АНАЛИЗ ОПЫТА ВЕДУЩИХ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБЩЕЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БИЗНЕС-ИНКУБАТОРА
Айдашев М.С., Бегентаев М.М., Рахимова С.А., Титков А.А., Кунанбаева К.Б.
АЙДАШЕВ Марат Султанбекович - докторант, НАО «Toraighyrov University», Павлодар, Республика Казахстан. E-mail: [email protected]
БЕГЕНТАЕВ Мейрам Мухаметрахимович - доктор экономических наук, ассоциированный профессор (доцент), ректор НАО «Satbayev University», Алматы, Республика Казахстан. E-mail: [email protected]
РАХИМОВА Сауле Абайбековна - кандидат экономических наук, ассоциированный профессор (доцент), профессор кафедры экономики НАО «Toraighyrov University», Павлодар, Республика Казахстан. E-mail: [email protected]
ТИТКОВ Алексей Анатольевич - кандидат экономических наук, ассоциированный профессор (доцент), профессор кафедры экономики НАО «Toraighyrov University», Павлодар, Республика Казахстан. E-mail: [email protected]
КУНАНБАЕВА Кымбат Бакыткереевна - старший преподаватель Департамента отраслевых рынков Факультета экономики и бизнеса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье авторами акцентируется внимание на повышенной роли бизнес-инкубаторов в развитии предпринимательского образования. Проанализированы ведущие бизнес-инкубаторы Казахстана, выделены основные направления их работы, функции бизнес-инкубаторов, выявлены главные системные и частные проблемы. Сформулированы предложения по проектированию общей фундаментальной концепции функционирования регионального бизнес-инкубатора.
Ключевые слова: бизнес-инкубатор, предпринимательство, стартап, вузы, образование.
Для цитирования: Айдашев М.С., Бегентаев М.М., Рахимова С.А., Титков А.А., Кунанбаева К.Б. Анализ опыта ведущих бизнес-инкубаторов Республики Казахстан и предложения по проектированию общей фундаментальной организационно-экономической концепции функционирования регионального бизнес-инкубатора // Экономические системы. 2021. Том 14. № 2 (53). С. 135-145. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-2-135-145.
Введение
Одним из эффективных способов формирования инновационной среды, способствующей социально-экономическому развитию территории, во всем мире является создание бизнес-инкубаторов. Бизнес-инкубаторы как базовые элементы инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства считаются одновременно инструментом социальной, структурной, экономической и инновационной политики.
В Республике Казахстан эта форма организации поддержки малого бизнеса получает все большее распространение. Созданию бизнес-инкубаторов уделяют большое внимание государственные органы, высшие учебные заведения, различные фонды поддержки, самостоятельные организации. В Казахстане наблюдается внедрение опыта западных стран, что позволило сформировать положительный опыт и учесть отрицательный опыт. Для активизации развития бизнес-инкубаторов необходимо переходить к стратегическим программам развития сети бизнес-инкубаторов на строгой концептуальной основе.
Основная часть
В настоящее время в Республике Казахстан функционируют 42 бизнес-инкубатора. Ведущие бизнес-инкубаторы представлены на рис. 1. Дадим их краткую характеристику.
Ведущие бизнес-инкубаторы Республики Казахстан
—► Бизнес-инкубатор «nFactorial», Астана
—► Бизнес-инкубатор «MOST», Алматы
—► Бизнес-инкубатор «СодБи», Шымкент
Бизнес-инкубатор при инновационном кластере Назарбаев Университета «Astana Business Campus»
—► Бизнес-инкубатор Научно-технологического парка при КазНУ им. Аль-Фараби
—► Бизнес-инкубатор университета «Туран»
Рис. 1. Основные ведущие бизнес-инкубаторы Республики Казахстан Источник: составлено авторами.
Бизнес-инкубатор «nFactorial» (Астана). Бизнес-инкубатор «nFactorial» принимает участников на летнюю программу с продуктами на любой стадии (идея, наброски дизайна, прототип, запущенное приложение, готовый бизнес). В 2015-2016 гг. было подготовлено более 200 разработчиков и дизайнеров, запущено более 110 мобильных приложений [1, 2].
