Научная статья на тему 'Анализ организационно-педагогической деятельности профессиональных мини-футбольных клубов'

Анализ организационно-педагогической деятельности профессиональных мини-футбольных клубов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
229
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛУБЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МИНИ-ФУТБОЛ / ИЕРАРХИЯ / PROFESSIONAL CLUBS / ACTIVITIES / FUTSAL / HIERARCHY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алиев Эмиль Гуметович

В результате проведенного социологического исследования, в котором приняли участие 84 руководителя профессиональных мини-футбольных клубов, были получены данные о структуре организационно-педагогической деятельности клубов-участников чемпионата России на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of organizational and pedagogical activity of professional futsal clubs

A sociological research, which involved 84 professional futsal clubs executives, obtained specific data related to the organizational and educational activity of clubs participating in Russian Futsal Championship at present.

Текст научной работы на тему «Анализ организационно-педагогической деятельности профессиональных мини-футбольных клубов»

жение на лыжероллерах в силу биохимических особенностей и по специфичности приложения мышечных усилий (особенно при умеренной интенсивности работы) представляет собой более аэробное упражнение, чем иные циклические передвижения, в частности, бег с имитацией лыжных ходов. Хорошо сбалансированная текущая поставка кислорода, малые сдвиги кислотно-щелочного равновесия при работе являются теми особенностями, которые снижают эффективность использования передвижения на лыжероллерах как тренирующего средства или предопределяют необходимость применять его в больших объемах. С другой стороны, очевидно, что передвижение на лыжероллерах целесообразно использовать в тех случаях, когда преследуются цели восстановления организма после проделанной накануне работы или ставится задача технического или тактического совершенствования подготовки спортсмена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимкин, Н. В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости : очерки / Н. В. Зимкин. - М. : Физкультура и спорт, 1956. - 206 с. : ил.

2. Зациорский, В. М. Исследование переноса тренированности в циклических локомоциях : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. М. Зациорский ; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1961. - 15 с.

3. Александров, И. И. Исследование аэробного и анаэробного обеспечения напряженной мышечной деятельности человека (на модели плавания и бега) : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Александров И.И. ; Акад. наук СССР, Ин-т физиологии им. И.П. Павлова. - Л., 1972. - 23 с.

4. Каг^оп J., Негшаи88еи L. Skidlopamas barmarkstraning. Tidskrift i Gymnas-tik, 1966, 93, 12.

5. Cureton, Т. Physical fitness of champion athletes / Т. Cureton. - Urbana : University of Illinois Press, 1951.

Контактная информация: [email protected]

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МИНИ-ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ

Эмиль Гуметович Алиев, кандидат педагогических наук, Генеральный директор, Ассоциация мини-футбола России (АМФР), г. Москва

Аннотация

В результате проведенного социологического исследования, в котором приняли участие 84 руководителя профессиональных мини-футбольных клубов, были получены данные о структуре организационно-педагогической деятельности клубов-участников чемпионата России на современном этапе.

Ключевые слова: профессиональные клубы, деятельность, мини-футбол, иерархия.

THE ANALYSIS OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY OF

PROFESSIONAL FUTSAL CLUBS Emil Gumetovich Aliev, the candidate of pedagogical sciences, General director,

Association of Futsal of Russia,

Moscow

Annotation

A sociological research, which involved 84 professional futsal clubs executives, obtained specific data related to the organizational and educational activity of clubs participating in Russian Futsal Championship at present.

Key words: professional clubs, activities, futsal, hierarchy.

Профессиональные отношения захватывают все новые виды спорта, приобретая

все более глубокий характер. Наряду с традиционными видами профессионального спорта (футбол, хоккей, баскетбол, теннис и т.д.), профессиональные отношения все активнее проникают в другие виды спорта и их разновидности [3, 4, 6]. К числу таких видов относится и современный мини-футбол - автономная разновидность классического футбола [1, 2].

Проведенное в период 2005-2008 гг. социологическое исследование с привлечением 84 руководителей мини-футбольных клубов - участников чемпионата России позволило с помощью метода коллективной экспертной оценки выявить основные разделы организационно-педагогической деятельности клубов, а также определить их иерархию.

