культурное наследие
УДК 304.444 ББК 79.1
А.и. Эайцева, О.А. Брель, Ф.Ю. Кайзер
анализ опыта сохранения и редевелопмента объектов индустриального наследия
Целью данного исследования является изучение передового отечественного и зарубежного опыта сохранения и повторного использования объектов индустриального наследия, утративших своего первоначальное значение. Актуальность темы исследования определяется необходимостью сохранить уникальные и ценные промышленные объекты как носители определенной историко-технологической эпохи. В работе отмечаются основные критерии, которым должен отвечать объект индустриального наследия. Приведены результаты исторического обзора зарождения движения за сохранение индустриального наследия, а также реальные примеры реконструкции бывших промышленных территорий, показаны возможности создания на их базе культурно-туристических кластеров и центров развития промышленного туризма. Представленные выводы позволяют судить о широком масштабе деятельности по сохранению и редевелопменту объектов индустриального наследия в России и мире.
Ключевые слова:
наследие, промышленный туризм, редевелопмент, реновация, сохранение, туризм.
Зайцева А.И., Брель О.А., Кайзер Ф.Ю. Анализ опыта сохранения и редевелопмента объектов индустриального наследия // Общество. Среда. Развитие. - 2018, № 4. - С. 77-82.
© Зайцева Анна Игоревна - кандидат экономических наук, доцент, Кемеровский государственный университет, Кемерово; e-mail: lit-ani@mail.ru
© Брель Ольга Александровна - доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой геологии и географии, Кемеровский государственный университет, Кемерово; e-mail: brel_o_a@mail.ru © Кайзер Филипп Юрьевич - аспирант, ассистент, Кемеровский государственный университет, Кемерово; e-mail: filipp.kaizer@ yandex.ru
Экономическая целесообразность и международное разделение труда приводят к тому, что центрами современного промышленного производства активно становятся новые индустриальные страны. В такой ситуации многие города с индустриальным прошлым сталкиваются с проблемой реорганизации территорий, остающихся после закрытия производственно-коммунальных объектов. В быстро меняющихся экономических условиях бывшие территории фабрик, заводов, верфей, электростанций превращаются из факторов развития регионов в негативный фактор, ухудшающий социально-экономический климат не только района, в котором находится производственно-коммунальный объект, но и соседних районов, а иногда и всего города в целом.
Изучение и сохранение индустриального наследия - новая область в сфере охра-
ны историко-культурного наследия. В развитых индустриальных странах процесс перехода в постиндустриальную эпоху начался в 70-80-е годы ХХ века, когда большое количество промышленных предприятий, заводов, фабрик останавливали свое производство, и вставал вопрос: как сохранить и использовать это наследие.
На сегодняшний день в мире накоплен значительный опыт по реорганизации промышленно-коммунальных зон и созданию на их территории индустриальных, культурных и туристских центров и кластеров.
материалы и методы
В общем виде индустриальное наследие, являясь частью материального культурного наследия, определяется как совокупность § строений и артефактов, произведенных об- со ществом с использованием труда, считаю- »о
о
3
ю О
щихся достаточно важными для передачи их будущим поколениям и, следовательно, нуждающихся в сохранении [14].
В документах Международного комитета по сохранению индустриального наследия (TICCIH) отмечается, что индустриальное наследие состоит из материальных объектов индустриальной и технической культуры, созданных для производства, а не с целью обладания исторической, технологической, социальной, архитектурной и научной ценностью. Объекты индустриального наследия преимущественно функциональны, они создавались для обеспечения максимальной производительности труда. Не так значим их возраст, как концепции, технологии и материалы, использованные при их строительстве [8].
В целом же в современной зарубежной и отечественной литературе отсутствует единое мнение относительно подходов к классификации и критериям отнесения промышленных объектов к индустриальному наследию. Так, например, согласно методике Испанского исторического института наследия, объект может быть отнесен к индустриальному наследию в том случае, если он соответствует следующим параметрам:
а) ценность объекта, его уникальность, аутентичность, физическая целостность;
б) историческая, социальная, технологическая, художественная, архитектурная, территориальная значимость;
в) возможность полной реконструкции, уровень сохранности, жизнеспособность и социальная значимость, правовая ситуация.
Критерии классификации объектов индустриального наследия, а также возможности реструктуризации экономики старопромышленных регионов за счет их перепрофилирования в научно-инновационные, культурные или туристические кластеры обсуждаются в работах M. Falser [9], P. Kitay [11], X.H. Hu, R. Hassink [10], N. Marot, J. Harfst [13], Otgaar A. [14], В.В. Запарий [3], Ю. Г. Тютюнника [6] и других авторов.
