Научная статья на тему 'АНАЛИЗ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОРОЖДАЮЩИХ ПРАВО НА РЕАБИЛИТАЦИЮ (УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ АСПЕКТЫ)'

АНАЛИЗ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОРОЖДАЮЩИХ ПРАВО НА РЕАБИЛИТАЦИЮ (УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ АСПЕКТЫ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
КриминалистЪ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
VIOLATIONS OF OPERATIONAL INVESTIGATIVE AND CRIMINAL PROCEDURAL LEGISLATION / THE LEGALITY OF OPERATIONAL INVESTIGATIVE MEASURES / INADMISSIBLE EVIDENCE / PROVOCATION / THE RIGHT TO REHABILITATION / НАРУШЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО И УГОЛОВНО-ПРО-ЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ЗАКОННОСТЬ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ / НЕДОПУСТИМЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА / ПРОВОКАЦИЯ / ПРАВО НА РЕАБИЛИТАЦИЮ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитин Евгений Львович, Дытченко Геннадий Владимирович

В статье проводится анализ связанных с распространенными нарушениями оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства причин прекращения уголовных дел по реабилитирующим основаниям и вынесения оправдательных приговоров. Определяются критерии законности таких оперативно-розыскных мероприятий, как проверочная закупка и оперативный эксперимент, результаты которых наиболее часто используются при формировании доказательств по уголовным делам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никитин Евгений Львович, Дытченко Геннадий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF VIOLATIONS OF THE LAW THAT GIVE RISE TO THE RIGHT TO REHABILITATION (CRIMINAL PROCEDURE AND POLICE OPERATIONS ASPECTS)

The article analyzes the reasons for the termination of criminal cases on rehabilitating grounds and the adjudgement of acquittals due to widespread violations of operational investigative and criminal procedural legislation. The criteria are determined of legality of such operational-search activities as the test purchase and operational experiment, the results whereof are most often used in the formation of evidence in criminal cases

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОРОЖДАЮЩИХ ПРАВО НА РЕАБИЛИТАЦИЮ (УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ АСПЕКТЫ)»

6. Климова Г. 3. Реабилитация как правовой институт : монография / Г. 3. Климова, И. Н. Сенякин. — Саратов : Сарат. гос. акад. права, 2005. - 344 с.

7. Корнеев О. А. Институт реабилитации в уголовно-процессуальном праве России : монография / О. А. Корнеев. — Челябинск : Изд-во ЮУрГу, 2005. - 208 с.

8. Корчагина Л. И. К вопросу о понятии и сущности реабилитационных правоотношений в уголовном судопроизводстве России / Л. И. Корчагина / / Актуальные проблемы российского права. — 2013. — № 8. — С. 30—32.

9. Миролюбов Н. И. Реабилитация как специальный правовой институт / Н. И. Миролюбов / / Журнал Министерства юстиции. — 1902. - № 4. - С. 101-141.

10. Орлова А. А. Концепция реабилитации в российском уголовном процессе : монография / А. А. Орлова. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. -186 с.

11. Подопригора А. А. Актуальные вопросы института реабилитации в российском уголовном процессе / А. А. Подопригора, Ю. Б. Чу-пилкин / / Российская юстиция. — 2015. — № 7.

- С. 46-50.

12. Севостьянова Ю. В. Особенности реабилитации по делам частного обвинения / Ю. В. Севостьянова / / Адвокат. — 2014. — № 7.

- С. 11-16.

13. Супрун С. В. Предмет и метод правового регулирования как критерий деления норм института реабилитации на отрасли права / С. В. Супрун / / Современное право. — 2009. — №3. - С. 7-10.

14. Шиплюк В. А. Круг лиц, имеющих право на реабилитацию в порядке главы 18 УПК РФ (проблемы определения) / В. А. Шиплюк / / Криминалиста. - 2013. - № 1 (12). - С. 37-42.

15. Яшина А. А. Реабилитация в уголовном процессе / А. А. Яшина / / Российская юстиция. - 2017. - №3. - С. 38-41.