Несовершенство организационно-функциональных структур мини-футбольных клубов, по мнению экспертов, является самой острой проблемой в их организационноуправленческой деятельности. 84% респондентов присвоили данному фактору оценку «очень важно», 9% - «важно», а 7% - «не важно». О серьезных проблемах в структуре управления мини-футбольных клубов свидетельствуют также данные обследования, провиденные в период 2004-2006 гг. Ассоциацией мини-футбола России [5]. Так, из 12 клубов высшего дивизиона лишь в структуре 4 клубов созданы коммерческие отделы, только в 6 клубах имеются сотрудники, отвечающие за связи со средствами массовой информации. В то же время из 15 клубов первого дивизиона лишь в структуре 8 работают специалисты, связанные с осуществлением маркетинга, менеджмента и в структуре 7 клубов - сотрудники, отвечающие за организацию подготовки спортивного резерва.

Между существенными недостатками в планировании и организации учебнотренировочного процесса и проблемой неразработанности программно-методических основ подготовки футболистов в мини-футболе экспертами были поделены второе и третье места. 81% респондентов присвоили данным факторам оценку «очень важно», 10% - «важно», в 9% - «не важно». Об остроте влияния этих факторов также свидетельствуют и результаты обследования, проведенного Ассоциацией мини-футбола России в период 2004-2006 гг. [5]. Так, из 8 обследованных клубов высшего дивизиона лишь в 3-х осуществлялось многолетнее (перспективное) планирование учебнотренировочного процесса, в 4-х - годовое планирование, а в 5-и - месячное (мезоцик-ловое) и недельное (микроцикловое) планирование. Из 11 обследованных клубов первого дивизиона лишь в 4-х осуществлялось многолетнее планирование, в 6-и - годовое и в 7-и клубах - месячное и недельное планирование. Учитывая тот факт, что центральным звеном, ядром управления подготовкой спортсменов является программирование, позволяющее данному процессу быть управляемым, следует сделать вывод, что в большинстве обследованных клубов тренеры лишены возможности эффективно управлять развитием подготовленности футболистов, ростом их спортивного мастерства. Этот вывод подтверждается также экспертной оценкой качества проводимых тренерами учебно-тренировочных занятий. Из 18 обследованных учебнотренировочных занятий в клубах высшего дивизиона 13 занятий были по качеству проведения оценены только удовлетворительно, а из 22 обследованных тренировочных занятий в клубах первого дивизиона такую оценку эксперты вынесли на 16 уроках. О тесной связи двух данных факторов, поделивших второе и третье ранговые места, свидетельствует малочисленность научных исследований педагогических аспектов подготовки футболистов в мини-футболе, а также недостаточное количество научнометодической литературы в данном виде спорта.

Четвертое и пятое ранговые места экспертами поделены между такими проблемами, как трудности при комплектовании команд перспективными отечественными футболистами и нестабильное финансовое состояние клубов. 68% респондентов дали этим факторам оценку «очень важно», 23% - «важно», в 9% - «не важно». С имеющими в клубах высшего дивизиона проблемами комплектования команд перспективными отечественными футболистами, с одной стороны, связано повышение конкуренции

между клубами в поисках талантливых спортсменов, а, другой стороны - проявление недостатков в системе подготовке спортивного резерва по мини-футболу. С данной проблемой связано и появление с 2000 года в клубах высшего дивизиона «легионеров» и ростом их численности в дальнейшем (табл.1).

Таблица 1

Количество футболистов в многолетнем цикле подготовки_________________

Сезоны Кол-во клубов Кол-во заявленных в клубах футболистов Доля легионеров от кол-ва заявленных футболистов

всего в т.ч. «легионеров»

2000-2001 гг. 16 230 5 2,15%

2001-2002 гг. 16 232 7 3,0%

2002-2003 гг. 16 240 12 5,0%

2003-2004 гг. 12 180 16 8,0%

2004-2005 гг. 12 186 21 11,2%

2005-2005 гг. 12 188 24 12,7%

В целом проблемы комплектования команд перспективными отечественными футболистами и нестабильное финансовое состояние большинства клубов несколько уступают по степени значимости факторам, которым были отданы первое и второе ранговые места. Однако следует признать, что данные проблемы являются для мини-футбольных клубов - элиты отечественного мини-футбола на данном этапе также весьма актуальными.

Пятое и шестое ранговые места эксперты поделили между недостаточными связями клубов со средствами массовой информации и недостаточной квалификацией работников, занимающихся в клубах организационной работой. 30% респондентов присвоили данным факторам оценку «очень важно», 12% - «важно», а 58% - «не важно». Можно предположить, что, хотя данные факторы значительно уступают по значимости проблемам, упомянутым выше, они все еще остро проявляются в целом ряде клубов.

