жение на лыжероллерах в силу биохимических особенностей и по специфичности приложения мышечных усилий (особенно при умеренной интенсивности работы) представляет собой более аэробное упражнение, чем иные циклические передвижения, в частности, бег с имитацией лыжных ходов. Хорошо сбалансированная текущая поставка кислорода, малые сдвиги кислотно-щелочного равновесия при работе являются теми особенностями, которые снижают эффективность использования передвижения на лыжероллерах как тренирующего средства или предопределяют необходимость применять его в больших объемах. С другой стороны, очевидно, что передвижение на лыжероллерах целесообразно использовать в тех случаях, когда преследуются цели восстановления организма после проделанной накануне работы или ставится задача технического или тактического совершенствования подготовки спортсмена.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зимкин, Н. В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости : очерки / Н. В. Зимкин. - М. : Физкультура и спорт, 1956. - 206 с. : ил.
2. Зациорский, В. М. Исследование переноса тренированности в циклических локомоциях : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. М. Зациорский ; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1961. - 15 с.
3. Александров, И. И. Исследование аэробного и анаэробного обеспечения напряженной мышечной деятельности человека (на модели плавания и бега) : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Александров И.И. ; Акад. наук СССР, Ин-т физиологии им. И.П. Павлова. - Л., 1972. - 23 с.
4. Каг^оп J., Негшаи88еи L. Skidlopamas barmarkstraning. Tidskrift i Gymnas-tik, 1966, 93, 12.
5. Cureton, Т. Physical fitness of champion athletes / Т. Cureton. - Urbana : University of Illinois Press, 1951.
Контактная информация: [email protected]
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МИНИ-ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ
Эмиль Гуметович Алиев, кандидат педагогических наук, Генеральный директор, Ассоциация мини-футбола России (АМФР), г. Москва
Аннотация
В результате проведенного социологического исследования, в котором приняли участие 84 руководителя профессиональных мини-футбольных клубов, были получены данные о структуре организационно-педагогической деятельности клубов-участников чемпионата России на современном этапе.
Ключевые слова: профессиональные клубы, деятельность, мини-футбол, иерархия.
THE ANALYSIS OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY OF
PROFESSIONAL FUTSAL CLUBS Emil Gumetovich Aliev, the candidate of pedagogical sciences, General director,
Association of Futsal of Russia,
Moscow
Annotation
A sociological research, which involved 84 professional futsal clubs executives, obtained specific data related to the organizational and educational activity of clubs participating in Russian Futsal Championship at present.
Key words: professional clubs, activities, futsal, hierarchy.
Профессиональные отношения захватывают все новые виды спорта, приобретая
все более глубокий характер. Наряду с традиционными видами профессионального спорта (футбол, хоккей, баскетбол, теннис и т.д.), профессиональные отношения все активнее проникают в другие виды спорта и их разновидности [3, 4, 6]. К числу таких видов относится и современный мини-футбол - автономная разновидность классического футбола [1, 2].
Проведенное в период 2005-2008 гг. социологическое исследование с привлечением 84 руководителей мини-футбольных клубов - участников чемпионата России позволило с помощью метода коллективной экспертной оценки выявить основные разделы организационно-педагогической деятельности клубов, а также определить их иерархию.
Несовершенство организационно-функциональных структур мини-футбольных клубов, по мнению экспертов, является самой острой проблемой в их организационноуправленческой деятельности. 84% респондентов присвоили данному фактору оценку «очень важно», 9% - «важно», а 7% - «не важно». О серьезных проблемах в структуре управления мини-футбольных клубов свидетельствуют также данные обследования, провиденные в период 2004-2006 гг. Ассоциацией мини-футбола России [5]. Так, из 12 клубов высшего дивизиона лишь в структуре 4 клубов созданы коммерческие отделы, только в 6 клубах имеются сотрудники, отвечающие за связи со средствами массовой информации. В то же время из 15 клубов первого дивизиона лишь в структуре 8 работают специалисты, связанные с осуществлением маркетинга, менеджмента и в структуре 7 клубов - сотрудники, отвечающие за организацию подготовки спортивного резерва.
