2. Карпенко, Г. Эффективность господдержки АПК через меры «зеленой корзины» / Г. Карпенко // АПК: экономика, управление, 2011 г, № 1, с. 54-59.
3. О мерах государственной поддержки сельского хозяйства в условиях членства в ВТО // М., Аналитический вестник, 2012, № 14 (457). - 121 с.
УДК 338.43
АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ТЕХНИКОЙ В РАЗРЕЗЕ ЗОН И РАЙОНОВ
Князева Елена Олеговна, аспирант ФГБОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия»
428003, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 29. тел.: 7 (8352) 622334. e-mail: [email protected]
Ключевые слова: основные фонды, фондообеспеченность, энергообеспеченность, сельскохозяйственная техника, интегральный индекс.
В статье рассматривается размещение, наличие и обеспеченность основными фондами и сельскохозяйственной техникой по зонам и районам Чувашской Республики. На основе расчета интегрального индекса проведена оценка обеспеченности основными фондами по зонам. В связи с полученными результатами сделаны выводы о перспективах развития каждой зоны. Проведен расчет потребности сельскохозяйственной техники для парка машин Чувашской Республики, выявлена оптимальная обеспеченность активной частью основных фондов на 1 га сельскохозяйственных угодий.
Одним из приоритетных направлений в развитии сельского хозяйства Чувашской Республики является техническая и технологическая модернизация отрасли. Для дальнейшего перспективного развития сельского хозяйства республики необходимо оснащение машинно-тракторного парка техникой для внедрения в производство ресурсосберегающих технологий и современных моделей сельскохозяйственной техники.
Принимаемые в последние годы меры (повышение бюджетных ассигнований, развитие лизинга, субсидирование процентных ставок по кредитам и т.д.) способствовали стабильному росту количества приобретаемой техники. Так, в 2011 году сельхозтоваропроизводителями республики по всем источникам финансирования приобретено 676 единиц сельскохозяйственной техники на сумму 672,2 млн. руб., в том числе 126 тракторов, 45 зерноуборочных комбайнов, 16 кормоуборочных комбайнов, для срав-
и
SS ESS »1
Si
р о ш IS Hi ■ i
00 и
нения: в 2010 году было приобретено 555 единиц на сумму 365,8 тыс. руб., в 2009 году 510 единиц на сумму 496 тыс. руб. Таким образом, за 3 года общее количество закупленной техники увеличилось на 32,5%. В 2011 году за счет кредитных средств приобретено 376 единиц техники на сумму 467,1 млн. руб., договоры лизинга заключили на поставку 12 единиц на сумму 24,9 млн. руб.
Минсельхоз Чувашии отмечает, что наибольшее количество техники в 2011 году закупили сельскохозяйственные предприятия Комсомольского района - 69 единиц на сумму 42,9 млн. руб., Моргаушского района - 69 единиц на сумму 80 млн. руб., Яль-чикского района - 57 единиц на сумму 59,4 млн. руб., Порецкого района - 67 единиц на сумму 61,2 млн. руб. [1].
Следует отметить, что, несмотря на повышение объемов закупаемой техники, общее ее количество в хозяйствах республики продолжает уменьшаться, снижает-
ся обеспеченность сельскохозяйственными машинами. Выбытие техники преобладает над вводом практически по всем видам машин (рис. 1).
Значительная часть техники выработала свой амортизационный срок и морально устарела, что отражается в увеличении количества простоев по причине неисправности, недоборе урожая, выделении существенных сумм денежных средств на ремонт. В машинно-тракторном парке Чувашской Республики преобладает техника старше 10 лет, тракторов такого возраста в парке семь машин из десяти. Только каждая десятая машина имеет возраст от одного до трех лет и две машины из десяти - от трех до десяти лет. Высок износ техники общего назначения - плугов, культиваторов, борон и др. В связи с этим количество исправной техники к моменту выхода на поля составляет 7580% от наличия в парке. По этой причине значительно снижается эффективность использования машинно-тракторного парка.
В связи с вышеперечисленным рассмотрим обеспеченность основными фондами и сельхозтехникой в разрезе природно-климатических зон республики с целью сопоставления использования природно-климатического и ресурсного потенциала для повышения дальнейшей экономической эффективности их использования.
На территории Чувашской Республики с учетом природных, климатических и других естественных факторов выделяют пять зон. Изначально наиболее благоприятными условиями для ведения сельского хозяйства
1200 1000 800 600 400 200 0
1026
246 235 135>»- „^——♦ 135 1ТТ 160
2001 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 годы
—♦—поступило тракторов А выбыло тракторов
(растениеводства) обладают юго-западная и юго-восточные зоны. В данных зонах преобладает плодородная черноземная почва, ровный рельеф, более теплый климат, выпадает больше атмосферных осадков, дольше продолжительность вегетационного периода. Затем по привлекательности природно-климатических условий следует центральная зона. Далее северо-западная и северо-восточная зоны.