Е. Л. НИКИТИН, Г. В. ДЫТЧЕНКО УДК 343.13

АНАЛИЗ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОРОЖДАЮЩИХ ПРАВО НА РЕАБИЛИТАЦИЮ (уголовно-процессуальный и оперативно-розыскной аспекты)

Статистические данные в сфере уголовного судопроизводства свидетельствуют о крайне низком проценте итоговых решении, связанных с реабилитацией. На стадии предварительного расследования такие решения реализуются в виде прекращения уголовных дел и уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Судебные решения, влекущие право на реабилитацию, выражаются в прекращении уголовных дел либо в вынесении оправдательных приговоров.

По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 2013 — 2017 годы, число лиц, в отношении которых судами рассмотрены уголовные дела1, составило: в 2013 году — 979 215, 2014 - 959118, 2015 - 988 044, 2016 - 982145, 2017 - 903 501; из них оправдано или дела прекращены по реабилитирующим основаниям (за отсутстви-

1 Общее число лиц, в отношении которых вступили в законную силу судебные постановления по существу обвинения (осуядденные, оправданные, лица, в отношении которых уголовные дела прекращены, применены принудительные меры к невменяемым).

ем состава, события, непричастности к преступлению): в 2013 году — 18 792 (1,9 %), 2014 -16 468 (1,7 %), 2015 - 15 224 (1, 5 %), 2016 - 18 949 (1,9 %), 2017 - 6 263 (0,69 %)2.

По исторически сложившейся в России традиции вынесение оправдательных приговоров остается на запредельно низком уровне: в 2014 году - 0,54 %, 2015 - 0,43 %, 2016 - 0,36 %Л 2017 - 0,3 %4.

Причины столь низкого процента оправданных лиц могут быть разными. С одной стороны, низкий процент оправдательных приговоров может свидетельствовать о высоком качестве работы правоохранительных органов, с другой — о су-

2 Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2008 — 2017 годы [Электронный ресурс] / / Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации : сайт. URL: http://www.cdep.ru / index. php?id=79&item=2074 (дата обращения: 18.06.2018).

3 ПРАВО RU : информ. портал. URL: https: //pravo.ru/news/view/143445/ (дата обращения: 18.06.2018).

4 Там же. URL: https://pravo.ru/story/ 200608/ (дата обращения: 18.06.2018).

ществовании обвинительного уклона, который основан на порочной практике расценивать прекращение уголовного дела или уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (за отсутствием события или состава преступления) как недостаток в работе. Очевидно, что концентрация усилий только на формальном достижении высоких показателей по количеству привлеченных к уголовной ответственности лиц не соответствует целям и задачам борьбы с преступностью и представляет не меньшую угрозу, чем сама преступность. Действительно, общество заинтересовано в том, чтобы путем собирания, проверки и оценки доказательств разобраться и установить, имело ли место событие преступления, кто его совершил, при необходимости наказать виновных либо удостовериться, что преступления не было. В этой связи прекращение части уголовных дел по реабилитирующим основаниям на досудебных стадиях уголовного процесса специалисты расценивают как объективное и необходимое явление1. Полагаем, что указанный подход должен распространяться и на формирование отношения к вынесению судами оправдательных приговоров.

Истинное положение дел становится понятным при обращении к статистике рассмотрения уголовных дел судом присяжных. Так, процент оправдательных приговоров, вынесенных судом присяжных, значительно выше соответствующего показателя в деятельности иных составов суда. Например, по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в последние годы областные и равные им суды с участием коллегии присяжных рассматривают (с вынесением приговора) до 230 уголовных дел в год. По названным делам в 2015 и 2016 годах оправдано 15 % подсудимых2. В 2017 году число оправдан-

1 Овсянников И. В. Прекращение уголовных дел по реабилитирующим обстоятельствам: вопросы теории и практики / / Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2011. №3. С. 88-96.

2 О некоторых итогах работы прокуроров с уголовными делами, рассматриваемыми об-

ных присяжными лиц снизилось до 10 %3. Соответствующие исследования по данному вопросу свидетельствуют и о более высоком проценте оправданных лиц. В соответствии с ними за последние 6 лет количество вынесенных судами субъектов Российской Федерации оправдательных приговоров в отношении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности по делам, подсудным суду присяжных, составляет более 20 %4.

