Научная статья на тему 'Анализ нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда и введенных в действие с 1 октября по 30 ноября 2007 года'

Анализ нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда и введенных в действие с 1 октября по 30 ноября 2007 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Даценко Анатолий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда и введенных в действие с 1 октября по 30 ноября 2007 года»

Охрана труда

ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Рубрику ведет Б.М. Степанов,

начальник отдела Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по городу Москве, доктор технических наук, профессор

Анализ

нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда и введенных в действие с 1 октября по 30 ноября 2007 года

А.И. Даценко,

заведующий кафедрой "Охрана труда, промышленная безопасность и энергобезопасность" Московского института энергобезопасности и энергосбережения, кандидат технических наук

Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 183-ФЭ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"

В соответствии со статьей 16 Закона Фонд вправе в 2008 году и в плановый период 2009 и 2010 годов:

- принимать решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем году, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

- принимать решения о направлении страхователями средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме до 2 000 000,0 тыс. рублей ежегодно на финансирование проведения углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

- направлять средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболева-

ний на разработку и обеспечение реализации мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов в 2008 году в сумме 532 710,2 тыс. рублей и в 2009 году в сумме 567 336,4 тыс. рублей.

Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (см. ниже Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. № 787).

Кроме того, структура расходов бюджета Фонда социального страхования предусматривает выделение средств:

1) на осуществление мероприятий, связанных с обучением по вопросам охраны труда отдельных категорий застрахованных граждан, предусмотренных подпунктом 12 пункта 2 статьи 17 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в 2008 году в размере 535 841,2 тыс. рублей, в 2009 году - 570 670,9 тыс. рублей, в 2010 году - 604 911,2 тыс. рублей;

2) на финансирование научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда в 2008 году в размере 55 796,8 тыс. рублей, в 2009году - 59 423,6 тыс. рублей, в 2010 году - 62 989,0 тыс. рублей.

навтаишияи

Энергобезопасность в документах и фактах

Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. № 787 "О финансировании в 2008 году и в плановый период 2009 - 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами"

Своим Постановлением Правительство РФ поручило Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердить по согласованию с Фондом социального страхования Российской Федерации правила финансирования в 2008 году и в плановый период 2009 - 2010 годов пре-

дупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, и давать разъяснения по их применению.

Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. № 786 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и

профессиональных заболеваний"

Правительство Российской Федерации установило, ному социальному страхованию от несчастных случа-что с 1 января 2008 года коэффициент индексации раз- ев на производстве и профессиональных заболеваний, мера ежемесячной страховой выплаты по обязатель- назначенной до 1 января 2008 года, составляет 1,07.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 июля 2007 г. № 477 "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтностроительных работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением"

В Приказе приведены наименование средств тельных работах с вредными и (или) опасными

защиты и норма их выдачи (количество единиц или условиями труда, а также выполняемых в особых

комплектов) работникам, занятым на строитель- температурных условиях или связанных с загряз-

ных, строительно-монтажных и ремонтно-строи- нением.

Письмо Министерства финансов РФ от 21 августа 2007 г. № 03-04-07-02/40 "О порядке применения статей 217 и 238 Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом выплат, производимых работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда"

В письме, в частности, отмечается, что статья 146 Трудового кодекса РФ устанавливает, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. При этом в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. При этом ни Трудовой кодекс, ни иные норматив-

ные правовые акты Российской Федерации не рассматривают оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты, которая по своей сути должна предполагать не выплату вознаграждения за труд, а компенсацию расходов, возникающих вследствие причинения ущерба, либо иных расходов (затрат) работника. Из вышеизложенного следует, что доплаты к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле статьи 164 Трудового кодекса, а направлены на повышение размера оплаты труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, как это предусмотрено статьей 147 Трудового кодекса. Соответствен-

ияшиииййй

Охрана труда = 9 =

но они подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в установленном порядке.

Вместе с тем помимо доплат к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, каждый работник в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. (Проект соответствующего постановления Правительства Россий-

ской Федерации об утверждении размеров вышеуказанных компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также условия их предоставления в настоящее время разрабатываются Минздравсоцразвития России). Основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т.д.). Компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, выплачиваемые работодателем в дополнение к повышенной оплате труда, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социаль-

Постановление Правительства Москвы от 23 октября 2007 г. № 920-ПП "О комплексе программных мероприятий города Москвы по охране труда на 2008-2010 годы"

Программные мероприятия реализуются по следующим направлениям:

1. Совершенствование государственного управления охраной труда в городе Москве.

2. Развитие городской инфраструктуры обеспечения охраны труда.

2.1. Регулирование обеспечения охраны труда.

2.2. Информационное обеспечение охраны труда.

2.3. Обучение по охране труда.

2.4. Содействие работодателям в организации работ по охране труда.

2.5. Регулирование обеспечения охраны труда в малом предпринимательстве.

3. Повышение эффективности государственного надзора и контроля, общественного контроля за охраной труда.

Уважаемые читатели!

Вы можете прислать в редакцию вопрос, относящийся к тематике журнала: по строительству и реконструкции энергоустановок, их безопасной и эффективной эксплуатации, по подготовке персонала.

На страницах нашего журнала вы получите квалифицированный ответ, подготовленный специалистами Московского института энергобезопасности и энергосбережения.

ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТЬ в документах и факта

Ваш вопрос

:::::::

Ф.И.О.

:::::

Контактный телефон: Адрес:

Ждем ваших сообщений по тел./факсу 652-24-07, 164-95-04 e-mail: [email protected] или по адресу: 105425, Щелковский пр-д, д. 13-А

НЕИАВИЕИЯи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.