Между существенными недостатками в планировании и организации учебнотренировочного процесса и проблемой неразработанности программно-методических основ подготовки футболистов в мини-футболе экспертами были поделены второе и третье места. 81% респондентов присвоили данным факторам оценку «очень важно», 10% - «важно», в 9% - «не важно». Об остроте влияния этих факторов также свидетельствуют и результаты обследования, проведенного Ассоциацией мини-футбола России в период 2004-2006 гг. [5]. Так, из 8 обследованных клубов высшего дивизиона лишь в 3-х осуществлялось многолетнее (перспективное) планирование учебнотренировочного процесса, в 4-х - годовое планирование, а в 5-и - месячное (мезоцик-ловое) и недельное (микроцикловое) планирование. Из 11 обследованных клубов первого дивизиона лишь в 4-х осуществлялось многолетнее планирование, в 6-и - годовое и в 7-и клубах - месячное и недельное планирование. Учитывая тот факт, что центральным звеном, ядром управления подготовкой спортсменов является программирование, позволяющее данному процессу быть управляемым, следует сделать вывод, что в большинстве обследованных клубов тренеры лишены возможности эффективно управлять развитием подготовленности футболистов, ростом их спортивного мастерства. Этот вывод подтверждается также экспертной оценкой качества проводимых тренерами учебно-тренировочных занятий. Из 18 обследованных учебнотренировочных занятий в клубах высшего дивизиона 13 занятий были по качеству проведения оценены только удовлетворительно, а из 22 обследованных тренировочных занятий в клубах первого дивизиона такую оценку эксперты вынесли на 16 уроках. О тесной связи двух данных факторов, поделивших второе и третье ранговые места, свидетельствует малочисленность научных исследований педагогических аспектов подготовки футболистов в мини-футболе, а также недостаточное количество научнометодической литературы в данном виде спорта.
Четвертое и пятое ранговые места экспертами поделены между такими проблемами, как трудности при комплектовании команд перспективными отечественными футболистами и нестабильное финансовое состояние клубов. 68% респондентов дали этим факторам оценку «очень важно», 23% - «важно», в 9% - «не важно». С имеющими в клубах высшего дивизиона проблемами комплектования команд перспективными отечественными футболистами, с одной стороны, связано повышение конкуренции
между клубами в поисках талантливых спортсменов, а, другой стороны - проявление недостатков в системе подготовке спортивного резерва по мини-футболу. С данной проблемой связано и появление с 2000 года в клубах высшего дивизиона «легионеров» и ростом их численности в дальнейшем (табл.1).
Таблица 1
Количество футболистов в многолетнем цикле подготовки_________________
Сезоны Кол-во клубов Кол-во заявленных в клубах футболистов Доля легионеров от кол-ва заявленных футболистов
всего в т.ч. «легионеров»
2000-2001 гг. 16 230 5 2,15%
2001-2002 гг. 16 232 7 3,0%
2002-2003 гг. 16 240 12 5,0%
2003-2004 гг. 12 180 16 8,0%
2004-2005 гг. 12 186 21 11,2%
2005-2005 гг. 12 188 24 12,7%
В целом проблемы комплектования команд перспективными отечественными футболистами и нестабильное финансовое состояние большинства клубов несколько уступают по степени значимости факторам, которым были отданы первое и второе ранговые места. Однако следует признать, что данные проблемы являются для мини-футбольных клубов - элиты отечественного мини-футбола на данном этапе также весьма актуальными.
Пятое и шестое ранговые места эксперты поделили между недостаточными связями клубов со средствами массовой информации и недостаточной квалификацией работников, занимающихся в клубах организационной работой. 30% респондентов присвоили данным факторам оценку «очень важно», 12% - «важно», а 58% - «не важно». Можно предположить, что, хотя данные факторы значительно уступают по значимости проблемам, упомянутым выше, они все еще остро проявляются в целом ряде клубов.
