность орнаментов и узоров, а поэтому необходимость исследования, использования и развития творческого опыта кыргызских народных мастериц,
национальное национальная исследования:
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №4. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/101
распространение его среди населения и передача в наследие последующим поколениям для того, чтобы не потерять и сохранить этот опыт.
Abstract. The national decorative and applied art of the Kyrgyz people, the traditional national clothing of the Kyrgyz, its design, technology and decoration. The subject of the study is the introduction of the creativity of folk craftsmen and the technology of traditional national costumes into the light industry. Research objectives: To develop simple methods of understandable and accessible training for students and creative youth in the production of design, technology, ornaments of national costumes, in general, the work of folk craftsmen. Creation of favorable conditions for the production and distribution of traditional national clothes among the population through the introduction of the creativity of folk craftsmen into production. The transfer of Kyrgyz national costumes as a legacy to future generations. The research was carried out in stages. Information has been collected about the national traditional clothes of the Kyrgyz people and about patterns and ornaments in costumes from literary sources; photographs of exhibits of national costumes in museums, as well as photographs of Kyrgyz costumes preserved in families as relics and inherited by mothers to daughters. The collected information was systematized, then its analysis was carried out in the areas of research. The results of the study of the collected photos are also analyzed. In compliance with the laws of logic, the analyses are summarized, and the study is completed with conclusions. Scientific novelty: Teaching students and creative production staff the secrets of the work of folk craftsmen, using the meaning of ornamental hieroglyphics of Kyrgyz patterns and ornaments. The results obtained: The versatility of clothing created by folk craftsmen, the rationality of its construction, the compliance of national clothing with hygienic and ergonomic requirements, the aesthetics of its decoration proved the high level and versatility of the creativity of Kyrgyz folk craftsmen. The study showed the conformity of national clothes to folk traditions, living conditions, the depth of meaning and color of the ornaments and patterns, and therefore the need to research, use and develop the creative experience of Kyrgyz folk craftsmen, spread it among the population and pass it on to subsequent generations in order not to lose and preserve this experience.
Ключевые слова: одежда, костюм, орнамент, узор, бельдемчи, Умай эне.
Keywords: clothes, costume, ornament, pattern, beldemchi, Umai ene.
В Кыргызстане одной из развитых отраслей промышленности является легкая промышленность. Продукция швейного производства легкой промышленности экспортируется в ближнее зарубежье: Россию, Казахстан; и дальние страны Европы. Украшенные кыргызскими узорами костюмы в национальном колорите продаются в специализированных магазинах европейских государств. Европейские народы особенно интересует содержательное значение узоров и орнаментов кыргызского народа.
С момента, как Кыргызстан стал независимым государством, изменились патриотические чувства народа в целом, в особенности молодежи, больше внимания стало уделяться национальным костюмам, вещам, традициям и обычаям. В последнее время в сельской местности и городах все больше молодежи носит национальную одежду.
Одежду в кыргызском национальном колорите, полностью отвечающей требованиям современной моды производят частные предприятия в небольшом количестве, а крупные швейные производства изготавливают одежду в современных мировых стилях. По этой причине потребность населения в национальных костюмах, отвечающих требованиям
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №4. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/101
потребителей, полностью не удовлетворяется. Для обеспечения населения качественной национальной одеждой, хоть и в небольшом объеме, необходимо, используя опыт кыргызских дизайнеров, обучать студентов и молодых специалистов творческому мастерству народных умелиц, разрабатывать модели одежды в национальном стиле.
Цель работы. Анализ изготовленных народными мастерицами кыргызских национальных костюмов, использованных в них узоров и орнаментов, в целом творчества мастериц. Разработка доступных методов обучения студентов и творческой молодежи производства узорам и орнаментам мастериц, в целом, их секретам мастерства.
