УДК 374
АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ ШКОЛ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ1
© Ирина Владимировна НАЛЕТОВА
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор философских наук, профессор кафедры теоретической прикладной социологии, e-mail: naletova.ir@yandex.ru
© Людмила Николаевна МАКАРОВА Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий, e-mail: mako2Q@tamb.ru © Игорь Алексеевич ШАРШОВ Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов,
Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, начальник управления методологического обеспечения основной деятельности, e-mail: silans@mail.ru
В статье представлены результаты исследования, основная цель которого - выявление образовательных потребностей педагогов школ, реализующих дополнительное образование, - потенциальных слушателей курсов повышения квалификации. Результаты можно использовать при разработке программ курсов повышения квалификации педагогов УДОД.
Ключевые слова: педагог дополнительного образования; повышение квалификации; потребности в повышении квалификации; мотивы обучения.
При разработке технологических аспектов реализации вариативной компетентност-ной модели повышения квалификации педагогов школ, реализующих дополнительное образование учащихся, мы исходили из утверждения, что для эффективной организации курсов повышения квалификации необходимо осуществлять отбор содержания компетентностно-развивающих программ с опорой на образовательные потребности потенциальных слушателей [1-3].
Весной 2Q11 г. было проведено социологическое исследование среди педагогов дополнительного образования общеобразовательных школ г. Тамбова. Основная цель исследования - выявление образовательных потребностей потенциальных слушателей курсов повышения квалификации - педагогов дополнительного образования, работающих в общеобразовательных школах.
Основные задачи исследования:
1 Работа выполнена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», проект № 3.1.2/5935 «Разработка и апробация моделей профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей».
1) выявить мнение респондентов о современной системе педагогического образования;
2) обосновать уровень потребностей респондентов в курсах повышения квалификации;
3) выявить основные направления, в рамках которых респонденты испытывают потребность повышения квалификации;
4) определить основные компетенции, которые респонденты хотели бы повысить в рамках курсов повышения квалификации;
5) выявить объективную необходимость повышения квалификации респондентов;
6) выявить мнение респондентов относительно эффективности последних курсов повышения квалификации, которые проходили информанты;
7) выявить основные направления и уровень развития профильного обучения в учебных заведениях, где работают респонденты.
Метод исследования - опрос. Для письменного опроса был разработан топик-гайд (анкета), составленный таким образом, чтобы решить все поставленные задачи. Генеральную совокупность составили педагоги дополнительного образования общеобразовательных школ г. Тамбова.
Выборочная совокупность в рамках общеобразовательных школ конструировалась с помощью двухступенчатой выборки. На первой ступени были отобраны общеобразовательные учреждения (образовательные кластеры), где дополнительное образование находится на достаточно высоком уровне (МОУ СОШ № 2, МОУ СОШ № 36, МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова). Внутри кластеров при помощи случайного отбора были выбраны 78 педагогов дополнительного образования. Полученную выборочную совокупность можно считать достаточной для получения репрезентативных данных, учитывая требования минимальных различий между кластерами и однородности составляющих единиц обследования, что позволяет сделать адекватные выводы. Основные характеристики выборочной совокупности учителей представлены в табл. 1.
Совокупный респондент - педагог дополнительного образования, работающий в общеобразовательной школе, таким образом -женщина, которая проработала здесь от 10 лет и более, т. е. имеет большой опыт работы и курсы повышения квалификации проходила более 5 лет назад.
Для анализа эмпирических данных применялись математические и статистические методы линейного и корреляционного анализа. При обработке данных использовалась программа 8Р88 17 для WINDOWS.
Проанализируем последовательно результаты исследования.
Первый блок вопросов анкет включал вопросы о развитии современного педагогического образования. Все опрошенные считают, что в современном обществе, в той или иной степени, меняется система образования, методика и методы преподавания. Ответы распределились следующим образом: 44,8 % ответили «да» и 55,2 % - «скорее да». Интересно, что педагоги дополнительного образования однозначно считают, что система образования изменяется, вариантов «нет» и «скорее нет» не было среди ответов работников школ. Аналогичное исследование, проведенное среди учителей школ и преподавателей Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина осенью 2010 г. показало, что почти каждый десятый из опрошенных считал, что в современном обще-
стве не меняется ни система образования, ни методики и методы преподавания.
