DOI 10.26425/1816-4277-2018-6-165-170
АНАЛИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ АКАДЕМИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СПОРТИВНЫХ АКАДЕМИЙ В РОССИИ
Аннотация. Рассмотрен опыт организации молодежных академий в футбольных и хоккейных клубах Европы. Затронуты четыре ключевых направления, позволяющие усилить эффективность деятельности спортивных клубов: идеология и цели, инфраструктура, организационные вопросы, обучение игроков и взаимодействие с родителями. В качестве источника статистических данных выступает доклад по молодежным академиям в Европе, выпущенный Европейской ассоциацией клубов. Изучение международного опыта может быть полезно для спортивных менеджеров, занимающихся управлением профессиональных клубов, спортивных федераций, профессиональных лиг и развитием молодежных спортивных академий в России. Ключевые слова: молодежная спортивная академия, спортивный менеджмент, футбол, хоккей, профессиональный спорт, спортивный клуб, подготовка спортсменов.
WORK EXPERIENCE ANALYSIS OF INTERNATIONAL PROFESSIONAL SPORTS ACADEMIES FOR EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF CREATION AND DEVELOPMENT SPORTS ACADEMIES PROJECTS IN RUSSIA
Abstract. The article provides an overview of youth academies organization practice in football and hockey clubs in Europe. It involves four key directions which permit to enhance operation efficiency of sports clubs: ideology and goals; infrastructure; organization; player s training and interaction with parents. Report on youth academies in Europe by European club association is used as a source of statistics. The international practice study can help sport managers to develop youth sport academies in Russia.
Keywords: youth sport academy, sports management, football, hockey, professional sports, sport club, athletic training.
В «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» одной из основных проблем названо «отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд страны» [1, раздел II]. Решению этой проблемы могут помочь молодежные академии. На текущий момент в России проекты создания молодежных академий (в полном понимании этого слова) успешно реализуются в составе профессиональных футбольных и хоккейных клубов. В статье подробно рассмотрим основные вопросы функционирования таких академий.
Изучая международный опыт, более подробно хочется остановиться на примере европейских футбольных академий и отметить важную, на наш взгляд, статистику, которая отображена в специальном докладе по молодежным академиям в Европе (Report on youth academies in Europe, далее - доклад EKA). В этом документе проанализирован опыт ведущих футбольных молодежных европейских академий 96 клубов из 41 страны. Исследование проведено по четырем направлениям:
- идеология и цели академий;
- инфраструктура академий;
- организационные вопросы;
- обучение игроков и взаимодействие с их родителями.
© Колесов И.В., 2018
УДК 796.075.6.065.4 JEL Z29
Колесов Игорь Витальевич
канд. пед. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», РОФ СРДВС Академия спорта «Лидер», г. Москва
e-mail: lider. [email protected]
Kolesov Igor
Candidate of Pedagogic Sciences, State University of Management, Academy of sports «Leader», Moscow
e-mail: lider. [email protected]
1. Идеология и цели академий.
Развитие любого профессионального спортивного клуба и тем более клуба с большой историей — это глобальный долгосрочный проект, в основе которого, на наш взгляд, должна лежать история клуба и его победы, а также звезды, которые эти победы одерживали.
Кроме того, было бы неразумно воспринимать профессиональный спортивный клуб как обособленную структуру. Мы полагаем, что такая точка зрения служит причиной неэффективности его функционирования. Клуб - это многоступенчатая пирамида по подготовке профессиональных спортсменов, где профессиональная команда является лишь верхней ступенькой, которая должна прочно опираться на нижние. В середине такой пирамиды находится молодежная профессиональная академия, которая служит источником талантов для основной команды, а в основе этой пирамиды расположен массовый спорт (взаимодействие с другими спортивными и образовательными школами, муниципальными учреждениями, подростковыми клубами и пр.), который является «поставщиком» талантливых детей для академии.