Бизнес-инкубатор проводит четырехнедельные курсы изучения основ программирования: CS, Android, iOS, React Native, Unity, Blockchain, AI; основ UI/UX и продвижения приложений в App Store, Google Play.
Обучение строится на базе лекций ведущих профессионалов из Казахстана и Кремниевой долины, участвуют более 15 менторов (Princeton, CMU,Y Combinator, ACM ICPC World Finals).
Бизнес-инкубатор практикует следующие направления:
• начинающий - нулевой опыт в программировании;
• создание iPhone-приложений;
• создание Android-приложений;
• создание мобильных приложений на React Native;
• создание мобильных игр на Unity;
• создание приложений поверх Blockchain;
• создание приложений с помощью AI и машинного обучения [1, 2].
Стоимость бизнес-инкубирования - 360 000 тенге за 12 недель (600 ч) обучения. Гранты бизнес-инкубатором не предусмотрены.
После окончания программы бизнес-инкубирования лучшим участникам предлагается трудоустройство в ведущих компаниях США и Казахстана.
Бизнес-инкубатор «MOST» (Алматы). Бизнес-инкубатор основан в апреле 2011 г. Его деятельность нацелена на поддержку стартапов и предпринимателей, которые стремятся развиваться и двигаться вперед. Бизнес-инкубатор принимает стартапы с готовым MVP, командой и определенным трекшном по клиентской базе. Для стартапов на раннем этапе развития существует программа акселерации.
Основные направления работы бизнес-инкубатора:
- edtech- и fintech-проекты;
- страховые технологии;
- travel;
- machine learning;
- мобильные приложения.
Бизнес-инкубатор предлагает двухмесячное обучение бизнесу через мастер-классы и воркшопы с приглашением успешных предпринимателей и ведущих экспертов, организаций, встреч с менторами, которые дают рекомендации по шагам развития бизнеса.
Дополнительно бизнес-инкубатор предлагает:
• возможность получить инвестиции до 1 500 000 - 1 700 000 тенге от бизнес-инкубатора;
• возможность представить свой проект более 15 инвесторам и бизнес-ангелам;
• более 15 мероприятий по нетворкингу;
• готовность инвестировать до 25 000 долл. США в проект в сфере EdTech.
Стоимость бизнес-инкубирования - 500 000 тенге за шесть недель работы.
Двадцать отобранных команд в конкурсе Startup Weekend проходят программу акселерации бесплатно.
Все участники получают статус «Выпускники бизнес-инкубатора MOST», а лучшим командам предлагаются финансирование, место в co-working и поддержка для дальнейшего развития.
Корпоративный фонд «Бизнес-инкубатор СодБи» (Шымкент). Бизнес-инкубатор работает с апреля 2000 года. Он был создан для содействия молодым и начинающим новаторским проектам [1, 2].
Основные функции бизнес-инкубатора заключаются в поддержке и укреплении новаторских проектов, а также в повышении конкурентоспособности и содействии в адаптации к экономическим условиям.
На сегодняшний день проекты инкубатора охватывают широкий спектр деятельности:
- бизнес-среду;
- агротехнологии;
- туристическое направление;
- широкий спектр других направлений.
Бизнес-инкубатор при инновационном кластере Назарбаев Университета «Astana Business Campus» (Астана).
Для продвижения и воплощения новых прогрессивных идей в Назарбаев Университете создан инновационный кластер «Astana Business Campus». Основная идея - объединить в одном месте зарубежные и казахстанские компании, малый и средний бизнес, венчурные фонды, ученых, бизнесменов, студентов, изобретателей, т. е. всех тех, кто прогрессивно мыслит, и помочь воплотить их мечты в реальность.
Для развития инновационной среды в «Astana Business Campus» работают офис коммерциализации, технопарк, исследовательские центры и бизнес-инкубатор. Бизнес-инкубатор был создан для оказания помощи начинающим специалистам и бизнесменам в поиске бизнес-моделей. Бизнес-инкубатор оказывает всестороннюю поддержку проектам - от создания бизнес-идеи до реализации проекта. Бизнес-инкубатор осуществляет работу по вопросам бизнес-инкубирования инновационных проектов, реализуемых на базе Назарбаев Университета.