Оценку обеспеченности основными фондами по зонам проведем на основе показателя интегрального индекса обеспеченности основными фондами и энергоресурсами, который представляет собой произведение частных индексов. Они рассчитываются по формулам:
Ф .
т _ район.
^ республ.
Э
т _ район.
и ъ
1 к
республ
Э
•Л1 ~ ^Ф
республ.
где Jф, J , JЭ - индексы фондообеспеченности без учета активной части основных фондов, обеспеченности активной частью основных фондов, энергообеспеченности, интегральный;
Ф „ , Ф , - фондообеспеченность
район/ респуол. т ^ л «
на 1 га с.-х. уг. в среднем по району, республике без учета активной части основных фондов;
А „ , А , - обеспеченность актив-
район/ респуол.
ной частью ОФ на 1 га с.-х. уг. в среднем по району, республике;
250
200
150
100
■-22 , 204
* 187"""-"—' V \ 189 \ Л4®1150
\ 101 103 ч 115 У 96 130 ^Ч.115
100 , 80 \ 66 80
>г1б 61
2001 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 годы
-♦—поступило зерноуборочных комбайнов -»—выбыло зерноуборочных комбайнов
Рис. 1 - Динамика движения тракторов и зерноуборочных комбайнов в сельскохозяйственных организациях Чувашской Республики в 2001-2011 гг.
50
0
Таблица 1
Обеспеченность сельскохозяйственных организаций Чувашской Республики основными фондами в разрезе зон и районов в среднем за 2009-2010 гг.*
Зона Фондообеспеченность на 1 га с.-х. уг., тыс. руб. Фондооббеспеченность на 1 га с.-х. уг. без учета активной части, тыс.руб. Обеспеченность активной частью ОФ на 1 га с.-х. уг., тыс. руб. Энергообеспеченность на 100 га с.-х. уг., л.с. Индекс Ф Индекс А Индекс Э Индекс И
Северо-западная 57,2 40,5 16,7 292,0 2,501 1,786 1,407 6,286
Моргаушский 23,0 11,9 11,0 298,0 0,736 1,176 1,436 1,244
Чебоксарский 141,1 105,9 33,8 422,0 6,537 3,615 2,033 48,055
Ядринский 20,4 12,1 8,4 194,5 0,746 0,893 0,937 0,624
Северо-восточная 26,0 18,8 7,2 161,7 1,158 0,770 0,779 0,695
Козловский 15,7 5,1 10,6 194,8 0,313 1,134 0,939 0,334
Мариинско-Посад-ский 8,3 6,2 2,0 123,1 0,383 0,214 0,593 0,049
Урмарский 24,3 14,7 9,5 137,4 0,907 1,011 0,662 0,607
Цивильский 43,9 35,8 8,4 196,9 2,209 0,893 0,949 1,872
Центральная 19,5 11,5 8,0 187,4 0,709 0,856 0,903 0,548
Аликовский 13,6 7,4 6,2 241,5 0,456 0,658 1,164 0,349
Красночетайский 30,0 17,8 12,2 303,5 1,097 1,299 1,463 2,086
Шумерлинский 21,8 14,5 7,3 105,1 0,893 0,775 0,507 0,351
Красноармейский 10,7 5,4 5,2 151,0 0,335 0,556 0,727 0,135
Канашский 21,5 14,0 7,5 186,6 0,863 0,797 0,899 0,618
Вурнарский 21,4 9,5 11,9 179,4 0,585 1,267 0,864 0,641
Янтиковский 23,0 15,0 8,0 169,9 0,925 0,850 0,819 0,644
Ибресинский 17,5 12,7 4,8 221,0 0,782 0,508 1,065 0,423
Юго-восточная 19,2 8,8 10,3 241,8 0,542 1,102 1,165 0,696
Комсомольский 26,1 10,7 15,4 281,6 0,662 1,642 1,357 1,474
Батыревский 16,2 7,1 9,1 210,5 0,439 0,968 1,014 0,432
Яльчикский 19,1 9,6 9,4 231,9 0,595 1,005 1,117 0,669
Шемуршинский 11,7 6,7 4,9 269,3 0,416 0,524 1,298 0,283
Юго-западная 7,4 4,5 2,9 122,9 0,280 0,305 0,592 0,050
Алатырский 4,1 2,3 1,8 109,9 0,145 0,193 0,529 0,015
Порецкий 9,4 5,9 3,5 131,1 0,365 0,374 0,632 0,086
Чувашская Республика 25,6 16,2 9,4 207,5 1 1 1 1
*таблица составлена автором по данным годовых отчетов районов Чувашской Республики
Э „ , Э , - энергообеспеченность
район/ респуол. 1
на 100 га с.-х. уг. в среднем по району, ре-
спублике.