Чтобы управление развитием профессионального клуба было эффективным и результативным, необходима разработка долгосрочной программы, которая должна включать в себя работу по трем вышеуказанным направлениям (ступенькам пирамиды), а также решение комплекса взаимосвязанных задач, которые мы отразили в содержании методики. Полагаем, что наличие этой программы развития и ее эффективная реализация позволит через 5-10 лет достичь следующих целей (имеющих прямой и косвенный экономический эффект):
- воспитать профессиональных спортсменов для основного состава клуба;
- получать доход от продажи игроков академии другим профессиональным клубам;
- реализовать маркетинговые задачи клуба, в том числе, программу продажи билетов и клубной атрибутики;
- воспитать будущих тренеров и менеджеров для академии и в целом для профессиональной команды;
- воспитать лояльных к клубу болельщиков на долгосрочную перспективу.
- Задача всех академий при футбольных клубах одна и та же - воспитать игрока для основной команды, а цель государственных школ - юношеские сборные. У каждой академии есть свой стиль, концепция и методика [3].
Ключевые факторы успеха - это философия, идеология и миссия клуба. Воспитание талантов и будущих игроков должно быть главной составляющей деятельности клуба. В каждом клубе есть свои собственные традиции, основанные на истории, достижениях и победах. И если объективно не существует единого правила успеха, то дальнейший анализ практических примеров ясно показывает: наиболее успешными молодежными академиями являются те, которые работают в рамках своей идеологии, что дает возможность достижения своих целей. И это не связано с размером клуба, это вопрос духа и веры (убеждений). Пристальное внимание к психоэмоциональному состоянию воспитанников и наличие корпоративных ценностей и отличают академии от детско-юношеских спортивных школ. Кроме того, в клубе должен быть разработан корпоративный стиль одежды и формы для основного состава, игроков академии, менеджмента и тренерского состава, а также существовать кодекс чести как для игроков академии, так и для сотрудников клуба.
Успех такого комплексного подхода к воспитанию спортсменов зависит от беспрерывности его воздействия, где бы ни находился спортсмен во время активного отдыха, в процессе учебно-тренировочных занятий или в соревновательной обстановке. Немаловажно и то, насколько профессионально организована эта работа всеми категориями лиц, ответственных за подготовку спортсменов к соревнованиям (тренеры, врачи, массажисты, повара и т. п.). И здесь особо следует подчеркнуть: вся воспитательная работа должна проводиться с учетом особенностей каждого спортсмена, но только в коллективе и через коллектив [2].
Статистика исследования по данному направлению из доклада EKA следующая:
- более 75 % академий имеют четко сформулированную идеологию молодежного развития, основанную в большинстве своем на общей концепции развития клуба;
- 50 % клубов определили основной целью молодежной академии «создание экономической добавленной стоимости», а 60 % клубов решили, что молодежная академия - это источник дохода в большей степени, чем расходная статью бюджета;
- цель развития молодежной академии для большинства клубов - это воспитание игроков для профессионального футбола, в особенности для своей команды;
- 50 % клубов работают с так называемыми satellite clubs (в большинстве своем это любительские клубы) [5].
Как видно из примеров, для достижения результатов и реализации поставленных задач профессиональному клубу необходимо реализовывать программу развития академии, основываясь на идеологической базе, которая закладывается именно в детском возрасте.
2. Современная инфраструктура академий.
Рассмотрим два примера: инфраструктуру футбольной и хоккейной академий. Доклад ЕКА по направлению «инфраструктура» говорит о следующем: 75 % футбольных клубов пользуются совмещенной тренировочной базой (для молодежной академии и основной команды) [5]. Во многих клубах существует практика совместного размещения основного состава и молодежной академии, так как молодежь должна вдохновляться, ежедневно наблюдая с близкого расстояния основную команду. Однако должно существовать и определенное разделение этих групп, чтобы жизнедеятельность каждой из них учитывала их особенности.
