Научная статья на тему 'Анализ необходимости установки демпфера крутильных колебаний в машинно-движительном комплексе судов проекта 1557'

Анализ необходимости установки демпфера крутильных колебаний в машинно-движительном комплексе судов проекта 1557 Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
259
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Сибряев Константин Олегович

В Волго-Каспийском бассейне эксплуатируются суда проекта 1557 как с силиконовым демпфером крутильных колебаний типа В-790 («Сормовский-40) в машинно-движительном комплексе (МДК), так и без него («Вилламун»). Дискретная крутильная схема МДК данных судов отличается от МДК серийного судна проекта 1557 («Сормовский-27») моментом инерции маховика двигателя (маховый момент GDi2 = 1 200 кг.м2, на серийных GDi 2 = 2 200 кг.м2). Расчеты крутильных колебаний МДК судна проекта 1557 без демпфера и данные по тензометрированию показали, что и при отсутствии силиконового демпфера суммарные напряжения от крутильных колебаний не превышают допустимых величин во всём рабочем диапазоне частот вращения коленчатых валов, т. е. суда проекта 1557 можно эксплуатировать без назначения запретных зон и без демпфера крутильных колебаний. Библиогр. 2. Ил. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Сибряев Константин Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ship of design N 1557 is operated in the conditions of the Volga-Caspian Basin. Within the propulsion unit of this ship a torsional vibration damper may be installed (Sormovsky-40) and may not be installed (Villamun). Discrete torsional scheme of the propulsion unit of this ship differs from the original ship design N 1557 (Sormovsky-27) by the moment of engine flywheel inertia. Torsional vibration analysis of the propulsion unit of the ship of design N 1557 without damper and strain gaging data showed that without a damper the sum stress as a result of torsional vibration does not exceed the allowable limit throughout the whole engine speed range. As a result the ship of design N 1557 can be operated without defining barred speed zone and without the necessity of installing torsional vibration damper.

Текст научной работы на тему «Анализ необходимости установки демпфера крутильных колебаний в машинно-движительном комплексе судов проекта 1557»

УДК 629.12.037

К. О. Сибряев Астраханский государственный технический университет

АНАЛИЗ НЕОБХОДИМОСТИ УСТАНОВКИ ДЕМПФЕРА КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ В МАШИННО-ДВИЖИГЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ СУДОВ ПРОЕКТА 1557

В Волго-Каспийском бассейне эксплуатируются суда проекта 1557 как с силиконовым демпфером крутильных колебаний типа В-790 («Сормовский-40») в машинно-движительном комплексе (МДК), так и без него («Вилламун»). Дискретная крутильная схема МДК данных судов отличается от МДК серийного судна проекта 1557 «Сормовский-27» моментом инерции маховика двигателя (маховый момент - = 1 200 кг • м2, на серийных = 2 200 • кгм2).

МДК двухвальный. В каждую линию вала входят: главный двигатель (6КУБ48Ли) с про-ставным валом, промежуточный вал с опорным подшипником и гребной вал с винтом на двух дейдвудных подшипниках.

На основе расчетов крутильных колебаний МДК судна проекта 1557 с демпфером методом Терских [1] сделан вывод, что суммарные напряжения от крутильных колебаний не превышают допустимых величин во всём рабочем диапазоне частот вращения коленчатых валов.

Расчеты крутильных колебаний МДК судна проекта 1557 без демпфера и данные по тен-зометрированию показали, что и при отсутствии силиконового демпфера суммарные напряжения от крутильных колебаний не превышают допустимых величин во всём рабочем диапазоне частот вращения коленчатых валов.

Наибольшими являются суммарные напряжения в коленчатых валах МДК судна проекта 1557 как с демпфером, так и без него. Графики и выделенные в результате гармонического анализа основные резонансы 6, 9 и 12-го порядков одноузловой и двухузловой форм колебаний представлены на рис. 1. Там же приведены напряжения, допускаемые для длительной работы по правилам Российского морского регистра судоходства (РС) [2].

Частота вращения п, об/мин

Рис. 1. Напряжения в коленчатых валах МДК судна проекта 1557 (V - порядок колебаний):

------расчетные напряжения с демпфером;

—— напряжения, полученные при тензометрировании без демпфера;

------расчетные напряжения без демпфера

При наличии демпфера наибольшие напряжения, возникающие в коленчатых валах МДК, от опасной двухузловой формы колебаний (V = 9) вдвое меньше, чем напряжения той же формы (V = 12) при отсутствии его в системе. Но при отсутствии демпфера суммарные напряжения от крутильных колебаний во всём рабочем диапазоне частот вращения меньше допускаемых величин (на 25 %).

Аналогичные расчеты для МДК судна проекта 1557 серийного варианта с демпфером показали увеличение напряжений в коленчатом валу более чем в 1,5 раза по сравнению с напряжениями, возникающими в МДК судна «Сормовский-40» (15,7 при 22,89 МПа допускаемых).

Расчетные суммарные напряжения от крутильных колебаний для судна проекта 1557 серийного варианта без демпфера меньше допускаемых величин на 42 %.

Графики развития суммарных напряжений в коленчатых валах МДК судна серийного варианта с демпфером и без него представлены на рис. 2.

Частота вращения п, об/мин

Рис. 2. Напряжения в коленчатых валах МДК серийного судна проекта 1557 (v - порядок колебаний):

--------расчетные напряжения с демпфером;

-------расчетные напряжения без демпфера

Согласно [2] суммарные напряжения от крутильных колебаний должны быть не менее чем до 15 % ниже соответствующих допускаемых напряжений.

В связи с этим суда проекта 1557 можно эксплуатировать без назначения запретных зон и без демпфера крутильных колебаний.

В качестве дискретной крутильной схемы МДК судов проекта 1557 предпочтение следует отдать дискретной крутильной схеме серийного судна без демпфера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Терских В. П. Крутильные колебания валопровода силовых установок. - Т. 1-4. Приложение. -Л.: Судостроение, 1969-1970 гг.

2. Российский морской регистр судоходства. Правила классификации и постройки морских судов. -Т. 2. - 2003. - 619 с.

Получено 20.11.2006

ANALYSIS OF THE NECESSITY OF INSTALLING TORSIONAL VIBRATION DAMPER IN THE PROPULSION UNIT OF THE SHIP DESIGN N 1557

К. О. Sibryaev

The ship of design N 1557 is operated in the conditions of the Volga-Caspian Basin. Within the propulsion unit of this ship a torsional vibration damper may be installed (Sormovsky-40) and may not be installed (Villamun).

Discrete torsional scheme of the propulsion unit of this ship differs from the original ship design N 1557 (Sormovsky-27) by the moment of engine flywheel inertia. Torsional vibration analysis of the propulsion unit of the ship of design N 1557 without damper and strain gaging data showed that without a damper the sum stress as a result of torsional vibration does not exceed the allowable limit throughout the whole engine speed range. As a result the ship of design N 1557 can be operated without defining barred speed zone and without the necessity of installing torsional vibration damper.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.