Бизнес-инкубатор Научно-технологического парка при КазНУ им. Аль-Фараби (Алматы) основан в 2012 г На данный момент на базе Технопарка функционируют четыре проекта [1, 2].
Основные услуги бизнес-инкубатора:
• поддержка молодых изобретателей и студентов;
• юридические консультации;
• сопровождение;
• грантовое финансирование;
• организация бизнеса;
• бесплатные тренинги.
Бизнес-инкубатор университета «Туран». В октябре 2016 г. университет «Туран» представил свой бизнес-инкубатор, где студенты смогли реализовать собственные бизнес-идеи. Изучение опыта развития казахстанских бизнес-инкубаторов позволяет конкретизировать основные направления их работы, которые отражены на рис. 2.
Основные направления работы казахстанских бизнес-инкубаторов
Поддержка 1Т-проектов
Поддержка бизнеса в области образования и услуг
Туризм
Общий консалтинг
Менторство и акселерация
'М'огк-шопы
Частичное инвестирование, софинансирование
Рис. 2. Основные направления работы казахстанских бизнес-инкубаторов Источник: составлено авторами.
Проведенные исследования позволили выявить ряд системных и частных проблем, присущих бизнес-инкубированию в Республике Казахстан (рис. 3).
Из частных проблем одной из основных является низкий уровень регионального охвата. Региональный охват связан прежде всего с развитием в регионах системы предпринимательства. Для динамичного и эффективного бизнес-инкубирования должна быть разработана региональная концепция развития бизнес-инкубаторов.
Рис. 3. Системные и частные проблемы, присущие бизнес-инкубированию в Республике Казахстан
Источник: составлено авторами.
Цель концепции - создание региональной сети бизнес-инкубаторов, региональное экономическое развитие и укрепление инфраструктуры поддержки предпринимательства путем развития стартап-компаний.
Схематическое структурирование концепции создания регионального бизнес-инкубирования представлено на рис. 4.
Первая задача - усиление координации и взаимодействия всех структур, заинтересованных в развитии бизнес-среды (региональное управление экономикой, университеты, крупные предприятия, фонд «Даму», бизнес-ассоциации, консалтинговые компании, технопарки). Ведущий инструментарий в данном аспекте - определение единой структуры в целях координации всех усилий по развитию предпринимательства.
Рис. 4. Схематическое структурирование концепции создания регионального
бизнес-инкубирования
Источник: составлено авторами.
Вторая задача - создание методологической базы для бизнес-инкубирования. В данном аспекте ведущим инструментарием выступают:
- разработка модели и схемы поэтапного создания бизнес-инкубатора;
- создание web-ресурса для сети бизнес-инкубаторов с включением в контент набора инструментов по созданию, управлению и мониторингу деятельности бизнес-инкубаторов.
Третья задача - расширение существующего законодательного определения бизнес-инкубатора с учетом его миссии и направленности на стартап компании. Главный инструментарий - инициирование возможности пересмотра существующих законодательно-нормативных актов.
Четвертая задача - создание платформы для взаимодействия и обмена информацией между инкубаторами как на региональном, так и на национальном уровне. Инструмент - создание бизнес-инкубаторов на региональном уровне и объединение их в единую сеть путем определения координирующей структуры на региональном и национальном уровнях.
Пятая задача - определение источников финансирования бизнес-инкубаторов. Инструмент - создание мультипликативной финансовой поддержки.
Шестая задача - оценка результатов деятельности созданных бизнес-инкубаторов и сети в целом. Инструмент - разработка индикаторов и методики мониторинга.
Седьмая задача - повышение предпринимательской культуры, подготовка кадров для бизнес-инкубаторов, изучение и внедрение международного опыта. Инструменты:
• организация тренингов, учебных курсов, ознакомительных поездок для изучения международного и отечественного опыта в сфере бизнес-инкубирования;
• выпуск методических и учебных материалов.
