УДК 339.924
Е.С. Родионова
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МНОГОНОМЕНКЛАТУРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СОЮЗОВ
В современных условиях внешнеторговая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику и устойчивость национальной экономики. В условиях глобализации мировой экономики, продолжающейся либерализации внешнеэкономических связей и размывания границ между рынками товаров и услуг внешняя торговля - локомотив развития экономики любой страны. Она играет существенную роль в формировании валового внутреннего продукта (ВВП), валового внутреннего спроса, экономического потенциала страны и уровня доходов населения. Сегодня на внешнеторговую деятельность Российской Федерации значительное влияние оказывают действующие интеграционные структуры: ЕврАзЭС, Таможенный союз и Единое экономическое пространство.
Рост внешнеторгового оборота и расширение внешнеторговых связей являются одним из наиболее значимых факторов социально-экономического развития страны. Так, например, сегодня ЕврАзЭС - это признанная мировым сообществом международная организация с ясными и понятными целями, четкой структурой и задачами, обеспечивающая реальную интеграцию экономик Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Серьезным достижением ЕврАзЭС является создание реального режима свободной торговли, который обеспечивает рост объемов взаимного товарооборота стран - участниц сообщества. Этот показатель вырос с 29 млрд долл. в 2000 г. до 123 млрд долл. в 2008 г., т. е. более чем в 4 раза. Удельный вес взаимных инвестиций государств ЕврАзЭС в общем объеме поступивших иностранных инвестиций повысился с 7 % в 2007 г. до 12 % в 2010 г. Валовой внутренний продукт
(ВВП) в среднем по ЕврАзЭС в 2010 г. по сравнению с 2001 г. увеличился в 1,6 раза, производство промышленной продукции - в 1,5 раза, инвестиций в основной капитал - в 2,2 раза. Это существенный рост, достигнутый несмотря на снижение многих макроэкономических показателей во время мирового финансового кризиса. В сообществе проживает 181 млн чел., т. е. 2,7 % мирового населения. Государствами сообщества производится в совокупности 3,5 % мирового валового внутреннего продукта. Доля ЕврАзЭС в мировом экспорте товаров составляет 3 % [2].
Вместе с тем сам по себе рост внешнеторгового оборота и даже его положительное сальдо не всегда свидетельствуют об эффективности экономики государства. В Российской Федерации этот рост обеспечивается, с одной стороны, за счет экспорта углеводородов и других сырьевых товаров, с другой - импортом практически всех товаров, необходимых для обеспечения жизни и деятельности населения страны. Тем самым экономика государства ставится в жесткую зависимость от конъюнктуры мировых сырьевых рынков. Это существенно снижает уровень экономической безопасности государства.
Национальная экономическая политика отдельно взятой страны будет эффективной только тогда, когда она скоординирована с экономической стратегией других стран. От экономической интеграции все страны выигрывают по-разному: одни - больше, другие - меньше. В РФ доминирует бартерный обмен нефти и газа на товары народного потребления, что является отсталой формой международной торговли. В мире все шире распространяется производственная кооперация, проводимая как отдельными предприятиями, так и международными корпорациями. Полноценное участие нашей
^ЖауЧН0-ТеХНИЧе£КИеВеД0М2£ТИ«СПбГП|У.3.2212;.ЭК2Н0МИЧе£КИе«НаУКИ
страны в этом процессе затруднено из-за низкого качества отечественной техники. За период проведения экономических реформ возросла значимость экспортных отраслей в народном хозяйстве. И если наблюдается относительно стабильное положение в черной и цветной металлургии, топливно-энергетическом комплексе и некоторых других производствах, также ориентированных на экспорт, то объясняется это не интересами внутреннего рынка России, а потребностями, в первую очередь, внешнего рынка, мировой конъюнктурой. С одной стороны, экспортная деятельность стимулирует развитие отдельных производств и целых секторов народного хозяйства России, с другой - активнейшая интеграция страны в международное разделение труда вызвала появление структурных проблем в системе внешнеэкономических связей.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости формирования рациональной внешнеторговой политики. Качество внешнеторговой политики в значительной степени определяется организацией внешнеторговой деятельности многономенклатурных предприятий и экономическим обоснованием принимаемых решений по управлению внешнеэкономической деятельностью.
Под многономенклатурным предприятием предлагается понимать предприятие, производящее некоторую совокупность ассортиментных групп промышленных товаров и товарных единиц, предлагаемых им к продаже на определенных рынках. При этом каждую ассортиментную группу будут составлять однородные товары, предназначенные для определенного круга покупателей, удовлетворяющие сходные потребности.