Зональные различия обеспеченности
1! га
еа
»1
Р Й £ |1
и 1'!
■ ■ 1
■■■ «5
00 И
Таблица 2
Обеспеченность сельскохозяйственных организаций Чувашской Республики сельскохозяйственной техникой в разрезе зон и районов в среднем за 2009-2010 гг.*
Зона Обеспеченность Индекс ОТ Индекс ОЗК Индекс И
тракторами на 1000 га пашни зерноуборочными комбайнами на 1000 га посева зерновых
Северо-западная 9,2 3,5 0,832 0,778 0,647
Моргаушский 9,0 3,5 0,814 0,778 0,633
Чебоксарский 11,0 2,8 0,995 0,622 0,619
Ядринский 8,0 4,1 0,723 0,911 0,659
Северо-восточная 5,6 2,9 0,506 0,644 0,326
Козловский 9,2 3,0 0,832 0,667 0,555
Мариинско-Посад-ский 4,5 5,6 0,407 1,244 0,506
Урмарский 3,9 1,7 0,353 0,378 0,133
Цивильский 6,3 3,2 0,570 0,711 0,405
Центральная 7,4 4,1 0,669 0,911 0,610
Аликовский 10,0 4,2 0,904 0,933 0,844
Красночетайский 11,2 3,8 1,013 0,844 0,855
Шумерлинский 6,7 4,7 0,606 1,044 0,633
Красноармейский 6,8 4,4 0,615 0,978 0,601
Канашский 5,8 3,9 0,524 0,867 0,454
Вурнарский 7,9 3,8 0,714 0,844 0,603
Янтиковский 6,2 3,8 0,561 0,844 0,473
Ибресинский 8,0 4,9 0,723 1,089 0,788
Юго-восточная 8,2 4,7 0,741 1,044 0,774
Комсомольский 9,5 5,8 0,859 1,289 1,107
Батыревский 7,9 4,7 0,714 1,044 0,746
Яльчикский 8,1 4,4 0,732 0,978 0,716
Шемуршинский 6,2 3,2 0,561 0,711 0,399
Юго-западная 4,2 2,8 0,380 0,622 0,236
Алатырский 4,4 2,5 0,398 0,556 0,221
Порецкий 4,1 3,3 0,371 0,733 0,272
Чувашская Республика 7,3 3,8 0,660 0,844 0,557
Норматив 11,06 4,6 1 1 1
таблица составлена автором по данным годовых отчетов районов Чувашской Республики
основными фондами по данным в среднем за 2009-2010 гг. (табл. 1) выглядят следующим образом:
■ северо-западная зона - фондообе-
спеченность выше среднереспубликанского значения в 2,2 раза, обеспеченность активной частью основных фондов - на 78,6%, показатель энергообеспеченности на - 40,7%;
1! га
еа
»1
Р Й £ |1
и Л
■ ■ 1
■■■ «5
00 И
■ северо-восточная зона - фондообеспеченность выше среднереспубликанского значения на 1,6%, обеспеченность активной частью основных фондов ниже на 23%, показатель энергообеспеченности - на 22,1%;
■ центральная зона - фондообеспеченность ниже среднереспубликанского значения на 24%, обеспеченность активной частью основных фондов - на 14,4%, показатель энергообеспеченности - на 9,7%;
■ юго-восточная зона - фондообеспеченность ниже среднереспубликанского значения на 25,2%, обеспеченность активной частью основных фондов выше на 10,2%, показатель энергообеспеченности -на 16,5%;
■ юго-западная зона - фондообеспеченность ниже среднереспубликанского значения на 71,1%, обеспеченность активной частью основных фондов - на 69,5%, показатель энергообеспеченности на 40,8%.
По данным табл. 1 следует, что лидером по обеспеченности основными фондами и энергоресурсами является северо-западная зона, которая занимает 17,8% площади сельскохозяйственных угодий Чувашской Республики. В ней сосредоточено почти 40% основных фондов республики, 31,8% активной части основных фондов и 25% энергетических мощностей. В основном это обусловлено тем, что здесь находятся такие крупные предприятия, как ООО «Чебоксарская птицефабрика», ЗАО Агрофирма «Оль-деевская», ООО ТП «Сувар-2» и ОАО «Чувашский бройлер». Слабее всех оснащена основными фондами юго-западная зона.
Рассмотрим обеспеченность сельскохозяйственных организаций Чувашской Республики сельскохозяйственной техникой в среднем за 2009-2010 гг. в разрезе зон и районов.