При ответе на следующий вопрос подавляющее большинство (65,5 %) педагогов школ считают, что в современных условиях должна изменяться система педагогического образования. Если добавить к ответу «да» вариант «скорее да» (25,9 %), то более 90 % опрошенных в школах считают, что в современных условиях должна изменяться система педагогического образования. Менее 10 % ответили на этот вопрос «нет» (6,9 %) и «скорее нет» (1,7 %) (табл. 2).
Стандарты третьего поколения высшего профессионального образования строятся на формировании системы компетенций - общекультурных и профессиональных, последние из которых в свою очередь подразделяются на компетенции в научно-исследовательской деятельности, организационноуправленческой деятельности, производственно-прикладной, педагогической деятельности. Педагогам дополнительного образования было предложено выбрать компетенции, которые, на их взгляд, сегодня необходимо развивать в рамках педагогического образования. Педагоги школ с большим отрывом выбрали общекультурные компетенции (32,0 %), педагогические профессиональные компетенции (23,4 %), далее ответы распределились примерно одинаково: профессиональные компетенции в производственно-прикладной деятельности выбрали
15,6 %, в организационно-управленческой деятельности - 14,9 %, в научно-исследовательской - 14,0 % (табл. 3).
Необходимо обратить внимание, что педагоги школ в большей степени отдают предпочтение педагогическим компетенциям. На первом месте у опрошенных оказались общекультурные компетенции, которые, по мнению респондентов, более значимы, чем профессиональные компетенции любой направленности.
Таким образом, первый блок вопросов показал, что педагоги дополнительного образования критически оценивают существующую систему образования, считают, что необходимы изменения как всей системы в целом, так и ее методического обеспечения. Направленность системы педагогического образования педагоги представляют следующим образом - сначала надо дать обще-
культурную подготовку, а затем профессиональные знания в рамках педагогической деятельности.
Второй блок вопросов был направлен на выявление собственно потребностей в повышении квалификации и форм, в каких возможно ее проводить. Каждый третий опрошенный педагог школ считает, что повышение квалификации необходимо проводить в рамках специальных курсов повышения квалификации. Далее ответы среди этой группы респондентов распределились следующим образом: 2) самообразование - 24,6 %; 3) мастер-классы, семинары практикумы - 20,8 %;
4) курсы переподготовки - 13,8 %; 5-6) очно-
заочные консультации и работа «круглых столов», научно-методических семинаров (по 3,8 %). Мнения педагогов школ демонстрирует табл. 4.
Самый распространенный период, в рамках которого необходимо повышать квалификацию, выбранный респондентами, - раз в четыре-пять лет. Небольшой разрыв имеется между первыми тремя выборами: 34,5 % -раз в четыре-пять лет; 31,0 % - раз в год; 25,9 % - раз в два-три года. Чаще, чем раз в год, считают, что необходимо повышать квалификацию, 5,2 % опрошенных педагогов школ, реже, чем в пять лет - 3,4 %.
Таблица 1
Социально-демографические характеристики респондентов - педагогов дополнительного образования, работающих в общеобразовательных школах
Пол респондентов Мужской 17,9
Женский 82,1
Стаж работы в школе менее года 8,6
менее 5 лет 22,4
менее 10 лет 12,1
менее 20 лет 29,3
более 20 лет 27,6
Когда посещали курсы повышения квалификации никогда 17,2
более 5 лет назад 46,6
два-три года назад 22,4
год назад 5,2
менее года назад 8,6
Таблица 2
Оценка необходимости изменения системы педагогического образования
Вариант ответа Педагоги школ
да, необходимо 65,5
скорее да 25,9
скорее нет 1,7
нет 6,9
затрудняюсь ответить 0,0
Таблица 3
Анализ рейтинга компетенций в рамках современного педагогического образования
(по мнению опрошенных)
Компетенции Педагоги школ
Процент Рейтинг
Общекультурные компетенции 32,0 1
Профессиональные компетенции в педагогической деятельности 23,4 2
Профессиональные компетенции в научно-исследовательской деятельности 14,0 5
Профессиональные компетенции в производственно-прикладной деятельности 15,6 3
Профессиональные компетенции в организационно-управленческой деятельности 14,9 4
Ответы на этот вопрос коррелируются со стажем работы респондента в системе дополнительного образования. Так, самые молодые педагоги считают, что повышать квалификацию необходимо раз в год, а учителя с большим стажем отдают предпочтение периоду в два-три года или четыре-пять лет.