Материалы и методы исследования Объектом исследования является, отражающая творчество мастериц кыргызского народ, национальная традиционная одежда — бельдемчи. Информация о бельдемчи собрана из учебных пособий, интернет- источников, выставленных в музеях экспонатов и фотографий бельдемчи, переданных в наследство от матерей дочерям и сохраненных в кыргызских семьях.
Предметом исследования является структура, особенности, используемые материалы и отделка бельдемчи; узоры и использование их в создании орнаментов для одежды; секреты творчества кыргызских мастериц.
В методологии и методах исследования изучаются этапы методологии исследования объекта и процессов; анализ-синтез, обобщение, тождество, индукция-дедукция, логические методы, а также при подведении итогов исследования и оформлении заключения был использован дедуктивно-логический метод.
Результаты исследования Был проведен анализ строения, особенностей, используемых материалов и отделки бельдемчи. Была доказана содержательность и значимость орнаментов, созданных мастерицами из национальных узоров. Было подтверждено, что значение орнаментов можно определить через их элементы и народные мастерицы при составлении орнаментов в костюмах использовали различные элементы узоров. Доказано, что есть возможность научиться творчеству кыргызских умелиц посредством проведения глубого анализа используемых ими узоров.
Исследователей заинтересовали глубокий смысл каждого из узоров кыргызского народа, их многообразие, насчитывающее около пяти тысяч видов [1-4]. На основе их исследований было выяснено, что каждый используемый узор имеет определенное глубокое значение среди народа или же является символом чего -либо. Показано, что орнаменты на различных вещах, созданные с помощью этих узоров, отображают определенную философию жизни кыргызского народа
Женские национальные костюмы (одежда) являются одними из изделий кыргызского народа, в которых часто используются узоры и орнаменты. Такие предметы одежды кыргызских женщин, девушек и девочек, как ше^ле, жилетки, белдемчи и многие другие украшались орнаментами и узорами, которые в соответствии с условиями жизни и региональными особенностями страны, подвергались иногда изменениям, развивались, обогащаясь все новым смыслом. Исследователи показали эти «метаморфозы» на выставках в музеях, с помощью фотографий костюмов, передававщихся по наследству от матерей дочерям и внучкам и сохранившимся в кыргызских семьях (Рисунок 1).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №4. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/101
Рисунок 1. Кыргызский костюм прошлого столетия
Исследователи показали, что когда то художественные изображения узоров были писменностью творческой прослойки кыргызского народа [2-4]. Доказательством этого служат элементы узоров, являющиеся тайной орнаментальной иероглификой кыргызских узоров. Благодаря элементам можно расшифровать значение, смысл орнаментов на кыргызских изделиях, читать послания, заложенные в орнаментальных композициях (Рисунок 2).
/ г ш
Рисунок 2. Узоры и орнаменты на бельдемчи
Исследование, анализ узоров и орнаментов национальных изделий могут послужить простой методикой обучения и развития подлинного кыргызского художественного творчества. Простота этого метода продемонстрирована посредством анализа женского бельдемчи и элементов узоров, составляющих орнамент вышивки бельдемчи. Как
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №4. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/101
подчеркивают исследователи кыргызских узоров и орнаментов, узоры и орнаменты, используемые в бельдемчи, различаются, как и другие узоры, в зависимости от региона. Народные мастерицы одного региона отделывали бельдемчи отличающимися друг от друга орнаментами. Иными словами говоря, видов орнаментов, применяемых в бельдемчи, очень много. Для исследования элементов орнамента из всего многообразия выбрано бельдемчи, показанное на Рисунке 3 (https://www.super.kg/article/show/57409).