Представляется, что введение коллегии из 6 присяжных заседателей в районных и городских судах5 повлечет заметное изменение судебной практики и с большой вероятностью приведет к значительному росту оправдательных приговоров, поскольку количество рассматриваемых в этих судах уголовных дел значительно выше, чем в судах субъектов Российской Федерации. Соответственно, увеличение оправдательных приговоров повлечет более широкое применение института реабилитации.

Очевидно, что для предотвращения негативных последствий в виде привлечения к уголовной ответственности невиновных лиц требуется определить его основные причины. Представляется, что такими причинами являются различные нарушения как уголовно-процессуального, так и оперативно-розыскного законодательства. Вместе с тем подходы, складывающиеся в официальном толковании современной правоприменительной практики, свиде-

ластными и равными им судами с участием

коллегии присяжных заседателей : информ. письмо Генеральной прокуратуры Рос. Федерации от 15 февр. 2017 г. № 12-12-2017.

3 ПРАВО RU : информ. портал. URL: https://pravo.ru/story/200608/ (дата обращения: 18.06.2018).

4 Семенов Е. А., Столбина Л. В. Суд присяжных: на пути реформ / / Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. №1. С. 77—80.

5 О внесении изменений в статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» : федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2017 г. № 467-ФЗ.

тельствуюг о неоднозначном понимании термина «нарушение» и отнесении его к оценочной категории.

Например, в соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2017 года № 51 «О практике применения законодательства при рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции (общий порядок судопроизводства)» доказательства признаются недопустимыми, в частности, если были допущены существенные нарушения установленного уголовно-процессуальным законодательством порядка их собирания и закрепления, а также если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом или органом либо в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами.

Введение термина «существенные нарушения» при отсутствии исчерпывающего перечня конкретных и однозначных признаков таких нарушений создает угрозу неправильного толкования этого термина и, более того, допущения такого понятия, как несущественные нарушения установленного уголовно-процессуальным законодательством порядка собирания и закрепления доказательств, что очевидно является правовым нонсенсом. Введение в правовой лексикон термина «существенные нарушения» предполагает также возможность несущественных нарушений, допустимость таких несущественных нарушений, которые можно игнорировать при осуществлении правосудия. Анализ термина «существенные нарушения» приводит к выводу о несомненной опасности его внедрения и официального использования в правоприменительной практике, так как создает почву для произвола и размывает устойчивые правовые понятия.

Разделяя позицию А. С. Рясиной относительно проблем использования оценочных категорий в нормотворческой деятельности, обусловленную стремлением создания четких норм закона как одного из направлений обеспечения эффективности правового регулирования и закон-

ности, следует признать, что недостатки юридической техники порождают неправомерное поведение участников правовых отношений1.

В этой связи нельзя согласиться с мнением Н. А. Михеенковой о том, что сложившаяся в России практика признания недопустимыми только тех доказательств, которые получены с существенными, а не с любыми нарушениями уголовно-процессуального законодательства, не вызывает вопросов2. Наоборот, на практике возникает множество вопросов о критериях разграничения существенных и несущественных нарушений. Это как раз тот случай, когда у двух юристов может быть три мнения.

Представляется, что при оценке доказательств в уголовном процессе нарушением должно признаваться несоблюдение норм, установленных федеральным законодательством, либо норм подзаконных правовых актов, на которые ссылаются бланкетные нормы федерального законодательства. Допуская деление нарушений на существенные и несущественные, мы должны признать, что на уровне закона закреплены нормы, нарушение которых не имеет значения для отправления правосудия, что абсурдно.

Очевидно, что термин «нарушение» является самодостаточным и должен пониматься однозначно, как нарушение установленной законом нормы, его нельзя относить к оценочной категории в праве и размывать сомнительными дополнениями о степени его существенности. Поэтому любое нарушение процессуальной нормы, установленной законом, должно приводить к самоочевидному выводу о противозаконности соответствующих следственных и процессуальных действий.

1 Рясина А. С. Оценочные категории как прием юридической техники / / Вестник ЮУрГу. Сер. Право. 2011. №40. С. 25-29.

