Научная статья на тему 'Анализ организационно-штатной структуры спасательных центров МЧС России, как основной тактической единицы спасательных воинских формирований МЧС России, и их задача на мирное и военное время'

Анализ организационно-штатной структуры спасательных центров МЧС России, как основной тактической единицы спасательных воинских формирований МЧС России, и их задача на мирное и военное время Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
2989
443
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНАЯ СТРУКТУРА / СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / : ANALYSIS / ORGANIZATIONAL STAFF STRUCTURE / RESCUE UNIT EMERCOM OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Черных Жанна Владимировна

Спасательные воинские формирования МЧС России сегодня это специально оснащённые и наиболее подготовленные силы, способные оперативно реагировать на любые чрезвычайные ситуации. Для решения приоритетных направлений развития спасательных воинских формирований МЧС России необходимо совершенствовать организационно-штатную структуру спасательных центров МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Черных Жанна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE ORGANIZATIONAL STAFF STRUCTURE RESCUE CENTERS OF EMERCOM OF RUSSIA, AS THE MAIN TACTICAL UNIT OF MILITARY RESCUE UNITS EMERCOM OF RUSSIA, AND THEIR TASK IN PEACE AND WAR TIME

Military rescue units EMERCOM of Russia today are specially equipped and the best trained force that can respond quickly to any emergency situation. It is necessary to improve the organizational staff structure of the military rescue units EMERCOM of Russia for the decision of priority directions of development the rescue units EMERCOM of Russia.

Текст научной работы на тему «Анализ организационно-штатной структуры спасательных центров МЧС России, как основной тактической единицы спасательных воинских формирований МЧС России, и их задача на мирное и военное время»

УДК 335; 355.4

Ж.В. Черных

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНОЙ СТРУКТУРЫ

СПАСАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ МЧС РОССИИ, КАК ОСНОВНОЙ ТАКТИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ МЧС РОССИИ, И ИХ ЗАДАЧА НА МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

Спасательные воинские формирования МЧС России сегодня - это специально оснащённые и наиболее подготовленные силы, способные оперативно реагировать на любые чрезвычайные ситуации. Для решения приоритетных направлений развития спасательных воинских формирований МЧС России необходимо совершенствовать организационно-штатную структуру спасательных центров МЧС России.

Ключевые слова: анализ, организационно-штатная структура, спасательный центр.

Zh. Chernyh

ANALYSIS OF THE ORGANIZATIONAL STAFF STRUCTURE RESCUE CENTERS OF EMERCOM OF RUSSIA, AS THE MAIN TACTICAL UNIT OF MILITARY RESCUE UNITS EMERCOM OF RUSSIA, AND THEIR TASK IN PEACE AND WAR TIME

Military rescue units EMERCOM of Russia today are specially equipped and the best trained force that can respond quickly to any emergency situation. It is necessary to improve the organizational staff structure of the military rescue units EMERCOM of Russia for the decision of priority directions of development the rescue units EMERCOM of Russia.

Keywords: analysis, organizational staff structure, rescue unit EMERCOM of Russia.

В настоящее время огромное влияние на развитие общества оказывают глобальные проблемы, заключающиеся в возникновении противоречий во взаимоотношениях природы и человека, а также внутри общества. Наличие данных проблем создаёт угрозы для человечества. Среди них особо хочется отметить демографическую, экологическую проблемы, проблемы природных и техногенных катастроф, сосуществование мировых религий, распространение опасных малоизученных болезней, проблемы войны и мира, международный терроризм, неконтролируемая миграция и другие.

Трагический парадокс современности состоит в том, что развитие общества до сих пор не оставило войну как средство разрешения межгосударственных, религиозных, этнических и других противоречий и проблем.

На сегодняшний день международная политическая обстановка в мире очень сложная, можно сказать взрывоопасная. Существует множество очагов напряжённости вблизи границ России, которые в любой момент могут перерасти в крупные вооружённые конфликты, в которые по тем или иным причинам может быть втянута Российская Федерация. В сложной быстроменяющейся обстановке в условиях как военного, так и мирного времени, ядром группировки сил МЧС России являются спасательные воинские формирования МЧС России (далее по тексту - СВФ МЧС России), как специально оснащённые и подготовленные силы, способные оперативно осуществлять ввод сил в очаги поражения (зоны чрезвычайных ситуаций) первым эшелоном группировки сил МЧС России. СВФ МЧС России реорганизованные из войск ГО, в соответствии с Женевской конвенцией от 12.08.1949 г. и дополнительными протоколами к ней (ратифицированы СССР 04.08.1989 г.) являются постоянно назначенными воинскими формированиями, выделенными из состава Вооружённых сил