Анализ работ позволяет отметить, что главным критерием индустриального наследия является, прежде всего, документальное доказательство его экстраординарности в человеческой истории. Объект начинают относить к индустриальному наследию, как только он перестает использоваться по назначению, его технологии и оборудование устаревают.
Кроме того, одна из характерных черт индустриального наследия состоит в том,
что эти остатки не только не уникальны, а зачастую повторяемы, поскольку оборудование в основном производилось массово, а здания строились по единым принципам. Поэтому объекты для сохранения в качестве представителей индустриального наследия должны выбираться по принципу наибольшей репрезентативности для будущих поколений.
Оценка имеющихся подходов классификации объектов индустриального наследия и выделения критериев отнесения их к таковым позволяет авторам сформулировать главные, на их взгляд, параметры, определяющие их ценность, а именно:
1) техника и технологии, изобретенные человеком;
2) социальная ценность, включающая в себя условия работы и образ жизни представителей той или иной промышленной профессии, связь с местными сообществами и оздоровление социального климата территорий, на которых расположены объекты индустриального наследия;
3) экологическая ценность, т.е. то изменение среды, которое происходило в процессе функционирования объекта индустриального наследия.
По мнению авторов, главными показателями эффективности проектов по реновации объектов индустриального наследия в объекты туристского интереса должны стать их экологическая чистота, т.е. отсутствие риска для окружающей среды, коммерческая привлекательность объекта для его создателей и социальная значимость объекта как части жизненного пространства местных жителей. Кроме того, необходимо учитывать будущую культурно-эстетическую ценность объекта, его многофункциональность, интерактивность, «атмосферность», возможность проведения культурно-массовых мероприятий и другие критерии.
Движение за сохранение индустриального наследия впервые появилось в Англии в начале 1960-х гг., когда стали спонтанно возникать местные группы энтузиастов, боровшиеся за спасение памятников индустрии, которым угрожал возрастающий в послевоенные годы процесс реконструкции.
В 1970-е годы в контексте публичных дебатов в сфере градостроительства в общественном сознании зарождается мысль о значимости бывших промышленных зданий. 1970-80-е годы стали периодом возрастающего осознания ценности индустриального наследия по всей Европе. Все чаще стала звучать идея о повторном
использовании промышленных объектов как наиболее приемлемом способе их сохранения.
В то же время отдельные авторы отмечают, что повторное использование зданий и сохранение уникальных элементов производственного процесса - один из наиболее спорных вопросов в оценке и сохранении индустриального наследия. С начала 1990-х годов он исследуется ученными, обсуждается органами охраны культурного наследия, политиками и архитекторами, является предметом для обсуждения на многих семинарах и конференциях.
Западные страны уже давно предпринимают разнообразные меры по сохранению и перепрофилированию индустриального наследия. Основной формой такого перепрофилирования стал промышленный туризм, под которым понимаются поездки на действующее и недействующее производство с целью исследования территории индустриального объекта, изучения технологии создания той или иной продукции, ознакомления с историей промышленных предприятий.
Основоположниками промышленного туризма считаются американские компании: еще в 1866 г. впервые открыл свои двери для туристов завод по производству виски Jack Daniel's. С тех пор в США вряд ли остались компании, которые не пускают к себе экскурсантов, т.к. это может навредить их репутации.
Туризм - это наиболее очевидный и традиционный способ капитализации объектов индустриального наследия и обеспечения возврата инвестиций в реконструкцию и содержание памятников.
Рынок промышленного туризма начал формироваться с середины ХХ в., а реальный прирост этого сегмента в развитых странах мира стал ощущаться и того позже - только к началу 90-х гг.
В начале XXI века исторические промышленные территории стали включать в Список всемирного наследия ЮНЕСКО: серебряный рудник Ивами Гиндзан (г. Ода, Япония), фабрика по производству шелка (г. Томиока, Япония), деревоперерабатыва-ющая фабрика Верла (Финляндия), угольные шахты Валлонии (Бельгия), обувная фабрика «Фагус» (г. Альфельд, Германия), радиостанция «Гриметон» (г. Варберг, Швеция) и другие объекты. Этот момент можно определить как «символическую кульминацию эволюции вопроса о реде-велопменте промышленного прошлого, начиная с ранних этапов индустриальной археологии, движения энтузиастов в этой
дисциплине, заканчивая общей атмосферой признания наследия» [9].