Вот пример инфраструктуры футбольной академии:
- интернат (гостиница, столовая, пресс-центр, медицинский и восстановительный центр, классы для занятий, класс для видеопросмотра);
- футбольные поля с естественным газоном (2-4 поля);
- футбольные поля с искусственным газоном (1-2 поля);
- тренажерный зал и спортивные залы;
- манеж (1-2 поля);
- футбольный городок;
- раздевалочный комплекс;
- общеобразовательная школа;
- обслуживающие здания (котельная, прачечная и др.).
С точки зрения организации всей системы работы, деятельность по развитию хоккейных академий профессиональных клубов в России, на наш взгляд, должна базироваться на международном опыте развития и функционирования футбольных академий. Это обусловлено тем, что в структуре практически каждого хоккейного клуба в нашей стране имеется как профессиональная и молодежная команды, так и детская хоккейная школа по аналогии с футбольной индустрией.
Вот пример инфраструктуры хоккейной академии:
- интернат (гостиница, столовая, пресс-центр, медицинский и восстановительный центр);
- хоккейная площадка (2 поля) ;
- хоккейная площадка (30^15 м);
- тренажерный зал, игровые залы и залы для аэробной нагрузки;
- классы для теоретических занятий и видеопросмотра;
- городок (бросковая работа и владение клюшкой, отработка техники катания);
- общеобразовательная школа;
- обслуживающие здания (котельная, прачечная и др.).
Как видно из примеров, фундаментальным требованием для успешной подготовки спортсменов является наличие современной инфраструктуры академии, которая включает интернат, гостиницы, медицинский и восстановительный центр. Также желательно наличие на территории академии общеобразовательной школы для проведения занятий [4].
3. Организационные вопросы.
Одна из основных задача академии - организация оптимального перехода молодого игрока в основной состав, поэтому чаще всего директор молодежной академии одновременно входит в состав руководящего органа клуба. Конкуренция с другими клубами в части поиска талантов представляет наибольшую проблему, но окончательный результат всегда оценивается с точки зрения качества, а не количества игроков. Именно поэтому, выстраивая в рамках профессионального клуба скаутскую службу, в большинстве случаев директор академии должен ее возглавлять или же координировать. Как следствие, это дает возможность грамотно и рационально выстраивать селекционную политику клуба.
Немаловажным фактором является также взаимодействие между директором молодежной академии и тренерским составом, равно как и взаимодействие внутри тренерского персонала. Для гармоничного развития таланта игрока на всех ступенях важно понимать и правильно определять содержание программы тренировок.
В связи с этим директор молодежной академии всегда должен быть в курсе всего происходящего, регулярно повышать квалификацию тренеров, а не только выполнять чисто административные функции. Стоит отметить, что академия не только готовит игроков для основной команды, но и является кузницей кадров для тренерского состава основной команды и менеджмента всего клуба.
Приведем анализ статистики по направлению «организационные вопросы» из доклада ЕКА:
- в 50 % клубов молодежная академия представлена в руководящем органе клуба;
- в 66 % клубов молодежная академия представлена в специальном комитете в лице директора молодежной академии;
- в 40 % клубов главный тренер является членом специального комитета;
- в 66 % клубов вопрос о перемещениях игроков академии решается специальным комитетом;
- 80 % клубов считают, что менеджер клуба / главный тренер и директор молодежной академии являются наиболее значимыми членами специального комитета и ответственны за перемещения игроков [5].
4. Обучение игроков и взаимодействие с их родителями.
Принцип, лежащий в основе обучения игроков, состоит в сочетании спортивной и общеобразовательной подготовки для гармоничного развития спортсмена. Определяющими характеристиками являются его личность и сила духа. Существенными показателями для большинства клубов в настоящее время является фокус на образовании, школьных результатах и дисциплине игроков.