Далее вопрос позволял выявить формы, в которых респонденты готовы проходить курсы повышения квалификации. Педагоги школ на первое место поставили очно-заочную форму повышения квалификации (32,8 %), на втором месте - очная - 29,3 %; на третьем -дистанционная, ее выбрал каждый четвертый опрошенный (24,1 %). В виде заочной формы повышать квалификацию возможным считают 13,8 % опрошенных.
Таким образом, педагоги дополнительного образования не готовы повышать квалификацию в рамках заочной формы обучения, только каждый четвертый, работающий в школе, согласился повысить свою квалификацию на дистанционных курсах повышения квалификации. Наиболее популярной формой для педагогов дополнительного образования школ стала форма модерации, которая предполагает смешанные очно-заочные занятия, что видно из табл. 6.
Более половины опрошенных (53,4 % педагогов школ) считают, что курсы повы-
шения квалификации должны быть краткосрочными (не более 72 часов). Примерно каждый пятый из опрошенных (22,4 %) согласен посещать курсы повышения квалификации в течение нескольких месяцев. Каждый десятый (10,3 %) считает, что повышать квалификацию на курсах необходимо в течение года. Самый меньший процент приходится на вариант ответа «в течение семестра» (8,6 %). Среди школьных педагогов дополнительного образования каждый двадцатый (5,2 %) затруднился при ответе на этот вопрос.
Респондентам был задан вопрос о том, какие виды занятий, на их взгляд, наиболее эффективны при проведении курсов повышения квалификации. Среди педагогов школ лидируют такие виды занятий, как посещение открытых занятий (каждый четвертый опрошенный - 24,4 %), лекции и семинары (по 22,1 %). Остальные варианты ответа получили выбор менее 10 %: тренинги - 9,9 %; стажировка - 7,6 %; деловые игры и занятия с элементами исследовательской деятельности - по 5,4 %; «круглые столы» - 2,3 %.
Общая направленность курсов повышения квалификации, по мнению опрошенных педагогов школ, должна быть инновационной (35,5 %) (табл. 7).
Таблица 4
Возможные способы повышения квалификации
Вариант ответа Педагоги школ
Процент Ранг
самообразование 24,6 2
курсы повышения квалификации 32,3 1
курсы переподготовки 13,8 4
очно-заочные консультации 3,8 5-6
круглые столы, научно-методические семинары 3,8 5-6
мастер-классы, семинары-практикумы 20,8 3
другое 0,8 7
Таблица 5
Необходимая частота повышения квалификации
Вариант ответа Ранг Процент
чаще, чем раз в год 4 5,2
раз в год 2 31,0
раз в два-три года 3 25,9
раз в четыре-пять лет 1 34,5
реже, чем раз в пять лет 5 3,4
это не обязательно 6-7 0,0
затрудняюсь ответить 6-7 0,0
Таблица 6
Предпочтительная форма обучения на курсах повышения квалификации
Вариант ответа Педагоги школ
Процент Ранг
очная 29,3 2
дистанционная 24,1 3
заочная 13,8 4
очно-заочная 32,8 1
затрудняюсь ответить 0,0
Таблица 7
Общая направленность курсов повышения квалификации
Ранг Вариант ответа Педагоги школ (%)
1. Инновационная 35,5
2. Предметно-методическая 21,8
3. Общекультурная 12,9
4. Повышение профессиональной культуры 16,1
5. Развитие личностных качеств 6,5
6. Развитие организационных и управленческих умений 5,7
Интересно, что если, оценивая направленность педагогического образования, педагоги дополнительного образования на первое место ставили общекультурные компетенции, то в рамках планов курсов повышения квалификации они отошли на задний план, пропустив вперед именно профессиональные компетенции, просто вопрос был составлен таким образом, что респонденты не видели самого слова «компетенции». Низкие показатели так же, как и в начале исследования, получило развитие организационных и управленческих умений: респонденты считают, что такие умения и навыки педагогам дополнительного образования не нужны или нужны в малом объеме.