Исследователи, занимающиеся вопросами сохранения индустриального наследия, выделяют два направления его развития:
1. Промышленно-исторический туризм, основанный на посещении объектов, не функционирующих по своему прямому назначению. В таком случае объектом интереса выступают музеефицированные комплексы бывших производств;
2. Собственно промышленный туризм, включающий экскурсии на действующие производства.
Для того чтобы увидеть, как могут развиваться исторические ценности индустриального прошлого, как в процессе изменений может быть сохранена атмосфера места и стать главным ресурсом территории, а также, какие существуют способы повторного успешного использования индустриального наследия, авторы данной статьи обратились к опыту и передовой практике разных городов мира.
Ярким примером целенаправленной политики по сохранению промышленного наследия является опыт Германии. Угольная шахта «Цольферайн», расположенная в пригороде Эссена, является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1930-х гг. она удостоилась звания «красивейшей шахты мира», а в 1981 г. на базе этой шахты был создан Индустриальный музей Вестфалии. На территории музея организуются экскурсии, проводятся концерты, спектакли, выступления, кинопоказы, устраиваются выставки и т.п. Такой подход дал возможность Рурскому региону, в котором находится эта знаменитая шахта, за несколько десятилетий превратиться из умирающего горнодобывающего района в регион с новыми перспективами экономической и культурной жизни [7].
Подобным примером служит реализация проекта реновации Руммельсбургской бухты в Германии, на территории которой в восточной части Берлина были сконцентрированы промышленные гиганты и опустевшие кварталы на площади 130 га. Специалистами было подсчитано, что общая стоимость по разрушению руин, обеспечению безопасности и очистке территории от мусора вместе со стоимостью нового строительства будет примерно равна затратам на восстановление и приспособление к новым условиям старых зданий.
В середине ХХ в. в Великобритании зародилось общественное движение против сноса фабрично-заводских зданий, в рам-
3
ю О
80
CL
CD Ci CD Œ
О
3
\o О
ках которого при поддержке ученых приводились в порядок заброшенные фабричные цеха, заключались союзы с собственниками земли и промышленными компаниями по вопросам финансирования проектов сохранения индустриального наследия. Благодаря своевременным действиям уникальные объекты того периода удалось сохранить в горных музеях Англии, Шотландии, Ирландии, Уэльса [4].
Во Франции действует более 50 горных музеев, которые находятся в муниципальной собственности или управляются региональными ассоциациями бывших горняков. 38 горнодобывающих объектов отнесены к сохраняемым историческим памятникам.
На территории четырех европейских стран - Германии, Италии, Польши и Словении - реализуется совместный проект «Второй шанс» (Second chance), девизом которого является: «От индустриального прошлого к креативному будущему» («From Industrial Use to Creative Impulse») [1].
Значительный опыт музейного экспонирования промышленного наследия накоплен в США: угольный музей-шахта в штате Иллинойс, музей угледобычи штата Кентукки, исторические и угольный музей штата Айова и др.
Свои проекты по сохранению и реде-велопменту промышленных территорий американцы называют «коридорами наследия». Еще в 1974 г. Конгресс США утвердил решение Национальной службы парков о создании первого американского промышленного парка в г. Лоуэлл (штат Массачусетс). На реализацию проекта ушло 20 лет. В итоге все старые здания текстильного центра штата были восстановлены. Часть сооружений отдана под офисы, другая - под музей текстильной промышленности и образовательный центр промышленной истории.
Все эти предприятия на начальном этапе реструктуризации столкнулись с рядом экономических, социальных, технических и экологических проблем. Оказавшись закрытыми и заброшенными, они стали негативно влиять на развитие прилегающих территорий, нарушая транспортно-пеше-ходные связи, экологическую и эстетическую составляющую города.
Примеры трансформации экономики старопромышленных регионов
Таблица 1
индустриальный регион Первоначальная промышленная специализация Глобальные тенденции Новая специализация региона
Манчестер Тяжелая промышленность Культурная жизнь / мировая поп культура Культурный сектор
Рурский регион Тяжелая промышленность Мировой туризм, экономика опыта Индустриальная культура и туризм
Северный Па-де-Кале Текстильная промышленность Потребление и комфорт Заказ товаров по почте
Эмилия Романья Текстильная промышленность Высокие технологии Индустрия моды
Ютланд Мебельное производство Качество и стиль жизни Дизайн модной мебели
Анализируя опыт реструктуризации экономики в старопромышленных регионах, Koutsky, О. §1аЛ, Т. Вог^а [12] приводят положительные примеры такой трансформации (табл. 1).