Изменение значимости внешней торговли для страны, безусловно, меняет в современных условиях характер внешнеторговой деятельности (ВТД) многономенклатурного предприятия. Одной из объективных причин, которая заставляет пересмотреть взгляды на ВТД предприятия, является интеграция России в систему координат мирового хозяйства, которая происходит крайне противоречиво и не всегда отвечает национально-государственным интересам. В состоя-
нии экономической зависимости от передовых стран Запада России трудно противостоять торговым партнерам, которые часто прибегают к прямому давлению и политическим манипуляциям, чтобы обеспечить доступ предприятиям на российский рынок и дискриминировать российские предприятия на своем рынке [3].
В последнее время на первое место в формировании производственной программы многономенклатурного предприятия выступают требования потребителя к качеству и функциональным свойствам экспортируемого товара, что, в свою очередь, требует определенного совершенствования производственного цикла.
В результате либерализации экономики Россия потеряла значительную часть мощностей. Это связано, во-первых, с недостаточной гибкостью российских производств не сумевших сохранить устойчивость в условиях старения средств производства и резкого роста себестоимости (рост цен на сырье, электроэнергию, транспортные перевозки), а также с остановкой многих производств промышленности. Следствием явилось снижение степени удовлетворения отечественными производителями потребностей населения [4].
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что для успешного осуществления ВТД необходим поиск путей повышения ее результативности. При этом предпосылками успешной деятельности каждого предприятия являются хорошо продуманная функциональная структура и рациональная система управления, а эффективность управления зависит от выбора организационной структуры.
Организационная структура представляет собой сравнительно устойчивые связи, существующие между элементами организации, на основе которых реализуется процесс управления предприятием. Управление (в широком смысле) - это воздействие на людей, а через них - на результаты их деятельности.
Анализ организации управления ВТД предприятия предполагает создание оптимальной организационной структуры для создания эффективного управления ВТД многономенклатурного предприятия. Управленческая деятельность предприятия охватывает следующие сфе-
ры: производство, качество, персонал, проведение НИОКР, финансы и инвестиционную деятельность, снабженческо-сбытовую деятельность, складское и транспортное хозяйство.
Обеспечение эффективности управленческого процесса в значительной мере определяется рациональным распределением полномочий в принятии решений между различными уровнями управления, так как оптимальное соотношение централизации и децентрализации обеспечивает оперативность и реалистичность управленческих решений. Ориентируясь на степень централизации (децентрализации), можно выделить ряд организационных структур управления деятельностью предприятия: линейную, линейно-штабную, функциональную, дивизио-нальную, ориентированную на поиск нового, матричную. В целом организационная система управления должна обеспечивать маневренность производства, необходимость которой может быть обусловлена изменениями уровня спроса или действиями конкурентов, снижением цен, падением доли промышленного предприятия на рынке и т. п.
Согласно существующим положениям управление ВТД предприятия - это воздействие на процессы подготовки и реализации внешнеэкономических операций, ориентированное на получение прибыли, повышение рентабельности посредством участия в международной торговле [1]. Сущность управления проявляется в функциях, выражающих направление или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе управления (табл. 1).
Однако прежде чем перейти к анализу этого вопроса, целесообразно указать на необходимость при организации управления ВТД предприятия соблюдения следующих принципов: самостоятельности в принятии решений; сочетания прав, обязанностей и ответственности; учета национальных экономических интересов; свободы выбора партнера по ВТД; обеспечения эффективности ВТД.
Анализ указанных факторов организации службы ВТД на производственном многономенклатурном предприятии (табл. 2) в их взаимосвязи показывает, что если на предприятии планируется осуществлять единичные внешнеторговые операции с разовой или периодической поставкой, то достаточно привлечения к работе одного специалиста. Дальнейший анализ позволяет выделить и другие формы организации управления ВТД (табл. 3).
Анализ табл. 3 необходимо дополнить тем, что организация управления ВТД предприятия осуществляется и при помощи национальных специализированных и государственных посредников или услуг иностранных посредников. В целом выбор в пользу той или иной организационной структуры управления ВТД и ее эффективность определяются степенью ее приспособления и адаптации к изменяющимся условиям рыночной среды.
Важнейшим направлением успешного осуществления внешнеторговой деятельности многономенклатурных предприятий является анализ экономических обоснований принимаемых решений по управлению внешнеэкономической деятельностью.