Следующий вопрос был посвящен выявлению возможной тематики занятий на курсах повышения квалификации. Так, ранжирование тематики среди преподавателей школ выглядит следующим образом:
1) модернизация дополнительного образования - 23,4 %;
2) изменение правовой базы дополнительного образования - 18,8 %;
3) общие проблемы дополнительного образования - 17,2 %;
4) переход к стандартам нового поколения - 14,9 %;
5) информатизация образования - 9,4 %;
6) развитие исследовательской культуры в дополнительном образовании - 7,8 %;
7) мониторинговые исследования в сфере дополнительного образования - 5,5 %.
Также респондентам было предложено оценить, на каком уровне сегодня должны формироваться требования к программам курсов повышения квалификации. Педагоги школ считают, что программы курсов повышения квалификации должны обсуждаться и формироваться, прежде всего, на региональном уровне (43,1 %), 22,4 % склоняются отдать такую обязанность федеральному уровню (на уровне Министерства образования и науки РФ), чуть меньше опрошенных (17,2 %) согласились, что программы должны быть интегрированными, разработанными с учетом национально-региональных требований. Каждый пятый педагог школы затруднился при ответе на данный вопрос и 6,9 % склонились к варианту ответа, который отдает пальму первенства в этом вопросе конкретному учебному заведению (табл. 8).
В заключение этого блока вопросов респонденты могли высказать свое мнение относительно составления программы конкретных курсов повышения квалификации. Здесь подавляющее большинство опрошенных (56,9 %) считают, что программа должна быть разработана с учетом предварительного выявления мнений слушателей. Только 27,6 % опрошенных педагогов школ считают, что слушателям необходимо предлагать уже разработанную программу, 12,0 % считают, что
программа должна полностью разрабатываться слушателями.
Таким образом, второй блок вопросов позволил выявить мнения педагогов дополнительного образования относительно организации курсов повышения квалификации, их содержания и направленности. Большинство опрошенных считают, что курсы повышения квалификации необходимо проходить раз в четыре-пять лет, в очной краткосрочной форме (в крайнем случае очно-заочной форме), при этом курсы должны быть направлены на ознакомление с основными проблемами модернизации современной системы дополнительного образования, программы курсов должны разрабатываться на федеральнорегиональном уровне с учетом выявления мнений будущих слушателей.
Третий блок вопросов был составлен таким образом, чтобы выявить мнения респондентов о личной профессиональной подготовке и необходимости повышения квалификации.
Так, респондентам было предложено оценить свою личностно-профессиональную подготовку по разным аспектам педагогической деятельности в рамках шкалирования от 1 до 9 (1 - низкий уровень, 9 - высокий уровень, 0 - затрудняюсь ответить). Необходимо сразу отметить, что педагоги дополнительного образования, как молодые, так и со ста-
жем, оценивают свою общекультурную и профессиональную подготовку несколько ниже, чем учителя школ и профессорско-преподавательский состав вузов, поскольку начинали оценивать свои умения и навыки с «3-4» баллов, тогда как учителя и ППС считают, что их подготовка по всем показателям достаточно высокая, чаще всего меньше чем на «5» лично-профессиональная подготовка не оценивалась. Оценка педагогами своего уровня личностно-профессиональной подготовки представлена в табл. 9.