Успешная молодежная академия начинается с поиска талантов как среди спортсменов раннего возраста, так и в процессе их развития, для проведения которого требуется хорошо организованный департамент скаутинга (специальный комитет). На данном комитете лежит большая ответственность по выявлению таланта ранее, чем это сделают другие клубы. Комитет должен тесно взаимодействовать с техническим комитетом клуба для того, чтобы знать точные параметры для поиска игроков, при этом не забывая сотрудничать с подразделениями академии, выполняющими иные функции (воспитательную, социальную и психологическую). Именно поэтому специальный комитет разрабатывает критерии оценки, мотивации и отслеживает развитие или осуществляет поиск игрока по таким критериям, как антропометрические данные, психологические качества, технические данные спортсмена и навыки игрового и оперативного мышления.
Большую роль в воспитании спортсмена играет семья, поэтому важно знать родителей игрока и взаимодействовать с ними. Более 50 % молодежных академий имеют в своем штате психолога, который на профессиональном уровне проводит психологическое обследование и работает не только со спортсменами, но и с их родителями. Родители должны понимать специфику подготовки спортсмена высокого уровня и особенности этой подготовки. Именно такое взаимодействие способствует воспитанию игрока высокого уровня.
Приведем статистику по направлению «образование» из доклада ЕКА:
- большинство клубов имеют около 220 игроков в молодежной академии;
- большинство клубов работают с 3-4 возрастными категориями;
- 75 % игроков академии являются жителями данного региона (проживают на расстоянии менее часа езды);
- у 75 % молодежных академий налажены связи со школами, у 50 % - с университетами;
- 50 % клубов обладают материально-технической базой для обучения непосредственно в клубе;
- 66 % академий имеют четко определенную политику по подбору кадров;
- 75 % клубов разрешают родителям присутствовать на тренировках [5].
Остановимся на нескольких примерах из доклада ЕКА о развитии спортсменов в ведущих европейских академиях.
1. Академия ФК «Барселона» (Испания).
В молодежной Академии ФК «Барселона» в регламентирующих документах зафиксирован главный принцип: спортсмены могут быть успешными только в том случае, если в их жизни сочетаются тренировочный процесс, образование, воспитательный процесс и крепкая семья. Именно это может послужить основой их становления как гармонично развитых игроков высокого класса. Перед тренерами в процессе их обучения ставят главную задачу: «Основная миссия тренерского состава - помочь детям воспитать свою личность, и только потом -показать им, как стать хорошими игроками» (Альберт Пуйг, глава молодежной академии ФК «Барселона»).
Тренеры не должны проводить занятия, которые были бы неинтересны, утомительны или неприятны для детей. Они не должны относиться к детям, как к маленьким взрослым. Девятилетний ребенок должен
играть в процессе тренировки (играть, как ребенок). В ФК «Барселона» физическое развитие детей считается второстепенным вопросом. Главное, над чем должны работать тренеры, - это развитие технических навыков и игрового мышления [5].
2. Академия ФК «Аякс» (Нидерланды).
Любой игрок либо иной сотрудник ФК «Аякс», говоря о клубе, всегда употребляет местоимение «мы», что достигается за счет хорошо разработанной и функционирующей идеологии, объединяющей всех членов клуба в единый организм.
Основной состав регулярно и по своей инициативе посещает матчи детских команд и показывает мастер-классы. Молодые тренеры, прежде чем получить работу в первой команде, в обязательном порядке должны поработать в младших командах. О хорошем нефутбольном образовании, которое дают в академии, известно всем: в программе значится хоровое пение под рояль и обязательное обучение игре в шахматы [5].
3. Академия ФК «Спортинг» (Португалия).
В распоряжении тренеров имеется специальная программа, в которой определены принципы работы с молодежью в академии. Данный документ также включает годовой план и еженедельные планы с закреплением целей, которых тренеры должны достигнуть. Цели ставятся в отношении командной и индивидуальной работы с каждым ребенком [5].
4. Академия ФК «Бенфика» (Португалия).
В академии установлены следующие критерии отбора тренеров:
- наличие теоретического образования и практических навыков (образование, наличие сертификата тренера, желательно бывший спортсмен);
- педагогические и коммуникативные способности для тренерской работы;
- особый склад личности (умение работать в команде, обязательность, черты лидера).