Оценку обеспеченности техникой по зонам проведем на основе показателя интегрального индекса обеспеченности основными видами сельскохозяйственной техники, за которые примем трактора и зерноуборочные комбайны. Интегральный индекс представляет собой произведение частных индексов. Они рассчитываются по формулам:
ОТ .
г _ раион. .
от " ОТ '
О^К
г __район. .
озк " ОЗК.........'
7=7 х 7
1 ОТ Л 1 ОЗК 5
где /от, /озк, /и - индексы обеспеченности тракторами, зерноуборочными комбайнами, интегральный;
ОТ „ , ОТ - обеспеченность трак-
раион/ норм. 1
торами на 100 га пашни в среднем по району, нормативное значение;
ОЗК „ , ОЗК - обеспеченность зер-
раион. норм.
ноуборочными комбайнами на 100 га посева зерновых в среднем по району, нормативное значение.
Таким образом, чем ближе величина индекса к 1, тем лучше район обеспечен техникой.
Данные табл. 2 показывают, что лидером по обеспеченности тракторами и зерноуборочными комбайнами является юго-восточная зона, за ней следует северозападная зона. Слабее всех оснащены сельскохозяйственной техникой юго-западная зона и северо-восточная зона. В разрезе районов лучшую оснащенность имеют Комсомольский и Красночетайский районы. Так, в Комсомольском районе на 1000 га пашни приходится 9,5 тракторов, на 1000 га посева зерновых - 5,8 зерноуборочных комбайна.
Выводы. Проведенный анализ показал, что сельскохозяйственные организации Чувашской Республики имеют низкую обеспеченность основными фондами, в особенности сельскохозяйственной техникой. Для дальнейшего роста объемов производства сельскохозяйственной продукции крайне необходимо обновление основных фондов республики, в первую очередь, активной их части - машинно-тракторного парка. Проведенные нами расчеты по определению потребности в сельскохозяйственной технике показали, что минимальная обеспеченность активной частью основных фондов должна составлять порядка 20 тыс. руб. на 1 га сельскохозяйственных угодий, оптимальная 2630 тыс. руб. на 1 га сельскохозяйственных угодий. Кроме того, в первую очередь нужно обратить внимание на оснащение сельскохозяйственной техникой юго-восточной
1!
га еа »1
р и ш ■ !
00 и
и юго-западной зон республики, т.к. они обладают наиболее благоприятными условиями для ведения сельского хозяйства, а данная ситуация значительно снижает эффективность функционирования их потенциала.
Библиографический список
1. Закупка сельхозтехники аграриями за последние годы. - Режим доступа: http:// gov.cap.ru.
УДК 312
МОНИТОРИНГ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПРОГРАММЕ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ
Тарасова Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Статистика и организация предприятий АПК»
Богапова Мярьям Ривалевна, студентка экономического факультета
ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина»
432017, г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, 1
Тел.: 8 (8422) 55-95-54.
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: инвестирование, пенсионные накопления, пенсионная реформа, выборочное обследование, кластерный анализ, карты Кохонена.
В статье рассматривается важность вопросов пенсионной реформы, проводится анализ изучения мнения трудоспособного населения Ульяновской области по вопросам инвестирования пенсионных накоплений, выбора управляющих компаний. Визуализация результатов анкетирования по данным вопросам представлена с помощью самоорганизующихся карт Кохонена. На основании исследования делаются выводы и даются рекомендации по повышению уровня пенсионной грамотности жителей Ульяновской области.
Пенсионная система является одним из наиболее социально и экономически значимых секторов национальной экономики, реализующих базовую конституционную гарантию - материальное обеспечение пенсионеров. Сложившаяся в России система пенсионного обеспечения не может обеспечить стабильное исполнение обязательств государства перед пенсионерами в ближайшей перспективе. Начиная с марта 2004 года, Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает передачу средств пенсионных накоплений в доверительное управление управляющим компаниям и в негосударственные пенсионные фонды, действуя в соответствии с требованиями законодательства и на основании волеизъявлений застрахованных лиц.
Однако проводимая государством реформа не вызвала большого интереса у населения, что и подтвердило проведенное
исследование.
Целью исследования является выяснение отношения жителей Ульяновской области к управляющим компаниям, осуществляющим инвестирование пенсионных накоплений, и определение эффективности от вложения средств.
Для этого было проведено выборочное наблюдение способом анкетирования 500 респондентов, результаты которого распространены на всё трудоспособное население Ульяновской области. Перед анкетированием стояли следующие цели:
• изучить мнения и предпочтения респондентов относительно их отношения к системе инвестирования пенсионных накоплений управляющими компаниями;
• определить уровни удовлетворения респондентами доходностью от инвестирования средств пенсионных накоплений и доверия населения частным управляющим