_ 87

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'2

РФ и занимающиеся выполнением гуманитарных задач, направленными на то, чтобы защитить гражданское население и помочь ему устранить последствия военных действий, а также создать условия, необходимые для его выживания. СВФ МЧС России не участвуют непосредственно в боевых действиях или действиях, наносящих ущерб противной стороне. Они являются составной частью сил обеспечения безопасности [1].

Спасательный центр МЧС России (далее по тексту - СЦ МЧС России) является основным тактическим подразделением спасательных воинских формирований МЧС России и может выполнять аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее по тексту - АСДНР) в соответствии со своим предназначением как в полном составе, так и отдельными подразделениями.

Исходя из этого, штат четырёх СЦ МЧС России (штат № 51/028) (346, 495, 653, 1001) состоит из основных подразделений, включающих 2 спасательных отряда, инженерно-техническую роту, роту РХБЗ, автомобильный взвод (доставки гуманитарных грузов и жизнеобеспечения населения), а также подразделений тылового и технического обеспечения (рис.1) [2, 3].

Штат № 51/028

Штаб Отделение Инженер- Служба Финансо- Отделение Техниче-

7/9 воспитатель- ная РХБЗ вая по ЗГТ ская часть

ной работы 1/3 служба 1 1/1 служба 5/1 5/2

Тыл 4/4

ОСНОВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Автомобильный

взвод (доставки ГГ и ЖОН) 18

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Ремонтный взвод

12/8

Оркестр -/10

Взвод материального обеспечения 4/30

Рис. 1. Организационно-штатная структура СЦ МЧС России

Отличия в организационно-штатной структуре других четырёх СЦ МЧС России регионального подчинения (996, 1042,1043, 978) заключаются в следующем.

В 996 СЦ МЧС России Центрального РЦ МЧС России и в 1042 СЦ МЧС России Дальневосточного РЦ МЧС России вместо двух спасательных отрядов в штате один. Это обусловлено наличием достаточного количества сил и средств МЧС России на территории Центрального федерального округа, в то же время данное условие не выполняется на территории Дальневосточного регионального центра (далее по тексту - РЦ).

88 _

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'2

Сокращение численности 1042 СЦ МЧС России и его переход на новый штат позволило сформировать два СЦ в Дальневосточном РЦ и таким образом сохранить 1043 СЦ МЧС России Дальневосточного РЦ МЧС России, что дало возможность более оперативно реагировать на возможные чрезвычайные ситуации (далее по тексту - ЧС) в северной части Дальневосточного федерального округа, а следовательно, в 1043 СЦ МЧС России Дальневосточного РЦ МЧС России в штате вместо спасательных отрядов две спасательные роты.

В 978 СЦ МЧС России Уральского РЦ МЧС России - вместо одного спасательного отряда - в штате учебный батальон, что позволяет готовить младших специалистов для СЦ МЧС России.

Отличие новой организационно-штатной структуры СЦ МЧС России регионального подчинения от старой в основном заключаются в следующем:

значительно увеличена их спасательная составляющая, так только расчётов аварийно-спасательных машин различных модификаций в СЦ МЧС России имеется в количестве 12 ед., оснащение современными средствами малой механизации, имуществом и оборудованием расширяет их возможности по поиску и спасению пострадавших, в том числе и терпящих бедствие на водах, значительно увеличена и кинологическая составляющая;

введённая в штат рота РХБЗ существенно, по своим возможностям, отличается от аналогичных существующих подразделений, а её оснащение позволяет выполнять задачи по ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах, использующих в своём производстве аварийно химически опасные вещества (существующие подразделения оснащены техникой и приборами для выполнения задач в условиях применения боевых отравляющих веществ и оружия массового поражения (далее по тексту - ОМП)). Оснащение данного подразделения современными защитными средствами позволяет выполнять задачи непосредственно в очагах аварий без угрозы для здоровья и жизни спасателей;

инженерно-техническая рота, при 100 % оснащении штатной техникой и вооружением, будет более мобильной и способной выполнять больший объём инженерных задач;