Бельдемчи состоит из двух частей: пояс и подол распашной юбки. К поясу пришит подол юбки. Подол бельдемчи не опаясывает стан женщины полностью, поэтому его ширина не равна длине пояса. Концы пояса превышают по длине ширину подола. Орнамент пояса не связан с орнаментами подола, да и узоры также отличаются. Орнамент подола бельдемчи состоит из 11 узоров. Это: солнце, Умай-эне, символ женственности, символ чистоты, строгости, раскрывшийся цветок, парочка голубков, бутон цветка, гнездо голубя, символ заботливости, орех. Орнаменты на подоле бельдемчи являются симметричными относительно вертикальной линии середины бельдемчи. Результаты исследования строения узоров орнамента показаны в Таблицах 1-10. Значение, смысл узоров определены на основе информации, предоставленной Моцголдоровым Ш. [2, 3, 5].
Таблица 1
УЗОР, ИЗОБРАЖАЮЩИЙ СОЛНЦЕ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
Солнце. Источник жизни дающий всей вселеной энергию, свет, красоту, жизнь животному и растительному миру, интерес к жизни, способствующий продолжению цивилизации и развитию. Солнце, которое начало давать свою энергию жизни с давних времен и неизвестно сколько еще будет бесконечно продолжать излучать ее, является символом благословения, благополучия.
Таблица 2
УЗОР, ИЗОБРАЖАЮЩИЙ УМАЙ ЭНЕ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ Умай эне Элементы узора
Разновидности узора Умай эне ^^^ _
Умай эне. Для женщин Умай эне является эталоном мудрости, доброты и сострадания, чистоты, плодородия, решительности и силы воли. Поэтому, молодым девушкам, желая добра, дают благословение быть как Умай эне. Среди народа мудрых женщин величают Умай
У
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru
Т. 10. №4. 2024 https://doi.org/10.33619/2414-2948/101
эне. Пожилые женщины до сих пор говорят, что Умай эне покровительствует благополучному рождению младенцев и дальнейшему их здоровью. Женщин — целительниц, использующих в лечении целебные природные вещества и травы также называют Умай эне.
Таблица 3
УЗОР, ИЗОБРАЖАЮЩИЙ БЛАГОРОДСТВО И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
Символ благородства
Элементы узора
кРУг
Лучи
Благословение
Символ благородства. Благородство — это ценность, включающая в себя такие весомые качества, как благоприятный, драгоценный, нежный, благородный. Эти ценности относятся к девушкам, женщинам. Благородство — это символ, появившийся от слов драгоценные, благородные камни и металлы (золото, серебро, бриллианты, жемчуг и т.д.). Благородство женщин и девушек заключается в их мудрости, доброте, внешности, излучающей свет вокруг.
Таблица 4
УЗОР, ИЗОБРАЖАЮЩИЙ СИМВОЛ ЧИСТОТЫ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
Символ чистоты
Элементы узора
Внешняя чистота
<1
Вода
'V
Внутренняя чистота
<1
Символ чистоты. Чистота состоит из внешней и внутренней частей. Внешняя чистота -это аккуратный внешний вид девушек и женщин, опрятная одежда и убранство дома и т.д. А внутренняя чистота — это чистота внутреннего мира, помыслов человека. Это его воспитанность, гуманность, уважение старших и младших, соблюдение традиций и обычаев, общественных правил и этики поведения.
Таблица 5
УЗОР, ОТОБРАЖАЮЩИЙ СТРОГОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕВУШЕК И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
Строгое воспитание девушек, запреты
Элементы узора
Окружающая среда
<
Запреты для девушек
Строгое воспитание девушек, запреты для них. Это ограничения, сформированные веками и принятые в кыргызских семьях, личной жизни, общественных правилах поведения,
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №4. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/101
в отношение к окружающим и направленные на сохранение традиций и обычаев. Эти ограничения имеют особенное значение для женщин, в том числе для девушек и молодых невесток. Девушка, вышедшая замуж и не знающая обычаев и традиций, могла привлечь недобрые слова в отношении не только своих родителей, но своего айыла и племени. Поэтому поведение и характер девушки контролировали не только члены семьи, но и родственники, соплеменники. На основе этого и появилась поговорка "Кызга кырк YЙдeн тыюу", что означает буквально «Девушке запрещено посещать сорок домов».