В целях инкубирования бизнес-проектов региональный бизнес-инкубатор должен соответствовать следующему ряду критериев:
- расположение вблизи промышленной зоны;
- наличие производственных площадей - не менее 1800-2000 кв. м;
- наличие административных площадей - не менее 900 кв. м;
- оснащение высокотехнологичным универсально-производственным оборудованием многоотраслевого назначения;
- высокопрофессиональный штат сотрудников-консультантов - от 50 до 70 чел.;
- оснащение всеми видами оргтехники;
- наличие подъездных логистических коммуникаций.
- расчетное количество инкубируемых компаний - 50-100 в год.
Основные планируемые производственные мощности регионального бизнес-
инкубатора представлены в табл. 1.
Трудности в построении бизнес-инкубатора заключаются в том, что нелегко собрать весь партнерский пул. Для некоторых из них сотрудничество - это исключительно проект социальной ответственности, а не способ получить дивиденды. Поэтому всем партнерам нужно доказать не только финансовую перспективу, но и выгоду, которую получит регион.
Для того чтобы бизнес-инкубатор начал выводить проекты на рынок, требуется в среднем 2,5-4 года. Даже мощные в мировой практике инкубаторы, которые существуют уже 2-3 года, еще не вывели в свет проекты, которые могли бы потенциально приносить миллионы долларов. У них были проекты, инвестированные вначале, но они еще не вышли на общеизвестный уровень. Поэтому
Таблица 1
Основные планируемые производственные мощности регионального бизнес-инкубатора
Наименование показателя Значение
Наличие производственных площадей не менее, кв. м 1800-2000
Наличие административных площадей, кв. м 900
Высокопрофессиональный штат сотрудников-консультантов, чел. 50-70
Расчетное количество инкубируемых компаний в год 50-100
Сроки бизнес-инкубирования, годы 2,5-4
бизнес-инкубатор - это не «спринтерский забег», а, скорее, «марафонская дистанция», и это нужно хорошо понимать предпринимателям и топ-менеджменту региона.
На основе развития региональных систем бизнес-инкубаторов возникает синергетический эффект - повышается эффективность работы бизнес-инкубаторов, работающих в регионе. Развитие региональной системы бизнес-инкубаторов обуславливает формирование института региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Заключение
Главное, что необходимо понимать авторам стартапов: работать нужно не над проектами, которые просто нравятся, а над теми проектами, которые являются реально востребованными для региона. Первая задача для стартаперов - идти в рабочее поле и общаться с клиентами. Уровень стартапов растет в зависимости от того, насколько они осознают спрос на рынке.
Нужно изменить подход к выводу стартапа на рынок. Многие команды полагают, что достаточно лишь сделать продукт, «забросить» его в мир и ждать миллионных прибылей. Реализовывать проект нужно пошагово, сразу отслеживая обратную связь. Именно такой подход будет способствовать успеху на рынке. Нужно понимать процесс валидации идеи и прислушиваться к своему потенциальному клиенту.
Региональный бизнес-инкубатор должен быть готов сотрудничать со всеми, ведь на региональном рынке фигурирует очень мало компаний. Поэтому все, кто работает в сходном направлении, будут являться партнерами процессов инкубации.
Источники
1. Бизнес-инкубаторы в Республике Казахстан. URL: http://atameken.kz/uploads/ со^еп^1^/Проект%о20Концепции%о20создания%о20региональной0/о20сети0/о20бизнес-инкубаторов%20в%20РК^ (дата обращения: 25.05.2021).
2. Программа развития бизнес-инкубаторов. URL: https://business.gov.kz/ru/startup-business/partnership/business-incubators-development-program.php (дата обращения: 25.05.2021).
3. ШестовА.Г. Вопросы оценки эффективности бизнес-инкубаторов в задачах совмещенного анализа и оценки инновационных структур // Науковедение: интернет-журнал. 2013. № 4. С. 1-11.
4. ВостроваА.П. Развитие малого инновационного бизнеса в России через формирование территориальных бизнес-инкубаторов: дис.... канд. экон. наук. Владимир, 2015.
5. Ниязбекова Ш.У., Буневич К.Г. Анализ социально-экономического развития города Астаны // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. 2017. № 3 (22). С. 24-31. Серия 1: Экономика и управление.