исходя из опыта участия в ликвидации последствий вооружённых конфликтов, в каждом спасательном центре включён в штат автомобильный взвод (доставки гуманитарных грузов и жизнеобеспечения населения), что существенно сокращает время прибытия помощи из СЦ МЧС России и значительно уменьшает материально-технические и финансовые затраты; существенно увеличены возможности тыловых подразделений;

поставленные на вооружение современные комплексы связи МУС-ЧС уже позволяют увеличить возможности по обеспечению связью в районе ЧС;

впервые в штатах спасательного центра введены специальные мобильные комплексы жизнеобеспечения населения, принятые на оснащение МЧС России в 2008 году (приказ МЧС России от 11.12.2008 г. № 762), что позволяет более качественно выполнять задачи по оказанию помощи пострадавшим.

Отличную от СЦ МЧС России регионального подчинения организационно-штатную структуру имеют СЦ МЧС России центрального подчинения (294 ЦСООР и 179 СЦ МЧС России). Это связано со спецификой возложенных на них задач.

На 179 СЦ МЧС России возложены задачи:

обеспечение выполнения специальных задач Правительства Российской Федерации; экстренное реагирование на ЧС природного и техногенного характера на территории Российской Федерации и за рубежом;

комплексное выполнение мероприятий по спасению и эвакуации населения, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее по тексту - АСДНР) в зонах ЧС, доставка грузов гуманитарной помощи населению на территории Российской Федерации, а также за рубежом;

обеспечение подготовки и переподготовки руководящего состава единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

подготовка младших специалистов по военно-учётным специальностям, а также спасателей в 40 Российском центре подготовки спасателей;

проведение полевых испытаний новых образцов техники и средств механизации аварийно-спасательных работ;

проведение исследовательских, опытных и показательных учений по тактике действий сил и средств МЧС России в районах ЧС природного и техногенного характера.

На 294 Центр по проведению спасательных операций особого риска МЧС России возложены наиболее сложные задачи, связанные с риском для жизни людей, а именно:

выполнение работ с использованием робототехнических средств в зонах с высокими уровнями радиации, на химически опасных объектах, в зонах вооружённых конфликтов; горноспасательные, водолазные и пиротехнические работы; десантирование в труднодоступные участки местности [4]. Порядок выполнения задач, возложенных на СЦ МЧС России определяется:

а) в мирное время - соответствующими планами действий СЦ МЧС России;

б) в военное время - Планом ГО и защиты населения РФ [4]. Проанализируем основные задачи СЦ МЧС России:

а) в мирное время при повседневной деятельности:

проведение мероприятий по поддержанию готовности СЦ МЧС России к выполнению возложенных на них задач;

использование, размещение и своевременное обновление вооружения, техники и других материально-технических средств, предназначенных для проведения АСДНР; участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;

участие в подготовке сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, а также обучение населения в области ГО;

участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей при ЧС, а также по разработке технологий проведения АСДНР [4];

б) в ходе ликвидации ЧС в мирное время:

участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах ЧС, а также на маршрутах выдвижения к ним;

участие в проведении АСДНР по оперативной локализации и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории РФ, а также на территориях иностранных государств, с которыми у РФ имеются соглашения;

участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, а также в гуманитарном разминировании;

участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;

участие в доставке грузов, перевозимых в зоны ЧС, в том числе в качестве гуманитарной помощи иностранным государствам;

участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, другими материальными средствами и услугами, жилыми помещениями для временного проживания, а также в оказании пострадавшему населению первой помощи;

участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон ЧС; участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения;

осуществление совместно с войсками (силами) и средствами федеральных органов исполнительной власти противодействия терроризму [4]; в) в военное время:

участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в местах проведения АСДНР, а также на маршрутах выдвижения к ним;

участие в обеспечении ввода сил ГО в очаги поражения, зоны заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

участие в проведении АСДНР в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;

участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;

участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

участие в ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения; участие в выполнении отдельных мероприятий территориальной обороны и в обеспечении режима военного положения;

участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения [4]. Задач, возложенных на СЦ МЧС России, как видим, много и они весьма разнообразны. Характер задач, решаемых СЦ МЧС России при ликвидации ЧС в мирное и военное время, практически одинаков. Отличие заключается лишь в том, что в военное время на СЦ МЧС России не возложены две задачи мирного времени, это доставка грузов, перевозимых в зоны ЧС, в том числе в качестве гуманитарной помощи иностранным государствам и в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, другими материальными средствами и услугами, жилыми помещениями для временного проживания, а также оказанию населению первой помощи. Данные задачи возложены на спасательные службы ГО. В военное время дополнительно ставятся задачи по ликвидации последствий применения противником ОМП и по выполнению отдельных мероприятий территориальной обороны, обеспечения режима военного положения [1].