2 Михеенкова М. А. Некоторые аспекты влияния Европейского суда по правам человека на развитие российского доказательственного права // Судья. 2017. № 2 (34). С. 39-44.

Следует помнить, что право не имеет своей целью жесткое законодательное закрепление абсолютно всей практической деятельности по борьбе с преступностью, в частности ее организационно-методических аспектов. Практическая деятельность всегда шире ее нормативного регулирования. Использование терминов существенные или несущественные нарушения, конечно же, может иметь место на практике в качестве профессионального сленга, вне рамок официального толкования законодательства и отправления правосудия, когда те или иные правоохранительные действия, меры, процессы и функции не имеют обязательного закрепления на законодательном уровне. Только в таких случаях нарушение сложившихся на практике организационно-методических форм деятельности, не затрагивающих процедур, установленных законом, может быть признано несущественным.

Вместе с тем правоприменительная практика свидетельствует о чрезмерно вольном использовании понятия «несущественные нарушения», когда к числу «несущественных» нарушений часто относят неправильное оформление результатов оперативно-розыскной деятельности, представляемых органу дознания, следователю и в суд, либо несоблюдение процессуального порядка отдельных следственных действий, оставляя такие нарушения «на усмотрение суда». При рассмотрении уголовных дел в суде указанные нарушения могут быть выявлены, что в итоге приведет к реабилитации граждан, подвергнутых незаконному уголовному преследованию. Имеют место судебные ошибки, являющиеся следствием ошибок, допущенных на досудебных стадиях, когда судьи попросту «не замечают» их, а также ошибки, когда судьи соглашаются с необоснованной позицией государственного обвинителя.

Представляется, что качество уголовного процесса должно достигаться не только реализацией принципа состязательности и активными действиями стороны защиты, но и принципиальным отношением к лю-

бым нарушениям законодательства со стороны органов прокуратуры и суда, которое должно основываться на четких критериях оценки законности соответствующих оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) и следственных действий.

Выработка таких критериев является важной задачей. При этом требуется повысить не только качество предварительного расследования, но и радикально пересмотреть существующую практику получения результатов оперативно-розыскной деятельности (ОРД) и их использования в уголовном процессе.

В настоящее время отмечается рост преступлений, совершаемых в условиях неочевидности, глубокой конспирации преступной деятельности и при значительном противодействии правоохранительным органам, что затрудняет их выявление и раскрытие следственным путем, в связи с чем возрастает значение результатов ОРД, используемых при возбуждении уголовных дел и формировании соответствующей доказательной базы.

При осуществлении прокурорского надзора и поддержании государственного обвинения выявляется, что фатальные последствия в виде прекращения уголовных дел и вынесения оправдательных приговоров по уголовным делам, основанным на использовании результатов ОРД, как правило, связаны с провокацией при проведении таких ОРМ, как проверочная закупка и оперативный эксперимент.

Вопрос о том, что следует считать провокацией при проведении указанных оперативно-розыскных мероприятий, по-прежнему остается актуальным. В соответствии с ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается: подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий, что расценивается как провокация.

Анализируя положения Федерального закона «Об оперативно-розыскной дея-

тельносги», можно прийти к выводу, что создание оперативными работниками «благоприятной» обстановки для совершения преступления будет признано незаконным даже в случае, если с предложением о сбыте наркотиков, требованием о передаче взятки выступило само спровоцированное лицо1.

Основные критерии оценки законности ОРМ «оперативный эксперимент» и «проверочная закупка» изложены в определениях Конституционного Суда Российской Федерации, решениях Европейского Суда по правам человека и Верховного Суда Российской Федерации.

Изучение судебных решений дает возможность выделить наиболее сложные аспекты оперативно-розыскной деятельности и произвести извлечение основных критериев, подходов и принципов, используемых судами при оценке ее законности. К наиболее спорным вопросам относятся: проведение оперативного эксперимента или проверочной закупки в отношении неопределенных лиц; оценка достаточности первичной информации о преступлении для проведения этих ОРМ; оценка законности либо провокационносги действий оперативных сотрудников; непосредственное участие в оперативном эксперименте или проверочной закупке в качестве «взяткодателя» либо приобретателя наркотиков сотрудника органа, осуществляющего ОРД.