Анализ данных таблицы позволяет сделать вывод о том, что педагоги школ критично оценивают свои личностно-профессиональные качества, особенно информационную подготовку, общекультурную и психо-лого-педагогическую подготовки.
Ранжирование областей знаний, которые хотели бы пополнить респонденты во время курсов повышения квалификации, выглядит следующим образом:
1) методические - 25,6 %;
2) в области информационных технологий - 18,6 %;
3) психологические - 16,0 %;
4) по технологиям обучения - 15,4 %;
5) общекультурные - 9,0 %;
6) по теории образования - 7,7 %;
7) в области исследовательской деятельности - 7,0 %.
Таблица 8
Уровень формирования программ курсов повышения квалификации
Уровень Педагоги школ (% выбора)
Федеральный (Министерство образования и науки) 22,4
Региональный (региональные органы управления образованием) 43,1
Локальный (учебное заведение) 6,9
Интегрированные программы 17,2
Затрудняюсь ответить 10,3
Таблица 9
Оценка педагогами школ своей личностно-профессиональной подготовки
Направление подготовки Оценка
3 4 5 6 7 8 9 0
Методическая подготовка 12,1 6,9 13,8 10,3 31,0 10,3 15,5 0,9
Предметная подготовка 1,8 8,9 10,7 3,6 21,4 28,6 23,2 1,8
Общекультурная подготовка 1,7 0,0 12,1 8,6 17,2 29,3 29,3 1,7
Психолого-педагогическая подготовка 1,7 6,9 19,0 5,2 17,2 29,3 15,5 5,2
Информационная подготовка 6,9 3,4 10,3 12,1 25,9 24,1 13,8 3,4
Среди педагогов школ 17,2 % опрошенных никогда не повышали свою квалификацию, 46,6 % опрошенных - повышали более 5 лет назад. Поэтому подавляющее большинство опрошенных (69,2 %) считают, что им необходимо в ближайшее время пройти курсы повышения квалификации.
Главным мотивом повышения квалификации для педагогов школ является повышение профессионального уровня (так ответили половина опрошенных 50,0 %). Сравнительный взгляд на мотивацию повышения квалификации демонстрирует табл. 10.
Респондентам также было предложено вспомнить курсы повышения квалификации, которые они посещали, и оценить их эффективность. Так, каждый третий педагог школы ответил, что после окончания курсов повышения квалификации, которые они посещали, они овладели новыми методиками (33,3 %),
22,7 % - овладели новыми нетрадиционными формами обучения, 20,0 % считают, что курсы позволили им повысить свой культурный уровень. Больше, чем каждому десятому (13,3 %), курсы повышения квалификации помогли разрешить профессиональные затруднения. Остальные варианты ответа получили выбор менее 5 % (т. е. курсы повышения квалификации в меньшей степени
способствовали повышению зарплаты, продвижению по служебной лестнице, разрешению конфликтов с коллегами). Каждый третий опрошенный педагог школы затруднился ответить на вопрос о том, какой результат он получил после окончания предыдущих курсов повышения квалификации.
Таким образом, данный блок вопросов позволил выявить, что педагоги школ хотят получить знания на курсах повышения квалификации в той области, в которой они считают себя достаточно компетентными. Часть опрошенных педагогов повышали свою квалификацию в течение последних нескольких лет, среди них более трети опрошенных хотели бы еще раз в ближайшее время пройти обучение на курсах повышения квалификации. Относительно высокая оценка тех курсов, которые они посещали в последнее время, подтвердилась при ответе на вопрос, какой результат отметили респонденты после повышения квалификации. Однако педагоги школ в одном случае из трех не могли назвать конкретные результаты курсов повышения квалификации, которые они проходили.
Наконец, последний блок вопросов касался направленности дополнительного образования, которое реализуется в образовательном учреждении респондента (табл. 11).