6. Шаркова А.В., Белогруд И.Н., Игнатова О.В. Инновационное развитие: микро-, мезо-и макроуровень. Орел: Научное обозрение, 2014.
7. Елисеева Е.Н., Костыгова Л.А. Инновации как драйвер развития промышленности // Инновационное развитие как фактор конкурентоспособности национальной экономики: коллективная монография; под ред. А.А. Сукиасян. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. С. 48-69.
ANALYSIS OF EXPERIENCE OF LEADING BUSINESS INCUBATORS
OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AND PROPOSALS FOR DESIGNING A GENERAL FUNDAMENTAL ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC CONCEPT OF FUNCTIONING OF A REGIONAL BUSINESS-INCUBATOR
Aydashev M.S., Begentaev M.M., Rakhimova S.A., Titkov A.A., Kunanbaeva K.B.
AYDASHEV Marat Sultanbekovich - doctoral student, NJSC «Toraighyrov University», Pavlodar, Republic of Kazakhstan. E-mail: [email protected]
BEGENTAEV Meiram Muhametrahimovich - doctor of economic sciences, associate professor (associate professor), rector of the NJSC «Satbayev University», Almaty, Republic of Kazakhstan. E-mail: [email protected]
RAKHIMOVA Saule Abajbekovna - Ph.D. in economic sciences, associate professor (associate professor), professor of the Department of Economics, NJSC «Toraighyrov University», Pavlodar, Republic of Kazakhstan. E-mail: [email protected]
TITKOV Alexey Anatol'evich - Ph.D. in economic sciences, associate professor (associate professor), professor of the Department of economics, NJSC «Toraighyrov University», Pavlodar, Republic of Kazakhstan. E-mail: [email protected]
KUNANBAEVA Kymbat Bakytkereevna - Senior Lecturer, Department of Industrial Markets, Faculty of Economics and Business, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. In this article, the authors focus on the fact that business incubators play an important role in the development of entrepreneurial education. The article analyzes the leading business incubators of Kazakhstan, highlights the main areas of their work, the functions of business incubators, identifies
the main systemic and frequent problems. The article formulates proposals for the design of a general fundamental concept of the functioning of a regional business incubator.
Keywords: business incubator, entrepreneurship, start-up, universities, education.
For citation: Aydashev M.S., Begentaev M.M., Rakhimova S.A., Titkov A.A., Kunanbaeva K.B. Analysis of experience of leading business incubators of the Republic of Kazakhstan and proposals for designing a general fundamental organizational and economic concept of functioning of a regional business-incubator. Economic Systems. 2021. Vol. 14. No. 2 (53). P. 135-145. DOI 10.29030/23092076-2021-14-2-135-145.
References
1. Business incubators in the Republic of Kazakhstan. URL: http://atameken.kz/uploads/content/ files/Project%20conceptions%20creation%20region%20network%20business incubators%20b%20 RK. pdf (accessed: 25.05.2021).
2. Business incubator development program. URL: https://business.gov.kz/ru/startup-business/ partnership/business-incubators-development-program.php (accessed: 25.05.2021).
3. Shestov A.G. Questions of evaluating the effectiveness of business incubators in the tasks of combined analysis and evaluation of innovative structures. Naukovedenie: Internet-zhurnal. 2013. No. 4. P. 1-11.
4. Vostrova A.P. Development of small innovative business in Russia through the formation of territorial business incubators: dis.... candidate of economic sciences. Vladimir, 2015.
5. Niyazbekova Sh.U., Bunevich K.G. Analysis of the socio-economic development of the city of Astana. Bulletin of the Witte Moscow State University. 2017. No. 3 (22). P. 24-31. Series 1: Economics and Management.
6. Sharkova A.V., Belogrud I.N., Ignatova O.V. Innovative development: micro-, meso-and macrolevel. Orel: Scientific Review, 2014.
7. Eliseeva E.N., Kostygova L.A. Innovations as a driver of industrial development. Innovative development as a factor of competitiveness of the national economy: a collective monograph; ed. by A.A. Sukiasyan. Ufa: OMEGA SCIENCES, 2018. P. 48-69.