Так, ОРМ «оперативный эксперимент» с точки зрения судебных решений Конституционного Суда Российской Федерации может быть проведено только для решения задач, предусмотренных ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», и при наличии оснований, указанных в ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»2. Эти общие критерии приме-

1 Борков В. Н. Оперативная провокация как способ фальсификации (ч. 4 ст. 303 УК РФ) / / Законность. 2017. № 6. С. 30-34.

2 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граядданина Потапова Александра Владимировича на нарушение его конституционных

нимы и при оценке ОРМ «проверочная закупка».

В информационном письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 апреля 2011 года № 69-12-2011 «О практике рассмотрения Европейским Судом по правам человека жалоб о нарушении прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий "проверочная закупка" и "оперативный эксперимент"» обращается внимание на обязательность проведения иных ОРМ для проверки первичной информации о факте подготовки либо совершения преступления конкретным лицом.

Европейский Суд по правам человека требует полной и качественной проверки доводов стороны защиты о факте провокации со стороны сотрудников оперативно-розыскных органов. В частности, в Постановлении Европейского Суда по правам человека от 27 ноября 2014 года по делу «Еремцов и другие (Yeremtsov and Others) против Российской Федерации» (Жалобы № 20696/06, 22504/06, 41167/06, 6193/07, 18589/07) прямо говорится о том, что при наличии правдоподобного и даже спорного утверждения о провокации надлежит устанавливать основания проведения мероприятия, степень участия сотрудников правоохранительных органов в совершении преступного деяния, а также характер какого-либо подстрекательства или давления, которому подвергался человек. Кроме указанных выше критериев при оценке законности ОРМ «проверочная закупка» необходимо учитывать позиции «о провокации», сформированные в рамках судеб-

прав отдельными положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» : определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 6 марта 2001 г. № 58-0 ; Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кравчука Ивана Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктом 14 части первой статьи 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» : определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 27 янв. 2011 г. № 56-0-0 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ных решений Европейского Суда по правам человека1.

Для принятия решения о проведении ОРМ «проверочная закупка» нельзя признать достаточными сведения о том, что в прошлом лицо занималось преступной деятельностью и привлекалось к уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств.

По мнению Европейского Суда по правам человека, к провокации, или подстрекательству к совершению преступления, относятся любые действия, свидетельствующие об оказании неправомерного давления на человека с целью совершения им преступления. Например, проявление излишней инициативы покупателя в контактах со сбытчиком, повторные предложения о продаже при наличии первоначального отказа, настойчивые напоминания, повышение цены сверх средней по региону, ссыпки на абстинентный синдром2.

Несмотря на наличие указанных определений и критериев оценки законности ОРМ, оперативно-розыскные органы проявляют недопонимание целей, сущности и порядка осуществления данных мероприятий.

На практике также отмечается отсутствие принципиальной позиции со стороны органов предварительного следствия и суда к требованиям Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в отношении процессуального оформления оперативно-розыскных мероприятий. Причина сложившейся ситуации заключа-

1 О практике использования рекомендаций Европейского Суда по правам человека при производстве проверочной закупки : информ. письмо Генеральной прокуратуры Рос. Федерации от 18 февр. 2013 г. № 36-11-2013.

2 Дело «Ваньян (Vanyan) против Российской Федерации» (Жалоба № 53203/99) : постановление Европейского Суда по правам человека от 15 дек. 2005 г. ; Дело «Веселов и другие (Veselov and Others) против Российской Федерации» (Жалобы № 23200, 24009/07 и 556/10)

[Электронный ресурс] : постановление Европейского Суда по правам человека от 2 окт. 2012 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ется в недооценке некоторыми представителями оперативно-розыскных органов, а также отдельными следователями, прокурорами и судьями значимости оперативно-розыскных процедур, когда обязательность выполнения, на первый взгляд, формальных оперативно-розыскных норм не отождествляется с обязательностью выполнения норм уголовно-процессуальных. Вместе с тем следует помнить, что введением в УПКРФ ст. 89 («Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности») законодатель повысил требования именно к процедуре осуществления ОРМ, указав на обязательность ее соблюдения наравне с обязательностью соблюдения уголовно-процессуальных норм. Таким образом, в процессе доказывания по уголовным делам не допускается использование результатов ОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ. Однако этот запрет не всегда соблюдается на практике.