Таблица 6
УЗОР, ИЗОБРАЖАЮЩИЙ РАСПУСТИВШИЙСЯ ЦВЕТОК И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
_Распустившийся цветок_Элементы узора
■ Распустившийся цветок
Стебель и листья
II
Распустившийся цветок. Показывается прекрасный момент, когда раскрывается бутон цветка и он расточает благоухающий запах в окружности. До раскрытия бутона нельзя рвать цветок и дарить его в качестве подарка. «Распустившийся цветок» является символом молодости, нежности, любви, благородства. Преподношение распустившегося цветка в качестве подарка считается преподношением чистоты любви, чуткости, благородства, уважения
Таблица 7
УЗОР, ИЗОБРАЖАЮЩИЙ ПАРОЧКУ ГОЛУБЕЙ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
Парочка голубей_Элементы узора
Голова голубя
Крыло голубя
Парочка голубей. Народы мира считают голубь символом мира, светлоты, чистоты, любви, доверия, надежды на будущее и постоянства. «Парочка голубков» символизирует вечность отношений, гармонию, взаимопонимание и взаимодоверие. У восточных народов голубь является символом постоянства в любви, гармоничного брака и семейного очага.
Таблица 8
УЗОР, ИЗОБРАЖАЮЩИЙ ГОЛОВКУ РАСПУСТИВШЕГОСЯ ЦВЕТКА
Головка распустившегося цветка Элементы узора
4$> Головка цветка о
Распустившийся цветок
Семя цветка а
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru
Т. 10. №4. 2024 https://doi.org/10.33619/2414-2948/101
Головка распустившегося цветка. В этом узоре акцент сделан на таком его элементе, как семя цветка. Семя — это продолжение жизни. Как семя попадает в землю, появляются корни, прорастает стебель цветка, стебель разветвляется, на конце каждой ветви появляется бутон, который затем распускается и со временем из него появляются новые семена. Каждое такое семя является началом новой жизни. Поэтому головка распустившегося цветка символизирует рост семени, его размножение.
Таблица 9
УЗОР, ИЗОБРАЖАЮЩИЙ ГНЕЗДО ГОЛУБЯ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
Гнездо голубя
Элементы узора
Л
Голубь
Гнездо
Яйца
Гнездо голубя. С помощью узора «гнездо голубя» показывается постоянство семьи голубей, то, что они в отличии от других птиц не бросают свою семью и в семье присутствуют очень добрые и нежные взаимотношения, и что голуби не рушат свое гнездо, являющееся семейным очагом.
Таблица 10
Узор, изображающий доброту и жизнь, и его элементы
Доброта и жизнь
Элементы узора
Жизнь двоих людей
Ф
Протянутая рука
>—<
Дорога
Доброта и жизнь. Доброта в жизни показывает культуру, основанные на взаимности чувства людей: уважение, любовь, дружба и другие добрые и нежные взаимоотношения. Доброта в жизни — это источник доброты и нежности не только в личной жизни, но и также гуманности в обществе. Доброта и жизнь — это жизнь в гармонии с природой, оберегание флоры и фауны окружающей нас среды.
Таблица 11
УЗОР, ИЗОБРАЖАЮЩИЙ ОРЕХ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
Орех
Элементы узора
Скорлупа ореха
Перегородки в орехе
Ядра ореха
9
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №4. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/101
Орех. Наличие в твердой скорлупе ореха перегородок, делящих его на ячейки, в которых располагаются съедобные ядра является символом бережливости. Вкусное ядро ореха является символом благодати и сытости. Орнамент пояса бельдемчи расположен в ряд. Он состоит из таких узоров, как значок человека, деревянный остов юрты и головки распустившегося цветка, встречающейся также на подоле распашной юбки, Узоры в орнаменте повторяются без какого-либо порядка. Узоры пояса бельдемчи и их элементы представлены в Таблицах 12 и 13.