Слабые связи или отсутствие контактов у большинства клубов с органами управления физической культурой и спортом субъектов Российской Федерации занимают восьмое ранговое место. Лишь 13% экспертов дали этому фактору оценку «очень важно», 3% - «важно», а 84% - «не важно».
На последнее ранговое место поставлена проблема отсутствия у мини-футбольных клубов собственных спортивных сооружений. Лишь 7% экспертов присвоили этому фактору оценку «очень важно», 5% - «важно», а 88% - «не важно». Низкая значимость этой проблемы связана с широким строительством в последние годы во многих регионах страны комплексных спортивных сооружений, которые используются и мини-футбольными клубами. В сравнении с первыми годами становления в стране данного вида спорта в настоящее время этот фактор в значительной степени потерял свою остроту. Не случайно требования к качеству спортивных сооружений клубов высшего и первого дивизионов (как показывает анализ регламентов всероссийский соревнований за несколько последний сезонов) возрастают из года в год.
Мнения экспертов и степень значимости факторов, снижающих эффективность организационно-педагогической деятельности мини-футбольных клубов - участников чемпионата России, имеют высокую статистическую согласованность и достоверность ^ = 0,79; %2-критерий = 142,08).
Таким образом, полученные в ходе исследования данные позволили выявить, что основными лимитирующими факторами в организационно-педагогической деятельности мини-футбольных клубов - участников чемпионата страны являются:
1. Несовершенство организационно-функциональных структур клубов.
2. Существенные недостатки в планировании и организации учебнотренировочного процесса.
3. Недостаточная разработанность программно-методических основ подготовки футболистов в мини-футболе.
4. Трудности комплектования команд перспективными отечественными футболистами.
5. Нестабильное финансовое состояние большинства клубов.
В то же время определено, что такие факторы, как недостаточное связи клубов со средствами массовой информации, недостаточная квалификация работников, занимающихся в клубах организационной деятельностью, хотя и имеют более низкую степень значимости, также оказывают значительное негативное влияние на уровень организационно-педагогической деятельности клубов.
В целом можно резюмировать, что на современном этапе развития данной разновидности футбола мини-футбольные клубы - участники чемпионата России находятся еще на стадии становления профессиональных отношений. Уровень их организационно-педагогической деятельности в условиях рыночной экономики пока еще в недостаточной степени соответствует важнейшему требованию профессионального спорта - высокому уровню спортивного менеджмента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев, С.Н. Эволюция мини-футбола (футзала) в современную автономную разновидность классического футбола // Теория и методика футбола. - 2007. - № 1. - С. 6-7.
2. Андреев, С.Н. Профессиональные мини-футбольные клубы в системе управления футболом / С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев, К.В. Еременко // Ученые записки Ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 12 (46). - С. 3-5.
3. Гуськов, С.И. Спортивный маркетинг / С.И. Гуськов. - Киев : Олимпийская литература, 1996. - 296 с.
4. Гуськов, С.И. Телевидение и спорт / С.И. Гуськов, С.С. Гуськов. - М. : По-лиграфсервис, 2000. - 336 с.
5. Постановление исполкома Ассоциации мини-футбола России от 18 января 2006 г. «О совершенствовании организационной деятельности профессиональных клубов» // Архив АМФР. - № 01.01.2006.
6. Починкин, А.В. Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России : монография / А.В. Починкин. - М. : Советский спорт, 2006. - 216 с.
7. Томич, М. Основы менеджмента в спорте / М. Томич. - М. : МАФСИ, 2005. - 352 с.
Контактная информация: [email protected]
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ
Анжелика Запирбеговна Амагаева, соискатель,
Дагестанский государственный педагогический университет
г. Махачкала
Аннотация
Гражданское воспитание в современной российской школе становится одним из приоритетных направлений педагогической науки. Это отражено в ряде нормативных актов федерального и регионального значения. В числе направлений работы школы по гражданскому воспитанию ученые называют: включение родителей в данный процесс, повышение уровня профессионализма педагогов и активизацию внутреннего потенциала личности. Автор статьи излагает свое мнение по этому поводу.
Ключевые слова: гражданское воспитание, личность, старшеклассник, российская школа, воспитательный процесс.