Слабые связи или отсутствие контактов у большинства клубов с органами управления физической культурой и спортом субъектов Российской Федерации занимают восьмое ранговое место. Лишь 13% экспертов дали этому фактору оценку «очень важно», 3% - «важно», а 84% - «не важно».

На последнее ранговое место поставлена проблема отсутствия у мини-футбольных клубов собственных спортивных сооружений. Лишь 7% экспертов присвоили этому фактору оценку «очень важно», 5% - «важно», а 88% - «не важно». Низкая значимость этой проблемы связана с широким строительством в последние годы во многих регионах страны комплексных спортивных сооружений, которые используются и мини-футбольными клубами. В сравнении с первыми годами становления в стране данного вида спорта в настоящее время этот фактор в значительной степени потерял свою остроту. Не случайно требования к качеству спортивных сооружений клубов высшего и первого дивизионов (как показывает анализ регламентов всероссийский соревнований за несколько последний сезонов) возрастают из года в год.

Мнения экспертов и степень значимости факторов, снижающих эффективность организационно-педагогической деятельности мини-футбольных клубов - участников чемпионата России, имеют высокую статистическую согласованность и достоверность ^ = 0,79; %2-критерий = 142,08).

Таким образом, полученные в ходе исследования данные позволили выявить, что основными лимитирующими факторами в организационно-педагогической деятельности мини-футбольных клубов - участников чемпионата страны являются:

1. Несовершенство организационно-функциональных структур клубов.

2. Существенные недостатки в планировании и организации учебнотренировочного процесса.

3. Недостаточная разработанность программно-методических основ подготовки футболистов в мини-футболе.

4. Трудности комплектования команд перспективными отечественными футболистами.

5. Нестабильное финансовое состояние большинства клубов.

В то же время определено, что такие факторы, как недостаточное связи клубов со средствами массовой информации, недостаточная квалификация работников, занимающихся в клубах организационной деятельностью, хотя и имеют более низкую степень значимости, также оказывают значительное негативное влияние на уровень организационно-педагогической деятельности клубов.

В целом можно резюмировать, что на современном этапе развития данной разновидности футбола мини-футбольные клубы - участники чемпионата России находятся еще на стадии становления профессиональных отношений. Уровень их организационно-педагогической деятельности в условиях рыночной экономики пока еще в недостаточной степени соответствует важнейшему требованию профессионального спорта - высокому уровню спортивного менеджмента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, С.Н. Эволюция мини-футбола (футзала) в современную автономную разновидность классического футбола // Теория и методика футбола. - 2007. - № 1. - С. 6-7.

2. Андреев, С.Н. Профессиональные мини-футбольные клубы в системе управления футболом / С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев, К.В. Еременко // Ученые записки Ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 12 (46). - С. 3-5.

3. Гуськов, С.И. Спортивный маркетинг / С.И. Гуськов. - Киев : Олимпийская литература, 1996. - 296 с.

4. Гуськов, С.И. Телевидение и спорт / С.И. Гуськов, С.С. Гуськов. - М. : По-лиграфсервис, 2000. - 336 с.

5. Постановление исполкома Ассоциации мини-футбола России от 18 января 2006 г. «О совершенствовании организационной деятельности профессиональных клубов» // Архив АМФР. - № 01.01.2006.

6. Починкин, А.В. Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России : монография / А.В. Починкин. - М. : Советский спорт, 2006. - 216 с.

7. Томич, М. Основы менеджмента в спорте / М. Томич. - М. : МАФСИ, 2005. - 352 с.

Контактная информация: [email protected]

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ

РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ

Анжелика Запирбеговна Амагаева, соискатель,

Дагестанский государственный педагогический университет

г. Махачкала

Аннотация

Гражданское воспитание в современной российской школе становится одним из приоритетных направлений педагогической науки. Это отражено в ряде нормативных актов федерального и регионального значения. В числе направлений работы школы по гражданскому воспитанию ученые называют: включение родителей в данный процесс, повышение уровня профессионализма педагогов и активизацию внутреннего потенциала личности. Автор статьи излагает свое мнение по этому поводу.

Ключевые слова: гражданское воспитание, личность, старшеклассник, российская школа, воспитательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.