Таблица 12
УЗОР, ИЗОБРАЖАЮЩИЙ ФИГУРУ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
Фигура человека Элементы узора
Фигура человека. Этот узор состоит из двух частей: внешняя фигура и внутреннее строение человека. Внешние очертания — это фигура женщины, ее внешность и поведение. А внутреннее состояние человека — это его здоровье, таким образом это источник свободной, достойной жизни.
Таблица 13
УЗОР, ИЗОБРАЖАЮЩИЙ ДЕРЕВЯННЫЙ ОСТОВ ЮРТЫ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
Деревянный остов юрты Элементы узора
Деревянный остов юрты. Решетчатые складные стенки кыргызской юрты (кереге) служат опорой для жердей, составляющих купол юрты; для круга на вершине купола и для кошмы из войлока, покрывающей все сооружение. Решетчатые складные стенки размещаются по окружности и создают красивую круглую форму кыргызской юрты. Таким образом, складные стенки в виде решеток являются элементом юрты, выполняющим несколько функций: формобразующую, опорную для груза из остальных элементов юрты, а также защитую функцию от влияния внешней среды. А ячейки деревянного остова является своего рода глазами, через которые человек может наблюдать за внешним окружающим миром. Название бельдемчи произошло от трех слов: бел - пояс, дем - отдых, эмчи -целитель. Таким образом, бельдемчи буквально означает «изделие, дающее отдых поясу и имеющее целительные свойства" [7]. Это значение бельдемчи народные мастерицы, по всей видимости, передают с помощью узоров на поясе изделия. Акцент в орнаменте делается на узорах в виде солнца, расположенных в двух нижних углах подола распашной юбки. Эти два солнца как бы излучают свои лучи на все узоры, расположенные рядом. И это сделано не просто так. Кажется, что народные мастерицы хотели посредством лучей солнца дать всем
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru
Т. 10. №4. 2024 https://doi.org/10.33619/2414-2948/101
узорам бельдемчи жизнь, энергию, светлоту, развитие и пополнение, иначе говоря, лучи солнца являются источником жизни.
Остальные узоры орнамента расположены в ряд по низу бельдемчи среди солнышек. Эти же узоры расположены по вертикальным краям распашной юбки выше солнца. Среди узоров можно заметить разновидности узора Умай эне.
Народные умелицы отразили в орнаменте бельдемчи каждый период жизни кыргызских женщин. А узоры орнамента рассказывают о правилах для женщин в этих периодах жизни, о заповедях мудрой Умай эне. Узоры, изображающие благородство, чистоту и ограничения для девушек, показывают веками сложившееся у кыргызского народа бережное отношение к девушкам и женщинам, а также подтверждают требования к чистоте и правилам поведения, традиции и обычаи. Узор, отображающий строгое воспитание девушек и буквально переводимый как, «Девушке запрещено посещать сорок домов», является бесценным воспитанием, обучением. Узоры бельдемчи, находящиеся посередине: распустившийся цветок, парочка голубей, головка раскрытого цветка, гнездо голубя, доброта в жизни и орех, показывают возрастные этапы в жизни женщины.
Первый период в жизни женщины — это ее юность. Народные мастерицы показали этот возрастной этап в виде узора с изображением цветка, представляющего девушку нежной как цветок, красивой, свободной, чистой, стремящейся к светлой и чистой любви. «Парочка голубей» в орнаменте демонстрирует время любви в жизни девушки. Этот узор транслирует вечное бессметрие, гармонию, верность друг другу, постоянство в любви и бракосочетание. В узоре "головка раскрытого цветка" повествуется роль женщины в продолжении рода. В этом элементе орнамента заключен глубокий смысл — продолжение жизни, рост, развитие, пополнение. "Гнездо голубя" характеризует возраст, когда женщина создает семью. Народные мастерицы с помощью этого узора показывают добрые и нежные отношения в семье, что нельзя гасить семейный очаг и оставлять семью, прововозглашая тем самым постоянство в семье. Самым продолжительным периодом в жизни женщины считается семейная жизнь, когда воспитываются дети. Узор "доброта в жизни", показывает доброту, ласковость женщины в этом периоде жизни, уважение, дружбу и другие нежные связи.