Таблица 1
Сущность управления ВТД предприятия
Содержание управления ВЭД предприятия
Планирование ВТД Организация ВТД Координация (регулирование) Стимулирование (активизация) Контроль
Разработка плана производства и реализации экспортной продукции, валютных потоков (доходов и расходов), НИОКР и т. п. Выбор оптимальной организационной структуры управления Корректирующее целенаправленное воздействие на специалистов, осуществляющих отдельные операции по реализации ВТД Материальное и моральное поощрение работников, их мотивация Систематическое наблюдение (мониторинг) за деятельностью специалистов, сопоставление плановых и реальных результатов ВТД
Научно-технические ведомости СПбГПУ 3' 2012. Экономические науки
Таблица 2
Факторы, от которых зависит форма организации управления ВТД
Фактор Содержание
1. Вид хозяйственной деятельности предприятия 2. Мотивы и потребности, побуждающие к участию в международном разделении труда 3. Степень интернационализации производственной деятельности 4. Методы реализации продукции предприятия 5. Масштаб предприятия и объем его фактического и потенциального экспорта 6. Характер внешнеэкономических операций Промышленная, торговая и пр. деятельность Экспорт, импорт, привлечение иностранных инвестиций, участие в международной кооперации и др. Уже участвует или только намерено включиться в международные операции, количество и характер уже освоенных внешних рынков Самостоятельные экспортные операции или через посредников Определяет количественные параметры службы управления ВЭД Осуществление их на постоянной основе или периодически, время от времени
Таблица 3
Формы организации управления ВТД
Форма Условия создания
1. Отдел внешнеэкономической деятельности (ОВЭД) 2. Департамент по ВЭД 3. Внешнеторговые фирмы (ВТФ) Создается в структуре управления предприятием при постоянном характере экспортных и других внешнеэкономических операций, нацеленности на их расширение Целесообразно создавать при крупных предприятиях, ориентированных на внешнеэкономические операции, носящие постоянный, устойчивый характер, как правило, на долгосрочных условиях Входят в состав крупных объединений с масштабными внешнеэкономическими операциями (как правило, с правами юридического лица, существующие в форме Торговых домов)
Новые задачи российской экономики вызывают необходимость более тесно интегрировать многономенклатурные предприятия в процессы диверсификации, структурной перестройки и внедрения инноваций в отечественный производственный комплекс.
В настоящее время потребности населения демонстрируют быстрые темпы роста рынка. Мощности российских предприятий промышленности становятся не способны удовлетворить эти возросшие потребности. Отечественные производители ориентируются на производство импортозамещающих товаров. Ассортимент российских производителей ограничен, целые группы товаров не выдерживают конкуренции с импортными промышленными товарами. К этому
следует добавить повышение себестоимости продукции вследствие уменьшения объемов производства и увеличения доли основных фондов в цене товара.
Все это в условиях демографического кризиса ведет к снижению трудовых ресурсов экономики и, в итоге, к спаду экономики в целом. Следовательно, возникает проблема обеспечения населения РФ доступными товарами. Ее решение достигается дальнейшим развитием собственной промышленности и покрытием дефицита за счет импорта продукции промышленности других государств. На диаграмме приведено соотношение стран-производителей, основных конкурентов на российском рынке промышленных товаров для бытовых нужд.
Структура российского рынка промышленных товаров по странам-производителям
<Щ) - российские производители; (В) - западные производители; (Н) - Восточная Европа и СНГ; ( ) - другие производители
Россия находится в зависимости от иностранного поставщика, но при этом приоритет отдается развитию собственной промышленности. Это требует поддержания ее на конкурентоспособном уровне, что невозможно без развития экспорта и регулирования импорта. Высокий рост инвестиций в промышленность позволит поднять конкурентоспособность отечественных производств, а это приведет к значительному замедлению роста импорта, который будет ориентирован, прежде всего, на приобретение высокотехнологичной продукции, необходимой для развития производства. Доля инвестиционных товаров в структуре импорта вырастет с 28 % в 2007 г. до 35 % в 2020 г.
Динамика импорта промежуточной продукции будет ограничена ростом конкурентоспособности отечественной продукции. Мировые тренды, связанные со снижением транспортно-логистических издержек и усилением тенденции страновой специализации на отдельных производственных процессах, будут стимулировать импорт комплектующих и сырья.
Экономическое обоснование принимаемых решений по управлению ВТД предприятий может производиться с использованием различных методов - факторного, экспертного, расчетного и др. В мировой практике достаточно
распространен факторный подход, сущность которого заключается в поиске факторов, влияющих на эффективность ВЭД, и установлении с использованием математического инструментария взаимосвязи между выявленными факторами и результатом развития ВЭД предприятия (табл. 4).
Факторный подход, в основе которого лежат экономико-математические модели, позволяющие определить степень воздействия выделенных факторов на эффективность того или иного вида ВЭД предприятия, не используется в практике предприятий, так как, с одной стороны, большинство российских предпринимателей не обладают достаточным опытом и знаниями в сфере их применения, а с другой - пока еще недостаточен статистический ряд для получения верифицированных результатов.