По мнению указанных авторов, старопромышленные регионы являются одними из главных «неудачников», пострадавших от усиления тенденций мировой глобализации. В то же время примеры отдельных регионов показывают, что их промышленное прошлое не является непреодолимым препятствием для новых траекторий развития [12].
Достаточно большое число проектов по сохранению индустриального наследия реализовано и в России. Большой опыт по редевелопменту и музеефикации индустриального наследия накоплен в уральском регионе.
Так, в г. Нижний Тагил Свердловской области с конца 1990-х годов действует один из старейших музеев страны, хранитель прошлого «железной столицы России» -музей-заповедник «Горнозаводской Урал». Музей-заповедникзанимается презентацией всех аспектов горнозаводской цивилизации, раскрывая феномен мощной металлургической империи, созданной Демидовыми в XVIII-XIX вв., переродившейся в советский период и адаптированной к современному экономическому пространству. На территории завода расположены девять музеев, сохранились крупные памятники индустриальной культуры с XVIII века до середины XX века, а также более 300 единиц машин и механизмов. Завод представляет собой производство «переходного периода», так как сочетает в себе технологии XX века и элементы действующего завода. В качестве памятников индустриальной
культуры остались здания механического, мартеновского, прокатного цехов, электростанции, заводоуправления, металлического ларя, двух доменных печей.
Примером работы по сохранению индустриального наследия металлургической промышленности можно считать г. Выксу Нижегородской области. Уже подготовлена концепция реновации исторического центра Выксы с указанием границ историко-культурного комплекса, определено местоположение основных объектов индустриального и культурного наследия, составлен план благоустройства территории.
По оценкам исследователей, уникальность территории Выксунского района определяется тем, что здесь материально представлены все этапы развития российской металлургии: доменное производство, вагранки, мартеновское производство, современное электроплавильное производство. На территории г. Выксы сохранились памятники индустриального наследия: комплекс действующих зданий Верхне-Выксунского металлургического завода, усадебный дом основателей Вык-сунских железоделательных заводов братьев Баташевых с парком, конторой, гостиницей и церковью, историческая жилая застройка на прилегающей территории; сохранился и исторический ландшафт -пруд, дамба и т.д.
Довольно успешно решаются вопросы музеефикации индустриального наследия, в частности горно-угольного, в Кемеровской области. Экспозиции, представляющие угольные богатства недр Кузбасса, с разной степенью глубины и информативности представлены в музее-заповеднике «Красная горка» (г. Кемерово), краеведческих музеях и на некоторых угольных предприятиях городов области, в Музее угля при Институте угля Сибирского отделения РАН. В рамках создаваемого в Кемеровской области туристского кластера значительный интерес уделяется возможностям повторного использования огромных территорий бывших промышленных объектов региона - в первую очередь угольных шахт и разрезов [2]. Отдельного внимания требует решение земельно-экологических проблем Кузбасса, а также вопросы эффективного и рационального использования территорий в аспекте их устойчивого развития [5].
Второе направление сохранения и использования индустриального наследия -собственно промышленный туризм, включающий посещение действующих произ-
водств, - в западных странах также активно развивается. Объектами туристского интереса являются приливная электростанция «Ля Ранс» во Франции, завод BMW в Германии, шоколадная фабрика Cadbury в Великобритании, завод Swarovski Krystallwelten в Австрии и множество других объектов.
В России экскурсии на действующие предприятия пока готовы организовывать немногие. Основная причина - наличие ряда ограничений, связанных с режимом функционирования промышленных предприятий.
Но уже сейчас отдельные туристические агентства, главным образом расположенные в центральной России и на Урале, предлагают индивидуальные и групповые экскурсии на действующие промышленные предприятия: московская фабрика «Рот Фронт», Московский булочно-конди-терский комбинат «Коломенское», фабрика детских игрушек «Елочка» в г. Клин, заводы «Coca-Cola» и «Heineken», Челябинский трубопрокатный завод, Первоуральский новотрубный завод.
Все специалисты едины во мнении, что промышленный туризм - это важный инструмент маркетинга территории, направленный на продвижение ее интересов для привлечения инвесторов и туристов. Принимая у себя туристов, производители должны понимать, что промышленный туризм - это одновременно и продвижение их конечной продукции, создание новых рабочих мест, деятельность по профориентации и привлечение будущих сотрудников, а также дополнительный доход, который при определенных усилиях может стать постоянным.
Однако необходимо помнить, что для сохранения индустриального наследия и развития промышленного туризма потребуются значительные капитальные вложения, включающие не только затраты на реконструкцию самого предприятия и всей его внутренней инфраструктуры под туристический объект, но и затраты на организацию мест для проживания, питания, досуга и т.п.