Анализ организационно-штатной структуры СЦ МЧС России и задач, стоящих перед ними в мирное и военное время, показал ряд недостатков:

для выполнения некоторых задач в СЦ МЧС России нет либо достаточного количества сил и средств, либо нет соответствующих сил и средств. Например, инженерно-техническая рота в нынешнем составе не имеет возможности выполнять задачи по переправе через водные преграды, в необходимом объёме, в случае ЧС и ряд других недостатков.

Таким образом, на основе анализа содержания задач, решаемых СЦ МЧС России, и складывающегося в последнее время взгляда военно-политического руководства страны на применение СВФ МЧС России в мирное и военное время, сформулирована система требований, предъявляемых к ним:

- способность выполнять АСДНР в мирное и военное время из состояния постоянной готовности;

- мобильность, позволяющая эффективно реализовывать принцип территориального прикрытия объектов;

- способность участвовать в ликвидации ЧС, вызванных террористическими (диверсионными) актами;

- соответствие их размещения, на территории страны, уровням возможных угроз;

- способность по их размещению, отвечающая условиям жизнеобеспечения и управления группировками сил МЧС России в районах ЧС;

- способность к оперативному взаимодействию с группировками ВС РФ, других войск, воинских формирований при ликвидации ЧС, особенно в угрожаемый период;

- профессиональная подготовка личного состава должна основываться на освоении новых технологий ведения АСДНР в мирное и военное время;

- способность решать задачи местной и территориальной обороны, а также выполнять АСДНР по ликвидации последствий применения противником ОМП;

- соответствие статуса спасателя статусу, определённому международным правом для формирований, привлекаемых для решения задач ГО [5].

Всеё вышеизложенное позволяет сделать вывод, что назрела серьёзная необходимость в проведении научного исследования по совершенствованию организационно-штатной структуры СЦ МЧС России, с обязательным учётом возложенных на них задач мирного и военного времени, а для сохранения штатной численности личного состава необходимо обратить особое внимание на техническую составляющую оснащения СЦ МЧС России. В данном исследовании предлагаю для определения организационно-штатной структуры СЦ МЧС России, как «сложной системы», использовать матрично-балансовый метод. Так как практически все структурные подразделения в повседневной деятельности и при выполнении задач мирного и военного времени в ходе АСДНР находятся в существенной взаимосвязи, то это предопределяет необходимость учёта потребного трудоресурса как на выполнение целевых задач подразделения, так и на внутреннее взаимодействие структурных элементов. Кроме этого данный метод позволяет учитывать трудоресурс подразделения на выполнение своих целевых и вспомогательных задач и на взаимодействие между подразделениями, так как любое подразделение участвует в выполнении задач, возложенных на «соседние» подразделения, чем и обусловливается в настоящем исследовании выбор метода матричных балансовых моделей для изучения и формирования рациональной организационно-штатной структуры СЦ МЧС России.

Таким образом, выработанные предложения позволят:

- повысить возможности оперативного реагирования СЦ МЧС России;

- создать и иметь в составе МЧС России современные, хорошо оснащённые силы постоянной готовности, способные выполнить стоящие задачи как в мирное, так и в военное время в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью;

- обеспечить высокую степень готовности к оперативному реагированию на ЧС в условиях мирного и военного времени;

- способствовать к действиям в автономном режиме и выполнению задач по предназначению максимально эффективно и в сжатые сроки;

- обеспечить выполнение возложенных на них задач мирного и военного времени.

Литература

1. Симонов В.В., Война С.В. Основные причины необходимости совершенствования сил гражданской обороны в Российской Федерации // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. Научный журнал, 2012, № 4. - С. 89-95.

2. Организационно-штатная структура спасательного воинского формирования МЧС России. Штат № 51/028. Директива МЧС России от 22.09.2009 года № 55-24-3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Спасательный центр МЧС России. Учебное пособие. - Химки: АГЗ МЧС России, 2011, 135 с.

4. Указ Президента РФ от 30 сентября 2011 года № 1265 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

5. Федеральный закон от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.