Экономическое обоснование принимаемых решений по управлению внешнеторговой деятельностью многономенклатурных предприятий призвано содействовать созданию условий для переноса высокотехнологичных производств на территорию России, развитию производственно-технологической кооперации, расширению экономически эффективного доступа к новым технологиям, оборудованию для крупномасштабной модернизации производственных мощностей, а также обеспечению безопасности страны и защите общенациональных интересов.
Анализ организации управления внешнеторговой деятельностью многономенклатурного предприятия соответствует природе рыночных отношений и поэтому играет главную роль в повышении конкурентоспособности отечественных предприятий на мировом рынке, способствует поддержке производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, и прежде всего - в наукоемких отраслях.
Таким образом, с ростом активности многономенклатурных предприятий в российской экономике должна усилиться стимулирующая функция доступа российских компаний на мировой рынок, что позволит сформировать обновленную внешнеторговую специализацию страны для более эффективного ее включения в мировое хозяйство.
Таблица 4
Факторы эффективности внешнеэкономической деятельности
Факторы
отличающие участников ВЭД от предприятий, работающих только на внутреннем рынке государственные стимулирующие программы развития экспорта, поощрения иностранных инвестиций и т. п. связанные с поведением фирмы (маркетинговая ориентация фирмы, целеустремленность менеджмента и т. д.)
внутренние, контролируемые предприятием внешние, неконтролируемые предприятием
- технические характеристики предприятия и производства. Для воздействия на эти факторы требуется приобретение новых активов (строительство новых производственных мощностей за границей; закупка нового оборудования для адаптации продукции) отличие внутренних российских цен на некоторые ресурсы производства от мировых цен; негативный имидж России и продукции российских экспортеров в мире; особенности российского валютного законодательства
- методики и технологии работы. Введение новых технологий, повышение количественного и качественного уровня информации о ВЭД на основе имеющихся и новых источников значительные временные и трансакционные издержки; отсутствие у российских экспортеров традиционных связей с иностранными контрагентами
- психологические аспекты коллектива и управления. Воздействие на эти факторы требует изменения ценностей, поведенческих установок, технологий принятия решения, что оказывает влияние непосредственно на методологию и технологию работы и опосредованно на технические характеристики предприятия и производства специфика российского менталитета; различия в деловой культуре; особенности (неблагоприятность) российского делового климата; недостаточный международный опыт у менеджеров предприятий-участников ВЭД; незнание сотрудниками отделов ВЭД иностранных языков на таком уровне, который достаточен для ведения переписки
Основным направлением развития современной мировой экономики является интеграция, в региональные экономические союзы объединяются страны на всех континентах, что обеспечивает их более эффективное взаимодействие и открытие новых возможностей и перспектив. Образование Таможенного союза привело к созданию более крупного рынка для бизнес-структур всех трех государств. Выигрыш получили и производители, и потребители. Оборот взаимной торговли товарами между государствами Таможенного союза в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличился на 21 % и составил 88,4 млрд долл. США.
Следовательно, с созданием Таможенного союза по сравнению с соответствующим перио-
дом прошлого года на треть выросли объемы внешней и взаимной торговли, а также поступлений по импортным пошлинам. С ноября прошлого года восстановился докризисный уровень внешнеторгового оборота участников Таможенного союза. После устранения таможенного оформления товаров, перемещаемых через общие границы, быстро растет объем приграничной торговли, расширяются кооперационные связи предприятий. По оценкам Российского института народно-хозяйственного прогнозирования РАН макроэкономический эффект от создания Таможенного союза и ЕЭП в рамках ЕврАзЭС составит не менее 5 % прироста ВВП в расчете на пятилетнюю и около 15 % - на десятилетнюю перспективу. Особенно заметным бу-
дет эффект в машиностроении и агропромышленном комплексе. В целом совокупный экономический эффект от создания ЕЭП позволяет поднять темпы экономического роста примерно в полтора раза.
В целом, создание Таможенного союза означает существенное снижение издержек, расширение масштабов производства и повышение
конкурентоспособности объединяющихся в единую таможенную территорию национальных экономик. Единая таможенная территория создает условия для восстановления научно-технического и производственного потенциала многономенклатурных предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев, И.С. Управление внешнеэкономической деятельностью [Текст] / И.С. Алексеев. - М.: ИТК «Дашков и К», 2002.
2. Мансуров, Таир [генер. Секр. ЕврАзЭС] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://thenews.kz
3. Экономическая безопасность России. Общий курс [Текст] / Академия народного хозяйства при
Правительстве РФ. - М.: Дело, 2005.
4. Бабкин, А.В. О причинах мирового финансового кризиса и его последствиях для российской экономики [Текст] / А.В. Бабкин, В.В. Пшеничников, Е.Е. Бичева // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». - 2009. - № 4 (81). -С. 9-17.