Результаты и выводы
Анализ опыта сохранения и редевелоп-мента территорий бывших заводов и фабрик позволил сделать следующие выводы:
1. География реализации подобных проектов обширна: реорганизацией бывших промышленных территорий охвачены практически все страны западной и восточной Европы, отдельные регионы США, Канады, Китая;
2. Начало работы данных объектов в Таким образом, анализ зарубежного и новом качестве приходится в большин- отечественного опыта позволил авторам стве своем на первую половину 2000-х сделать вывод о том, что многие промыш-годов; ленные города и регионы сталкиваются
3. Большинство проектов имеет выгод- с необходимостью сохранения и испольное транспортно-географическое поло- зования индустриального наследия как с жение по отношению к границам других точки зрения реорганизации территорий, государств, главным транспортным магис- остающихся после закрытия производс-тралям и центрам городов; твенно-коммунальных объектов, так и ис-
4. Значительная часть проектов реа- пользования действующих предприятий лизуется с участием местных сообществ и как объектов промышленного туризма. В частных компаний; такой ситуации именно промышленный
5. Реализация проектов осуществляет- туризм становится наиболее очевидным и ся при софинансировании Европейского эффективным способом сохранения и ре-фонда регионального развития; девелопмента индустриального наследия.
6. Большая площадь первоначального Преимуществом промышленного туризма объекта, от 15 до 100% которой подверг- в данном случае является его возможность лась преобразованию; обеспечения связи объектов наследия и
7. Значительные общие затраты на ре- человека за счет непосредственной де-организацию территории. монстрации качеств объектов.
Список литературы:
[1] «Второй шанс» («Secondchance»). - Интернет-ресурс. Режим доступа: http:// http://www. secondchanceproject.eu.
[2] Зайцева А.И. Концепция формирования кластерной политики и создания туристско-рекреацион-ного кластера в Кемеровской области // Туризм: экономика и право. - 2015, № 2. - С. 20-24.
[3] Запарий В.В. К вопросу об индустриальном наследии и его сохранении // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2012, № 3 (104). -С. 185-195.
[4] Попов В. Н., Рожков А.А., Грунь В.Д., Черни А.В. К вопросу о сохранении промышленного наследия углепромышленных регионов // Уголь. - 2008, № 3. - С. 85-90.
[5] Соловицкий А.Н., Брель О.А., Зайцева А.И., Кайзер Ф.Ю. Земельно-экологические проблемы развития минеральных ресурсов Кузбасса // E3S Web of Conferences. - 2018. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http:// https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/abs/2018/16/e3sconf_iims2018_02028/ e3sconf_iims2018_02028.html.
[6] Тютюнник Ю.Г. Объекты индустриальной культуры и ландшафт. - К.: Издательско-печатный комплекс Университета «Украина», 2007. - 152 с.
[7] Copic S., Bordevic A., Lukic T., Stojanovic V., Bukicin S., Besermenji S., Stamenkovic Ig., Tumaric A. Transformation of Industrial Heritage - an Example of Tourism Industry Development in the Ruhr Area (Germany) // Geographica Pannonica. Volume 18. - 2014, Issue 2 (June). - P. 43-50.
[8] Duet J. Industrial Heritage Re-tooled: The TICCIH guide to Industrial Heritage Conservation. - New York, NY: Routledge, 2016.
[9] Falser M. Industrial Heritage analysis. Global strategy studies. - UNESCO World Heritage center, 2001. -205 p.
[10] Hu X.H., Hassink R. Explaining differences in the adaptability of old industrial areas // Routledge Handbook of Politics &Technology / Ulrich H. (ed.). - New York: Routledge, in press, 2015. - P. 162-172.
[11] Kitay P. Industrial heritage conservation as resistance: environmental history and post-industrial landscapes. Capstone seminar series. Vol. 4. - 2014, № 1.
[12] Koutsky J., Slach O., Boruta T. Restructuring Economies of Old Industrial Regions - Local Tradition, Global Trends // In The Scale of Globalization. Think Globally, Act Locally, Change Individually in the 21st Century. - Ostrava: University of Ostrava, 2011. - P. 166-173.
[13] Marot N., Harfst J. Post-mining potentials and redevelopment of former mining regions in Central Europe -Case studies from Germany and Slovenia // Acta geographica Slovenica. V. 52. - 2012, № 1. - P. 99-119.
[14] Otgaar A. Industrial Tourism. Where the Public meets Private. - Rotterdam: Erasmus univ., 2010. - 260 p.
О
3
\o О