Например, Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации были отменены приговор районного суда и последующие судебные решения по делу в отношении И. Уголовное дело прекращено, из-под стражи он освобожден, за ним признано право на реабилитацию. Основанием для принятия такого решения послужило отсутствие в материалах уголовного дела постановлений о проведении проверочных закупок, что было расценено судом как осуществление ОРМ в нарушение требований ч. 7 ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», т. е. без вынесения соответствующего постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. В итоге суд признал недопустимыми не только все доказательства, основанные на результатах проведенных ОРМ, но и производные от них доказательства (заключения судебно-химических экспертиз и т. д.)3.

3 Об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств : информ. письмо Генеральной прокуратуры Рос. Федерации от 20 дек. 2012 г. № 12-12677-12.

Исходя из научного анализа требований законодательства, судебной практики, представляется необходимым дополнить существующие критерии оценки законности ОРМ «проверочная закупка» и «оперативный эксперимент» следующими положениями:

1) соблюдение нормы Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», содержащей перечень оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6);

2) соблюдение установленных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» условий проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий (ст.ст. 8 и 9);

3) соблюдение норм Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» о субъектах, уполномоченных на осуществление ОРД (ст.ст. 13 и 17);

4) соблюдение требований Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» относительно документирования отдельных ОРМ и процедуры представления результатов ОРД в следственные органы (ст.ст. 10, 11, 12), ст. 89 УПК РФ, а также положений Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденной Приказом МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 года №776/703/509/507/1820/42/535/398/68.

Основанием последнего из приведенных критериев, об обязательности правильного оформления документов при представлении результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд, являются соответствующие решения Верховного Суда Российской Федерации, которые предполагают, что при оценке законности такого представления обязательно должны учитываться положения ведомственных актов оперативно-розыскных органов, принятых во исполнение ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

В контексте рассматриваемой темы необходимо признать наличие уголовно-процессуальных нарушений в том случае, когда они вытекают из нарушений оперативно-розыскного процесса. Например, при нарушении порядка проведения или оформления ОРМ, результаты которых направляются следователю, а также при нарушении процедуры представления результатов ОРД возбуждение уголовного дела, основанного на таких результатах, следует признавать незаконным, поскольку оно осуществляется с нарушением требований ст.ст. 140,144-146 УПК РФ.

В целях недопущения принятия незаконных решений о возбуждении уголовных дел на основании результатов оперативно-розыскной деятельности, осуществленной с существенными нарушениями порядка проведения и оформления, представляется целесообразным дополнить ст. 140 УПК РФ нормой, устанавливающей обязательные критерии законности использования сообщений о преступлениях, поступающих из оперативно-розыскных органов, в качестве повода и основания к возбуждению уголовного дела.

Библиографический список

1. Борков В. Н. Оперативная провокация как способ фальсификации (ч. 4 ст. 303 УК РФ) /

B. Н. Борков / / Законность. — 2017. — № 6. —

C. 30-34.

2. Михеенкова М. А. Некоторые аспекты влияния Европейского суда по правам человека на развитие российского доказательственного права / М. А. Михеенкова / / Судья. — 2017. — № 2 (34). - С. 39-44.

3. Овсянников И. В. Прекращение уголовных дел по реабилитирующим обстоятельствам: вопросы теории и практики / И. В. Овсянников / / Вестник Академии экономической безопасности МВД России. — 2011. — № 3. — С. 88-96.

4. Рясина А. С. Оценочные категории как прием юридической техники / А. С. Рясина / / Вестник ЮУрГу. - 2011. - №40. - С. 25-29.

5. Семенов Е. А. Суд присяжных: на пути реформ / Е. А. Семенов, Л. В. Столбина / / Проблемы правоохранительной деятельности. - 2017. - №1. - С. 77-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.