Таблица 10
Мотив посещения курсов повышения квалификации
Вариант ответа Педагоги школ (% выбора)
повышение личностного уровня 22,9
повышение профессионального уровня 50,0
повышение заработной платы 10,4
знакомство с новыми методами и методиками преподавания 14,6
что-то еще 0,0
затрудняюсь ответить 2,1
Таблица 11
Реализация направлений профильного обучении в образовательном учреждении респондентов
Вид профиля Педагоги школы (% выбора)
Социально-педагогический 19,9
Художественный 19,4
Художественно-технологический 7,3
Естественно-научный 9,9
Эколого-биологический 10,5
Спортивно-технический 13,6
Культурологический 5,2
Туристско-краеведческий 14,1
Таблица 12
Оценка состояния ресурсного обеспечения профильного учреждения в школе
Вариант ресурсного обеспечения 1 2 3 4 5 з/о
Кадровое обеспечение 0,0 3,6 12,7 45,5 27,3 10,9
Материально-техническое обеспечение 5,5 18,2 34,5 18,2 12,7 10,9
Программно-методическое обеспечение 0,0 5,5 18,2 45,5 23,6 7,3
Как показывают данные табл. 11, в
большей степени среди профилей дополнительного образования представлены социально-педагогический и художественный, а также туристско-краеведческий.
Далее респондентам было предложено оценить по пятибалльной шкале состояние кадрового, материально-технического и программно-методического обеспечения в рамках профильного обучения того учреждения, где они работают. Оценка состояния ресурсного обеспечения профильного обучения в общеобразовательных школах и центрах, по мнению респондентов, представлена в табл. 12.
Анализируя данные табл. 12, отметим, что педагоги школ оценивают ресурсное обеспечение по всем показателям в большей степени на 4 балла. Причем почти каждый десятый педагог школы затруднился с оценкой.
Выводы
Проведенное сравнительное исследование позволяет сделать ряд выводов.
Педагоги школ отметили:
- процессы изменения современной системы образования, которые делают необходимыми изменения методов и методик обучения;
- необходимость краткосрочных очных курсов повышения квалификации;
- интерес к вопросам модернизации дополнительного образования в рамках курсов повышения квалификации;
- выбор областей знаний, где они хотели бы повысить свою квалификацию;
- непонимание сущности ряда компетенций.
Среди всех способов повышения квалификации педагоги школ выбирают курсы повышения квалификации. В целом педагоги школ затрудняются оценить результат, который получили после окончания последних курсов повышения квалификации.
Педагоги школ критично оценивают свои личностно-профессиональные качества, особенно информационную подготовку, общекультурную и психолого-педагогическую подготовки.
Респонденты оценивают ресурсное обеспечение по всем показателям в большей степени на 4 балла.
1. Копытова Н.Е., Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Компетентностно-ориентированное повышение квалификации преподавателей вуза // Высшее образование сегодня. 2011. № 1. С. 88-91.
2. Налетова И.В., Копытова Н.Е. Образовательные потребности потенциальных слушателей курсов повышения квалификации: сравнительный анализ мнений преподавателей вузов и учителей школ // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 10 (90). С. 11-18.
3. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Проблемные аспекты повышения квалификации научнопедагогических кадров // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 10 (90). С. 7-11.
Поступила в редакцию 10.07.2011 г.
UDC 374
Irina Vladimirovna NALYOTOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Philosophy, Professor, Director of Culture and Art Academy, Scientific Editor of journal “Tambov University Review. Series: Humanities”, e-mail: nalira@tamb.ru
Lyudmila Nikolayevna MAKAROVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Professor of General Pedagogics and Educational Technologies Department, e-mail: ma-ko20@tamb.ru
Igor Alekseyevich SHARSHOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Head of Methodological Supply of Main Activity Management, e-mail: silans@mail.ru
ANALYSIS OF EDUCATIONAL NEEDS OF SCHOOL TEACHERS REALIZING ADDITIONAL EDUCATION OF STUDENTS
The article represents the research results, the main aim of which is the exposure of educational needs of school teachers realizing additional education of students - potential listeners of qualification rise courses. The results can be used at development of programs of courses of qualification rise of pedagogues IAEC (Institution of Additional Education of Children). Key words: pedagogue of additional education; qualification rise; needs in qualification rise; motives of education.