Таким образом, международный опыт развития академий очень важно учитывать в реализации проектов развития профессиональных академий на территории нашей страны, однако необходимо понимать, что данный опыт может не всегда подходить для России из-за существенных отличительных особенностей экономики страны в целом, а также социального статуса того или иного региона РФ. Также необходимо учитывать специфику менталитета детей и родителей в нашей стране.
Для эффективной адаптации зарубежных методик воспитания спортсменов в РФ необходимо разработать четкие базовые критерии направлений работы молодежных спортивных академий. Они будут включать идеологическую базу и цели академии, материально-техническое обеспечение и инфраструктуру, рекомендации по организационным вопросам, включая механизмы взаимодействия академии с профессиональным клубом, рекомендации по базовым аспектам формирования личности в рамках спортивно-воспитательного и образовательного процесса подготовки спортсмена, включая систему взаимодействия с родителями воспитанников академии.
Данную модель необходимо рекомендовать для внедрения в профессиональные клубы спортивным федерациям и профессиональных лигам, что позволит распространить позитивный опыт на всей территории нашей страны.
Библиографический список
1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 г. № 1101-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_90500/ (дата обращения: 25.04.2018).
2. Сысоев, Ю. В. Воспитание чести спортсмена в процессе многолетних тренировочных занятий // Спортивная наука России: состояние и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию журнала «Теория и практика физической культуры» 3-5 декабря 2015 г. / Под ред. Л. И. Лубышевой, С. Н. Литвиненко. - М.: ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», 2015. - С. 354-359.
3. Как вырастить профессионального футболиста // Туристический портал Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://welcome2018.com/journal/materials/kak_vyrastit_futbolista_otbor_v_ vedushchie_futbolnye_akademii_rossii (дата обращения: 25.04.2018).
4. Официальный сайт Омского хоккейного клуба «Авангард» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hawk.ru (дата обращения: 25.04.2018).
5. Report on Youth Academies in Europe [Электронный ресурс] // ECA: European Club Association, 2018. - Режим доступа: https://www.ecaeurope.com/media/2730/eca-report-on-youth-academies.pdf (дата обращения: 10.04.2018).
References
1. Strategiya razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v Rossiiskoy Federacii na period do 2020 goda, utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 07.08.2009 № 1101-p [Strategy of physical culture and sport development in the Russian Federation till 2020, adopted by Government of the Russian Federation on August 7, 2009 N 1101-p]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_90500/ (accessed 25.04.2018).
2. Sysoev Yu. V. Vospitanie chesti sportsmena v processe mnogoletnih trenirovochnyh zanyatiy [Sportsman's honor upbringing during longstanding training spells] // Sportivnaya nauka v Rossii: sostoyanie i perspektivy razvitiya: materialy nauchno-prak-ticheskoy konferencii, posvyaschennoy 90-letiyu zhurnala "Teoria i praktika fizicheskoy kultury" 3-5 dekabrya 2015 [Sport Science in Russia: current state and development trends: proceedings of the scientific-practical conference dedicated to the 90th anniversary of the magazine «Theory and Practice of Physical Culture», December 3-5, 2015] / Ed. L. I. Lubysheva, S. N. Lit-vinenko, M., 2015, pp. 354-359.
3. Kak vyrastit professional'nogo futbolista [How to raise a professional football player] // 2018 FIFA World Cup Russia Touristic portal. Available at: http://welcome2018.com/journal/materials/kak_vyrastit_futbolista_otbor_v_vedushchie_futbolnye_aka-demii_rossii (accessed 25.04.2018).
4. Ofitsial'nyy sayt Omskogo khokkeynogo kluba «Avangard» [OmskHockey Club «Avangard» official site]. Available at: http:// hawk.ru (accessed 25.04.2018).
5. Report on Youth Academies in Europe // ECA: European Club Association, 2018. Available at: https://www.ecaeurope.com/ media/2730/eca-report-on-youth-academies.pdf (accessed 10.04.2018).