Узор "орех" представляет собой счастливый этап в жизни женщины - материнство. В этот период женщина словно перегородки ореха, заполненные ядрами, набирается жизненного опыта и становится мудрой. Здесь она, много повидавшая в жизни, бережливая и воспитывающая, является символом благосостояния. Расположенный среди других узоров в орнаменте узор "Умай эне" изображен несколькими разновидностями, которые как будто являются мудрыми советами Умай эне женщине в каждом периоде ее жизни.
Выводы
1. Такие показатели бельдемчи, как функциональность, рациональность строения, соблюдение гигиенических и эргономических требований; эстетическая красота отделки доказывают, что творчество мастериц кыргызского народа многранно и высокого уровня.
2. Национальные костюмы вписываются в современную жизнь народа, а украшающие их узоры и орнаменты очень содержательны, по особенному колоритны. А потому, творческий опыт кыргызских мастериц достоин исследования, использования, распространения среди населения, дальнейшего развития и передачи в будущем в наследство молодому поколению.
3. По кыргызской одежде (костюмам) не проводились глубокие исследования, информации по каждому виду одежды недостаточно, поэтому в современных кыргызских костюмах не полностью отражены национальное творчество и колорит. По этой причине
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru
Т. 10. №4. 2024 https://doi.org/10.33619/2414-2948/101
развитие художественного творчества и профессионализма молодых дизайнеров через обучение творческому опыту народных умелиц является требованием будущего.
4. Анализ узоров кыргызских народных мастериц может стать эффективным методом в обучении художественному творчеству народных мастериц.
Список литературы:
1. Абрамзон С. М. Кыргыздар. Фрунзе, 1989.
2. Антипина К. И., Кечкунов А. Кыргыздын элдик кийимдери. Анкара. 2004. 242 б.
3. Максимов В. М. Кыргыз оймолору. Фрунзе, 1987.
4. Максимов В. А., Сорокин Е. К. Кыргыз оймолору. Бишкек, 1999.
5. Монолдоров Ш. К. Кыргыздын улуттук оймо чиймелери.Бишкек, 1998. 187 с.
6. Рындин М. В. Киргизский национальный узор. Фрунзе, 1948.
References:
1. Abramzon, S. M. (1989). Kyrgyzdar. Frunze. (in Kyrgyz).
2. Antipina, K. I., & KechkYnov, A. (2004). Kyrgyzdyn eldik kiiimderi. Ankara. (in Kyrgyz).
3. Maksimov, V. M. (1987). Kyrgyz oimoloru. Frunze. (in Kyrgyz).
4. Maksimov, V. A., & Sorokin, E. K. (1999). Kyrgyz oimoloru. Bishkek. (in Kyrgyz).
5. Monoldorov, Sh. K. (1998). Kyrgyzdyn uluttuk oimo chiimeleri.Bishkek. (in Kyrgyz).
6. Ryndin, M. V. (1948). Kirgizskii natsional'nyi uzor. Frunze. (in Russian).
Работа поступила в редакцию 06.03.2024 г.
Принята к публикации 14.03.2024 г.
Ссылка для цитирования:
Бабаев Д., Камилжан кызы К. Абдыкалыкова Н. Анализ орнаментов кыргызской национальной традиционной распашной юбки-бельдемчи // Бюллетень науки и практики. 2024. Т. 10. №4. С. 633-643. https://doi.org/10.33619/2414-2948/101/80
Cite as (APA):
Babaev, D, Kamilzhan kyzy, K., & Abdykalykova, N. (2024). Analysis of Ornaments of the Kyrgyz National Traditional Beldemchi. Bulletin of Science and Practice, 10(4), 633-643. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/101/80